От «Маленькой вселенной» к большому дому
В нашей стране изменился государственный строй. Изменились порядки в обществе. Нам вроде бы дана свобода. Но вместе со свободой пришли и пороки. Приметы и образы нашего времени безрадостны и тяжелы.
Ребенок с протянутой рукой. Дети, живущие на вокзалах, в подвалах, колодцах канализации и греющиеся у труб теплотрасс.
Младенцы, от которых отказались матери, выбросили в мусорный бак, оставили замерзать на лютом морозе.
Подростки, торгующие собой на улице. Дети и подростки, юноши и девушки, попавшие в сети наркомании и алкоголизма.
Два миллиона беспризорных и безнадзорных (и это в мирное время!) детей России. Тысячи несовершеннолетних преступников и правонарушителей
Детское горе, не знающее границ. Нравственные и моральные болезни, эпидемия бездуховности, охватившая сегодня наше общество.
Народ наш теряет свои корни. В своем Отечестве ведем и чувствуем себя иностранцами. Не знаем традиций, не помним родства, не интересуемся культурой и историей Отечества.
Но самое страшное заключается в том, что не умеем не только оттенки добра и зла различать, но уже не видим разницы между самим добром и злом. И как же страшен этот мир! Мир, утративший общечеловеческие ценности: милосердие, понимание, любовь. И царит в этом мире культ наживы, удовольствий, насилия. И все эти несчастья и потеря народа самого себя – это не стечение обстоятельств, а беда. Беда – общая. Это предел, за которым уже начнется нечто необратимое.
Так что же делать? Есть ли выход?
На этот вопрос, поставленный самим временем, пытаются ответить
- 2- философы, социологи, политики, писатели, священнослужители, педагоги.
И большинство из них приходит к выводу, что «создается общество началами нравственными»* и начала эти закладываются в семье.
В веке XIX Ф. М. Достоевский трагедию современной ему и грядущей эпох усматривал в том, что в российском государстве все больше становится «случайных семейств», выпускающих в мир «случайных людей», «выкидышей общества». Кризис и распад семейных отношений Достоевский полагал одним из самых опасных процессов, происходящих в обществе.
Разрушение семейных основ государства грозит, по Достоевскому, неисчислимыми социальными бедами: утратой общих представлений о добре и зле, пересмотром, отрицанием всех нравственных понятий, выработанных человечеством, что неизбежно приведет к нигилистическому разрушительству, атеистическому своеволию и, наконец, к деградации и физической гибели нации. **
«Династии, общества, империи, не создавшие семьи или порушившие её устои, начинали хвалиться достигнутым прогрессом, бряцать оружием; в династиях, империях, обществах вместе с развалом семьи разваливалось согласие, зло начинало одолевать добро, земля разверзлась под ногами, чтобы поглотить сброд, уже безо всяких на то оснований именующий себя людьми» *** - пишет В. Астафьев уже в веке ХХ.
Набатом звучит голос В. Астафьева. Его повесть «Печальный детектив» - это предостережение, предупреждение нам, новому поколению, о том, к чему может привести разложение семьи.
Тема семьи и семейного воспитания звучит и в творчестве таких русских писателей, как Булгаков, Шолохов, Шмелев и т. д. _
Проблемам семьи посвящены труды российских и зарубежных ученых-социологов.
Историко-социологический анализ семейных отношений дает С. И. Голод в своей монографии «Семья и брак». Проблемы семьи в современном обществе рассматривает Б. Н. Миронов в книге «Социальная история России». Семье, семейным ценностям посвящен ряд статей сборника «Новая постиндустриальная волна на Западе».
Сейчас социологи утверждают, что семья, семейные ценности претерпевают состояние кризиса, некоторые даже предсказывают её исчезновение в будущем.
Нужно понять, что всё, что сегодня иногда называют «негативными проявлениями в области семьи» - не частный случай, не неблагоприятное стечение обстоятельств в данном месте и в данное время.
Кризис семьи – это конфликт общества и личности. Семья отказывается выполнять важнейшие социальные функции: рождение и воспитание нового поколения. Общество и государство не поддерживают, а иногда и способствуют разрушению системы семейных ценностей.
Семья как союз родственников, как союз родителей и детей, как союз супругов становится всё более непрочной. Отсюда рост числа гражданских браков, рост числа малодетных семей, а то вовсе бездетных, рост количества разводов.
Кризис семьи – проявление кризиса современной цивилизации, которая перестала мотивировать людей к вступлению в брак и обзаведению детьми.
«Люди как реки», - утверждал Л. Н. Толстой, - у каждого свое русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад.
Семья! Каким теплым светом и уютом веет от этого, такого привычного и дорогого всем слова! За этим словом – мир, согласие, любовь.
Я хочу в данной работе рассмотреть вопрос о семейном устроении и подумать, что мы, вступив на порог ХХI века, имеем, и что мы потеряли как нация.
Гармония и семья. Можем ли мы сейчас поставить между этими словами знак равенства?
Как строится семейная политика нашего государства?
На чем стоит семья
Земля – это наш всеобщий человеческий дом, где каждый находит своё начало и конец, вне этого дома нет нас и быть не может.
Семья – это маленькая вселенная, начало человеческого общежития, народа, государства и всего человечества в целом.
Семья – одно из самых привычных слов в нашем языке. Семья – очень древний социальный институт. Семья – один из главных объектов изучения социологов. Её изучают много десятилетий, системно, различными методами.
Что же такое семья?
В словаре существует определение: «Семья - это основанная на браке или кровном родстве группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и правовой ответственностью». *
Жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением потребностей ее членов, определяет ее функции. Нормально функционирующая семья – это семья, в которой каждый выполняет свои обязанности, вследствие чего удовлетворяются потребности семьи в целом.
Можно определить следующие функции современной семьи:
1. Функция эмоционально-духовного общения. Удовлетворение потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите; во взаимном духовном обогащении, совместном проведении досуга т. д.
2. Функция первичного социального контроля. Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, болезнь) не обладает самостоятельно строить свое поведение в соответствии с социальными нормами. _
3. Хозяйственно-бытовая функция. Удовлетворение материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д. ), сохранение здоровья, восстановление затраченных в труде физических сил.
4. Репродуктивная функция. Рождение детей, обеспечение воспроизводства общества.
5. Воспитательная функция. Передача нравственных, духовных ценностей, социального опыта. Подготовка новых членов общества.
С течением времени меняется общество, и вместе с ним изменяется институт семьи, институт брака, меняются функции семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями.
В разные времена у разных народов существовали различные взгляды на семью, место человека в ней, место семьи в обществе, появлялось что-то новое, но вместе с этим оставалось представление, что семья - это, по сути, уникальное совпадение личностей, дающая обогащение человеческой души – живой, развивающейся.
На всем протяжении истории человечества человек не уставал обогащать человеческие отношения и совершенствовать их. Одной из величайших ценностей человека является любовь. Именно в ней открывается бесконечная ценность человеческой личности, радость умаления себя ради того, кого любишь, ради продолжения себя.
Идеальная семья немыслима без любви. Любовь – это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то, ради чего существуем мы все, то, что двигает человека к безрассудно-героическим поступкам. «Я люблю, и значит, я живу»** - писал В. Высоцкий.
Тонкость человеческих отношений Где она более нужна, чем в браке и семье? А между тем, именно из-за ее отсутствия семья перестает выполнять свои функции и разрушается. Любовь, душа, чувства – эти понятия уходят в прошлое.
Во многих случаях в той или иной мере в некоторых семьях любовь заменяют другие чувства (привычка, влечение, покорность судьбе и т. д. ) Современному поколению свойственен практицизм более чем предыдущим поколениям. Поэтому любовь отступает на второй план, а на первый выходит трезвый расчет.
Не стоит вырабатывать канонов всеобщего семейного счастья: есть разные типы людей, разные традиции и нравы, и то, что подходит одним, совершенно не подходит другим. Но каждый человек ждет от своего брака какие-то положительные изменения в своей жизни. И если человеку почему-то чувство «любовь» оказалось недоступным, то это совсем не значит, что он не будет счастлив и духовно ограничен в своей жизни. Возможно, что люди, женившиеся по рассудку или по расчету, более уживутся вместе, чем заключившие брак по страстной любви
Судьба брака – и это исключительно важно – куда больше зависит не от чувств, с которыми люди женятся, а от их характера – доброты или недоброты, эгоизма или неигоизма, радушия или равнодушия.
Но брак по-прежнему для многих людей имеет высокий престиж, люди не хотят жить в одиночестве. В современном мире с его высокими темпами семья превращается в отдушину, где человек восстанавливает свои физические и психические силы.
Однако острой общественной проблемой являются разводы.
В России в 2005 году было зарегистрировано 848,7 тысяч браков и 501,7 тысяч разводов.
Насколько остра эта проблема для Духовницкого района можно судить по следующим данным: за 2005 год было заключено 93 брака. А развелось 73 пары.
Развод – это сильнейшее эмоциональное и психическое потрясение, которое не проходит для супругов бесследно. И огорчает то, что развод становится заурядным явлением жизни.
Сегодня существует немало супружеских пар, прибегающих к разводу при первом столкновении с обычными житейскими трудностями.
По этому поводу беспокойство вызывают молодые семьи. Браки распадаются потому, что обе стороны смотрят на брак, как на удовольствие, радость, новизну, упуская из виду всю сложность жизни с ее генетикой, болезнями, несчастными случаями. Неготовность нести ответственность за будущих жену и ребёнка, незрелость чувств может привести молодых к решению пожить гражданским браком. По данным статистики в России 7% пар брак не регистрируют. У подобных браков есть свои сторонники и противники, есть свои плюсы и минусы. Но гражданские браки предполагают совместное проживание, а не рождение и воспитание детей.
Репродуктивная функция отходит на второй план.
К сожалению, у молодых людей существуют весьма смутные представления о сущности брака и семьи. Мало кто задумывается, что семья - это большая ответственность перед супругами, перед будущими детьми, перед старыми родственниками жены или мужа. Во время обряда церковного венчания произносятся слова: «Благословляю на подвиг брака».
Можно ли лучше выразить сущность семейной жизни? Семья, где заботятся о маленьких и старых, семья, где каждый находит поддержку. Семья, где отец – глава семьи, защитник, который утверждает, сохраняет, поддерживает правила семьи. Семья, где мать – хранительница духа семьи. Семья, где жизнь родителей – это главное наставление для детей. Создать и сохранить такую семью – это действительно подвиг.
Как массовое явление разводы играют преимущественно негативную роль в изменении рождаемости, и в воспитании детей.
Развод оценивается, как благо лишь в том случае, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребёнка, кладёт конец отрицательному воздействию на психику ребёнка супружеских конфликтов.
«Если мода на детей совсем пройдет»
Основная семейная ценность – это брачный союз мужчины и женщины, созданный для рождения детей и их воспитания.
Классическая картинка из семейной жизни: папа, мама, двое детей и собака на зелёной лужайке на фоне дома и автомобиля.
Семейные ценности – это отец, играющий с детьми в футбол после напряжённого трудового дня, улыбающаяся жена, готовящая обед из пяти блюд, приехавшая в гости нарядная румяная бабушка с яблочным пирогом для любимых внуков и жизнерадостный дедушка, обучающий их столярничать в летние каникулы. Кстати, современная реклама всячески закрепляет такое представление о семье и тем скорее способствует распространению традиционных семейных ценностей, а не разрушает их, в чем её часто обвиняют.
В современном обществе приемлемой считается семья с двумя детьми.
Многодетность в массовом сознании всё чаще связывается с социальной безответственностью. Сформировалась следующая точка зрения: «Не нужно иметь больше детей, чем вы в состоянии прокормить, нужно иметь столько, сколько можешь себе позволить».
Эта точка зрения выражается и в более грубой форме: «Нечего нищету плодить».
Массовым сознанием одобряется многодетность только у богатых супружеских пар, которые могут обеспечить одинаково хорошие шансы всем детям (здоровье, образование, воспитание, семейную поддержку), или у семей с более скромными (но всё же имеющимися) возможностями, которые видят в многодетности смысл своего существования (по религиозным и иным соображениям) и все силы посвящают именно детям, а не личной жизни или карьере.
Такой сдвиг в массовом сознании связан с изменением экономической роли семьи в современном мире. И дети теперь, с экономической точки зрения, - дорогой потребительский товар, стоимость которого стремительно растёт.
А тем временем, большинство мужчин у нас в России зарабатывает меньше, чем требуется для жизни семьи выше уровня бедности. Чтобы семья имела приемлемый уровень жизни, женщина идёт работать. Следствие – отсутствие времени на замятия с детьми, их воспитание. Сегодня родители проводят с детьми времени гораздо меньше, чем 10, 20, 30 лет назад. Воспитательная функция семьи перекладывается на государство и общество: детские сады, ясли, школы. Дети попадают под «обстрел» средств массовой информации: телевидения, газет, журналов. С экранов на них несется поток «чернухи», их захлестывает волна агрессии и насилия. И противостоять этому в одиночку они не могут. А ведь самые главные впечатления человек выносит из детства, приобретая в первые годы своей жизни « целую треть тех идей и познаний, с которыми стариком ляжет в могилу». * Любовь и ласка, доброта и понимание, которыми ребенок окружен с детства, укрепляют душу ребенка, дают ему силы в борьбе с жизненными невзгодами.
И напротив, чувство покинутости, отторженности в родной семье, отсутствие любви и ласки со стороны самых близких людей могут привести к самым печальным последствиям. «Никому до меня нет дела» - самые страшные слова, которые можно услышать из уст ребенка. Многие родители не хотят осознавать, что воспитание детей – это великий труд и долг. Дети для людей семейных – радость, счастье, смысл жизни, сама жизнь. Для них воспитание детей – долг «сладкий, несмотря на гнетущие даже заботы, на слабость средств, на бедность даже».
Только для «случайных семей» дети – крест, обуза, тяжесть, «самый гнетущий труд и самый тяжелый долг».
И несут дети из «случайного семейства» грязный багаж своих родителей, превосходя их в цинизме, и в бездушии, и в безнравственности.
Происходит дальнейшее «истончение семейных связей».
Известный американский экономист Лестер Туроу пишет об этом так: «Сегодня члены семьи поддерживают её в меньшей степени, потому что это не столь необходимо для их благополучного экономического выживания Она перестала служить средством социального обеспечения. Эти функции переняло на себя государство, и семья не возьмёт их на себя вновь, даже если государство откажется от своих обязанностей. На языке капитализма дети перестали быть «центрами прибыли» и превратились в «центры издержек». Дети по-прежнему нуждаются в родителях, но родителям дети не нужны На семейные ценности ведётся атака не теле- и радиопередачи, принижающими их значение (хотя есть и такие), а самой экономической системой». **
Утрачивается не только воспитательная функция семьи, но и репродуктивная. Тенденции к сокращению рождаемости есть не только в развитых странах, России, но даже в странах мусульманского мира; там, где нормой считалось рождение 10 детей, теперь ограничиваются 5-6.
А причина всё та же – экономическая. Дети, пока они нетрудоспособны, резко снижают уровень жизни семьи. Требования же к благосостоянию, к уровню потребления растут.
В России тенденция к малодетности налицо. Семьи стали «мельчать» еще с 1960 годов.
За 2-3 поколения сложилась традиция, устойчивая психологическая установка на малодетность. По данным переписи 2002года доля однодетных семей – 50%, двухдетных – чуть менее 40%. В среднем, на российскую семью приходилось 1,6 ребёнка. За прошедшее время детность семей ещё более снизилась. Об этом свидетельствует и падение коэффициента рождаемости: в 1995г. он был равен 1,3% от общей численности населения, в том числе в городах – 1,2%, на селе – 1,8%.
Малодетная семья сегодня абсолютно доминирует на просторах нашей страны – как в городе, так и в селе.
Социологи отмечают ещё одну тенденцию в этой области: всё более популярной становится бездетность. Речь идёт не о бесплодных парах, а о сознательном отказе супругов от деторождения. Бездетная пара перестала быть предметом явного и неявного сочувствия или осуждения.
По последним данным, в России на каждые 100 женщин приходится 120 детей. А для прямого воспроизводства населения на каждые 100 женщин должно быть 210 детей.
Так «что же будет на Земле через сто ближайших лет, если мода на детей совсем пройдёт?!»
В России, начиная с 1984 года рождаемость ниже смертности. Сейчас смертность по России более чем в два раза превышает рождаемость.
А в Духовницком районе эти цифры выше: в 2005 году умерли 271 человек, а родилось 134 человека.
Есть ли этому объяснения?
Неужели учёным скоро придется изобретать «инкубаторы для людей»?
Семейная политика в РФ
А как пытаются решать демографические проблемы в нашей стране? Как строится семейная политика в России?
В российской государственной практике семьёй признаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (закон «О прожиточном минимуме в РФ» от 24 октября 1997г. ).
Такое определение более подходит к определению домашнего хозяйства, а не семьи. Поэтому меры по поддержке семьи очень часто являются мерами по поддержке домашнего хозяйства, функции которого – экономическое обеспечение своих членов. Строго говоря, выдавая пособия на детей, государство осуществляет не семейную, а социальную политику по поддержанию уровня жизни населения.
Семейная же политика – это меры, имеющие целью оказать то или иное воздействие на семью, процессы семейных изменений и семейного поведения. Разработка государственной семейной политики предполагает выделение определённой модели или функции семьи, наиболее актуальной для страны в настоящий момент или в перспективе, в помощь гражданам в реализации именно такой модели (семья с тремя детьми) или в наилучшем выполнении отдельной функции (например, профилактика в семье подростковой наркомании)Семейная политика должна исходить из целей, которые ставит перед собой государство, это часть его стратегии.
В России в 1993г. была принята «Концепция государственной семейной политики Российской Федерации». Она ориентирует государственные органы, прежде всего на социальную защиту семей от бедности нищеты и практически реализуется через материальную (денежную) помощь нуждающимся семьям.
Поскольку ежемесячное пособие на детей из особо нуждающихся – так называемая адресная социальная помощь – имеет размер 100 рублей (с 2005г. ) и составляет 5% от прожиточного минимума ребёнка, а число бедных семей с детьми велико, то никаких проблем собственно семейной политики это не решает, в частности, не стимулирует рождения второго и третьего ребёнка, что сегодня необходимо стране вследствие демографической ситуации. Печально, но факт рождение второго или третьего ребенка открывает российской семье дорогу к бедности.
Малодетность же – это неизбежный экономический кризис, крах пенсионной системы, изменение культурной среды. «Экономия на детях» бумерангом ударит по тем, кто ее проповедует.
Необходима грамотная семейная политика государства. Речь идет не только об экономических стимулах: кредитах на покупку жилья, реформе системы семейных пособий, введении налоговых мер.
Задача государства изо дня в день пропагандировать семейные ценности, повышать престиж семьи, родительского труда. Необходима ответственная информационная политика, активная работа с общественным мнением, поддержка «семейной» социальной рекламы, пропаганда здорового образа семьи, культурно-просветительские программы для детей и подростков.
Кстати, В. Путин, говоря о демографической политике, особенно подчеркнул именно эту задачу: сделать отцовство и материнство престижным. Великое, сильное государство должно стоять на крепких основаниях семьи, создание которых и попечительство которым – долг всякой власти, если она хочет видеть свой народ не униженным и пьянствующим от безысходности, а сильным и могучим.
Есть в жизни любого народа незыблемые истинные ценности, во многом схожие: семья, земля, нравственность. По жизни семьи, по крепости семейных уз можно судить о жизнеспособности этого народа.
От устройства нашей семьи, нашей «маленькой вселенной» зависит, каким будет наш большой Дом - страна, где мы живем. Каким будет наш мир, в который придут наши дети и дети наших детей.
Комментарии