Пасхальные яйца (мезенская роспись по дереву)
Мы учимся в пятом классе, и второй год занимаемся в объединении «Роспись по дереву» в Детско-юношеском центре «Горизонт».
Под руководством нашего педагога Черкасовой Ирины Юрьевны мы знакомимся с народными промыслами России, узнаём историю различных видов росписи по дереву, изучаем технику росписи, основы цветоведения и композиции, создаём эскизы для росписи деревянных заготовок и расписываем изделия.
Для нашего творческого проекта мы выбрали тему «Пасхальные яйца». Самые известные украшенные пасхальные яйца - это ювелирные яйца К. Фаберже. Декоративные пасхальные яйца украшают бисером, используют технику коллажа. Так как мы на занятиях изучаем роспись по дереву, то мы решили украсить пасхальные яйца росписью.
Для начала мы прочитали книги и материалы связанный с традициями празднования Пасхи, изучили вопрос об обычаи дарить на Пасху крашенные яйца. Наташа изучала материал о христианских обычаях, а Женя - об языческих. И вот что мы узнали
Величайшим праздником наших предков была встреча весны. В те давние времена на Руси было язычество и культ поклонения яйцу, как символу извечного возрождения и весеннего пробуждения. Сырым яйцом встречали весну, а варёным провожали зиму и поминали предков.
Когда христианство сменило на Руси язычество, обычаи языческого праздника удивительным образом остались и совпали с христианской Пасхой.
Наташа:
Обычай дарить на Пасху крашенные яйца идёт от Марии Магдалины. После распятия Иисуса Христа и его воскрешения, Магдалина предстала перед императором Тиберием, подала ему яйцо со словами – «Христос Воскреси» и яйцо в её руках покраснело. Красный цвет яйца символизирует кровь Христа, а яйцо символизирует воскрешение Христа.
В язычестве цвет тоже имел большое значение.
Черный цвет – означал землю.
Золотой цвет – вселенную.
Белый – уходящую зиму.
Красный – Великий день (встречу весны).
Зелёный – праздник Егория.
Жёлтый, золотистый – праздник Купалы.
Обычно раньше на праздник делали два вида яиц: крашенки и писанки.
Крашенка – это варёное яйцо, покрашенное в какой-либо цвет. Крашенкой провожали зиму и поминали предков.
Писанка – сырое, оплодотворённое яйцо. Писанкой встречали Живу-Весну и пробуждение сил природы.
Орнаменты писанки - символичные записи (письмена). Всякая линия на писанке – это дуга. Дуги образуют круги и овалы, которые перекрещиваются, образуя крестильную сорочку писанки. Обычно писанки писали при помощи горячего воска, используя инструмент – кистка. Это палочка с привязанном на конце конусом с дырочкой. Туда наливали горячий воск и наносили орнамент. Затем яйцо окунали в жёлтую краску. Когда яйцо остывало, воск снимали, и рисунок под воском оставался белым. Операция повторялась многократно. Изменялся только восковой орнамент и цвет краски.
Наташа:
В современное время роспись Пасхальных яиц очень разнообразна. Яйца расписываются геометрическим и растительным орнаментом, архитектурным и зооморфным.
Растительные орнаменты бывают живописные и стилизованные под определённую роспись по дереву.
Встречается архитектурная роспись – это изображение на яйцах домиков, башенок, церквей и соборов.
Зооморфные мотивы росписи включают в себя изображение животных – живописных, стилизованных - сказочных или символичных. Например: петух – символ счастья, достатка.
В росписи яиц часто виды орнаментов перекликаются. На яйцах можно делать надписи из букв и слов. Например: Х В или поздравление с Пасхой.
Этапы выполнения творческой работы (роспись яиц)
Выбор темы для росписи пасхальных яиц.
За первый год обучения мы изучили три вида росписи по дереву: Мезенскую роспись, Хохломскую и Городецкую. Для росписи яиц мы выбрали Мезенскую роспись, так как она очень символична, так же как и праздник Пасхи. Эта роспись никого не оставляет равнодушным, в ней скрыт глубокий смысл, что- то от пещерных рисунков, от языческих знаков. Язык таинственных узоров завораживает. Мезенская роспись несет огромную знаковую информацию. По содержанию она сравнима с древними письменами (приложение: Расшифровка мезенских геометрических узоров).
Каждый знак, каждая черточка имеет своё значение и, составляя свои композиции, мы старались делать рисунок осмысленным и информационным.
Роспись очень лаконична, используется всего два цвета, красный и чёрный. Эти цвета олицетворяют день и ночь, радость и печаль. За основу фона взяли золотой цвет, как символ вселенной.
Для росписи яиц мы используем мезенские геометрические, растительные и зооморфные орнаменты. Орнаменты располагаются по ярусам. Есть три яруса – мира. Верхний ярус – небесный, затем земной ярус и нижний подземный. Ярусы разделяются орнаментальными полосами.
Наташа:
У мезенских узоров есть множество значений Я, выполняя свою работу, подразумевала такую расшифровку их:
В верхнем ярусе эскиза своего пасхального яйца я расположила солярный знак – знак солнца. Летящие по небу птицы – символизируют образ человека, его душу.
В центральной части яйца я нарисовала коней и оленей, которые встали на дыбы. Конь – символ крепкого хозяйства. Олень — благоприятный символ, ассоциирующийся с восходом, светом, чистотой, обновлением, созиданием и духовностью. Между животными растут деревья, которые обозначают счастливую жизнь.
На нижнем ярусе яйца плавают рыбки в воде. Вода - символизирует переходное состояние.
А завершает всю композицию росписи яйца - орнаментальная полоса.
В своих работах мы сохранили традиционное построение мезенской композиции. В небесном ярусе композиции, я изобразила солярный знак.
В основной части – земном ярусе, я изобразила лошадей, бегущих друг за другом. Конь, как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии, есть знак устремления. Объезженная лошадь — важный символ власти.
В нижней части яйца плавающие утки и гуси, символизирующие сотворение мира.
Последовательность выполнения росписи яиц
Для изготовления Пасхальных яиц мы взяли деревянные заготовки. Заготовку яйца (бельё) предварительно грунтуют, чтобы закрыть поры древесины. Грунтовка – клейстер, сваренный из крахмала. Клейстер можно заменить на клей ПВА разбавленный с водой в пропорции: 1 часть клея и 2 части воды. Яйцо натирают грунтовкой с помощью поролоновой губки или руками. Заготовке дают высохнуть, затем шлифуют наждачной бумагой средней крупности и доводят «нулёвкой». Операцию повторяют 2 – 3 раза, до тех пор, пока яйцо не станет идеально гладким.
После грунтовки древесина не сильно впитывает краску, поэтому окрашенное яйцо выглядит более ярким. Краска равномерно ложится и не расплывается.
Фон на яйцо наносится толстой кистью. Затем карандашом на яйце наводят орнаментальную сетку – «крестильную сорочку» и наносят рисунок. Предварительно эскиз рисунка делают на бумаге.
Элементы рисунка, тонкой кистью (колонок № 2), закрашивают краской.
Если яйцо после росписи не будет покрываться лаком, то в краску перед намешиванием цвета добавляют клей (из расчёта 1 часть клея ПВА и 2 части краски). В этом случае после высыхания краска не будет пачкать. Можно использовать и другие краски: темпера, акрил. Яйцу можно придать блеск и защитить краску с помощью лака (лак НЦ или ПФ). Покрывать изделие лаком могут только взрослые.
Женя Наташа
Расписные яйца можно использовать для сувениров и подарков на праздник Пасхи.
А можно устроить весёлую русскую народную игру «Закати под курицу яйцо».
Для игры понадобятся яйца и курица с отверстием для закатывания яиц. С расстояния 60 – 100 сантиметров под курицу стараются закатить яйцо. Так как яйцо не имеет форму шара, его очень тяжело закатить в отверстие. Побеждает тот, кто закатит яйцо под курицу большее количество раз.
Итоги творческой работы
Выполняя этот творческий проект, мы изготовили по собственным эскизам пасхальные яйца. Мы многое узнали о значении мезенских узоров, о значении цвета и орнамента. Нам стало очень интересно безграничное и необъятное наследие наших предков.
Много нового узнали и о празднике Пасхи. Мы прочитали об обычаях дарить на праздник яйца, об особенностях росписи пасхальных яиц.
Научились народной игре.
Надеемся, что вы тоже узнали новое и интересное для себя и сможете изготовить расписное пасхальное яйцо к празднику и, может быть, поиграете в весёлую игру.
Рисуем мезенскую птичку
Наиболее распространенным сюжетом является сотворение мира уткой, плавающей по безбрежному мировому океану. Она достает со дна первичного океана кусочек земли и творит земной мир. Вот как описано это в “Калевале”:
Из яйца, из нижней части,
Вышла мать-земля сырая;
Из яйца, из верхней части
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось,
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пестрой части,
Звезды сделались на небе
Рисуя мезенскую утку, гусей-лебедей нужно помнить, что они очень мало похожи на тех, которых мы можем увидеть на деревенских улицах. Мезенские водоплавающие птицы должны “вписаться” в форму яйца, поэтому их тела вытянуты по вертикали, а не по горизонтали, как у настоящих. Головка откинута назад и почти соприкасается с хвостом, живот важно выдвинут вперед.
Как правило, птичий хвост и перо в орнаментах изображаются одинаково: к плавно закругленному сверху стержню мелкими штрихами приписываются перышки. Однако встречаются и разновидности графических изображений хвостов: красивые, завитые в спирали, возможно, выдуманные современными мастерами. При всей сложившейся закономерности, изображения птиц очень индивидуальны у различных мастеров.
Комментарии