Ландшафтный дизайн
Ландшафт как жизнь
Главная задача каждой школы — наделить её учеников знаниями, воспитать в них культуру, превратить их в полноценные личности. Школа — дом, учителя — родители. Каждому хочется, чтобы его дом был красивее всех, нам тоже. К сожалению, мы не можем взять в руки инструменты и перестроить школу так, как нам хочется. Во-первых, наши желания могут не совпадать с желаниями других, во-вторых, мы — только лишь ученики. Но все-таки мы хотим внести некоторые предложения, свои идеи по преобразованию школы. Мы не можем охватить все аспекты школьной жизни, поэтому мы решили предложить некоторые свои мысли по изменению внешнего вида нашей школы и пришкольной территории.
Сейчас большинство из нас живет в «каменных джунглях», поэтому нам жизненно необходимы уголки живой природы. Пусть даже это будет не дикая природа во всей своей красе, а хотя бы небольшая клумбочка. Школа для учеников должна стать местом, где они смогут найти эти необходимые уголки. Наша школа не может пожаловаться на отсутствие природы на своей территории. Да, на пришкольной территории много клумб, есть аллея, даже небольшой садик. К сожалению, все это находится в довольно заброшенном состоянии и малодоступно для школьников. Нам так хочется это исправить, и мы постараемся это сделать!
Основным инструментом для изменения пришкольной территории является искусство ландшафтного дизайна. В прошлом году мы уже рассмотрели его основные стили, законы и приемы. Также в прошлом году мы провели небольшой опрос и узнали, какой видят школу ученики 8 «Е» класса (приложение 1). В этом году мы также опросили теперь уже 9 «Е» класс и результаты получились немного другими (приложение 2).
Сейчас мы решили сделать проект на основе знаний, полученных в прошлом году. Чтобы работа отражала не только наше мнение, но и мнения остальных учеников, мы провели опрос среди других классов (приложение 3). На основе результатов опроса мы создали модель современной школы. Также в этой работе мы немного рассказали о влиянии цвета и других факторов на человека.
Основной задачей проекта является изменение нашей школы, которое может произойти не сейчас, но в ближайшем будущем. Мы рассматриваем изменение школы с позиции ландшафтного дизайна.
Немного из истории ландшафтного дизайна
История ландшафтного дизайна берёт свои истоки с периода расцвета государств Ассирии и Вавилонии (Двуречья). Памятники архитектуры и ландшафта того периода не сохранились, так как основным строительным материалом был сырцовый кирпич — очень непрочный материал. Самый известный памятник ландшафтной архитектуры Ассиро-Вавилонского периода—знаменитые Висячие сады Семирамиды. В архитектурном плане они представляли собой пирамиду, состоявшую из четырёх ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Нижний ярус имел форму неправильного четырёхугольника, наибольшая сторона которого составляла 42м, наименьшая — 34 м. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников и деревьев. Пирамида напоминала вечно цветущий зелёный холм. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата насосами постоянно подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов.
Египтяне привнесли в дело обустройства ландшафта свои новшества, в том числе принцип симметрии при планировании сада и аллейную посадку деревьев. В античные времена в ландшафтный дизайн было включено азиатское садовое искусство (благодаря завоевательным походам Александра Македонского). В Греции были распространены такие типы озеленения, как герроны, философские и частновладельческие сады. В ландшафтном дизайне Древнего Рима впервые появились перголы (ажурные конструкции, служащие опорой для вьющихся растений), аллеи (дороги, обсаженные по обеим сторонам деревьями), топиарное искусство (фигурная стрижка).
Во времена Средневековья основными видами ландшафтного искусства являлись сады, совсем небольшие сады при монастырях и замках. В это же время начали появляться сады-лабиринты и ботанические сады (вместе с первыми университетами).
Основными чертами садов эпохи Возрождения являлись: использование воды как основы для сада, замкнутость сада, использование ширококронных деревьев, построение сада с учетом цвета.
В XVII веке в ландшафтном дизайне господствует стиль барокко - простая планировка сочетается с пышным, роскошным украшением. XVIII век характеризуется развитием пейзажного направления, становятся всё более популярными нерегулярные сады.
В XIX-XX веках в Западной Европе все еще господствует пейзажный стиль, но в США в моду входят различные растительные фигуры: глобусы, ковры, солнечные часы.
В России искусство ландшафтного дизайна развивалось по другому пути. До XII века сады носят в основном утилитарный характер (огороды, сады с плодовыми деревьями), и только после XII века развитие этого искусства в России начало идти вровень с Европой.
Школа в новом стиле. Стиль модерн
По результатам опроса, проведенного нами среди школьников, дизайн территории нашей школы должен быть выполнен в стиле модерн. А что это такое? Какие его основные черты? Постараемся ответить на эти вопросы.
Модерн, ар-нуво, югендштиль—все это названия одного и того же стиля. Его рождение, а также рассвет и закат приходятся на конец XIX - начало XX веков. Основным элементом модерна является плавная, изогнутая линия, основные материалы—дерево, камень, металл и расписное стекло. Стиль модерн не может быть одинаковым во всех странах, так как каждая национальная школа придает ему свои оригинальные черты.
Стиль модерн в ландшафтном дизайне—это простые линии, несимметричная планировка, яркие чистые цвета, ритмичность и символичность. Главным источником вдохновения для дизайнеров стала живая природа. Стиль модерн ландшафтного дизайна соединил европейские и восточные художественные традиции. В сравнении с восточными садами он содержит меньшее количество элементов, небольшой набор растений. Пейзажная планировка подчинена центру — дому, он— центральная точка. Сад в стиле модерн отличает повторяемость мотива. Композиция с одним элементом обыгрывается во множестве различных вариаций. Линии фасада повторяются в саду, а растительный орнамент используется при создании интерьеров дома. Все пространство подчинено единому замыслу и связано единым орнаментальным ритмом. Во всех парках, садах, выполненных в стиле модерн, четкая геометрия планировки контрастирует с упругими, извилистыми линиями. Все части и структуры сада функциональны и удобны. Важнейший элемент стиля модерн — линия, четкость форм и линий. Излюбленная геометрическая фигура стиля модерн — плавная дуга. Свободная, своенравно изогнутая линия, она не произвольная, а рассчитанная по строгим законам геометрии. Изгибы дорожек, газонов, краев лужаек, берегов водоема плавные, но очень четкие, создают приятные для глаз зрительные картины.
Ученикам этот стиль более близок из-за своей противоречивости, ведь он в одно и то же время очень современный и очень старый, европейский и восточный, природа как источник вдохновения сочетается в нем с современными материалами исполнения.
Что касается цветов, "королем" модерна по праву считается ирис: белый, голубой или сиреневый. Другие излюбленные элементы дизайнеров–модернистов: белая лилия, розовые и красные мальвы, флоксы и другие крупные и яркие цветы. Возводя в саду изящные кованые арки и трельяжи, садовники тех времен отдавали пальму первенства прекрасной глицинии. Поскольку аромату растений уделялось не менее пристальное внимание, то незаменимыми в садовом искусстве модерна стали душистый табак, фиалки и чубушник. Из кустарников основоположники модерна выбрали рододендроны, гортензии и розы.
Из древесных пород предпочтение отдавали "родным" породам: ясеню, березе, иве, липе, хотя порой сказывалось и влияние итальянского Ренессанса: не менее охотно модернисты сажали туи, пирамидальные тополя и кипарисы. Среди типичных для садов этого стиля элементов отметим использование приставных культур — по краям дорожек или на границах функциональных зон часто устанавливались кадки со штамбовыми растениями. Из других характерных декоративных элементов можно упомянуть перголы и тоннели из вьющихся растений, бордюры из роз и других красивоцветущих кустарников.
Сочетание цветов в садах этого стиля самое разнообразное. Главное не в преобладании того или иного тона, а в общем впечатлении изысканности и утонченности. Яркие и неожиданные комбинации цветов могут сосуществовать в разных частях одного сада, соседствуя с нежными розовато-лиловыми и белыми цветами.
После того, как мы рассказали о стиле модерн, возникает другой вопрос: как же можно изменить территорию нашей школы с учетом основных моментов модерна? Мы считаем, что это, конечно, не просто, но вполне осуществимо.
Для начала необходимо обозначить цветовую гамму сада. В модерне обычно нет преобладающего цвета, но у нас такой будет - зеленый, цвет травы, деревьев. Этот цвет будет использоваться в качестве натурального фона. Также необходимо ввести еще несколько основных цветов — это будут цвета нерастительных элементов сада (дорожек, бордюров, горшков). Мы решили выбрать ахроматические цвета (белый, черный, серый), так как они успокаивают и являются прекрасным фоном для ярких растений .
После того, как мы определили цвета, следует приступить к планировке изменения конструкций клумб и аллей. Так как основной элемент модерна—плавная линия, то нам необходимо избавиться от углов. Для этого нужно скруглить углы у клумб и аллей, и еще желательно изменить их форму—границей может стать волнистая линия или полуокружность. Форма клумб и аллей должна быть одинаковой, чтобы не пропал стиль.
Самое главное в саду—это цветы. Но какие цветы лучше всего использовать? Лучше, чтобы это были многолетние растения, чтобы их нужно было не часто обновлять. Мы хотим следовать традициям модерна, поэтому будем использовать ирисы—любимые цветы модернистов. К сожалению, они цветут только с мая по июнь, а это довольно короткий срок. Поэтому мы решили выбрать другие цветы. Мы остановили свой выбор на тюльпанах (цветут с апреля по май), гвоздиках (июнь – сентябрь), пионах (май – июль), крокусах (март – май и сентябрь – октябрь), астрах (май – июнь), лилейниках (с июня до заморозков). Увидеть эти цветы можно в приложении 5. Этот ассортимент, конечно, необходимо увеличивать, но, даже имея лишь эти растения, мы сможем получить 8 сменных наборов цветов (по месяцам): в апреле цветут крокусы; в мае—тюльпаны, пионы, крокусы, астры и ирисы; в июне—пионы, астры, ирисы, лилейники; в июле—пионы, гвоздики и лилейники; в августе—гвоздики и лилейники; в сентябре—гвоздики, крокусы, лилейники; в октябре—крокусы и лилейники. К сожалению, погодные условия не позволяют нам выращивать цветы круглый год, поэтому в ноябре, декабре, январе и феврале наша школа будет оголена.
Нельзя забывать и про деревья. Ученикам нашей школы хочется, чтобы пришкольная территория было засажена плодовыми деревьями. В плодовых деревьях они видят больше плюсов, чем в декоративных: во-первых, плодовые деревья очень красиво цветут, во-вторых, они приносят практическую пользу. Мы тоже согласны с общим мнением, поэтому нам бы хотелось обсадить территорию вокруг школы яблонями, ведь они так красиво цветут весной, а осенью покрыты красными яблоками, которые не обязательно съедобные, но тоже очень красивые. На территории нашей школы нам бы не хотелось менять ивовую аллею. Она создает атмосферу спокойной нетронутой природы, успокаивает. Несмотря на то, что в стиле модерн не приветствуются ровные линии, деревья должны быть высажены по прямой, ведь только таким образом можно создать впечатление некоего порядка. Но чтобы сильно не отклоняться от стиля, придется убирать углы.
Если следовать нашим идеям и немного изменить пришкольную территорию, то у нас должен получиться сад, способствующий дисциплине (так как цветами нерастительных элементов сада мы выбрали черный, белый и серый — цвета строгие, не сильно отвлекающие внимание), повышающий настроение (так как цвета растений — яркие, чистые, радостные), выдержанный в одном стиле, аккуратный. Но самое главное — у нас должен получиться просто красивый сад, который послужит достойным украшением нашей школы!
Зимний сад. Японский стиль
Нас волнует не только то, как выглядит наша школа снаружи, но и то, как она выглядит внутри. Мы считаем недостатком тот факт, что внутри нашей школы нет никакого садика, даже самого маленького. Поэтому, мы считаем нужным создать в нашей школе небольшой зимний сад. По результатам опроса ученики решили, что зимний сад должен располагаться на первом этаже и должен быть выполнен в японском стиле. К сожалению, где бы ни был расположен зимний сад, школу придется перестраивать. Мы надеемся, что администрация сможет расположить сад в школе, мы в свою очередь постараемся разработать его дизайн.
Для начала мы немного расскажем о японском стиле в ландшафтном дизайне (приложение 6).
Основой японского стиля в ландшафте является постоянное стремление к гармонии, внутреннему равновесию человека, умиротворению, счастью. Он создается, чтобы успокаивать, а не будоражить восприятие человека. В основе философии Японского сада – стремление воссоздать естественный природный ландшафт в миниатюрном масштабе, но с учетом всех природных особенностей. Камни являются очень важной составляющей композиции, и составляют основной каркас сада. Основные виды камней: вертикальный, низкий горизонтальный, изогнутый и наклонный. Каменные тропинки имеют очень большое значение, и символизируют путешествие, дорогу жизни. Повторение основных элементов в разных частях сада, создает чувство единства и целостности в пределах маленького пространства. Растения находятся на втором месте по значимости после камней, но являются неотъемлемой частью в композиции японского сада. Они, в отличие от камней, символизируют движение и перемены. Существует множество, растений, которые присущи природе не только Японии, но также хорошо приживаются в российском климате. В основном используются вечнозеленые растения, которые позволяют сохранить внешний вид сада в любое время года, но разнообразить его во время сезонного цветения. Хосты и папоротники следует использовать для украшения неприглядных мест и расщелин между камнями. Вместо буйства красок, следует выбирать ограниченную палитру.
Нам кажется, что зимний сад должен стать местом, где ученики смогут расслабиться и на время уйти от своих проблем. Японский стиль идеально подходит для создания такого сада. К тому же одним из достоинств этого стиля является то, что он очень хорошо подходит для ограниченных пространств.
Палитра сада будет включать в себя оттенки зеленого, серого и коричневого цветов. Зеленый цвет — растения, серый — камни, коричневый — земля. Так как территория сада будет ограничена, нам придется использовать малое количество элементов. Мы считаем, что вполне можно обойтись 3-4 камнями, 3 видами растений, небольшими участками голой земли. Можно сделать несколько дорожек с интересным мощением, так как будто бы растения разломали каменные плиты и пробились на свет . Также хорошо будут смотреться участки, засыпанные песком, на котором начерчены волнистые линии . Единственный недостаток таких участков — необходимость обновлять их почти каждый день. Если сад будет располагаться в здании, то не будет возможности использовать деревья, но можно воспользоваться искусством бонсай . Про бонсаи необходимо рассказать поподробнее.
Бонса́й — искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре. Существует несколько стилей бонсая:
формальный прямой стиль (тёккан) — в этом традиционном стиле ствол остаётся прямым, утолщаясь у корня.
у дерева, выращенного в неформальном прямом стиле (моёги) ветки или ствол могут быть немного искривлены. Верхушка ствола всегда находится на прямой линии, исходящей перпендикулярно земле в том месте, где начинается корень.
сокан («сдвоенный ствол») — представляет собой композицию, отличающуюся от остальных наличием двух стволов. Они могут быть разными по размеру и образовывать одну крону.
наклонный стиль (сякан) отличается от формального прямого стиля только тем, что рост дерева идёт под углом к земле.
каскад (кэнгай) имитирует рост деревьев у воды или на горах. В полном каскаде вершина дерева растёт за границей горшка и опускается значительно ниже почвы, находящейся в горшке.
хан-кенгай — полукаскадный стиль. В полукаскаде поднимающаяся верхушка дерева остается на уровне почвы плошки.
нэцунари — стиль, имитирующий вид деревьев, у которых часть ствола затоплена или засыпана землёй. Ветки такого растения растут как отдельные деревья.
Если в нашей школе появится зимний сад, то ученикам наверняка будет комфортнее и их желание приходить в школу увеличится. К тому же зимний сад может привлечь в нашу школу больше новых учеников и других посетителей.
Усовершенствование спортивной инфраструктуры.
Спортивная инфраструктура нашей школы представлена стадионом, хоккейной площадкой, теннисным кортом и баскетбольной площадкой. Все эти комплексы требуют обновления.
Совсем недавно нам построили очень красивый новый стадион. Но ученики считают, что он не достроен: им бы (а значит и нам) хотелось, чтобы на большом стадионе сделали красивое табло, на котором бы выводился счет игры и немного изменили трибуны — каждое сиденье должно быть отдельным. Нам также нравится идея сделать стадион крытым, чтобы дети могли заниматься спортом в любую погоду. Несколько учеников выдвинули довольно интересное предложение— нарисовать на стенах крытого стадиона «рекламу», которая бы представляла собой агитационные плакаты, убеждающие вести здоровый образ жизни.
Наш теннисный корт в нормальном состоянии, но там никто не играет, потому что прямо рядом с кортом расположена стоянка машин. Если перенести стоянку в другое место, то теннисный корт вновь заработает! Правда на нем необходимо натянуть хорошую сетку и сделать мягкое покрытие.
Рядом с баскетбольной площадкой можно было бы поставить небольшое сооружение, будку, в которой должны храниться мячи. Также на баскетбольной площадке просто необходимо поставить новые хорошие кольца.
У хоккейной площадки два недостатка — неровное покрытие и плохое ограждение. Забор или ограду мы бы хотели видеть немного повыше (1-1,5 м), выполненную из пластика или металла и выкрашенную в другие цвета. На ограде также можно применить идею школьников — украсить стены агитплакатами.
Школьники очень сильно хотят, чтобы все спортивные комплексы стали крытыми — это позволит заниматься спортом в любую погоду.
Влияние цвета на физиологическое и эмоциональное состояния человека.
Изменить школу без некоторых теоретических знаний невозможно. В этой части работы мы хотим рассказать о влиянии основных цветов на состояние человека. Каждый цвет, который присутствует в цветовой гамме нашей школы, тем или иным образом влияет на состояние учеников. Мы разобрали основные цвета, выделили их положительные и отрицательные влияние, и указали, где было бы желательным использование этих цветов.
Красный— возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.
Оранжевый — тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение - его можно и нужно использовать в столовой. Если сделать в столовой оранжевые столы и, например, занавески, то у учеников улучшится питание.
Желтый (самый светлый в спектре) — тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность - должен быть в классах, в которых занимаются дети. Не весь класс должен быть выкрашен в яркий желтый цвет, а только какая-нибудь деталь, на которой будет останавливаться глаз (например, рамка школьной доски или горшки, в которых стоят цветы, пусть даже сами цветы тоже будут желтого цвета)
Зеленый (самый привычный для органа зрения)— физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность, снимает усталость глаз. Лучше всего использовать в физкультурном зале и кабинетах информатики. При работе за компьютерами у учеников сильно устают глаза, поэтому в перерывы им лучше останавливать взгляд на чем-нибудь зеленом— это могут быть и зеленые растения, и столы того же цвета, и компьютерные мышки. В физкультурном зале зеленым можно сделать пол и не очень широкую полосу, которая проходила бы по всем стенам.
Голубой— успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Также можно использовать в физкультурном зале.
Синий— успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Очень сильное успокаивающее действие, только главное— не переборщить! Лучше всего использовать в классах начальной школы, но синими нужно делать очень мало деталей - чтобы цвет не угнетал.
Фиолетовый— соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему. Желательно не использовать в кабинетах, можно использовать в саду, так как это все-таки очень красивый цвет.
В заключении мы можем сказать, что ландшафтный дизайн — важный элемент благоустройства территории. Он придает невыразительной территории художественный смысл и оригинальность, функциональное и экологическое содержание. Какой бы стиль мы не выбрали, важно продумать все изменения на территории школы, не нарушая хрупкого природного баланса. Для того чтобы заниматься практическим ландшафтным дизайном на более высоком уровне, необходимо изучать ландшафтную архитектуру.
Считаем, что ландшафтный дизайн — это тот уровень ландшафтной архитектуры, который определяет тщательность деталировки, владение разнообразными приёмами использования природных материалов, а ландшафтное благоустройство — это путь к гармонии на территории нашей школы.
С нашей точки зрения, главной задачей ландшафтного дизайна является создание красоты, которая будет умело сочетаться с удобством и имиджем нашего общего школьного дома.
Ландшафтный дизайн — это особый вид деятельности, направленный на создание искусственной среды для жизнедеятельности человека путем активного использования природных компонентов.
На основе опроса, проведенного среди школьников гимназии и курса знаний по дизайну, мы предлагаем:
изменить пришкольную территорию в соответствии с основами стиля модерн
усовершенствовать спортивную инфраструктуру
создать на территории школы зимний сад
А что вы думаете об этом?
Приглашаем всех принять участие в решении этой важной проблемы.
Комментарии