Институт брака у хакасов
Понятие брака
Что такое брак? На данный вопрос можно найти ответы в различных словарях, энциклопедиях. Домашняя юридическая энциклопедия гласит: «Брак, супружество, семейный союз - давно устоявшаяся и предельно распространенная форма сожительства женщины и мужчины с целью продолжения человеческого рода. Брак пользуется поддержкой и защитой государства. Состояние в браке, супружество представляет собой естественный процесс, необходимый фактор человеческого сосуществования».
В своем энциклопедическом словаре Ю. Г. Волков и B. C. Поликарпов дают следующее определение: «Брак - социально признанный обществом союз двух индивидов, объединившихся для постоянных сексуальных и семейных отношений в качестве мужа и жены. Брак - семейное отношение между мужчиной и женщиной».
Большой толковый психологический словарь рассматривает брак как институт, как набор социальных норм. Во всех случаях он действует, согласно местным обычаям, согласно обычаям того или иного народа, объединяет двух людей и, по крайней мере теоретически, связывая их с системой обязательных моделей поведения с целью поддержания единства семьи.
Антропологи и социологи различают более двух десятков различных видов брака. Например: законный, церковный, фактический, фиктивный, брак по расчету, брак по договору, браки с иностранцами и другие. Каждый из браков носит свой характер.
В законодательстве понятие брака отсутствует. Это связано с тем, что брак является комплексным институтом и, с одной стороны, находится под воздействием норм права, а с другой под воздействием нравственных норм.
На пороге XXI века определение брака может подвергнуться пересмотру и измениться, что показывают определенные сдвиги в развитии общества.
Виды браков у хакасов
Итак, мы сказали, что брак во всех случаях действует согласно обычаям. Какие же брачно-семейные обычаи можно отметить у хакасов?
Одним из наиболее заметных признаков народного строя является экзогамия -запрет браков внутри рода. Литературные указания говорят о распространении в прошлом у хакасов экзогамии. В XIX веке экзогамию отметили Кастрен, Н. Ф. Катанов и Яковлев.
В настоящее время экзогамного запрета у хакасов не существует. В то же время от эпохи родового строя сохранились некоторые брачно-семейные обычаи. Таковы обычаи похищения невесты, калым, взаимное избегание невесткой и свекром друг друга, левират, сорорат.
Похищение невесты - брак умыканием - обычай, который до недавнего времени бытовал у хакасов. В Сибирском этнографическом сборнике указывается, что одна женщина - койбалка в 1938 году «назад тому девятый год взята была усильством без ведома родителей, по обычаям койбальского племени, замужество». В 1884 году сагайка Ахане Кандыкова жаловалась: «Лет десять тому назад я, инородческим обычаем была украдена от родителей в жены инородцем Апанасом Чайдоновым».
Брак умыканием считался более простым и дешевым способом женитьбы, чем предварительное сватовство. Он создавал, правда, конфликт между домом жениха и домом невесты, но этот конфликт обычно скоро улаживался формальным примирением сторон. Жених или его родня уплачивали выкуп, по данным Яковлева, это выкуп у качинцев достигал 200 - 300 рублей. Но иногда этот конфликт разрастался и доходил даже до драк и смертельных исходов.
По рассказам старухи - бельтирки Тюльберовой, невест похищали без согласия родителей и часто без их собственного согласия. После похищения жених приходил мириться. При этом ставилось вино до трех ведер - и уплачивался выкуп до 300 рублей и вдобавок конь с уздой. Это называлось паазан.
Брак через предварительное сватовство обходился дороже. Высватывали невесту родители жениха нередко еще в малолетстве обоих. Жених начинал задолго до свадьбы возить подарки в дом невесты: самодельное вино, корову, коня - все это по несколько раз, прежде чем он получал право взять невесту домой.
Общественный характер брачного обряда служит подтверждением того, что заключение брака рассматривалось как дело, затрагивающее целые родовые группы. О случаях сватовства в «Образцах народной литературы» пишет ученый, профессор Н. Ф. Каганов. Он слышал этот рассказ от сагайца Пыйоса, хорошего сказочника, который живет на левом берегу Камышты, верстах в 25 от устья этой речки.
«Один человек отправился, чтобы жениться. Отец девицы, на которой тот хотел жениться, не выдавал своей дочери, если сватавшие люди не пели стихов. Когда отец не отдавал, жених запел:
Ведь ты не подавился, Когда ел бычьего мяса! Если ты отдашь, не подавившись, То как будет, сват мой? Ведь ты не подавился, Когда ел гусиного мяса! Если ты отдашь, не подавившись, То как будет, сват мой?
Когда жених пропел эти стихи, отец отдал за него свою дочь». Обычай в древности был такой, чтобы сватать не так, как теперь без стихов, а со стихами. И в XX веке в 40-50-ые гг. можно наблюдать пережитки родового строя. В 1955 году сагаец Кыргорай Санзараев, проживающий в селе Суханово, по настоянию своей бабушки Хысхылых, похитил невесту Порферию Топоеву. И до сих пор они живут в любви и согласии, продолжая род человеческий. Всего детей, внуков и правнуков 47 человек.
В 19551 году Архип Чебодаев, проживающий в селе Куиново, скарамчил сагайку Ефросинью Карамчакову из села Усть-Есь.
Писатели в своих произведениях тоже упоминают брак умыканием. У К. Т. Нербышева в романе «У синих утесов» можно видеть. У Т. Н. Балтыжакова в повести «Орис» героиня Ориске сопротивляется, не хочет жить по старым обычаям. Но женщины старшего поколения, которых в свое время тоже похитили, хотя безрезультатно, пытаются уговорить молодую девушку смириться с судьбой.
К. Патачаков, этнограф, кандидат исторических наук показал свое отношение к старому обычаю - похищению невесты в своей статье «Хысты огырлааны паза тутханы» в 1960 году в газете «Ленин чолы» за 8 января. Здесь он пишет о том, что 15 октября 1881 года качинцы провели собрание Качинской Думы и приняли решение о том, что нельзя насильно женить молодых, браки должны совершаться по любви. Патачаков призывает народ бороться с пережитками прошлого, не придерживаться тех обычаев, которые мешают дальнейшему развитию хакасского народа.
Среди хакасов существовал обычай левирата - «халдых». Это еще один пережиток родового строя у хакасов тоже держался до недавнего времени. В случае смерти мужа молодую вдову отдавали за младшего брата, т. е. деверя, который должен был заменить покойного. У младшего брата согласия не спрашивали. Если он не соглашался, то его наказывали и заставляли жениться. По обычаю, он навьючивал на спину седло и переметную суму. В руки брал уздечку и ружье. При входе в юрту деверь клал седло на кровать (как и положено в первую брачную ночь), а из ружья стрелял в дымовое отверстие. Этим действием он изгонял злых духов, погубивших старшего брата.
Так, в 1864 году некто Федосья Аднякова Ближне-Каргинского рода жаловалась, что после смерти ее мужа свекром» принуждала ее по инородческому обыкновению выйти замуж за брата ее мужа, еще несовершеннолетнего хотя она не согласилась на это, но родовой староста их улуса заставлял ее насильно жить с этим деверем, «говоря, что у них такой закон, о котором будто бы известно правительству».
Об этом обычае левирата, называемом по-хакасски калдык, рассказывали в Аскизском районе. Видно, что обычай этот был очень тягостным и унизительным для женщины, которую как неодушевленный предмет передавали по наследству и заставляли против воли жить с человеком, может быть, немилым. Особенно тяжела была для женщин эта повинность, когда «мужем» ее становился малолетний брат покойного мужа. По рассказам стариков, бывали случаи, когда жене приходилось укладывать спать своего десятилетнего мужа.
Этнограф К. Патачаков в газете «Ленин чолы» за 14 февраля 1961 года написал статью «Халым, халдых. », в которой рассматривает истоки, причины появления калыма и калдыка. Он считает, что обычай левирата зародился в классовом обществе, в недрах патриархальных условий. Наши предки проявляли хорошую заботу о детях своего рода. Обычай левирата нужен был для того, чтобы сохранять детей в своем кругу, чтобы они не росли сиротами или в другом роде. Патачаков говорит о том, что эти обычаи, в том числе и калдыка, не были социально придуманы людьми. Они были порождены общественно-экономическим строем, зародились в первобытно-общинном строе. В патриархальных условиях, когда бытовал запрет браков внутри рода, женитьба оказалась нелегким делом. Предки жили замкнутыми родами далеко друг от друга. Женихи вынуждены были мыкать - похищать невесту из другого рода. Потом родители девушки предъявляли счет за то, что вырастили дочь. Получалось так, что родители продавали свою дочь. Бывали случаи, когда родители меняли девушку на скотину, на одежду, на пшеницу.
Этнограф пишет о том, что даже в 60-е годы XX века некоторые хакасы брали калым за своих дочерей. Один сагаец, работавший в Аскизском мясокомбинате, говорит, что он заплатил за свою невесту полторы тысячи рублей. И теперь он ее упрекает, напоминает ей всякий раз, что он купил ее за полторы тысячи рублей, что она купленная, что она - товар. За что эта девушка должна страдать?
В 1961 году Пелагея с Малого Монока получила калым за свою дочь одну тысячу рублей и четыре мешка муки. За что осуждается односельчанами.
Бывали случаи, когда родители невесты старались брать калым незаметно, тайно, так, чтобы не заметили другие. Прятали в подолах платья.
Советское законодательство запретило вместе с калымом, так же и браки малолетних и обычаи принудительного калдыка.
Но и в наши дни можно заметить такие браки, когда младший брат женится на невестке - жене своего старшего брата после его смерти. В наши дни, наверное, такие браки совершаются по любви. В 50-е годы сагаец Матык Арчимаев из улуса Суханов женился на вдове своего старшего брата Курелдея Лизавете, воспитывает своих племянников вместе со своими детьми.
Сагаец Валерий Межеков из села Аскиз спустя некоторое время женится на сагайке Марие - вдове своего старшего брата. Воспитывает своих детей от первого брака, племянников и совместных детей. Карачаков Владимир из Маткечика после смерти старшего брата взял в жены невесту.
Есть, наверное, у таких браков свои плюсы, когда родственники заботятся о сохранении в своем кругу детей.
Если мужчина становился вдовцом, то он имел право жениться на младшей сестре (пасты) супруги. Когда сноха (ниге) состарится, то «халдых» имел право взять в качестве второй жены ее младшую сестру (пасты).
Обычай сорората (пастылас) был вызван к жизни теми же причинами, что и левират. Отказ девушки от такого брака в тех патриархальных условиях бывал исключительным случаем. Хакаска воспитывалась покорной и послушной отцовской воле. В фольклоре ее покорность выражалась следующими словами: «Если отец отдаст меня за медведя - за медведя пойду, если за бревно - за бревно пойду».
Жители села Большие Арбаты помнят: «Тюкпиеков, проживавший в селе Большие Арбаты женился на некой Сагояковой - сестре своей умершей жены».
Примеры сорората есть и в наши дни. Тюкпиеков Роман Иванович, проживающий в Бейском районе в селе Малый Монок, после смерти жены Лизаветы Чебочаковой женился на ее сестре Нине.
Перекрестные браки - браки двух родных братьев на двух родных сестрах другого сеока запрещались. Но в наши дни никаких помех нет, поэтому существуют и перекрестные браки. В селе Большой Монок Бейского района братья Оралдай и Михаил Чебодаевы женились на родных сестрах Юктешевых Рае и Орине.
В улусе Хызыл Агбан Аскизского района родные братья Анатолий и Арсентий Топоевы женились на сродных сестрах Наталье и Алевтине Боргояковых.
При исследовании данной темы пришлось слышать также парадоксальный пример брака - брак родных брата и сестры в Аскизском районе.
Одна из ранних форм заключения брака была связана с обычаем дарения фламинго - «хысхылых». Мужчина, подстреливший фламинго, которые весной и осенью иногда пролетают над Хакасией, мог сватать любую девушку. На птицу надевали красную шелковую рубаху, на шею подвязывали красный шелковый платок и отправлялись с ней к любимой девушке. Родители должны были принять фламинго, а взамен отдать дочь. Калым не полагался. Если девушку не отдавали, то, по хакасским поверьям, птица «хысхылых» проклянет этот дом, и дочь их умрет.
Однако в XIX веке обычай дарения фламинго ушел в область преданий и уже не практиковался. Об этом пишет В. Я. Бутанаев в своей книге «Этническая культура хакасов».
Два брата не имели права жениться в один год, только если они были близнецами могли делать свадьбу в один день.
До тех пор, пока старший брат не женится, младшему не разрешалось заводить семью. В противном случае старший брат будет несчастлив. Если женился брат, то сестре в этом году выходить замуж запрещалось. Но если сначала сестра вышла замуж, то брат мог делать свадьбу в этом же году. Все это говорит о невысоком социальном статусе женщин.
Приняв решение женить сына, родители присматривали обязательно девушку из хорошего рода: чтобы род был здоровый, чтобы в этом роде не было пьющих и случаев суицида. Жених в хакасском языке обозначался словом «оол» - парень или «кiзj» - зять. Для невесты существует специальный термин «наа пала» - буквально новый ребенок. Это название связано с тем, что невеста входила в семью жениха на правах нового члена.
Семейный кодекс Российской Федерации
Ныне действует Семейный кодекс Российской Федерации. Одним из основных принципов семейного законодательства является добровольность брачного союза. Брачный возраст для вступления в брак законом не установлен. Значительная разница в возрасте желающих вступить в брак не может служить основанием для отказа органа ЗАГС в регистрации брака. Это позволяет иметь место бракам по расчету. Зафиксировано много случаев, когда молодая девушка выходит замуж за мужчину старшего поколения. А после смерти супруга все его имущество переходит к ней. При наличии уважительных причин органы управления вправе разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет по их просьбе.
Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. Внутрисемейные вопросы разрешаются по взаимному согласию.
Итак, брак - это институт, это набор специальных норм, которые не остаются неизменными, а постоянно находятся в развитии и действуют согласно местным обычаям, времени.
Комментарии