Экологические традиции семейских
Столкнувшись в последние десятилетия с множеством экологических проблем, человечество начинает искать способы разумного, рационального, гармоничного взаимоотношения с природой. Ученые заговорили о необходимости становления культуры взаимодействия с природой без нарушения экологического равновесия и причинения ущерба окружающей среде.
Однако не стоит полагать, что лишь сейчас, реально ощутив на собственном здоровье и благополучии неправомерности потребительского, царственного отношения к среде обитания и природным ресурсам, люди только – только начинают вырабатывать систему экологических ценностей, которыми будут руководствоваться в дальнейшем.
У каждого народа, у коренных жителей любой местности всегда были характерные особенности культуры взаимоотношения с живой и неживой природой, местными природными объектами. Мир традиций не ушёл в прошлое, и по ныне сохраняет возможность его изучения.
Интересную информацию можно получить не в дальних поездках, а от собственных дедушки и бабушки, старожилов живущих рядом с нами.
В основе традиций взаимодействия человека и природы – отсутствие потребительского отношения, учёт интересов всего, что составляет жизнь ландшафта. Изучение экологической культуры коренных этносов, воскрешение полузабытых традиций может служить современным людям достойным примером отношения к природе.
Под экологическими традициями мы рассматриваем:
• веру в спасительные и целительные силы природы;
• почитание растений и животных;
• охрану уникальных природных объектов;
• принципы рационального природопользования;
• понимание ответственности человека за проступки, совершенные против природы.
Общая характеристика, история заселения
Забайкальские старообрядцы, называемые местным населением «семейскими», представляют одну из интересных этнических групп края. Сосланные сюда в середине XVΙΙΙ века, они принесли с собой и сохранили здесь яркие элементы древней русской национальной культуры. Распахивая целину, выкорчёвывая деревья в тайге, семейские очень скоро превратили Забайкалье в ведущий хлеборобный район Восточной Сибири. Их опыт возделывания земли стали образцом для других народов, проживающих в этих местах. Переселившись в Забайкалье, старообрядцы стали жить крупными обособленными группами в нынешних Тарбагатайском, Заиграевском, Бичурском и Мухоршибирском районах Бурятии. Первые старообрядцы в Мухоршибирском районе появились в марте 1767г.
Часть была определена в село Шаралдай. там произошло обоснование «польских семей»: Павлуцких, Бельских, Гороховских, Архиповых.
Так появилось и наше село Куготы – самая обыкновенная небольшая семейская деревня, основанная на месте заимок выходцами из Шаралдайской слободы в двадцатые годы.
На новую родину семейские перенесли образ своей домашней жизни, дух веселонравия, деятельность, свои привычки гостеприимства свои традиции. В силу своих религиозно – этических и этнических убеждений семейские сохранили в своем образе жизни очень много привлекательных черт: крепость нравственных устоев, культ семьи и почитание старших, завидное трудолюбие, добротно срубленные дома, национальную одежду, старорусские обычаи и обряды, книги и иконы дониконианского письма. Дух крепко сплочённой общины и уменье дали им ту силу, с которой они продолжают жить, обрабатывать земли до настоящего времени.
Уверенные в своей правоте, своей силе, семейские везде являются смелыми и энергичными.
Старообрядцы являются не только хранителями русской старины, но и носителями тех русских традиций, благодаря которым Россия сохраняет своё лицо.
Населённый пункт обладает характерной для данной местности традиционной экологической культурой, с элементами которой целесообразно знакомить молодое поколение.
Традиции населения и природа
С приходом на новую родину семейские перенесли свои традиции. В частности экологические. Они поклонялись духам природы: водяные, русалки, дворовые, домовые требовали от людей доброжелательности и честности по отношению к лесу, воде, хозяйству. Также они поклонялись животным и растениям – об этом свидетельствуют отголоски язычества в обрядах календарных праздников (например, заплетание веток березы на Троицу) У семейских сохраняются традиции охраны родников и колодцев – оберегается их чистота. Запрещается засорять колодец и место вокруг него, шуметь, бросать в него предметы, мутить воду. (Овчинникова М. И. 1931г. р. ) Не распахиваются склоны вдоль берегов рек и озер. Не принято пилить отдельно стоящие деревья, растущие по краям поля, на сельских улицах, вдоль дорог, по оврагам на кладбищах.
Традиционная система запретов, например, сопровождала сенокошение: оговаривались сроки и места, что позволяло сохранять видовое многообразие луговой растительности, обеспечивая полноценное её возобновление. Существовали запреты на ранний сбор ягод и орех, на охоту в период выведения детёнышей.
Из воспоминаний Овчинниковой М. Е. (1930 г. р. ) о ныне вышедщий из употребленя способ сохранения чистоты главной деревенской улицы в весеннию и осеннию распутицу.
В это время гужевым транспортом люди добирались до своих домов не по улице, а сзади, со стороны огородов. Не смотря на неудобства, жители деревни выигрывали от этого самоограничения: дорога не разбивалась, улица оставалась опрятной и зелёной от не тронутой травы. С другой стороны, так формировалось важное представление о глубокой взаимосвязи и взаимозависимости явлений, из чего следовало, что на один элемент природы может отозваться на других её сферах.
Семейские накопили множество фенологических примет хозяйственного характера: «Низко летают птицы к - дождю», «если ветер дует с севера или востока – зима будет холодная, многоснежная, если с юга – зима теплая, если с запада - снежная», «какова погода на Покров, такова и зима». Многообразие примет свидетельствовало о ценности окружающей среды как источника важных для человека сведений и способствовало сохранению природы.
Жизнь и здоровье семейские поддерживали естественным путём. Чистая, девственная ещё не затравленная природа, чистая вода, свежая пища, работа не из – под палки, без понукания и стрессов, по своей воле и каждому по своей силе, запреты пить водку и курить табак, соблюдение постов – всё это давало возможность поддерживать свою крепость и своё здоровье, долгие годы. «В здоровом теле - здоровый дух». Ни на ком не оправдывается эта пословица более, как на семейских. Наши предки, если болели, старались избавиться от болезни с помощью всевозможных лечебных процедур. Ими были испытаны целебные свойства сотен растений в окружающей их природе, которые они знали «на зубок», принимали лекарства растительного и животного происхождения; они чувствовали благотворное влияние тепла при простудах, массажах, различных мазей и натираний, ценили способность отдельных лиц вправлять вывихи, сращивать сломанные кости, используя лишь лучину и бересту.
В наборе лекарственных средств на первом месте стоят «травы жизни», которые нашли широкое применение в лечебной практике семейских. Известно, что флора Забайкалья является одной из интереснейших на Земном шаре. Очень много лекарственных растений из широко известных и принятых научной медициной произрастают в нашем суровом и дивном краю. Среди них знаменитые аир, бадан, валерьяна, солодка, ревень, чистотел, черемша, пустырник, чабрец и многие другие. По мнению семейских, от каждой болезни есть своя трава, только нужно её знать. Применение лекарственных растений нередко сопровождалось заговорами, молитвами, окуриванием и опрыскиванием нашептанной водой. Надо отметить, что в заговорах всегда обращаются к заре – зарнице, солнышку красному, к дубравушке дремучей, к матери – земле.
Очень многие болезни «приписывают» простуде, самым верным действенным средством, от которой, считают тепло. Простуду выгоняют сухим теплом – спят на русской печи, простуду выгоняют и в бане. Получил благодатный массаж березовым веником, пропотел, сбил, таким образом, жар и ломоту в теле, и всю хворь как рукой снимало. При простуде рекомендуют мед, малину и бруснику. Бруснику, как богатую витаминами, применяют и при истощении. Прекрасно осознавая ценность здоровья и крестьянской жизни, старообрядцы Забайкалья, всеми доступными им способами, старались укрепить его.
История воздействия на экосистемы в легендах и преданиях
Устное народное творчество является важной составляющей традиционной экологической культуры любого региона. Фольклор традиционное искусство воплотили в себе опыт, выработанный тысячелетиями существования народов. Природопользование всегда было одной из важнейших сфер человеческой жизни. Многовековой опыт взаимоотношения человека и природы не мог не отразиться в традиционном искусстве. Традиционное искусство несло важную миссию передачи новым поколениям представления об идеале с природой.
Это заставляет внимательно изучать произведения фольклора, чтобы осмыслить его роль и возможности в передаче экологической культуры. Фольклорный текст многое открывает в обряде, поверии, даёт возможность осмыслить тот или иной запрет, придаёт ему эстетический смысл.
В фольклоре семейских есть песни, целиком обращённые к миру природы. В них рассказ о жизни растений и животных, попытка сопереживать их бедам, видеть мир их глазами. Удивительная особенность песен о природе – способность вжиться в мир животных и растений, очеловечить его, увидеть из нутри со всеми горестями и радостями.
- Ты зачем плачешь, наша лиса – матушка?
Ты зачем горюешь, лиса – кормилица?
- Беспокоюсь я, как бы вас не потерять.
Я напою вас, я накормлю вас,
По семи полям я разведу вас,
У семи истоков рек расставлю вас.
При наступлении осенних дней, детки мои,
Как выпадет первый снег, детки мои,
Охотник пойдёт, детки мои на охоту.
Ой, ружьё его, детки мои, в руках его.
(Овчинникова И. Т. 1930г)
В фольклорных произведениях заключена мысль о том, что познание человека оберегать мир и умело пользоваться его богатствами.
Обряды и традиции
Большой интерес так же представляет традиционная фольклорная культура, обычаи, обряды наших предков.
Наше село Куготы – самая обыкновенная небольшая семейская деревня, основанная на месте заимок выходцами из Шаралдайской слободы в 20 годы XXв.
По свидетельству потомков старообрядцев, 1920-1930гг. в деревне сохранились стародавние праздники, в том числе древние славянские обычаи и обряды, строго регламентировались в будни и праздники. « В настоящее время в Куготах сохраняются некоторые обычаи и обряды, но первоначальная магическая функция их не осознается современными жителями деревни. В наибольшей степени проявляются игровые компоненты обрядности» - отмечает преподаватель БГУ Стрельникова Т. С. в статье «Пасха в старообрядческой деревне», родившаяся и выросшая в Куготах. Строго соблюдались все традиции перед пасхой. В строгом посте и непрестанных молитвах проходила страстная неделя, последняя неделя великого поста, посвященная памяти страданий Господних. В Куготах её называют «страшной» Е. П. Калашникова (1915г. рожд. ) вспоминает: « Постились все, даже мужики молотили зерно и постовали».
Особенным днем на страстной неделе считается четверг. Его называли «чистым», так как в канун его хозяйки мыли, скоблили некрашеные полы, стены и лавки голяком, который делали из лучины или метлы, заранее приготавливая дресву и ветошь. «Грех было не мыть, все должно было мыться и штоб каждая шепочка перевернулась и обмылась» ( П. П. Фетисова, 1922г. рожд. ) Особенно почетным было мытьё икон. Взрослые старались доверить это занятие детям, так как считалось, что смывается сорок грехов, которые ребёнок совершит в будущем.
Очищение дома, двора, самого человека, несомненно, имело магическое значение, хотя смысловое содержание, заложенное в очистительных обрядах, жителями деревни не всегда осознавалось. Пол в горницах пересыпался пережженным до красна песком. В чистый четверг изготовляли ритуальные обереги: пережигали соль, золу, стряпали ритуальный хлеб «мякушки». Эти приготовленные на огне средства защиты, имели некогда магический смысл. «Четверговая соль» по мнению жителей нашей деревни, имела целебную силу. Её использовали при болезнях человека и скота и как защитное средство от порчи против колдунов и колдовок. «Четверговую соль» рассыпали по грядкам, охраняя тем самым посевы от всяких невзгод.
А когда были «единоличные хозяйства», то золу, а ещё и скорлупу от крашенных пасхальных яиц разбрасывали по полям. Яйцо в магических обрядах играет важную роль и имеет особое аграрно – продуцирующее значение.
В чистый четверг совершалось и множество других ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье, в хозяйстве на весь предстоящий год. Важное место в обрядовом цикле отводилось домовому, дворовому. (В Куготах домового также называют Суседкой, Букуседкой) (Ф. К. Павлуцкая1917 год. рожд. ) Домовой в поверьях предстает в качестве оберега от злых сил.
Поверье о домовом и дворовом бытует, и по сей день. Когда новорождённого ребёнка вносят в дом или когда скотину новую заводят во двор, то приговаривают: «Хозяин домовой, хозяин дворовой прими ни день дневать, ни ночь ночевать, а век провековать».
Катание яиц «возникло не как забава, а как магический акт». (В. К. Соколова): соприкасаясь с землёй, яйцо, символизировавшее зарождение новой жизни, должно было пробудить её от зимнего сна.
Другим любимым занятием на Пасхе были качели, для постройки которых заранее выбирали молодую березу. Качались все, и даже маленькие дети на специально построенных именно для них во дворе качелях. Ф. Ф. Болонев считает, что «Качание на качелях в старину было очистительным обрядом».
Традиционно было и есть гуляние молодёжи в специально для этого отведённом месте, в Куготах – «на Камню» - небольшой горе, находящейся в центре деревни. Отсюда, с «Камня» забирали куготинских парней и мужчин на фронт, а в мирное время, забирают на солдатскую службу. Сельчани почти всем селом, провожали и провожают призывников с «Камня». Здесь давались и даются напутствия и наказы, сыпались и сыплются поцелуи, проливались и проливаются слезы прощания. Здесь призывника сажали, раньше в конную повозку, а теперь в машину и он долго машет платком, провожающим землякам.
А ещё «Камень» называют «Горой любви». Все влюблённые приходят сюда. Никакой свадебный кортеж не проедет мимо «Горы любви».
Здесь встречают рассвет выпускники. Отсюда взору открывается захватывающая дух панорама села, поле, леса за селом, речушек Гахайки и Сухары. Поглядеть с «Камня» на красоту родного уголка, полюбоваться и по наслаждаться им, мы приходим даже специально, особенно в праздники.
В нашем селе отмечают много старинных праздников особенно, такие, как крещение, масленицу, пасху, троицу, Иван – травник, Ильин день.
В крещение рано утром, чтобы не какая птичка не успела напиться, берут воду из проруби. Эту воду ставят в подполье, где она храниться до следующего крещения. Применяют её в случае, когда необходимо что – нибудь очистить. Троица – одна из любимых и почитаемых праздников. Это праздник зеленеющей весны и молодого деревца, кудрявой березки. Иван – травник – этот день также называют Иваном – колдовником. В этнографическом отношении это один из самых интересных дней. С ним связано множество приданий, примет и магических действий, идущих из глубокой древности.
Таковы самобытные экологические традиции семейских, выработанные на протяжении веков. До сего дня живы некоторые древние обычаи, которым с удовольствием следуют жители нашего села.
Главная мысль традиций – назначение человека – оберегать мир и умело пользоваться его богатством. Разрушение приводит к тому, что условия жизни людей становятся менее благоприятными, более опасными. Наиболее полно такие воззрения сохранились у старообрядцев.
В ходе анализа полученных материалов выявлены элементы традиционной культуры, отражающие экологические традиции села, среди которых присутствуют:
• Вера в спасительные и целительные силы природы. ( на примере народной медицины)
• Почитание животных и растений. (престольный праздник Троица)
• Охрана уникальных природных объектов. (гора «Камень»)
• Принципы рационального природопользования, проявляющие в соблюдении сроков и правил охоты, рыбной ловли, сбора растительных продуктов, посещение леса и водоёмов.
• Понимание ответственности человека за проступки против природы проявляющие в песнях, приданиях, которые учат человека правилам общения с окружающим природным миром, и в присутствии разнообразных мифологических образов, призванных оберегать, предупреждать наказывать. (русалки, домовые, дворовые)
Мир традиций не ушёл в прошлое. Есть ещё возможность его изучения. И пока ещё не совсем поздно, пока живы наши бабушки, которые могут передать нам, молодому поколению свои традиции, обряды, старинные песни, частушки, наигрыши, игры и сценки из жизни семейских.
Сохранившаяся культура старообрядцев востребована и в наше время, а значит, у семейских Забайкалья ещё большие перспективы впереди.
Нужно прилагать все знания прошлого к современной жизни. И мы постараемся продолжить изучение экологических традиций семейских пока есть ещё, у кого поучиться.
Комментарии