Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Общий трудовой стаж составляет 195 лет

Без всякого преувеличенья уникальной можно назвать мою семью, шахтёрскую династию Майбахов с шахты «Комсомолец». По количественному и практически целиком действующему составу ей на сегодня наверняка нет равных во всём Кузбассе. Её общий трудовой стаж составляет без малого 195 лет! И попробуйте найти ещё хоть одну трудовую семью, в которой все без исключения отработали или работают на одном предприятии, ставшем самым родным в жизни. Так что знаменитая книга рекордов Гиннеса вполне могла бы пополниться фамилией, созвучной раскату майского грома.

Родом с Поволжья

Родом Майбахи с Поволжья, где их немецкие предки обосновались ещё в начале 18-го века. Образовавшееся и быстро разросшееся поселение чужеземцев стало образцовым в России по культуре хозяйствования и степени его организации. Грамотно хозяйствовали и родители Якова Михайловича. И не голодали, хотя поднимали на ноги 12 детей. Продолжалось это до 1941 года, когда семью Майбахов в числе тысяч других репрессировали и выслали в Сибирь.

В колонии-поселении для немцев 17-летнего Якова поселили сначала в клубе шахты «Комсомолец», а потом в расположенном рядом общежитии. Трудился он на шахте с 17-ти летнего возраста. В ту пору не особенно соблюдали положение о том, что по закону под землёй разрешалось работать лишь с 18-ти лет. Проработал Яков Михайлович на шахте 33года, а потом ушёл на пенсию.

Для откатки вагонеток использовались тогда лошади. Яков Михайлович вспоминает: «Возили они лес, другие материалы и своим присутствием хоть как-то оживляли нашу однообразную подземную жизнь. Подойдешь, погладишь по морде лошадку, и потеплеет на душе. У нас, проходчиков, работа была сплошь ручной. Бурили бесконечно шпуры, буро-взрывным способом отпаливали породу. А потом её надо было перебросить лопатой с одного места на другое и ещё раз – уже на привод. Шатались от работы, потому что голодные были. В войну выдавали нам горбушку черного водянистого хлеба с мякиной – только чтобы с голоду не померли»

Зато шахта подарила Якову благодарную и любящую жену. Тоже репрессированная Сусанна Алексеевна Класс – судя по старенькой фотографии, красавица, смоляные косы с руку толщиной до самого пояса – работала на «Комсомольце» откатчицей вагонов. Успела накопить семь лет подземного стажа, до тех пор, пока детки не пошли. А народилось у четы Майбахов трое сыновей: Пётр, Алексей и дочка Машенька.

Майбах Яков Михайлович и Майбах Сусанна Алексеевна

А сразу после войны Яков и Сусанна жили маленькими, но для них весьма значимыми радостями.

Майбах Яков Михайлович и Майбах Сусанна Алексеевна

В 1947 году прикупили землянку (нам представить это трудно) на две семьи в логу шахты, через три года – небольшой домишко, а потом и вот эти средней руки хоромы. Муж сделал удобную перепланировку, провёл водяное отопление, чтобы дети не мёрзли в мороз. Позже таким же образом обустраивал в домах и у обоих сыновей. «Руки у папы растут откуда надо», - уважительно кивают они сейчас на него.

Святой женщиной называли все в роду мать и бабушку. Тихо, терпеливо занималась она шитьём или перекраиванием старенькой одежонки, вышивала, стирала, варила-жарила, вела хозяйство. Также тихо и умерла в 2000-м на 75-м году.

Скончался Яков Михайлович 10 апреля 2009 года на 84-м году жизни.

Достойная смена

Сыновья, а потом и внуки стали настоящей гордостью народившейся и окрепшей за годы жизни в Ленинске семьи вынужденных переселенцев. Не потому, что пошли по стопам отца, а потому, что шли всегда прямо, не виляя, загодя готовясь к любому горняцкому делу, каким бы тяжёлым оно не было.

- Мы получили хорошее воспитание, - говорит Пётр – старший сын. Родители никогда не использовали ремень, а только доброе слово и примерное дело. Поразительный факт: за тридцать с лишним лет работы папа ни разу не травмировался, один раз только ногу сломал, поскользнувшись у дома. Он учил простому, но вечному «Сначала надо подумать, а потом сделать». Этого принципа мы с братом Алексеем твёрдо придерживаемся, спускаясь в шахту, да и в быту тоже.

После школы Пётр три года отслужил в Морфлоте. Вернувшись домой, шесть лет отработал в на «Комсомольце» токарем, заочно заканчивая Кузбасский политехнический институт. Потом стал горнорабочим очистного забоя, горным мастером, заместителем участка №4, а теперь работает его помощником. За плечами - 37 лет общего стажа, в том числе три десятка подземного.

- В моей биографии больше было «тяжёлых» лав, - признаётся Пётр Яковлевич. – Сплошные обводнённость, нарушение пластов «куполов» в кровле было столько, что ели успевали их заделывать. Комплексы старенькие, плохенькие, козырьки у стоек такие слабые, что отваливались от любого выпавшего куска угля. Бывало, по полтора- два года сидели без угля и без зарплаты. Я буквально жил на шахте, потому что одна беда следовала за другой. Ничего, терпели жёны, семьи горняков, спасибо им. Ну, а потом участок в лице Валерия Юдина дожил до первого добытого за год миллиона тонн угля. Сейчас у нас мощный комплекс КМ-138, работа наладилась, шахтёры стали больше получать, меньше говорить о бытовых проблемах.

По признанию жены младшего брата Алексея Яковлевича – Галины Евсеевны и её муж хлебнул лиха: «У нас уже было три ребёнка, притом младшему всего полтора года, вырасти-ка их. А моего Алексея то из-за праздничного стола, то красного из бани, то сонного «выдёргивают» на шахту. И бежит, родимый, куда деваться?»

Некуда деваться горняку с 34 – летнем стажем Алексею Яковлевичу Майбаху, 28 лет отдавшему проходке – тяжелейшему делу, где вдоволь одной только породной пыли. Полегче было разве что тогда, работал горнорабочим подземным, электрослесарем. Но потом он тоже закончил КузПИ и «пошёл в гору». Горный мастер, помощник механика, механик участка, А это наихлопотнейшая должность. Если на участке три-четыре забоя, шесть бригад, как когда-то было на участке №2, несколько комбайнов, погрузочных машин, километры ленточных и скребковых конвейеров – тут только поворачивайся! Невольно побежишь при ЧП голым из бани.

Майбах Алексей Яковлевич и Майбах Галина Евсеевна

В таком режиме трудятся все Майбахи – шахтёры-«комсомольцы», а их не перечесть. Сын Алексея Яковлевича – Сергей (мой папа), электрослесарь участка энергосбережения, отдал предприятию 13 лет. Его жена и моя мама, Майбах Оксана Леонидовна родилась 23 декабря 1975. После окончания школы она поступила в медицинское училище города Ленинск-Кузнецкого на факультет «лечебное дело». После окончания училища пошла работать в детскую поликлинику №1, школьным фельдшером, затем в детскую поликлинику №4. На данный момент занимается воспитанием детей.

Отец моей мамы с 1989 по 2008 работал на шахте «Комсомолец», после чего ушёл на залуженный отдых.

Сыновья Петра Яковлевича – Эдуард и Павел – соответственно 16 и 12 лет. Больше десятилетия отработала в ламповой жена Петра Майбаха - Вера Николаевна, а супруга Алексея – Галина Евсеевна зорко отстояла на посту аппаратчика химводоотчичтки целых 23 года.

Наша дружная семья

Мой брат Майбах Артём родился 15 августа 2002 года. Сейчас он учится в 1 «А» классе школы №3 и в школе «Бенедикт».

Я, Майбах Максим, родился 12 августа 1997 года. Сейчас я учусь в 6 «А» классе школы №3, в школе «Бенедикт», хожу в спорткомплекс «Юность» на секцию футбол.

Наши родители верят, что мы с братом пойдем по стопам наших родителей, дедушек и прадедушек и станем шахтёрами. Ведь к этой профессии мы относимся с уважением и понимаем, что работать под землёй очень трудно и опасно.

Крепкая порода Майбахов

Часики да козочки

Переходим на «свободную» тему. Всегда интересуюсь, сытно ли живут горняки, не обижают ли их в этом плане жёны? «Ну не-е-е! – в едином порыве вскидываются и Пётр и Алексей и Сергей. – Хоть что сготовят - не на позор, на славу. Хоть блины, хоть пироги, хоть нежные котлетки. А в праздник обязательны у нас вареники с малиной – любимое блюдо мамы Сусанны, уж она умела внести в них душу».

Мужчины в хобби послабее. Но кое-что Майбахи умеют. Оказалось, Алексей Яковлевич - первоклассный часовщик-самоучка. Когда-то минимум полшахты обращалось к нему за помощью в ремонте разномастных механизмов, и он не ударил в грязь лицом. Пётр Яковлевич немного помогает «невероятно домовитой», как считает, супруге выращивать на личном подворье кур, гусей. А когда-то они держали и кроликов, и свиней, и коз. Но теперь стимула нет: дети «оперлись», кормов много надо.

Раньше обязательно собирались всем дружным кланом: пели, плясали под гармонь, ну, а теперь уж немолодые. Хотя на день рождения Якова Михайловича (17 ноября) дети и внуки собираются всегда в полном составе. Это святое, это чистые и плодотворные истоки, это и о маме память светлая. Безусловно, оставит её по себе и удивительная династия Майбахов. Таланта у них на то – в избытке.

Чувство гордости своими истоками переполняет и мою, еще юную, душу. Для меня бабушка и дедушка еще и замечательный пример уважительного отношения друг к другу, к своим детям, к памяти предков, к шахтёрской профессии.

Наследуя свою фамилию, мы должны усваивать понятие «фамильная честь», обязывающее твердо помнить, чей ты сын или внук. Мне кажется, глубокое осознание своих корней, своих истоков нас постоянно должно сдерживать: я не могу совершить поступка, который позорит мою семью.

И мне бы хотелось, чтобы поскорее в каждом доме – в крестьянской избе или благоустроенной квартире – на самом почетном месте будет висеть родословная хозяина и хозяйки дома. А рядом – портреты их бабушек и дедушек. Чтобы память о предках, о своих истоках заняла в нашей жизни свое место.

Хочется верить, что мы с братом станем достойным продолжением шахтёрской династии Майбахов.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)