Лён – спутник женской судьбы
Наша русская культура очень богата и разнообразна. Многое осталось в прошлом, многое забыто. Однако есть у нас в России места, где сохранились старинные традиции, передаваемые из поколения в поколение, и мы тоже должны их передать следующим поколениям, чтобы не растерять, а сохранить наше культурное богатство.
Мы живём в деревне Нижняя Федоровка. Наша деревня – одна из многих русских деревень, в которых сохранились старинные традиции.
С самого раннего детства мы наблюдали, как наши бабушки и мамы пряли, вязали, вышивали. Многому они и нас научили, потому что секреты женского рукоделия передаются в наших семьях по женской линии, от матери к дочери. Так повелось на Руси.
В каждом доме, наверное, есть вещи, сделанные руками прабабушек, бабушек. Эти вещи передаются по наследству, как семейная реликвия. Многие из них сделаны из волокон древнейшего культурного растения, которое называется лён.
Наши деревенские бабушки рассказали, как выращивали лён и как делали изделия из него. Многое мы узнали из книг в библиотеке. Наша исследовательская работа рассказывает о выращивании и применении льна.
Лён – спутник женской судьбы
Лён обыкновенный – однолетнее травянистое растение с тонким ветвистым стеблем, узкими листьями, семейства льновых. Цветки имеют 5 чашелистиков и 5 голубых лепестков венчика. Плод – шаровидная коробочка. Семена мелкие, буровато-жёлтые.
Лён – древнейшее культурное растение. Льняные ткани находили на мумиях египетских фараонов. Льняные ткани изготавливали и древние славяне. Долгое время люди отбирали лучшие растения льна. Постепенно был выведен неветвистый высокий лён-долгунец и низкорослый ветвящийся лён-кудряш. Лён-долгунец примерно в 3 раза длиннее, чем лён-кудряш. Лён-долгунец даёт волокно высшего качества.
Лён-кудряш даёт много семян, в семенах льна- до 50 % масла. Из льняного масла вырабатывают лучшие сорта олифы и масляные лаки, изготовляют линолеум и многое другое.
Лён используется и в медицине. Семена льна и льняное масло можно купить в аптеке. Отвар из семян льна употребляется внутрь при болезнях органов пищеварения, как наружное средство – для компрессов.
На льняном масле готовят мази, втирания, зелёный мыльный спирт. Из льняного масла получен препарат линетол, который применяют для наружного лечения ожогов.
Лён сеяли обычно во второй половине мая. Сев сопровождался священными обрядами, призванными обеспечить добрую всхожесть и хороший рост льна.
Лён, как и хлеб, сеяли исключительно мужчины. Помолившись, они выходили в поле и несли посевное зерно в мешках, сшитых из старых штанов. Мешок с семенами льна вешали на шею, брали из него горстями семена и раскидывали по паханой земле. При этом сеятели старались ступать широко, раскачиваясь на каждом шагу и мотая мешками. Так должен был колыхаться под ветром высокий волокнистый лён.
Первым шёл всеми уважаемый, праведной жизни человек, которому Боги даровали удачливость и «лёгкую руку»: чего ни коснётся, всё растёт и цветёт.
Особое внимание уделялось фазам Луны: если хотели вырастить долгий, волокнистый лён, его сеяли «на молодой месяц», а если «полный в зерне» — то в полнолуние.
Лён всходил и быстро зарастал сорняками, требовалась прополка. С неё-то и начиналась женская забота о льне. Женщины и девушки находили свободный день, звали с собой малых ребят, брали большие корзины и шли в поле полоть лён. Жёсткие колючие стебли сорняков кололи руки до крови. Но зато как хороша прополотая полоса льна! Молодой лён, примятый ногами, имеет свойство выпрямляться после первого дождика. Растёт не по дням, а по часам!
Лето входит в свою силу. В поле, дома, в лесу столько работы - только поворачивайся. Как раз в это время появляется льняная блоха, она стесняться не будет, сожрёт начисто неокрепшие, нежные стебли. Лён обсыпают от блохи печной золой.
С июня по август наступает пора цветения льна. На большом поле голубые цветки льна сливаются в большое голубое пятно, и кажется, что небо опустилось на землю. А когда дует ветер, стебли льна качаются, и льняное поле похоже на синее море, а качающиеся ряды льна – на морские волны.
Вскоре цветки льна осыпались, вместо цветков появлялись вызревшие семенные коробочки, это означало, что лён созрел. Растения льна выдёргивали с корнем. Это называлось «теребление».
Лён связывали в пучки – снопы, и сушили. Затем наступала пора обмолота – отделения семенных коробочек от стеблей. Чтобы отделить семена от стебля, в разных местах России поступали по-разному: коробочки отрывали руками, либо топтали ногами, либо молотили теми же орудиями, что и хлеб: дубинками, цепами, вальками. Из семян льна выжимали масло.
Сначала нужно было очистить семена от шелухи. Для этого семена провеивали, слегка подбрасывая на лопатах. Хорошо, если в это время дул ветер: он помогал отвеивать шелуху. Если же ветра не было, его пытались вызвать громким свистом.
Провеянное льносемя было тяжёлым, тёмно-коричневым, про него говорили, что оно течёт. И впрямь оно текло. Словно вода, находило оно самую маленькую дырочку в мешке. Потому-то хорошая хозяйка должна уметь ткать крепкий холст, чтобы мешок не порвался и льняное семя не утекло.
Семена льна нагревали, клали в чистую тряпку, и зажимали в специальных деревянных тисках. Масло капало каплями, медленно. Льняное масло было золотистого цвета, густое, а запахом и вкусом напоминало грецкий орех. Это масло ели с картошкой, добавляли в кашу.
Льняное масло было одним из любимых и часто употреблявшихся продуктов. Но оно шло не только в пищу, но и на изготовление олифы. Олифу добавляли в краски для росписи икон. Можно себе представить, сколько требовалось олифы, если учесть, что раньше не одна, и не две, а несколько икон имелось не только в церквях, но и в каждом доме. Видимо, льняное масло изготавливалось на Руси в очень больших количествах.
Далее требовалось освободить волокна от склеивающих веществ, которые придают живому стеблю упругость и прочность. Этого достигали одним из двух способов. В южных землях Руси, лён «расстилали» — тонким слоем раскладывали на влажном лугу и выдерживали в течение пятнадцати-двадцати дней.
Делалось это в сентябре или октябре: на юге России в это время ещё тепло и часто выпадает роса, способствующая расслаиванию волокон. В районах с более суровым климатом лён чаще «мочили» — опускали связками в пруд, болото или специальную яму, вырытую в низине. Использовалась только стоячая вода.
Вымоченный и высушенный лён назывался треста – это солома, только серого цвета. Сухая, легко ломающаяся треста так и просится в мялку – специальное устройство, которое дробило и плющило стебли между двумя деревянными брусками.
Иногда лён ещё дополнительно толкли в ступах.
Чтобы окончательно вышелушить шелуху, а также отделить тонкое, нежное волокно от более короткого и жёсткого, лён трепали.
Девицы собирались в бане или избе. Молодые замужние женщины собирались отдельно. Во время работы пели хором, смеялись, дурачились.
За день нужно было истрепать определённое количество мятого льна. Стебли льна держали на весу в левой руке, и били по ним специальным трепалом.
За день такой трёпки окна и стены покрывались толстым слоем серой льняной пыли. Трепальщицы плотно завязывали свои лица платками. Работа была тяжёлой и пыльной.
И, наконец, чтобы хорошо рассортировать волокно и разгладить его в одном направлении для удобства прядения, лён чесали.
Сначала чесали крупной металлической щёткой, она называлась путка.
Затем чесали деревянными гребнями разных размеров. После каждого прочёсывания гребень извлекал грубые волокна, а тонкие, высоко-сортные оставались.
Короткое и жёсткое волокно шло на пряжу для изготовления мешковины и других грубых тканей, а из тонкого и нежного делали одежду, скатерти, полотенца, платки и другие изделия.
Очёсанный лён дёргали, теребили и расшиньгивали. Расшиньгать – значит взбить, распушить. Этот большой пушистый клубок ровно расстилали на столе, спрыскивали водой и осторожно скатывали в кудель.
Готовые кудели ставили в ряд. Величина кудели зависела от вкуса хозяйки и возраста пряхи. Для девочки-подростка делали кудельки поменьше, для ребёнка – совсем маленькие, игрушечные. Готовую кудель можно было прикреплять к прялке — и прясть нить. Пряжу во время прядения наматывали на веретено.
С веретена пряжу перематывали на мотовило, а затем готовые мотки пряжи мочили в воде и вывешивали на изгородь, от чего чернота, жёсткость и сырость исчезали. По мере обработки пряжа из тёмно-серой становилась всё светлее и, в конце концов – почти белоснежной.
На ткацком станке ткали холст, то есть ткань. Мастерицы умели ткать и особую ткань с узором, но это требовало особого умения. Ткань с узором называлась узорницей, из неё шили свадебные дары. Редкая свадьба обходилась без подарков из узорной ткани. Свежевытканный холст имеет пепельно-серый цвет с серебристым оттенком. Чтобы он стал белоснежным, его выдерживали в горячей воде с золой, потом расстилали на снегу. Потом снова выдерживали в воде с золой и расстилали, уже летом, на чистом лугу, где-нибудь около озера или речки.
Расстеленные дорожками холсты сохли быстро, их опять макали в реку и опять сушили, так проделывали несколько раз. Выбеленный холст был едва различим, если его расстелить на снегу. Льняное полотно имеет одно интересное свойство – чем чаще его стирать, тем белее и тоньше оно становится, поэтому лён называли северным шелком.
Готовые холсты часто украшали вышивкой, а из льняных ниток вязали настоящие произведения искусства.
И в наше время льняные изделия пользуются большим спросом. Льняная ткань – это экологически чистый материал, в котором летом прохладно, а зимой – тепло.
Лён пришёл к нам из глубины веков, да так с нами и остался, бережно хранимый от поколения к поколению.
В нашем школьном крае-ведческом музее «Бумеранг» есть много изделий из льняной ткани, и каждое – уникально. И можно сказать, что все эти прекрасные изделия вышли за пределы человеческой жизни, потому что вещи, сделанные руками наших прабабушек, передаются по наследству и хранятся, как семейные реликвии.
Эти вещи хранят семейную память о наших предках, а, значит, - историческую память нашего народа.
Во время проведения экскурсий мы используем картины, нарисованные нашей одноклассницей Барзаговой Заремой: «Лён» и «Крестьянская семья».
Комментарии