Карачаево – Черкеской республики
ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Думаю, что в наше время актуальной проблемой является оформление жилого помещения согласно современным тенденциям мировой культуры.
Выбрав тему «Батик» для своего проекта я понимала сколь разносторонне применение этой технике в работе дизайнера. Батик позволяет декорировать детали интерьера различного масштаба. От самых маленьких, таких как мебельные пуговицы, галстуки, до драпировок стен огромного размера. И в оформление любого элемента декора батик вносит свое очарование, колорит, новизну авторской идеи.
Роспись и украшение ткани — увлекательное занятие, которое наполняет мою жизнь радостью творчества. Работа с прекрасными материалами — шифоном и анилиновыми красками доставляет удовольствие и ни с чем несравнимую радость от реализации самых смелых идей своими руками.
В проекте я расскажу вам об основных приемах и техниках росписи ткани. Познакомлю с инструментами и приспособлениями, которые помогут сделать процесс росписи легким и увлекательным.
Для своего проекта я выбрала один из элементов декора детской комнаты: панно «Царевна лебедь». Панно передает настроение русской сказки, как сюжетной линией, так и цветовым решением работы.
Я выбрала эту тему еще и потому, что в дальнейшем хочу освоить профессию - дизайнер жилых помещений.
АНАЛИЗ ПРЕДСТОЯЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Итак, я, как начинающий дизайнер, представляю элемент декорирования детской комнаты: панно «Царевна лебедь».
Из иСТОРИи батика
Узорные ткани разного назначения, пожалуй, как ни один вид декоративно-прикладного искусства, активно несут художественную культуру в быт.
История декорирования тканей уходит своими корнями в глубокую древность. Очевидно, с незапамятных времен в человеке жила потребность сделать свою одежду и жилище более нарядными.
Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на ткани встречаются уже в «Естественной истории» Плиния. Множество способов оформления тканей породило и разнообразные эффекты декорировки. Эти способы украшения тканей были известны также в Армении, Азербайджане и на Руси. На Востоке они получили название «батик». Самыми древними были разнообразные приемы нанесения резерва, т. е. состава, предохраняющего отдельные участки ткани от последующего окрашивания. Многие из них дошли до наших дней.
Считается вполне вероятным, что история росписи по ткани началась на ранних этапах её изготовления. Самой древней из известных науке росписей более 2000 лет. Это почти двухметровое полотнище находилось в месте захоронения одной знатной дамы. На удивительно хорошо сохранившейся росписи изображены фигуры, темные контуры которых выписаны чрезвычайно умело и динамично. Сами же фигуры раскрашены минеральной краской.
На Руси с незапамятных времен известны способы расцвечивания ткани.
После Персидского похода Петр I приложил немало усилий для организации шелкопрядного дела в России. В 1714 г. первая шелкопрядная фабрика начала вырабатывать шелковые ткани.
Я узнала что, особое место в конце XIX в. занимает предприятие братьев Сапожниковых, прославившееся производством высокохудожественных шелковых декоративных тканей. В России метод холодного батика применяется с 1936 года в промышленных артелях. Таким способом изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья. Изделия для интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры.
Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Роспись по шелку находит все больше и больше почитателей.
Схема выполнения творческого проекта
ПОИСК ОПТИМАЛЬНЫХ ВАРИАНТОВ
Проработав несколько вариантов панно для оформления детской комнаты, я остановилась на одной из идей. Которая, по моему мнению, отражает мой замысел в большей степени.
Первый вариант панно оказался очень перегружен мелкими деталями. И мне, не очень опытной художнице, показался слишком сложным.
Второй вариант рисунка панно, по моему мнению, не очень подходит для оформления детской комнаты. Он слишком темный, а все дети предпочитают яркие и сочные цвета.
Я посчитала, что самым оптимальным элементом декора детской комнаты может стать панно, выполненное в технике «Холодный батик» с включенными элементами вышивки бисером. Тема панно продиктована самим замыслом проекта. Иллюстрация эпизода любимой сказки, конечно же, может стать наилучшим декорирующим элементом оформления детской комнаты. Да и работа, выполненная по моему личному эскизу, больше отвечает задаче проекта.
Для решения поставленной задачи были выбраны следующие МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
для выполнения эскиза - ватман
для ткани основы - воздушный, белый шифон
для росписи – анилиновые красители
рамка для натягивания ткани
кисти «Белка» №5 и №8
трубочки для резерва
При выполнении эскиза панно в цвете, было подобрано оптимальное сочетание цветов и оттенков краски:
нежно голубой и бледно фиолетовый – для неба
белоснежно белый – для крыльев и гребня волны
салатовый и темно зеленый – для деревьев и кустов
темно розовый и красно- оранжевый – для платья царевны лебедь
синий и грязно фиолетовый – для костюма царевича
коричневый, разных оттенков – для земли
цвет морской волны и голубой – для моря
Сочетание этих цветов создают особый колорит панно, а небольшой расход анилиновых красок и ткани позволяет считать такой подход к работе оптимальным. Прозрачная ткань шифона придает работе воздушность и легкость, наполняет пространство рисунка светом.
Вторым элементом оформления панно, кроме росписи ткани, является частичная вышивка жемчугом по деталям панно. Что добавило работе особую прелесть и объемность.
Я выбрала панно как оптимальный вариант оформления детской комнаты. Мне кажется, что это удачная и оригинальная деталь интерьера.
технология изготовления панно
Произведения дизайна характеризуют образность, коммуникабельность, пластичность, техничность и организованность. Степень соответствия этим принципам определяет художественность формы.
Композиция – объединение всех элементов формы художественного произведения в единое целое, выражающее образное, идейно-художественное содержание данного произведения.
Изделия представляют собой единство содержания и формы. Причем форма панно находится в зависимости от ее содержания. Содержание элемента декора определяют его назначение, для кого и для чего она создана, в данном случае для детей. Композиция – не только создание функциональной, технически и технологически современной вещи, но и придание ей эстетических, художественных качеств – красоты, гармонии, соразмерности частей и целого, образности, стилистической связи с другими предметами, окружающими человека в жизни.
Приступая к композиционному решению панно, необходимо было осмыслить идею будущего изделия, знать характеристики ткани, качество и цвет используемых красок и фактуру поверхности рамки, все эти элементы панно должны сбалансировать внешний вид элемента декора. Основными выразительными средствами композиции являются силуэт, линии, пропорции, цвет, структура ткани.
ЦВЕТ В КОМПОЗИЦИИ ПАННО
Цвет играет огромную роль в жизни человека. Он оказывает глубокое эмоциональное воздействие на ребенка и является средством выразительности в сюжетной композиции.
Все видимые глазом цвета делятся на две основные группы: хроматические и ахроматические. К хроматическим цветам относятся все цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. К ахроматическим (бесцветным) относятся белый, серый, черный. Хроматические цвета разделяются условно на теплые и холодные. К теплым, относятся красный, оранжевый, желтый. К холодным, относятся цвета, которые ассоциируются с чувством прохлады: синий, голубой, фиолетовый. Зеленый цвет является нейтральным
Смешение и сочетание семи основных цветов спектра дают большое разнообразие красок.
Процесс получения красителей из растительного сырья интересовал меня давно. Осваивая роспись ткани, хотелось использовать разные возможности. Я попробовала получить красители из растений. Результат превзошел мои ожидания. Первые опыты показали, что палитра большинства природных красителей, получаемых из листьев растений, представляет различные оттенки бледно-желтых, охристых, коричневых цветов. Но, к сожалению цвета, полученные мною, оказались неустойчивыми к солнечному свету. И быстро теряли свои свойства.
Поэтому в работе были применены анилиновые красители, которые довольно дешевы и дают устойчивый и насыщенный цвет.
Для панно были выбраны нежные оттенки голубого, фиолетового, розового, зеленого цветов. Что больше всего соответствует цветовой гамме детской комнаты.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Холодный батик — способ художественной росписи ткани, при котором тонкими замкнутыми линиями холодного резервирующего состава разделяют границы цветовых участков. Характерная особенность холодного батика состоит в этой четкой линейности. Изобразительные возможности техники очень широки — количество используемых цветов не ограничено, возможна тонкая проработка деталей.
Нанесение резерва на ткань мной выполнялась специальными стеклянными трубочками.
ПРАВИЛА РАБОТЫ СО СТЕКЛЯННОЙ ТРУБОЧКОЙ
В начале линии может образоваться капля. Чтобы избежать этого, можно перед начальной точкой или в начале проводимой линии подставить кусочек тряпочки или бумаги или быстро опустить трубочку на ткань и тут же проводить линию, не дожидаясь, когда появится капля.
Линию нужно вести быстро и уверенно, иначе в местах более замедленного движения может образоваться капля.
Чтобы линия на ткани велась равно мерно и гладко, необходимо следить за кончиком трубочки.
Отнимая трубочку от ткани, переворачивают ее носиком вверх.
Следить, чтобы руки были чистыми от состава, иначе его можно занести на рисунок.
По окончании работы трубочку прочистить ватным тампоном.
Хранить трубочку надо отдельно от других инструментов на специальной деревянной подставке с продольными делениями, один конец которой слегка приподнят (на 1,5—2 см). В перерывах между работой трубочку укладывают нерабочим концом в сторону приподнятой части подставки, чтобы резервирующий состав не выливался.
В пределах контура ткань покрывалась краской, которая за его границы не проходит.
После резервирования контуров рисунка на ткани и расцвечивания раствором красителей получаем цветные узоры с белыми обводками. Для того чтобы обводки не разрушали рисунок и его композиционный строй, я применяла резервы, предварительно окрашенные черной масляной краской. Художественные особенности этого способа росписи определяются тем, что наличие обязательного цветного контура и использование его для разнообразных орнаментов придают рисунку графически четкий характер. При работе с легко испаряющимся резервирующим составом необходимо помнить технику безопасности при работе с горючими химическими соединениями.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Роспись выполнять в резиновых перчатках. После работы в перчатки всыпать тальк или мел.
Красители хранить в закрытой стеклянной емкости в темном месте.
При работе с резервом желательно надевать марлевую повязку, из-за вредных испарений
Нельзя готовить резерв на открытом огне. Необходимо помнить, что бензин огнеопасен!
Соблюдать осторожность при работе с красителями.
Уметь пользоваться огнетушителем
Помещение должно проветриваться и по возможности вентилироваться.
Необходимо дать подсохнуть ткани с наведенным на рисунок резервом, но не более 24 часов, так как в этом случае резервирующий состав дает ореол вследствие выделяющегося жира и краска при заливке не подходит вплотную к контурной обводке.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Выполняю эскиз, с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков.
Ткань необходимо правильно натянуть на раму.
Для росписи ткани необходима специальная рама, на которую натягиваю ткань, но можно пользоваться обычными подрамниками или пяльцами для вышивания.
Наиболее удобны для росписи, тонкие хлопчатобумажные и шелковые ткани: ситец, бязь, сатин, штапель, поплин, батист, крепдешин, шифон.
Остановила свой выбор на шифоне, он не дорогой и легко окрашивается.
Прикрепляю ткань к раме кнопками - гвоздиками, при этом необходимо проследить за тем, чтобы долевые и поперечные нити легли, ровно без перекосов.
Эту работу я делаю с особой тщательностью - ведь чем туже и ровнее натянут шифон, тем лучше будет результат.
Важно не забыть, что перед началом работы поверхность рамы, которая соприкасается с тканью и, следовательно, с красками, необходимо обклеить скотчем. Тогда краска не впитается в дерево и не запачкает мою следующую работу.
После проведения этого этапа работы провожу контроль качества, проверяю правильность натяжения ткани. Для этого провожу рукой по поверхности шифона и определяю, таким образом, степень равномерности натяжения.
Рисунок переводится на ткань любым способом, хотя лучше всего работать на просвет (рисунок, густо обведенный черным фломастером, подкладывается под ткань, затем просвечивается лампой).
Я неострым и мягким карандашом (8В) перевела, на шифон, просвечивающие контуры рисунка.
Краска ровно растекается только по горизонтальной плоскости, поэтому раму с натянутым полотном всегда располагаю горизонтально.
Натянутое полотно ограничиваю линией холодного резервирующего состава по наружному периметру. Инструментом для этого служит стеклянная трубочка с резервуаром и тонким концом. Этот загнутый кончик должен иметь тонкие стенки, ибо от его диаметра и толщины стенок зависит толщина линии контура. А она должна быть достаточно тонкой, что бы ни утяжелять рисунок.
Особенности живописи на ткани:
текучесть краски по ткани гораздо больше, чем по бумаге.
более интенсивная цветовая насыщенность росписи в отличие от акварельного рисунка.
Практически невозможно удалить ошибку в случае возникновения.
Состав набираю в стеклянную трубочку резиновым кончиком пипетки до половины и приступаю к обводке рисунка.
Резерв должен пропитать ткань насквозь, и оставить на ткани тонкую линию, которая не будет перегружать рисунок батика.
Полезно проверить, обведя какой-то замкнутый участок, держит ли краску линия контура. Для этого кистью, смоченной в чистой воде, покрываю внутри замкнутый участок, если через несколько минут за рамки контура не выступает водяной ореол, значит, линия резерва хорошо держит краску. Если же вода просочилась за линию контура, то после ее высыхания наводку контура нужно повторить с обратной стороны работы. При этом необходимо добиться точного совпадения линий первого и второго резервов.
После того как линии рисунка обведены резервирующим составом, оставляю его сохнуть на 24 часа. Для закрепления резервирующего состава на ткани. А затем приступаю к заливке участков батика краской.
Заливка краской отдельных элементов рисунка производится кистью соответствующего размера. Цвета красителей соответствуют краскам, примененным на эскизе панно.
Оставляю изделие высыхать на сутки.
Выполняем вышивку жемчугом по элементам одежды.
ТЕХНИКА ВЫШИВАНИЯ БУСАМИ
Бисер, стеклярус и бусы применяют в выпивках изделий, которые не требуют частой стирки и химической чистки. Основой для вышивания бисером и бусами служат холст, лен, плотный шелк, бархат, атлас, шерсть, сукно. У меня в панно основой для вышивки послужил шифон. Нитки использовала прочные, чтобы бусинки их не перетирали, в тон ткани.
Вышивала по линиям, нанесенным на ткань. При этом следила, чтобы бусинки плотно прилегали друг к другу.
Для работы подбирала жемчужные бусинки одного размера с большими отверстиями.
Техника вышивания довольно проста, но требует навыка и сноровки. Главное условие — бусинки при вышивании должны ложиться ровно и с одинаковым наклоном.
Шитье «в прокол» по свободному контуру рисунка выполняла стежками простых швов «вперед иголку» и «за иголку» С помощью иголки на нитку нанизывается одна бусинка и прикрепляется к ткани ниткой вплотную одна к другой или на некотором расстоянии.
Готовое изделие я оформила декоративной рамкой.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
В наше время одной из актуальных проблем является проблема экологии. Человек должен использовать экологически чистые материалы для безопасности своей жизни. Так же должны быть использованы такие материалы для создания различных элементов дизайна. В проекте использовались экологически чистые материалы: натуральные красители, дерево б/у, которые не вредят организму человека и окружающей среде.
Мне очень понравилось работать над проектом, особенно разрабатывать оригинальные идеи для дизайна детской комнаты, которые приносят много радости детворе. Самым сложным мне показалось то, что я не владею художественной графикой в совершенстве.
В поисках нужной информации мне пришлось прочитать большое количество технической литературы. Познакомится с книгами, которые рассказывают об истории развития батика. Но затраченное время не пропало – я узнала много нового о дизайне, батике, сюжетной композиции.
Технологическая последовательность изготовления панно
Окончательный контроль
Оформление панно
Материалы, инструменты, оборудование
Практическая потребность в изделии
Правила техники безопасности оформление панно
Технологический этап
Заключительный этап
Подготовительный этап
Творческий проект
Комментарии