Якутский дэйбир как частица мировой культуры
Материальная и духовная культура якутского народа имеет сложный характер, вызванный переплетением элементов разных культур.
В настоящее время публикуются много работ по истории, археологии, этнографии и фольклору Якутии. Однако многие вопросы древней истории якутов, а также памятники материальной культуры исследованы недостаточно полно, а некоторые и вовсе не изучены.
Предлагаемая статья посвящена одному из таких малоизученных объектов нашей культуры–дэйбиру. В доступной нам историко-этнографической и культурологической литературе мы не нашли работы, посвященной исследованию дэйбира.
В словаре Пекарского слово дэйбир сравнивается монгольским словом, означающим мухогонку, опахало, веер. В якутском значении это «махалка из конского хвоста для отгона комаров». Тут же дается диалектное произношение «дойбуур». На ст. 684 Пекарский проводит незнакомый нам образец синонима слова «дэйбир» - «дапсал5ан» («Чаллаах хатын са5а далбар дапсал5аннаах Урун Айыы Тойон»). Видимо дапсал5ан был регалией, т. е. знаком власти, которой по истечению времени был забыт и превратился в архаизм.
Исследователи Якутии мало обращали внимание на дэйбир, например, Серошевский ограничился изображением дэйбира и подписал его «тайбур». Маак и вовсе не упоминает о наличии такой вещи. Мы такое явление объясняем тем, что дэйбир был предметом повседневного использования, особенно летом. Был в наличии у бедных и у богатых и, как вещ, слишком обиходная, не удостоился внимания исследователей.
Самое древнее упоминание о наличии махалок от комаров мы нашли у А. И. Гоголева в книге «Якуты». Это находка из гуннского могильника, найденного в Ноин Улы в Северной Монголии, датированного 1 веком до нашей эры. Об этой же находке упоминает Н. К. Антонов в своей книге «Наследие предков». Но, к сожалению, в этих книгах не дано изображение этой махалки из человеческих волос.
А. И. Гоголев далее пишет: «Профессор медицины А. Д. Григорьев показал сходство химического состава и формы махалок от волос гуннов из княжеских погребений в Ноин Улы с волосами современных якутов». Следовательно, мы можем считать вполне доказанным, что гунны были одними из наших предков.
Самыми древними археологическими находками дэйбира на территории Якутии являются памятники из Кулун-Атахской культуры, датированные XIV веком нашей эры. Это роговые, украшенные орнаментом, рукояти.
В альбоме «Народное творчество Якутии» есть фотографии дэйбира конца 19 века. Рукоять украшена серебром и мехом, а ремешок – бусами. Вид этого дэйбира напоминает нам факты избиения тойонами бедняков рукоятью (из рассказа Эрилик Эристиина «Уйбаан Дууһа»).
В книге «Народный художник И. В. Попов» мы обнаружили две фотографии. На первой снят бедняк-косарь с дэйбиром простого изготовления, а на второй – группа девушек во время ысыаха, судя по одежде и украшениям, из состоятельных семей. Одна из девушек держит богато украшенный дэйбир. Эти две фотографии наглядно показывают, что дэйбир был достоянием всех слоев населения в конце XIX – начала XX в. в.
Способы изготовления дэйбира
Якуты использовали дэйбир для отпугивания комаров и мошек и вытирания пота, а также для исполнения обрядов. Существуют два способа изготовления дэйбира: сложный и простой. Первый вариант сложного изготовления: для подготовки материала берут волосы хвоста и подбирают по цвету и по длине. Дэйбир не должен быть пестрым. Волосы берут по 5-10 штук, завязывают двойным узлом с корневой стороны. Концы не подравнивают. Затем пришивают рядами на кусочке плотной ткани или на замше высотой 5-6 см, шириной 10 см. После этого соединяют края куска ткани, выворачивают, чтобы шов был незаметен, и надевают на заранее приготовленную рукоять. Рукоять бывает деревянной или роговой. Ее иногда украшают разными узорами, но большинство обходилось так. В конце рукояти через специально сделанное кольцо или дырочку проводят ремешок. Он бывает длинной для всадника, или короткой – для пешеходов. А пешеходы надевали на запястье.
Второй вариант сложного изготовления: после отбора волос тщательно моют в растворе стирального порошка и ополаскивают. Затем волосы по 10 штук соединяют двойным узлом и нанизывают на сухожильную нить длиной примерно в 1 метр. Рукоять для этого варианта готовят из куска березы длиной в 22-23 см. , из этого куска 9 см. сама ручка, ниже делают два круговых углубления в 1,5 см. друг от друга. В первое углубление прикрепляют замшу или ткань, покрывающих волосы. В нижнее углубление прикрепляют начало нанизанных волос. Затем делают спиралеобразное углубление до конца палки. Сухожильную нить наматывают по углублению до конца, затем обратно, и так до завершения. Такой дэйбир получается чистый и пышный. Его используют в концертах и в других мероприятиях.
Второй способ изготовления очень прост. 1/3 часть хвоста снимают вместе с кожей и прикрепляют к ручке мелкими гвоздями. Сверху надевают кусок замши или сукна, чтобы прикрыть эту часть и привести в надлежащий вид. Дэйбир давал понятие о благосостоянии и художественном вкусе владельца.
Дэйбиры изготовляли специально для мужчин, женщин и детей. Мужские были более толстые и длинные. Цвет не имеет большого значения, но предпочтение отдают белому цвету, особенно для праздников. Для исполнения обрядов использовали дэйбир из волос белого, т. е. чистого цвета, со звоночком.
Якуты считают, что, если приснится дэйбир, то ожидается перемена к лучшему.
Дэйбир в преданиях
По преданиям, в старину человек, принесший ночную, т. е. срочную весть, случался дэйбиром. Если весть была хорошая, стучали рукояткой, если же весть была плохой – то волосяной частью, и звук получался глухой. Вестник сразу мчался прочь, так как его, по древнему обычаю якутов, его могли убить и, если он принес известие о смерти кого-нибудь, похоронить с погибшим.
По другим данным, дэйбир также делают из волос гривы для исполнения обрядов очищения и благословения. Для этого его вешали над входом в жилище. Считалось, что такой дэйбир обгоняет злые духи, не дает войти в жилище.
Веер
Аналог дэйбира – веер распространен в Азии. Веер появился в жарких странах, где благодаря этому изобретению люди спасались от несносных насекомых и жары. Первые веера делались из листьев пальмы или других растений, позже к ним стали крепить длинные деревянные ручки, оплетенные кожей. Дальше фантазии не было предела: экран опахала в виде древесного листа плели из тростника, обтягивали пергаментом и тканью, вытачивали из дерева и слоновой кости, составляли из перьев птиц. В Древнем Египте веер служил символом небесного покоя и счастья, а должность «носителя веера с левой стороны» при вельможе считались почетной.
В античной Греции особенно ценились веера из перьев павлина. Наследуя грекам, древние римляне огромными партиями доставляли перо павлина из южных колоний.
Особое развития и значение получил веер в Китае и Японии. Его использовали в повседневной жизни и церемониях.
Проникновения веера в Европу в середине века стало толчком для распространения и развития технологии изготовления. Вееры имеют в основном 2 типа. Во-первых, это прямые, т. е. не складывающиеся веера. Во-вторых, это складные: а) пластинки соединяются у основания б) плиссированные.
Материал и украшения зависят от возможностей и вкуса закачки и мастера.
Существуют также опахало. Оно крепилось на длинную ручку. Навевание прохлады веером было заботой рабов. В литературных источниках есть данные о том, что опахало существовало у ацтеков.
Дэйбир, в отличие от веера и опахала, не обходим для отгона комаров и мошек, которые досаждают людям в Якутии как нигде.
Современное состояние использования дэйбира
В наши дни дэйбир используют небольшое количество людей.
Особенно как дополнение к национальному костюму. Мы измерили 7 дэйбиров. Среди них нет старинных. Оказалось, что размеры этих дэйбиров похожи.
Например, видимая часть рукояти составляет 12-14 см, диаметр ручки равняется 2,5 см, длина волосяной части 43 до 61 см. Рукояти у всех деревянные. Видимо, современные дэйбиры стали общими. Современные якутские модельеры, например, Августина Филиппова, включает дэйбир в свои коллекции в виде аксессуара.
Поэтому мы можем надеяться, что и в будущем дэйбир не исчезнет из быта якутского народа.
Дэйбирообразные вещи существовали в Корее, Японии, Монголии и Бурятии.
В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
1. Дэйбир является аналогом веера.
2. Дэйбир был многовековым спутником якутов еще с гуннских времен.
3. Дэйбир был необходимой повседневной вещью: а) до появления крупных сел.
б) до распространения средств от комара.
4. Рукоять дэйбира изготовляли из дерева и рога, по необходимости украшали серебром или другим металлом, но никогда не украшали золотом.
5. Дэйбир применяли также для исполнения обрядов.
6. Современные дэйбиры стали универсального размера.
Комментарии