Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Концепт «дом» в творчестве писателей 20 века (на материале произведений И. Калашникова, Ф. Искандера, А. Твардовского, А. Солжен

К чему стучаться у моих дверей?

Открыто — в дом входи скорей,

Закрыто — здесь берлога,

И целый мир пусть бьется за порогом.

Пьер Альбер-Биро.

Язык литературных произведений – это не тот обиходный язык, к которому мы привыкли. Всё, казалось бы, такое же, и всё, однако, совсем другое: слова, соединения слов, фразы. Синтаксические построения.

Чтобы понять произведение, нужно сначала научиться понимать значения слов, которыми пользуется автор. По сути дела, для каждого писателя или поэта можно составить особый словарь – ведь художник, создающий собственный мир, непременно создаёт и собственное осмысление слов, которое до конца понятно лишь в большом контексте.

Контекст – это словесное окружение, благодаря которому смысл отдельного слова становится понятным.

Е. Г. Эткинд в своей книге «Разговор о словах» выстраивает целую лестницу контекстов:

1. общесловарный контекст;

2. условно-словарный контекст (общепринятый переносный смысл);

3. контекст литературного направления;

4. контекст данного автора;

5. контекст отдельного произведения.

Тема моей работы – значение слова «дом», точнее, те значения, которые это слово приобретает, становясь частью текста. В тоже время моя работа представляет собой попытку концептуального значения этого понятия.

Казалось бы, это слово и без словарей понятно всем. Какое-то близкое, успокаивающее, вечное слово «дом». Это и династия, род, и жилое здание, и квартира, и учреждение или заведение. Дом – это приют усталого путника, надёжная опора работника, хозяина. Дом рукотворен, обладает человеческим, охраняющим масштабом. Дом — это наш уголок мира. Как сказал Гастон Башляр в своей книге «Поэтика пространства», «это наш первомир. Дом — поистине космос, космос в полном смысле слова. Разве не прекрасен самый скромный дом, увиденный сквозь призму души? Нередко обращаются к этому элементу поэтики пространства писатели, воспевающие «жилище».

В своей работе я использую термин «концепт» дом». Несмотря на высокую активность употребления, термин «концепт» не стал логически определённым понятием. Можно сказать, что концепт включает в себя следующие признаки:

  • это объект идеальный, т. е. существующий в нашем сознании;
  • это слово во всём многообразии языковых и внеязыковых связей;
  • это слово, включающее в себя все возможные ассоциативные смыслы.

Осип Мандельштам писал: «Любое является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну точку». При этом сколь бы ни были разнообразны ассоциации слова, в основе их лежит всё один и тот же смысл, раскрывающийся сознанию с разных сторон.

Концептуальный анализ рассматривается следующим образом:

  • создание словарного портрета слова (слово на уровне словаря);
  • создание контекстуально-метафорического портрета слова (слово на уровне словосочетания);
  • создание художественного портрета концепта (слово на уровне художественного текста).

Образ дома в романе И. Калашникова «Разрыв-трава»

Подходя к образам дома так, чтобы не разрушить единство реальности и воображения, мы надеемся почувствовать емкость образа, волнующего нас глубже, чем можно предположить. Вероятно, в произведении сильнее, чем в жизни, ощутима для нас глубина пространства дома.

Слова «дом», «домовитый» являются ключевыми, основополагающими, концептуальными в романе Исая Калашникова «Разрыв-трава», к такому выводу я пришла, проследив бытование этих слов в тексте произведения. Сразу в прологе романа автор говорит: «Оставил отец после себя эту избу – старую, срубленную ещё в то время, когда мужики ещё пилы не знали Другого бы с таким хозяйством судьба в бараний рог свернула, а он, Назар, ничего, сумел оклематься Дом новый, пятистенный срубил, лошадей завёл. Жизнь стала налаживаться». Дом для героя – это символ благополучной и счастливой жизни, без крепкого дома – нищета; дом не только пристанище, но и убежище от плохой жизни, показатель благополучия не только для себя, но и для людей. По ходу действия романа концепт «дом» развивается, углубляется, сын Назара говорит : «Я тебя, Настюха, в нашу старую избу не поведу. Новый дом построю. Высокий, с большими окнами, с резьбой по карнизу. В доме будет смоляным духом, свежим лесом пахнуть».

Сразу обращает на себя внимание частотность употребления этого слова в романе. Автор показывает, что дом для крестьянина не только жилище, но и смысл новой, самостоятельной жизни; в своём новом доме и жизнь будет благополучней; дом по-настоящему обживается не только в фактической реальности, но и в прошлом, то есть в воспоминаниях о дедовском или отцовском доме, но дом, по мнению автора, обживается и в будущем, то есть в тех мечтах о новом доме, который будет лучше прежнего. Потому что у подлинного благополучия должно быть прошлое и будущее.

В романе И. Калашникова концепт «дом» - это ключевой концепт, герои романа возвращаются к своему дому в любых испытаниях: Корнюха возвращается в отчий дом, когда получает отказ и от Насти, и от Устиньи; Игнат спешит в свой дом, чтобы чаще видеть Настю, быть с нею рядом, помочь ей в трудные минуты жизни; Лучку дорога жизни возвращает домой, потому что мечтает он возле родного дома возвести фруктовый сад; Максим возвращается домой, потому что там ждут его самые родные и близкие люди.

Таким образом, мы приходим к выводу, что в романе «Разрыв-трава» Исай Калашников концепт «дом» использует как в рамках общесловарного контекста, так и выходит за эти рамки. Дом в его романе – это не только жилище, убежище, благополучие; дом – это память о лучшем, память о близких и родных, воспоминания и мечты о сокровенном. Родной дом – это больше, чем место обитания, это своеобразная домашняя вселенная.

«Дом» в контексте поэм А. Твардовского

У А. Твардовского наблюдается собственное осмысление слов, раскрывающееся читателю в поэтическом тексте, который даже можно назвать «контекст Твардовского». Некоторые из самых важных для Твардовского слов, которые наиболее часто встречаются в его поэмах: дорога, даль, дом, сын, отец, доля и другие. Возьмём одно из них, которое интересует нас – дом. Вот несколько контекстов, в которых оно встречается.

1. В поэме «Страна Муравия» используется общесловарный контекст. То есть слово употребляется в том значении, которое зафиксировано в словарях:

Кто за рукав,

Кто за полу, -

Ведут Никиту

В дом, к столу

Окна – в землю, крыша – набок,

Гнёзда галочьи в трубе,

Как бы в сказке, дед да баба

Жили век в своей избе.

2. В поэме «Василий Тёркин» появляется новое понимание слова, когда герой поэмы чувствует себя на войне «как дома»:

Рвутся мины. Звук знакомый

Отзывается в спине.

Это значит – Тёркин дома,

Тёркин снова на войне.

Поэт расширяет значение слова, дом – это то место, где герой чувствует себя в привычной обстановке, потому что любое поистине обитаемое пространство несёт в себе смысл понятия дома. Ведь герой поэмы уже привык к жизни на войне, обжил этот «дом» в его реальности и в мечтах о том, что скоро он его покинет, потому что война кончится.

3. Тема дома является главной для поэм Твардовского, концепт «дом» в поэме «Дом у дороги» содержит много смыслов. Это уклад мирной жизни семьи:

И палисадник под окном, и сад, и лук на грядках –

Всё это вместе было дом, жильё, уют, порядок.

Это дом как живое существо, которое чувствует приближение беды:

И, чуя гибель, это дом и сад молчат тревожно.

И фронт – уж вот он – за холмом вздыхает безнадёжно.

Это родной очаг, в который вторгается враг:

Чужой солдат вошёл в ваш дом, где свой не мог войти.

Вам не случилось быть при том? И бог не приведи!

Дом как символ надежды на новую жизнь. Как надежда на возвращение семьи из плена:

Перекурил, шинель долой, разметил план лопатой.

Коль ждать жену с детьми домой, так надо строить хату.

Соорудил хозяин стол, лежанку возле печи.

И всё в порядок произвёл желанной ради встречи.

В поэтическом контексте сильнее ощутима глубина концепта «дом», наверное, потому, что дом – это убежище, пристанище мечты, дом позволяет нам мечтать о мире и покое. Концепт «дом» у Твардовского – это опора человека в ненастьях и бурях житейских, это тело и душа самого человека, его «первомир». Вспоминая родной дом, в глубине нашего воспоминания мы причастны его первичному теплу, именно это хочет сказать нам автор.

Понятие «дома» в повести Ф. Искандера «Под созвездием Козлотура»

В своём исследовании я хочу обратиться к повести Фазиля Искандера «Под созвездием Козлотура», в котором концепт «дом» встречается часто и смысл его тоже выходит за рамки общесловарного смысла. Именно значение концепта «дом» помогает понять характер главного героя повести – молодого журналиста, именно воспоминания о доме деда, в котором он вырос, раскрывают перед нами душу героя. Перед нами автор показывает нерасторжимое единство образа и воспоминания, самого дома уже нет, но остались ценности воображения, которые будут с героем до конца жизни. Дом, где ты вырос, по мнению автора, - это те воспоминания, которые согревают человека всю оставшуюся жизнь: «Я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома, мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен. Даже если бывал я там редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, моё начало шумело и жило в горах. Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе».

Концепт «дом» у Искандера – это воплощение образов, дающих человеку опору и устойчивость в дальнейшей жизни: «Я вспоминаю горницу с домотканым ковром на стене, на котором вышит огромный бровастый олень с женским лицом и печальными глазами. Я подолгу смотрел на этот ковёр и любил оленя. Я вспоминаю стены дедушкиного дома из прочных каштановых досок, наивно оклеенных газетными и журнальными листами, плакатами, дешёвыми картинками. Я перечитал все стены дедушкиного дома! Я думаю, что настоящие люди – это те, которые с годами не утрачивают детской веры в разумность мира, ибо эта вера поддерживает истинную страсть в борьбе с безумием жестокости и глупости. А мир ребёнка это дом, в котором он вырос». Мы видим, что значение слова «дом» в контексте повести «Созвездие Козлотура» выходит за рамки общесловарного, Ф. Искандер вносит своё понимание этого слова. Дом – это память о том месте, где ты вырос; это такая сила, которая поможет вынести любые испытания в настоящем и будущем, родной дом будто вписан в нас физически.

Концепт «дом» в творчестве А. Солженицына

В произведениях А. Солженицына тоже большое значение отведено концепту «дом», дом у Солженицына – это разрозненные образы и вместе с тем образное целое, без которого герои его произведений свою жизнь не представляют. Например, в повести «Один день Ивана Денисовича» воображение героя, находящегося в неволе усиливает значение концепта «дом», концентрирует разные понятия вокруг этого концепта. Дом для героя повести – это его уголок мира, в котором он сейчас находится, а находится он в лагере: «Так и говорят все – «домой». О другом доме за день и вспомнить некогда. И вот – лагерь. Какой утром оставили, такой он и сейчас: ночь, огни по зоне над сплошным забором, и особо густо горят фонари перед вахтой. К вахте сходятся пять дорог, часом раньше на них все объекты толпились. Если по этим всем дорогам да застраивать улицы, так не иначе на месте этой вахты в будущем городе будет главная площадь с памятником. И как теперь объекты со всех сторон прут, так тогда демонстрации будут сходиться». Концепт «дом» приобретает новое значение – это не просто строение, где живёт герой, - это пространство в душе и пространство в воображении. Герой помнит свою жизнь до войны, до лагеря, проводит параллели с той жизнью, и возникающие в связи с этим ассоциации переносит в своё настоящее. Далее в повести значение концепта «дом» углубляется и отходит от общесловарного. Дом – это то место, куда стремится душа героя, это желанная воля, но он понимает, что домой его не пустят: «Уж сам он не знал, хотел он воли или нет. Поначалу-то очень хотел и каждый вечер считал, сколько дней от сроку прошло, сколько осталось. А потом надоело. А потом проясняться стало, что домой таких не пускают, гонят в ссылку, и где ему житуха будет лучше – тут ли, там – не ведомо». Дом становится недоступным, а тот «антидом», в котором отбывает срок Иван Денисович, становится привычным, пространство лагеря поглощает героя. Воспоминание о прежнем доме переживается героем как мечта, поэтому концепт «дом» приобретает бессмертие в душе Ивана Денисовича.

Значение концепта «дом» в повести «Матрёнин двор» - это вещественное отражение характера главной героини, её дом является как бы ключом к пониманию её души, души «праведника, без которого не стоит село». «Дом Матрёны стоял тут же, неподалёку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону, крытый щепою, на два ската и с украшенным под теремок чердачным окошком Строено было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти. Просторная изба, и особенно лучшая её приоконная часть, была уставлена по табуретам и лавкам – горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Описание жилища Матрёны тоже характеризует хозяйку как, на первый взгляд, ничем не примечательную женщину, «и нечистоплотная она была. И за обзаводом не гналась; и небережливая; и глупая, помогала чужим людям бесплатно». Вот и дом Матрёны тоже, на первый взгляд ничем не примечательный, как и его хозяйка. Но, по мнению автора, дом Матрёны – это её мир, в нём нет ничего лишнего, случайного, незначащего, как и в характере героини нет ничего лишнего: «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрёны и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и ту зиму вполне была хороша: от дождей она ещё не протекала и ветрами студёными выдувало из неё печное грево не сразу, лишь под утро». Ценности дома Матрёны просты, как проста и сама хозяйка, пространство её дома тесно связано с ней самой. Только начав знакомство с повестью «Матрёнин двор», читатель, «прочитав описание дома» Матрёны, понимает, что хозяйка – добрая душа; поэтому каждый согласен с автором в том, что «все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Завершая работу, можно сделать следующие выводы

  • Слово в тексте «живёт» по совершенно иным законам, чем слово в словарях. Очень большое значение имеет контекст (как контекст отдельного произведения, так и общий контекст творчества).
  • В тексте произведения возможно уникальное, сугубо индивидуальное словоупотребление, которое нигде больше не повторится. Таким образом, выражается самобытность и неповторимость мироощущения автора.
  • Автор может использовать слово на уровне внешнего контекста, то есть не выходить за рамки значений, зафиксированных в словарях. Таков образ дома в романе «Разрыв-трава». Но возможно и переосмысление слова в зависимости от личностного восприятия, судьбы. Таково употребление слова «дом» у Твардовского, Солженицына.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)