История и будущее промысла Федосеевской игрушки
Я живу в одном из красивейших мест нашей родины, в средней полосе России среди лесов и полей, рек и озер, в Нижегородском крае. Именно здесь среди этой неяркой неброской красоты березовых рощ, сосновых чащ, непроходимых болот, дремучих керженских лесов зародились издавна разные крестьянские промыслы: это и хохломская, городецкая, полхов-майданская росписи, это и резьба, полировка по дереву, филигрань, гравировка по металлу, кружевоплетение, золотошвейное производство, плетение из лозы, вышивка и многое другое.
Сейчас в наш быстрый технический XXI век кажется, что все это безнадежно устарело и никому не нужно.
Я в своей работе постараюсь показать обратное.
Свою работу я посвящаю федосеевской игрушке.
Я сама живу в деревне Федосеево Семеновского района, где и зародился этот удивительный промысел. И именно мои бабушка и дедушка, прабабушка и прадедушка занимались изготовлением федосеевской игрушки. И я с детства помню маленькие, скромные игрушки. Став старше, я заинтересовалась изготовлением такой игрушки. Я стала искать, изучать материал. Вот что у меня получилось.
Нижегородская область занимает одно из первых мест по богатству и разнообразию художественных промыслов.
Земля Нижегородская
Из истории деревянной игрушки
Богата нижегородская земля народными талантами. Каждый район, даже самый отдаленный уголок знаменит своими умельцами, народными мастерами, художественными промыслами.
Семенов - крупный старинный центр художественной обработки дерева. Огромные лесные массивы, малоплодородные земли, наличие крупных рынков сбыта способствовали развитию местных промыслов. Уже в XVIII веке здесь были сосредоточены токарный, ложкарный, игрушечный помыслы. В XIX веке Семенов называли ложкарной столицей России. Но мы хотим написать о зарождении (игрушечного промысла) федосеевской токарной игрушки.
Деревянная игрушка – это целая область народно – декоративного творчества. Она хранит опыт народных умельцев, их мастерство обобщении, поэтического, творческого преобразования натуры. Деревянная игрушка имеет богатую историю.
Еще в странах древнего мира люди понимали, что игрушка может стать ходовым товаром, и уже тогда возникали специальные производства игрушек, появились мастера-игрушечники.
На Руси деревянные «потешки» были в обиходе восточно-славянских племен еще в IX веке. Об этом говорят находки советских археологов на территории древнего Новгорода. В наши дни в курганах древних погребений нижегородской области деревянные игрушки, к сожалению, не сохранились, но были найдены деревянные ложки и булгарские сундучки со следами окраски, характерной для конца первого тысячелетия нашей эры. Мастерство выделки ложек позволяет говорить и о развитии игрушечного промысла, так как обычно игрушечники жили бок о бок с ложкарями и посудниками. Но, к сожалению, между древним периодом в истории деревянной игрушки и новым временем - белые страницы. Лишь в XVIII веке встречаются упоминания в письменных источниках, что деревянную игрушку покупали в Троице-Сергиевской монастыре. Монастырь был местом богомолья русских царей. Во время «Троицких» походов царским детям покупали калачи, орехи, ягоды, морковь, репу, а также потешные возки, деревянных копей, птичек.
О том, что деревянная игрушка была известна в XVIII веке, свидетельствуют записи дворцовых расходов. Так, в 1721 году в декабре царевичам и царевнам, детям Петра I, «куплено в Москве на торгу разных игрушек три коровы, два коня, два оленя, Четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одна утка, при ней трое детей, город с солдатами».
Нижегородская губерния, одна из крупнейших в Поволжье, в XVIII веке занимала третье место по основным группам деревообрабатывающих промыслов среди 28 губерний Европейской России.
Нижегородские мастера из природных лесных богатств использовали самый разнообразный материал: сосну - смолокуры; липу – рогожники, посудники; березу и осину- ложкари, игрушечники; дуб- санники, тележки, бондари.
Развитию этих кустарных промыслов способствовала богатая водная система рек Волги, Оки, Ветлуги, Керженца, Узолы, по которым издавна переправляли на Восток различные товары, а также близость громадного рынка сбыта – Макарьевской и Нижегородской ярмарок. Нижегородская ярмарка показала, что купцы Востока, кроме сундуков, деревянных ложек, чашек, так называемых «монголок», интересовались также детскими игрушками.
Федосеевская игрушка (история промысла)
Наиболее стойкими и широко развитым оказались городецкий и семеновский центры деревянной игрушки.
Семенов известен по письменным источникам XVIII века. В платежнице 1644 года упоминается «селишко семеновское». По одному из преданий, его основал кузнец из стрельцов Семен и беглый монах из Соловецкого монастыря Софроний.
Кроме промысловых занятий – ложкарства, точения и крашения посуды, никакой промышленности не было.
В XVIII-XIX веках широкое развитие получает и игрушечный промысел.
Первоначально выделка игрушек была побочным ремеслом. Мастера использовали для изготовления игрушек отходы от производства посуды и ложек. Когда потомственного ложкаря Луку Васильевича Котикова спрашивали, как тот стал игрушечником, он отвечал: «Скучно, бывало, станет от ложек - режешь и режешь, для отдыха вырежешь штучку - лодочку там или птичку. Стукнут, конечно, за это, да без этого нельзя. А там и пошло».
К концу XIX века Семенов уже стал не только ложкарной столицей, но и центром выделки деревянных игрушек. В 1870 году отсюда отправляется 35 миллионов ложек и 5,5 миллионов игрушек.
По технике исполнения игрушки разделялись на два вида, - топорную, сделанную при помощи топора – топорщину, и выточенную на токарном станке – токарную. Топорщину делали в ряде деревень близ Семенова – в Федосееве, Ларионове, Зиновьево, Пруды. Но самый большой отряд игрушечников был в селе Федосеево. Поэтому семеновская топорщина получила еще одно название – федосеевская.
Федосеевская игрушка берет начало с середины XIX века. Была она по своей конструкции проста, по внешнему виду увесиста. Дар мастеров делал ее бесконечно разнообразной. Игрушки федосеевцев реалистичны, правдоподобны, просты в изготовлении. В них преобладают прямоугольные или квадратные формы.
Одни и те же палочки, дощечки образуют и остов кузова и являются основам саней. Игрушки сколочены из тесаных дощечек, лучинок – отсюда стиль баляс получил название ящичного.
У федосеевцев были свои традиции в росписи.
Старая манера федосевской росписи близка к росписи ложек. Гусиным пером, мелким узором – цветочками, петушками, барынями – клались яркие пятна зеленого крона, разведенного молоком. Красное крапление делалось свинцовым суриком или фуксином с клеем. Фон оставался чистым – натуральное дерево без лака и олифы.
Мастера промысла
Зачинателем «баляс» считают Якова Александровича Александрова. Из-под его топора и ножа выходили детские стульчики, диванчики, буфеты с зеркалом, стиральные корыта с вальками и скалками. Долго он искал способ приготовления ярких красок, особенно не удавался ему красный цвет. Много лет спустя выход был найден – стали класть краски на столярный клей.
Целые династии мастеров игрушек сложились в Федосееве: Шестериковы Прасковья и Зинаида, Порфилий и Иван Мордашовы, семьи Пачуевых, Галаниных, Полуэктовых.
Откуда сюда пришел этот промысел? Можно сделать самое смелое предположение и высказать мысль, что к заволжской «топорщине» причастен сам Сергий Радонежский. И основание подумать так есть. В сонме русских святых Сергий – единственный святоплотник. Сохранилась память о том, что любил Сергий резать деревянные игрушки и раздавать слободской детворе. Заразил он своим увлечением и монахов в Сергиевом Посаде при Троицком монастыре. В XVII веке Троице-Сергиевский монастырь владел Толоконцевской волостью Нижегородской губернии. Позже сюда перебрались крестьяне из Сергиева Посада. Не они ли захватили с собой деревянные детские потешки? А от Толоконцева до Федосеева совсем недалеко.
Если Александров был зачинателем промысла, то его законным продолжателем можно назвать Луку Котикова.
По-настоящему расцвел талант Луки Котикова за годы Советской власти. В заметке, напечатанной в районной газете в 1935 году, он писал: «Мне живется хорошо. Так бы и жил, все видел и удивлялся. Что было раньше – ложка, а в ложке – крошка, теперь артели, мастерские, станки, музей игрушки, а я Котиков – персональный пенсионер. Пока жив, не выпущу нож из рук. Вот этими руками оставлю наследство народу, а я хочу оставить миллион».
Л. В. Котиков мечтал о миллионе игрушек, об огромной армии игрушечников. Были у него свои ученики.
Гордился Л. В. Котиков своим учеником – пятнадцатилетним Куркиным, показывал его тройку лошадей, запряженную в тачанку с легендарным героем В. И. Чапаевым и пулеметчиком Петькой.
В 1941 году скончался замечательный мастер семеновской игрушки Л. В. Котиков. Но остался сын Котикова Александр Лукич.
До сих пор экспонируются его игрушки во многих музеях страны. Так, например в Санкт-Петербургском государственном музее этнографии находится «котиковская карусель» - многофигурная двигающаяся игрушка с двумя конями и тележками и четырьмя птичками наверху. В этой оригинальной поделке подкупают и яркая росписью и остроумие технического решения.
Работы Луки Котикова хранят традиции семеновских и федосеевских мастеров. Создавая свои «потешки», он стремился утвердить семеновский стиль игрушки, гармонично сочетающий резьбу (из щепок), яркие, красочные примитивы семеновской игрушки и игровую занимательность. Его фантазия не знала пределов.
Сказочные персонажи и звери басен – любимые темы котиковских игрушек.
Он создал целые композиции игрушек по мотивам русских народных сказок («Сказка про репку», «Сказка о старухе и лисе», «Красная шапочка») и басен И. А. Крылова («Лиса и виноград», « Слон и Моська», «Квартет») Его герои двигались, пели и плясали. Они хранят мягкий юмор, четкость линий и красок. Игрушки его привлекали выразительностью жестов, поз зверей и сказочных персонажей, простотой и остроумием технического решения.
Вместе с ним рука об руку работали над созданием игрушки в артели талантливый молодой художник, выпускник Ленинградского декоративного института Н. Н. Григорьев, а также сестра Луки Котикова, дочь и сын. До наших дней дошли его занимательные «потешки», они хранятся в Семеновском музее кустарных промыслов. Десятки выставок обошли котиковские игрушки еще при жизни семеновского кудесника. В апреле 1935 года свыше ста его работ были представлены на выставке, организованной по инициативе Всекооппромлессоюза и Крайлеспромсоюза.
В 1917 году Георгий Петрович Матвеев пригласил Луку Васильевича поработать в школе. И он с удовольствием начал передавать свое мастерство детям ученикам. Шли годы, а неистощимый Лука создавал все новые и новые занимательные игрушки. Слава о замечательном мастере выходит далеко за пределы городка Семенова и Горьковской области.
На одной дощечке мастер представил целую сцену из деревенской жизни: сидит крестьянин за столом и пьет чай из самовара, а возле стола две кошки дожидаются, когда он обратит на них внимание
Но в 20-х годах интерес к рукотворной деревянной игрушке угасает, ее начинают вытеснять безвкусные фабричные куклы – тряпичные поделки, штампованные металлические игрушки Спрос на деревянную игрушку на какое-то время падает; игрушка не находит сбыта. Лука Васильевич переживает эти времена. «Раз игрушке наступил конец, то и мне незачем жить»
В знак своей символической смерти на кладбище почти напротив своего дома мастер установил памятник с надписью: «Здесь покоится тело Л. В. Котикова, умер»
Этот деревянный памятник похож на ветряную мельницу, на крыльях которой раскачиваются герои детских сказов. Вот таким патриотом деревянной игрушки был Лука Котиков.
Следующий мастер - Зотей Родионович Кокурин. Он жил и работал в середине XX века.
За свою жизнь он видел и славу промысла и его упадок.
Люди, которые встречались с ним, отмечали его ласковые, в мягких морщинках светлые глаза и доброе лицо. Это был человек доброго нрава. Да и может ли быть иначе, если ты делаешь игрушки для детей!
К Зотею Родионовичу часто приезжали гости И гости непростые: журналисты, столичные художники. Мастер понимал, что игрушку видеть должны люди, и никогда не отказывал.
Старый промысел действительно хирел на глазах. Деревянным «балясникам» современные детишки предпочитали заводных балванчиков и прочую механическую невидаль. А конники Зотея Родионовича подолгу стояли в баньке, пока не приезжали очередные гости или какая делегация в колхоз не наведывалась.
Самой любимой федосеевской игрушкой был конь, у каждого мастера был свой конь: то тихий и покорный, то норовистый и резвый, то плотный и сытый. Ведали ли мастера, что делают не простых коней, а в игрушке передают детишкам древний космический символ? Вряд ли ведали. С древних времен игрушка-конь связывала народы мира. Представьте себе только: дети в Древнем Египте играли подобными игрушками, а потом кони разбежались по всей земле.
«Балясниками» ничего не надо было выдумывать. В сказках, которыми наводнена была жизнь, встречались кони-птицы с лебедиными шеями, кони-тучи, кони с золотой, лучистой гривой. Бери кусок дерева, твори любого коня, любую колесницу.
Конь-время, конь-свет, конь-богатырская сила Сколько фантазии.
В одной из своих бесед с журналистами Зотей Родионович говорил:
- Война нас подкосила. - Нас, молодых, в один день одиннадцать человек ушло, а вернулись трое. Пришли бы все, мы б обязательно верх взяли
Сам Зотей Родионович считал, что остаться в живых ему просто повезло. Шел он фронтовыми дорогами с артиллерией. Бывало, бомбили, минометным огнем накрывало, в окружении попадалБог миловал, будто знал, что нельзя ему без «балясника» остаться.
А после войны игрушки помогли колхозу на ноги встать.
Жена Зотея Родионовича Феодосия Михайловна добавила:
- Помрет он - и все. Сгинет игрушка
Умер Зотей Родионович Кокурин, и прекратил полет федосеевский табун солнечных коней. Вины в этом мастеров нет. Не нужны стали нашим детям кони-обереги, стерегшие их души. Железо да пластмасса заполнили мир детства. Жестокие трансформеры расправляются с ним как хотят.
Мы еще спохватимся, но будет поздно. Далеко улетит федосеевский табун, слишком далеко
Моего дедушку зовут Логинов Иван Григорьевич. Сколько я себя помню, он занимался федосеевской игрушкой. Делал её он и до войны. Игрушки дедушка делал разные: лошадки, солдатики, бабочки, балалайки, комодики. Дедушка дал мне совсем недавно балалайку. Она сделана очень давно, но играет как новая, настоящая. Размером она небольшая, желтого цвета, на ней нарисованы цветочки, и листочки. Столько лет прошло, а она жива.
Глядя на балалайку, думаешь о том, что она символизирует собой русский дух. Сколько сотен лет удивляет своей простотой изготовления, звука и росписи. Она была как звуковым инструментом так и игрушкой для детей, но она так же служила доходом для семьи. Для ее изготовления материал был недорогой, это было дерево – осина, которого в нашей местности растет очень много. Для изготовления применялся несложный инструмент – топор. Долгими зимними вечерами крестьянам делать было нечего, и они занимались изготовлением этой игрушки. И мой дедушка с бабушкой тоже увлеклись этим недорогим промыслом.
Современная жизнь промысла
Муравьев Н. С. – единственный продолжатель
Прошло много лет. Промысел потихоньку угасал и в конце-концов осталось всего несколько мастеров. В 90-х годах и их не стало. Но то, что сделано своими руками всегда ценилось и ценится гораздо дороже, чем покупное заграничное.
В нашей школе работает кружок по федосеевской игрушке. Руководит им учитель Муравьев Николай Сергеевич.
Вообще Николай Сергеевич не думал этим заниматься, идею ему подал друг. Первая реакция Николая Сергеевича была отрицательная. Он не знал это что такое и не хотел заниматься. Проходят целых долгих три года. В эти три года он наблюдал работу мастера игрушки Мордашова Евгения Арсентьевича. И однажды, проснувшись рано утром, решил: «Попробую». И с тех пор 10 лет как он занимается изготовлением игрушки. Не все сразу получалось, много времени ушло на приобретение навыка, он вспоминал, как нужно правильно держать нож, топор, и в конце концов стали получаться настоящие игрушки. И сейчас более двадцати видов изделий в его мастерской.
Николай Сергеевич ведет кружок, и туда ходят учащиеся разного возраста, кому нравится работать с деревом, кому интересен данный вид промысла. Чего только мы не увидели у него. Это и стульчики, и диванчики, и кроватки, акробатики, самолетики, и даже новый вид подставки для ручек для бизнесмена.
Когда у учеников каникулы, желание сходить на кружок все равно не пропадает. И ребята приходят, а не спят дома до полудня. Юные игрушечники изготовляют даже движущиеся игрушки, особенно нам понравилась мельница. Игрушки, изготовляемые Николаем Сергеевичем и его учениками известны в других городах в таких как Кострома, Городец. Часто их приглашают на выставки-продажи. Игрушки пользуются спросом не только у взрослых, но и у детей. Хорошо, что промысел не умер, хорошо что есть ребята, желающие научиться делать поделки из дерева.
Помимо простого интереса, изготовление Федосеевской игрушки несет в себе и производственную необходимость. Низкая бюджетная обеспеченность местного населения заставляет искать новые пути решения вопросов трудоустройства. Производство деревянной федосеевской игрушки обладает низкой ресурсоемкостью и способствует ресурсосбережению, поскольку игрушки делают из отходов деревообработки. В нашей Малозиновьевской школе работает кружок по изготовлению игрушки.
Школа, где ведется такой кружок, может стать базой для обучения школьников ресурсо- и энергосбережению, а также производству «Федосеевской игрушки». Таким образом, школа станет моделью рационального использования ресурсов для других деревень района и позволит создать новые рабочие места.
С целью знакомства с промыслом к нам в школу, приезжала делегация во главе с господином Гебелем из Германии.
Организация CJD, возглавляемая господином Гебелем занимается поддержкой людей, попавших в сложные жизненные ситуации, дает работу, возможность жить. Господину Гебелю понравились наши игрушки, он остался доволен и обещал приехать еще.
Нами заинтересовались и американцы, а точнее фонд Форда. Они совместно с экологическим центром «Дронт» сделали первые шаги по поддержке промысла Федосеевской игрушки. Во-первых, в мастерской были заменены окна и поставлены лампы дневного освещения, что дало возможность работать более продуктивно. На фотографии вы видите игрушки, о которых мы писали выше. Во-вторых, они выпустили буклеты о Федосеевской игрушке с целью рекламы, в-третьих, предложили поучаствовать в конкурсе проектов по энергосбережению, так как производство Федосеевской игрушки это тоже сбережение ресурсов.
И поэтому я уверена, что будущее у Федосеевской игрушки есть.
Комментарии