Образ подснежника в якутской поэзии
Поэты часто в своих стихотворениях упоминают цветы. На «языке цветов» поэты говорят о том, что считают самым важным и интересным в искусстве - о душе современного человека, о его сложных отношениях с миром природы. Цветы находили отклик в душе поэтов, наделялись его эмоциями, очеловечивались, при этом оставались реальными цветами - воплощением неисчерпаемого богатства вечной природы
Цветы привлекательны своим многообразием, богатством видов, красок, ароматов. В самой действительности они образуют некий прекрасный мир, эстетическое царство. Особо значимы образы цветов в поэзии. Поистине удивительна частота обращения поэтов как к цветам вообще, так и цветам конкретным. Целые стихотворения посвящены отдельным цветам.
Цветы - древнейшие мифопоэтические образы. Как и другие флористические образы, в мировой поэзии они «обросли» огромным количеством символических значений, связанных с древними представлениями, с отождествлением или сопоставлением феноменов природных и явлений человеческой жизни, с обрядами, в том числе и религиозными.
В поэзии обнаруживаются все основные формы психологического параллелизма, цветам как бы передоверяются человеческие эмоции, цветы дают пример всех великих душевных движений. Цветы в поэзии обычно очеловечены, одухотворены. Кругом символика цветов.
Многие «цветочные мотивы», сравнения стали общепоэтическими, но вряд ли найдется хотя бы один поэт, который никогда не говорил на «языке цветов», у которого не было своей символики цветов.
Символика цветов во многом зависит и от народа, особенностей его проживания. Так, например, символом Франции является лилия. Священный цветок в Индии – это лотос. В Голландии существует культ тюльпанов.
В Якутии одним из самых любимых цветов является подснежник. Ему посвящено множество стихов, песен, рассказов.
Цель нашей работы - рассмотреть поэтические произведения, посвященные подснежнику в якутской поэзии.
Задачи работы:
-узнать подробнее о подснежнике;
-проанализировать стихотворения, посвященные подснежнику;
-выявить символику образа в стихотворениях якутских поэтов.
Объект исследования: стихотворения якутских поэтов о подснежнике.
Предмет исследования: символическое значение образа подснежника в якутской поэзии.
Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной литературы.
Подснежник – первый цветок весны
Подснежник – травянистое растение с цветками светлой окраски, распускающимися сразу после таяния снега. Это невысокие луковичные многолетние растения, принадлежащие к семейству амариллисовых. По-другому его называют галантус.
Подснежники распространены в Малой Азии, Центральной и Южной Европе. Существует 17-18 видов, растущих большей частью в предгорных и горных лесах или на высокогорных лугах.
Подснежник – это красивое, но неофициальное, народное название цветка, как и малоизвестное в широких кругах поэтичное «сон-трава». На научном языке этот представитель семейства лютиковых именуется «прострелом», или «pulsatilla mill».
Расцветший подснежник по виду напоминает светлый фонарик, раскачивающийся на тонкой ножке. В сумрачную погоду и на ночь цветок закрывается и становится похожим на каплю. Поэтому англичане так и называют подснежник - снежная капля, или снежная сережка. У французов и итальянцев он – снегосверлитель, у чехов - снеженка, у испанце- белый, у немцев – снежный колокольчик. Украинские названия – снежинка, пролисок, билявка, скоророст. А болгары за то, что растение бросает вызов зиме, называют его «кокиче» - «задира». В русском языке слово «подснежник» состоит из двух частей: «под» и «снег», получается подснежник, растущий под снегом цветок. Эти хрупкие с виду цветочки первыми пробивают себе дорогу сквозь снег и весенние ночные заморозки, сообщая окружающему миру, что холод и морозы отступили на целую вечность. Отсюда и название – подснежники.
Все подснежники появляются сразу после схода первого снега и имеют «вторичное цветение», то есть цветут два раза –в мае-апреле и в августе – сентябре.
Подснежники исстари используются в народной медицине. Правда, пользоваться ими надо с большой осторожностью – в свежем виде они ядовиты. Химический состав прострела желтеющего, например, содержит гликозид ранунунклин, который при расщеплении в организме человека оказывает на него сильное токсическое действие: приводит к тяжелым нарушениям функции желудочно-кишечного тракта, тяжелым поражениям почек и печени и летальным исходом. В народной медицине настой из цветов подснежника применяется наружно при нарывах, радикулите, остеохондрозе, ревматизме, при грибковых заболеваниях кожи и гнойничках. В Сибири спиртовую настойку прострела использовали как успокоительное и обезболивающе средство при раке.
Образ подснежника в литературе разных стран
С подснежником связано множество мифов, историй, легенд. Старинная легенда рассказывает, что, когда Бог изгнал из рая Адама и Еву, шел снег, и Ева озябла. В утешение ей несколько снежных хлопьев были превращены в нежные белые цветы подснежника. Замерзшей Еве они как бы подали надежду, что скоро будет потепление. С тех пор подснежник считается предшественником тепла и символом надежды.
По другой версии, богиня Флора раздаривала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый-пребелый костюм. Но снег тоже захотел принять участие в празднике, хотя наряда ему не полагалось. Тогда он стал упрашивать растения поделиться с ним одеянием. Однако цветы, боясь холода, не откликнулись на просьбу, и только подснежник укрыл его своим хитоном. С тех пор они стали неразлучны.
А вот, к примеру, румынское предание гласит, что зима в борьбе с весной уколола ее палец льдинкой. Капля крови из пальчика весны упала на снег, и на этом месте появился первый подснежник.
В Англии много веков назад родилась красивая традиция ежегодно 19 апреля отмечать праздник - День подснежника. Англичане в этот день особенно трепетно обходятся с цветами, ухаживают, пересаживая их в большие праздничные горшки.
В русской литературе подснежник – тоже один из часто упоминаемых образов.
Алексей Николаевич Плещеев посвятил подснежнику сборник, предназначенный детям (1878). Стремление к жизненности и простоте находит в этих стихотворениях яркое воплощение. Как пишут исследователи, «его стихотворения из детской жизни и посвященные детям (сборник «Подснежник») как нельзя больше соответствуют своей цели свежестью чувства, благородством мысли и безыскусственностью, но в то же время художественностью внешней формы».
Аполлон Николаевич Майков написал такое стихотворение о подснежнике.
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок
Последние слезы
О горе былом,
И первые грезы
О счастье ином
В этом стихотворении подснежник символизирует конец неудачам, горестям и приближение счастья, радости.
Иван Алексеевич Бунин посвятил подснежнику такой прозаический отрывок:
Подснежники
Ясный апрельский закат, еще не набитый серый проселок, весенняя нагота полей. Впереди еще голый зеленоватый лес. А возле леса, на жнивье под опушкой, еще тянется длинный островок нечистого и затвердевшего снега. И ярко-голубые подснежники – самый прелестный, самый милый цветок в мире – пробиваются из коричневой, внизу гниющей, влажной, а сверху сухой листвы, густо покрывающей опушку. Листва шумно шуршит под копытами. Когда я въезжаю в лес, и нет ничего радостнее этого напоминания о прошлой осени в соединении с чувством весны.
В этом отрывке выступает как воплощение красоты природы, просыпающейся после зимней спячки
Поликсена Соловьева, русская поэтесса начала века, тоже написала стихотворение о подснежнике.
В саду, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна;
Скажите, ведь правда, что это весна?»
Это стихотворение похоже на детское, в нем подснежник сравнивается с маленьким ребенком. В стихотворении есть олицетворение и метафоры: глянул глазок, выставил ножку, потянулся из всех сил, тихо спросил.
У Константина Георгиевича Паустовского тоже есть прозаический отрывок, посвященный подснежнику:
В уставшем от зимней тягости лесу, когда еще не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки еще не дали поросль, но уже плачут, когда мертвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви еще не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга, - неожиданно донесся запах подснежника! Еле-еле заметный, но это – запах пробуждающейся жизни, и потому он трепетно-радостный, хотя почти и неощутим. Смотрю вокруг - оказалось, он рядом. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого – и счастливого и несчастного – он сейчас – украшение жизни.
Подснежник характеризуется образными выражениями, такими как крохотная капля голубого неба, простой и откровенный первовестник радости и счастья, украшение жизни.
Таким образом, хотя подснежник не часто упоминается в произведениях русских поэтов и писателей, но всегда выступает как символ радости, счастья, пробуждения природы.
Подснежник в якутской поэзии
Подснежник в якутской культуре
У якутского народа особое отношение к подснежнику, которое выразил писатель И. К. Данилов в своей книге «Сказ о Якутии»:
«Северная весна. Первая проталина. На ней – первый подснежник!
Ночью наступают холода. Подтаявший снег покрывается твердым настом. Лужицы - звонким льдом.
Но подснежник живет. Ночью никнет, а днем расцветает.
Наперекор всем невзгодам он растет на мерзлой земле, пустил в нее цепкие корни и гордо тянется к солнцу. От него веет небесной чистотой, утренней свежестью, белизной и прохладой снегов. Он – олицетворение всепобеждающей жизни. Недаром его у нас называют «ньургусун», что означает «отважный»
Много радости приносит северянам этот чудесный цветок. Они его любят всем сердцем. Не потому ли, что подснежник чем-то напоминает их самих?»
Якутское название цветка «ньургусун», что означает «храбрый, отважный». Это однокоренное слово со словом «ньургун» - славный.
В Якутии подснежники начинают цвести в мае, в конце мая уже можно увидеть поляны, на которых растет очень много подснежников. В республике растет пять видов подснежников. Самый известный и хорошо знакомый большинству – прострел желтеющий. Это единственный из якутских видов прострелов, который имеет цветы желтого цвета, все остальное разновидности местных подснежников – фиолетовые. Прострелы желтеющие произрастают только в Центральной Якутии и в среднем течении реки Яны. Просрел даурский и прострел многонадрезанный широко распространены практически по всей территории Якутии, за исключением Арктики, тогда как прострел аянский и прострел Турчанинова произрастают только в горах Южной Якутии. Они занесены в Красную книгу Якутии как редкие и исчезающие, срывать их запрещено. Кроме гор юга Якутии, они встречаются в верховьях реки Лены, в окрестностях Верхоянских гор и в долине реки Индигирки.
Якуты применял настой из подснежников при параличе и как средство против укусов бешеных животных.
Образ подснежника в стихотворениях якутских поэтов
Образ подснежника в якутских песнях
В якутской поэзии подснежник-любимый цветок. Почти у каждого поэта есть стихотворение, посвященное подснежнику. Видимо, это объясняется тем, что в нашем суровом крае наступлению весны все очень радуются.
Поэт Баал Хабырыыс в своем стихотворении сравнивает подснежники с девушками.
Нет на Земле языка более сокровенного и лучше всего понятного сердцу, чем язык цветов. Говорят, если даришь близкому другу цветы, слов не надо: в цветах, и чувства твои, и все надежды на лучшее, и залог счастья. И тот, кому ты даришь цветы, поймет тебя без слов. Наверное, именно поэтому поэты трепетно относятся к цветам, изображая их в своих стихотворениях.
У каждого народа своя символика цветов. У якутов любимые цветы - подснежник и сардана, у французов - лилия, у русских – роза, одуванчик.
Мы проанализировали стихотворения русских и якутских поэтов, посвященные подснежнику.
В ходе изучения литературы пришли к следующим выводам:
Подснежник не часто упоминается в произведениях русских поэтов и писателей, но всегда выступает как символ радости, счастья, пробуждения природы.
Подснежники - очень часто упоминаемое в якутской поэзии растение, символ красоты, молодости и в то же время символ силы, побеждающей все препятствия. В этих стихотворениях подснежник наделяется человеческими чувствами. Подснежник часто сравнивается с молодой девушкой.
Таким образом, различие в изображении подснежника не в символике образа (символ красоты, молодости), а в частоте обращения поэтов к образу этого цветка.
Комментарии