Трансгенный рай или трансгенный апокалипсис
Сегодня многие не понимают, почему сельскохозяйственная биотехнология, или генная инженерия растений, претендует на столь важную роль в будущем. В то же время все осведомлены о стремительном росте населения планеты. После второй мировой войны нас было два миллиарда, через 50 лет – около шести. Этот рост происходит и сейчас, и мы не знаем, каким он будет в дальнейшем. Но зато мы знаем, что 1,3 млрд. человек в мире живут менее чем на один доллар в день, а три млрд. – менее чем на два доллара в день. И мы знаем, что голодающих в мире становится всё больше. Общество не вправе мириться с такой ситуацией, но разные страны реагируют на неё по-разному. Решить эту глобальную проблему можно, только резко увеличив производство продовольствия. Но добиться этого предстоит без увеличения нагрузки на окружающую среду, в частности, без истощения используемых земель и привлечения новых.
Что же такое трансгенные продукты? Мне стало интересно это узнать, и я взялась за изучение этой темы. После, я захотела поделиться с окружающими своими новыми познаниями. Когда люди узнавали о трансгенных продуктах, то их мнения разделялись. И я решила методом интервьюирования выяснить отношение окружающих к модифицированным продуктам.
Покупая в магазине какой-нибудь продукт, на упаковке можно иногда прочитать: «Генетически модифицированная продукция» или «содержит компоненты, полученные из генетически модифицированных источников». Что же скрывается за непонятным для рядового покупателя названием генетически модифицированные», или «трансгенные», продукты?
Генетически модифицированные продукты – это растения, в ДНК которых введён ген, не данный им природой, ген из другого организма. Он наделяет своего «хозяина» новыми свойствами: высокая урожайность, пищевая и вкусовая ценность, устойчивость к болезням, пестицидам, выносливость и др.
С 1986 г. в мировой сельскохозяйственной практике начали происходить революционные перемены, связанные с использованием нового поколения биотехнологически усовершенствованных растений. Уже через пять лет сорта сои, хлопчатника, кукурузы с улучшенными агротехническими свойствами и рапса со значительно улучшенным качеством масла начали быстро распространятся в США, Канаде и Аргентине. При создании новых улучшенных сортов были использованы генетически модифицированные растения (ГМР), или (синоним ГМР) трансгенные растения, в которые методами генетической и клеточной инженерии введены гены, выделенные из другого вида растений или из другого организма – животного, бактерии, гриба или вируса. Благодаря более высокой устойчивости к болезням и вредителям, более качественному, чем у старых сортов, составу масел новые растения оказались привлекательными как для производителей, так и для потребителей.
Отчего же люди прибегли к такому роду растений?
Я отвечу на этот вопрос. Быстрый рост населения Земли, истощение ресурса площадей, пригодных для земледелия, уже ставшее реальностью для многих стран, вот что послужило для развития новых технологий.
Создание ГМР
Культурные растения с самого начала использования человеком отличалось от дико растущих предков рядом признаков, которые в ходе многих тысяч лет эмпирической селекции были усилены в ущерб конкурентоспособности и выживаемости растений в природных условиях.
В ходе искусственной селекции происходит неосознанный отбор генов, сцепленных с признаками высокой урожайности и качества продукции, но снижающих устойчивость культурных растений к фитопатогенам и вредителям, не наносящим существенного вреда их дикорастущим родственникам. Этот процесс ускорился после перехода к селекции гибридных сортов растений.
Другим фактором, усиливающим ущерб от стрессов, является внедрение «интенсивной» технологии земледелия, приведшей к изменению механической структуры, биологического и химического состава почв микроклимата полей.
Сейчас мы лишь можем констатировать тот факт, что большая часть ущерба, наносимого культурным растениям стрессами окружающей среды, включая вредителей и болезни, органически связана с природой окультуренных растений и технологией их выращивания. Поэтому первостепенной задачей искусственной селекции растений является усиление устойчивости к вредителям, фитопатогенам и абиотическим стрессам.
Методы селекции могут и должны быть дополнены генетической трансформацией растений – введением чужеродных генов устойчивости, или генно-инженерной регуляцией собственных генов устойчивости, переводом их на более интенсивную и своевременную работу.
Мировой статус ГМР и выгоды от их использования
Анализируя ситуацию во всём мире можно увидеть, что, невзирая на трудности, с которыми всегда сталкивается новое и непривычное, трансгенные растения завоёвывают мировой рынок, Главный показатель развития отрасли – это динамика капиталовложений.
Тремя ведущими аналитическими компаниями Pricewaterhouse Coopers, Thomson Venture Economist и National Venture Capital Association были обнародованы данные о том, что биотехнология привлекла 22% от всех венчурных инвестиций в 2002 г. – наивысший процент за последние 7 лет. Венчурные инвестиции в биотехнологические компании и компании, занимающиеся медицинским оборудованием, составили в 2002г. 4,7 миллиардов долларов, что на 70% выше, чем в 1998 г.
Наблюдается стремительный рост площадей под трансгенными культурами. Расширяется также видовой спектр ГМС: с 1987г. по 2002 г. были испытаны 33 различные культуры растений.
Прямая экономическая выгода составляет только часть общей картины улучшения ситуации, в первую очередь экологической: суммарное снижение использования гербицидов и др. пестицидов ведёт к увеличению популяций полезных насекомых и птиц, очищаются вода и воздух из-за уменьшения выбросов в атмосферу от производства; возможность перейти на беспахотный метод обработки земли уменьшает эрозию почв, сохраняет почвенную влагу и, как следствие, уменьшает расходы на орошение.
Система биобезопасности в России
Создание ГМР – высоко технологичный процесс, основанный на фундаментальных научных знаниях, требующий высоко квалифицированных кадров и мощной современной инструментальной базы. Трансгеное растение создаётся в научных лабораториях, проходит стадию испытаний в теплицах и в полевых условиях, затем государственные сортоиспытания, регистрацию и, наконец, выходит на рынок: для выращивания в окружающей среде; употребления в пищу непосредственно или в переработанном виде; в качестве кормов для животных, или как источник лекарств - «съедобных» вакцин.
Еще в 1975 г. учёные всего мира на Асиломарской конференции подняли важнейший вопрос: не окажет ли появление ГМО потенциально негативного воздействия на биологическое разнообразие? С этого момента одновременно с бурным развитием генной инженерии стало развиваться новое направление, связанное с живыми измененными организмами – биобезопасности. Главная её задача – оценить, не несёт ли использование ГМО нежелательное воздействие на окружающую среду, здоровье человека и животных, а главная цель – открыть путь к использованию достижений современной биотехнологии, гарантируя при этом безопасность.
Стратегия биобезопасности основывается на научном использовании особенностей ГМР, опыте обращения с ним, а также информации о его предполагаемом использовании и окружающей среде, в которую ГМР будет интродуцировано. Совместными многолетними усилиями международных организаций (ЮНЕП), экспертов из разных стран, в т. ч. России, были разработаны базовые понятия и процедуры:
«Опасность» - потенциальная возможность ГМР причинить вред здоровью людей и (или), окружающей среде.
«Риск» - вероятность реализации опасности, если она определена, при высвобождении ГМР в потенциальную принимающую среду. Очень важно определить, в чём фактически состоят риски. При этом учитываются два основных фактора: последствие конкретного события и вероятность наступления события.
«Оценка рисков» - меры по оценке того, какой вред может быть причинён, как он может проявиться и какими могут быть масштабы предполагаемого ущерба. Оценка рисков должна проводиться строго на научной основе, при этом каждое новое ГМР рассматривается индивидуально («от случая к случаю»), поэтапно и в сравнении с исходным не модифицированным растением. Международными и российскими правилами требуется применение «принципа предосторожности» в тех случаях, когда полная информация отсутствует.
«Регулирование рисков» - механизм, позволяющий минимизировать риски.
Только после того, как вся процедура будет успешно осуществлена, готовится научное заключение о биобезопасности ГМР. В России окончательное принятие решения о выпуске ГМР для коммерческих целей принимается на федеральном уровне с учётом также социально-экономических аспектов.
Для понимания современной ситуации важен факт, что в течение 20 лет, прошедших с момента первого выхода ГМР на рынок, не было выявлено ни одного достоверного отрицательного воздействия их на окружающую среду и здоровье человека и животных ни в ходе испытаний, ни при коммерческом использовании. Зато можно привести общеизвестные примеры искажённых данных или некорректных экспериментов.
Генетически модифицированные продукты и сырьё - предмет отдельного внимания.
На 2003 г. в России каждый впервые поступающий на продовольственный рынок России ГМИ(Генетически модифицированный источник) получения пищи или её компонентов проходит полную процедуру государственной регистрации.
Что она включает? Оценку качества и безопасности ГМИ.
Например, соблюдается основной принцип Комиссии Codex Alimentarius: «защита здоровья потребителей и обеспечение процедур, связанных с торговлей продовольствием, должны быть законны и беспристрастны».
Российская система оценки безопасности ГМИ для пищи отличается от принятой в США и Канаде: оценивается не только составное соответствие ГМИ традиционному продукту, но также проводится медико-биологическая оценка и оценка технологических параметров пищи. Т. е. применяется такой же подход, как при проверке новой пищи в рационе питания.
С 1999 г. Минздрав России зарегистрировал 11 ГМР: сою, картофель, кукурузу, сахарную свеклу как источники для использования в пищевой промышленности и реализации населению продуктов, полученных на их основе.
С 2002 г. в России введена обязательная маркировка пищевой продукции, если она содержит более 0,5% компонентов, полученных из ГМИ. Таким образом достигается важнейший для потребителя момент – информирование, а следовательно, и право выбора. Итак, маркировка это только информация о продукте, она не играет никакой роли с точки зрения безопасности пищи из ГМИ для человека. Безопасность обеспечивается комплексной проверкой.
Европейская Комиссия в ноябре 2002 г. обнародовала новые Правила маркировки и трассирования генетически модифицированных пищевых продуктов и кормов. По этим правилам маркировке подлежит продукт, содержащий более 0,9% генно-инженерной компоненты. Новые правила уже одобрены, и вошли в действие в 2004 г.
В США маркировка носит другой характер – не требуется указывать метод, которым получен продукт, но обязательно указание его новых свойств – повышенного содержания витамина а в «золотом рисе», например. Разрешается и добровольная отрицательная маркировка.
Осведомлённость и прозрачность – «плоды» информационного поля биобезопасности
Адекватная информация по биобезопасности для общества, для работающих с ГМР специалистов, для официальных лиц, для прессы – важнейший компонент инфраструктуры, без которого доверие населения к науке, ее достижениям, а равно и к действенности государственного регулирования – падает.
Что делается в России, чтобы наладить диалог с населением? Выпускается Информационный дайджест «Генно-инженерные технологии», в 2001г. начат выпуск Информационного бюллетеня МВКГИД, в декабре 2001г. для открытого доступа.
С момента первого создания и использования ГМР прошло почти 20 лет. Что же изменилось за эти годы? Мировое научное сообщество, инвесторы и потребители пришли к заключению, что именно достижения наук о жизни – молекулярной биологии и генной инженерии, биоинформатики и биотехнологии будут определять образ жизни человечества в этом столетии.
Несмотря на существование закона об обязательной маркировке трансгенных продуктов, не все производители этот закон соблюдают. Системы отслеживания в России за этими нарушениями пока нет. Только в некоторых крупных городах России есть возможность провести экспертизу на наличие в продуктах генетически модифицированных организмов.
Комментарии