Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Моя история семьи в защите Родины

Всё меньше среди нас участников Великой Отечественной Войны. Их ратные дела и подвиги перешли в легенды, стали частью памяти и души народа. Уважение к ветеранам исторических битв, забота о них – это моральный закон нашей жизни.

Великая Отечественная война вошла в каждый дом нашей большой многонациональной Родины. И нет ни одной семьи, в которой бы не вспоминали о войне.

Участниками сражений в годы Великой Отечественной войны были - мой прадед (по материнской линии) Семенов Дмитрий Витальевич и прадед (по линии отца) Бакалдин Николай Федорович. Среди его наград есть Орден Красной Звезды и Орден Отечественной войны 2-ой степени, а его жена Мария Александровна награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. ». К сожалению их уже нет в живых.

В статье В. Панфилова «Они освобождали Украину» рассказывается о младшем лейтенанте командире взвода 795 –го стрелкового полка Владимире

Андреевиче Нефедьеве, который погиб, освобождая Кривой Рог.

В. А. Нефедьев – сводный ( по линии моего прадеда ) двоюродный брат моей мамы. Его кандидатская карточка в члены ВКП (б) находится в фондах Музея Вооруженных Сил России.

Я хочу рассказать о семье Нефедьевых.

Это была большая семья, которая проживала провинциальном городке под названием Переславль-Залесский, до войны Владимирской губернии.

Это мой прадед – Нефедьев Александр Сергеевич (1875-1945гг. ). Великую Отечественную он встретил уже в преклонном возрасте – 66 лет. Чтобы прокормить двух несовершеннолетних детей ему пришлось пойти вольнонаемным в сторожа на военные склады продовольствия. Прадед сторожил запасы картофеля.

Вольнонаемным разрешалось в течение дня сварить себе на обед 2-3 картошины. Моя бабушка- Ольга или её младший брат Николай, которым в ту пору было 14 и 11лет, по очереди бегали к отцу на работу, где в старом закопченном от костра котелке, их ждала. пусть и без соли, но такая вкусная горячая картошка. Представители военной охраны не возражали, хотя если бы начальство узнало, всем пришлось бы по законам военного времени. Но им было жаль этих очень похожих друг на друга черноглазых вечно голодных ребят старика Сергеича. Тяжело приходилось Александру Сергеевичу – возраст, болезни, работа под открытым небом, переживания о том, что нет писем с фронта от старшего сына Сергея и горячо любимой дочери Татьяны. В феврале

1945 года он простудился и через три дня умер, так и не дождавшись Победы и возвращения детей с войны.

Это моя прабабушка – Нефедьева Варвара Васильевна (1893-1979гг. ) Очень трудную жизнь прожила эта хрупкая, маленькая ростом женщина. С 10 лет работала в няньках у одного из переславских купцов, ухаживала за его престарелой матерью. Высоко по тем временам оценил и он её труд хозяева, когда пришла она за расчетом, то ей выдали 10 рублей золотом. Долго хранила их Варя, но однажды увидела в лавке конфеты в красивой упаковке и не удержалась и разменяла монету. В 15 лет была выдана замуж за вдовца, у которого было два сына. Старший из них был погодок молодой мачехе.

Моя прабабушка награждена медалью «Мать- героиня», которая бережно хранится в нашем семейном архиве.

Трое из 9-ти детей умерли во младенчестве.

Варвара Васильевна была хорошей хозяйкой и при помощи старших детей умело справлялась с большим хозяйством.

В хозяйстве всегда держали:

- две коровы, поросят, кур и другую живность.

Молоко от наших коров -«ведерниц» покупали многие известные представители городской интеллигенции – Козляниновы, Рутковские, Каленова и другие.

После того, как в июне-октябре 1941 года через город прогнали эвакуированные из западных районов страны стада крупного рогатого скота , в городе начался падеж скота (ящур). И нашей семье пришлось зарезать заболевший скот.

Чтобы прокормить большую семью бабушке пришлось отнести в «Торгсин» золотые украшения, оклады с икон, и на вырученные деньги покупать на городском рынке продукты питания. Хорошую одежду, предметы быта, можно было обменять на продукты питания у зажиточных жителей близ лежащих деревень.

А еще нужно было учить в школе Ольгу и Николая. Покупать им учебники, художественную литературу.

Уж больно строга была В. А. Каленова. На урок без учебников не допускала. Три буханки хлеба пришлось отдать на рынке за учебник истории для 8-го класса, а вот покупка романа Л. Н. Толстого «Война и мир» обошлась дешевле. Этот роман стал настольной книгой Ольги. Правда недолго радовалась она ему, дала почитать своей однокласснице, дочери одного из работников горкома партии, а когда пришла взять его обратно, ей объяснили, что все вещи, книги упакованы и отправлены на станцию Берендеево (семья эвакуировалась в г. Ташкент).

Очень большой сад был у Нефедьевых, который доходил до берега р. Трубеж. Зимой 1941-42гг. сад от сильных морозов пострадал. Но, не смотря на это, в течение всех военных лет воспитанники детских домов г. Переславля могли порадоваться яблокам Варвары Васильевны.

Двух детей отправила Варвара Васильевна на фронт и в мае 1945 года встретила их на пороге отчего дома.

Первым из членов семьи ушел на фронт старший сын – Нефедьев Сергей

Александрович (1909-1985гг. ). Эта была для него вторая война, после

Финской компании. К сожалении фронтовых писем в семейном архиве не сохранилось, они были утеряны при строительстве нового дома послевоенный период. Но возможно такие строки писал сын матери :

Моя родная! Ратные пути

Меня зовут. Не надо. Не грусти.

Да, ранили, но вновь твой сын в походе:

Звезда на шапке, орден на груди.

Моя родная! Думу обо мне

Забудь для думы о родной стране;

Трудись в тылу, как я в бою, и думай

О самом светлом, о победном дне!

(автор этих строк К. Эсенкоджаев погиб в боях под Москвой )

Всю Великую Отечественную прослужил Сергей Александрович водителем грузовой машины, доставляя снаряда на фронт и вывозя раненных с поля боя. Был награжден многими орденами и медалями СССР. Вернувшись с фронта, не одно десятилетие отработал в транспортном цехе ф-ки «Красное

Это старшая сестра моей бабушки – Полякова (в девичестве Нефедьева) Анна Александровна (1913- 1977гг. ). С

В 1930 году 17-летней девчонкой пришла она на фабрику «Новый мир» работать «машинной штополкой». Освоив профессию машинной штопки, она очень быстро вошла в число ударниц труда.

Вышла замуж за летчика Полякова Александра, служившего в переславской летной части.

(Аннушка и Саша в саду отчего дома на ул. Свободы, 1936г. )

Перед войной в/часть переводят под Москву, Анну руководство фабрики не отпустило, так как она входила в состав бригады, выполнявшей очень важный правительственный заказ, да и сыну Георгию еще не исполнилось и года.

С началом войны фабрика, как и все производства города, перешла на выпуск военной продукции и Анну Александровну переводят мотористкой в швейный цех на пошив нательного белья для солдат.

В 1941 сразу две трагедии пережила эта трудолюбивая и очень терпеливая женщина – умер любимый малыш, и пришло известие о том, что Поляков

Александр Михайлович без вести пропал.

За добросовестный труд на трудовом фронте А. А. Полякова в конце 1945г. была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне

1941-1945гг. ». А в 1946 году пришло известие о том, что муж жив и освобожден из плена.

Еще одна сестра моей бабушки – Ежлова ( в девичестве Нефедьева) Мария Александровна (1916-1985гг. ) трудилась на трудовом фронте. Весь 1941 год она проработала с\х рабочей в совхозе «Большевик», а после того как фронт взяли сестру Татьяну, переехала к родителям и в марте 1942 года поступила работать на фабрику кинопленки №5, где и проработала до самой пенсии (1972 года).

Несмотря на слабое здоровье (Мария с детства часто болела) она успешно справлялась с выполнением производственных норм. За что была неоднократно отмечена грамотами и премиями по итогам социалистического соревнования.

Дома «фирменным» блюдом, которое готовила Мария были – оладушки из мороженного картофеля. Вместе с другими горожанами после работы поздней осенью или ранней весной она ходила и перекапывала колхозное картофельное поле на окраине города.

Пока Мария на работе младшенький Николай любил «тайно» полакомиться «машкиными лепешками», которые она от него прятала, чтобы не переедал. Но лепешки уничтожались вмиг и тогда Николай. держись.

Ширяева (Нефедьева) Татьяна Александровна (1924- 11987гг. ) – (вот такой была Татьяна в годы ВОВ) это еще одна старшая сестра моей бабушки. В архиве средней (начальная школа №5 – 1949г. –Татьяна школы №1, где сейчас я учусь, я нашла ( фонд № 98, опись № 1 сидит справа) ед. хр. № 1) запись о том, что Нефедьева Т. А. получила 16 июля 1939 года свидетельство об окончании 7-ми классов.

В январе 1942 года ей исполнись 18 лет и сразу же на (Т. А. Ширяева – 70-е годы) следующий день ее вызвали в военкомат. Варвара Васильевны решила, что это касается старшего сына Сергея, который уже с первых дней войны был на фронте. До обеда прождала ее мать, потом сама пошла в военкомат.

Оказалось, что дочь призвали в действующую армию. Кто-то при записи добровольцев на фронт вместо своей фамилии вписал ее; хотя семья имела бронь на призыв (в силу определенных обстоятельств и согласно (1977г. – начальная школа №5 – Татьяна законодательству того времени). Пока в военкомате разбирались, Татьяна уже ехала на станцию Берендеево. Александровна рассказывает о войне).

Варвара Васильевна наняла подводу и ринулась за дочерью вслед. Приехав в Ростов Великий, она узнала, что сформированный эшелон с новобранцами уже отправлен. Ей в руки отдали лишь две, отстриженные на пункте санобработки, шикарные косы Татьяны, которую уже облачили в военную форму. Все 4 года Татьяна отвоевала ( начальная школа№5- слева на право – медицинской операционной сестрой военного прифронтового госпиталя. О войне рассказывала очень мало, не Ремизова, Коняев, Власова, Т. А. Ширяева хотела вспоминать ни кровь, ни боль, ни смерть. Свои медали и ордена доставала, а тем более одевала очень стоит с детьми в третьем ряду)

редко (часть документов и наград сгорела во время пожара дома).

После войны Татьяна Александровна до выхода на пенсию преподавала в начальной школе №5.

Моя бабушка – Семенова (Нефедьева ) Ольга Александровна (1927-2000гг. ) - младшая дочь в семье. О 22 июня

1941 года бабушка рассказывала, что домашние недоумевали, почему молчит радио и как-никогда в городе тихо. (Оля Нефедьева и Фрида Валько – фото от

Хотя и воскресный день. 30 апреля 1940г. )

О войне постоянно вспоминала, как с ночи занимали очередь за хлебом у магазина под названием «Первый номер». Со слезами на глазах рассказывала о том, как в этом магазине выхватили у нее сетку с хлебом, в которой был хлеб на всю семью за три дня. Долго не смела, идти домой Ольга, не зная как посмотреть в глаза матери.

С нетерпением ждали наступления каждой весны, а точнее свежей крапивы. Уж больно вкусные постные щи варила Варвара Васильевна.

Сильно плакал отец перед смертью, что так и не дождался Татьяны и Сергея.

Мама очень долго не отходила от окна, когда по улице проходил почтальон.

Ольга всегда опекала и помогала младшему брату.

(младший брат бабушки – Николай, фото 1940г. ) Так как школьные классы Ленинской школы отапливались маленьки печками – буржуйками, то дрова для них должны были заготавливать учащиеся- по 3 куба на человека. Делянки для вырубки дров выделялись на территории современного городского кладбища. Брат с сестрой, взяв большие сани-салазки, пилу-двуручку и топор, рано утром отправлялись в лес. По воспоминаниям бабушки: лесник, который выделял делянки для вырубки леса, всегда помогал им:

  • с обрубкой больших ветвей деревьев,
  • с тем, чтобы покрепче связать готовые к транспортировке дрова.

Надо было спешить. Чтобы Николай мог успеть на занятия во 2-ую смену, а Ольга на работу.

После утренней смены старшая сестра Анна встречала их на въезде в город. Так, впряженные в трое в сани, въезжали они во двор родительского дома.

Продолжить образование бабушке не удалось, так как учить двух детей после смерти Александра Сергеевича семье было трудно.

Получив 8-летние образование, она в 1944 году поступает работать контролером обрывности на фабрику «Красное Эхо».

Предприятие, коллектив, в который она пришла, Ольге понравился. Не раз приходилось ( фото 1949 г. – служащие фабрики «Красное Эхо» - встречаться ей и с пленными немцами, которые работали в угарном цехе. Бабушка всегда

Ольга Нефедьева во втором ряду слева). отмечала, что в очень тяжелых условиях приходилось работать пленным, дважды в день им приходилось под конвоем совершать переходы до села Ямское, где в полуразрушенной церкви они жили; пищу получали очень скудную и один раз вдень. Но, несмотря на все тяготы плена, они всегда были подтянуты, вежливы и беспрекословно выполняли распоряжения старшего по званию своего соотечественника гера Гюпнора. Ежедневные план всегда ими был выполнен. О чем по окончании смены Гюпнер докладывал, приходя в отдел, где было рабочее место бабушки.

Бабушка всегда улыбалась, когда рассказывала о пленном офицере, которого, который путал русские слова. Входя в кабинет, он говорил: - «До свидания», а уходя – «Здравствуйте». Она даже фамилию его запомнила – Гюпнер.

С нетерпением ждала бабушка обеда, когда в фабричной столовой можно было по талонам поесть ржаного супа. А так как порой он был жиден, а есть так хотелось, то приходилось отоваривать талоны сразу за два дня.

Там на фабрике бабушка вступила в комсомол. В семейном архиве хранятся грамоты, которыми она была награждена за активное участие в общественной жизни фабричной комсомолии.

Как и другие комсомольцы фабрики, бабушка строила фабричную узкоколейку до станции

Берендеево. Она неоднократно избиралась секретарем первичной комсомольской организации конторы, затем председателем первичной профсоюзной организации конторы.

После войны Ольга Александровна получила экономическое образование и проработала экономистом на фабрике до августа 1990 года.

К сожалению бабушки уже нет в живых, а я так много еще у нее не успела спросить.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)