Отдых  ->  Хобби  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Чудеса изделий из бересты

Средь избранных дерев берёза

Не поэтически глядит;

Но в ней души родная проза

Живым наречьем говорит.

П. А. Вяземский

Мы живём в прекрасном самобытном регионе нашей страны – Коми-Пермяцком округе. Край наш знаменит большим количеством зверей в лесах, рыбы в реках, обилием грибов и ягод, окружающей красотой природы. Растёт в наших краях берёза, воспетая поэтами и писателями. Однако издревле любили берёзу не только за красоту. Берёза широко использовалась в прикладном значении. Бересту (верхний слой берёзовой коры) использовали в разнообразном качестве. И это неудивительно, ведь береста это уникальный природный материал: прочный, экологически безопасный, гибкий и пластичный, не поддаётся гниению.

Выезжая за пределы Коми – округа, иногда возникает потребность в недорогих сувенирах, отражающих культуру коми-пермяцкого народа. Изделия декоративно – прикладного искусства, в том числе изделия из бересты продаются только в Центре национальной культуры, в киоске окружного музея имени Субботина – Пермяка. Эти заведения находятся рядом, в одном районе города. Ассортимент изделий не радует разнообразием. В других районах города изделия мастеров народных промыслов не продают. Спрос на изделия из бересты существует, но он не удовлетворён. Цены на качественные изделия из бересты высокие.

• Сейчас в моде изделия из экологически чистых и безопасных материалов. Мы провели опрос 30 человек, людей разного возраста от 15 до 74 лет - в основном женщин. На вопрос - «Нравятся ли им изделия народных мастеров из бересты?», все ответили - «Да, очень. Мы к ним неравнодушны».

• Изделия, выполненные вручную, ценятся именно потому, что сохраняют индивидуальность, характер своего создателя. Кроме того, в современном мире, мире искусственно и синтетически созданных изделий быта, атрибуты, сделанные из природных материалов, высоко ценятся, потому что природное – это наше родное.

Мы предполагаем, что разработанные нами функциональные, качественные, оригинальные изделия из бересты будут пользоваться спросом у потребителей.

История, современные тенденции в изготовлении изделий из бересты на территории г. Кудымкара

И нет прекраснее и тоньше, чем тот берёзовый простор,

Где пахнет хлебом, пахнет рощей наш дом на берегу озёр.

А береста белея всюду, пейзаж российский бережет,

Напоминая про былое, где у истоков счастье ждёт,

Она нас лечит и врачует, спасая душу от невзгод,

И красоту свою дарует, и чистоту свою блюдёт.

Н. Е. Белякова

У каждого народа есть своя история, самобытная и неповторимая культура, которая характеризует не только уклад жизни, традиций, но и отражает суть определённого народа. Культура и искусство коми-пермяцкого народа, складывавшееся тысячелетиями, самобытны, уникальны и разнообразны по жанрам. Сказки, легенды, предания старины, металлическая пластика - «Пермский звериный стиль», строительные и художественные традиции деревянного зодчества, церковная деревянная скульптура – «пермские боги».

Берёза широко использовалась нашими предками и в прикладном назначении. Она могла напоить своим соком, обуть (из бересты плели лапти), украсить человека и его жилище; согреть (берёзовыми дровами топили печи), вылечить (берёзовые угольки сосали при расстройстве желудка, настоем из берёзовых почек лечат некоторые заболевания). Береста применялась в строительстве. А уж что говорить о знаменитых берёзовых вениках для бани! Из берёзы изготовляли посуду и другие предметы быта – туеса, солонки, тарелки, ложки, короба, игрушки для детей и др. Бересту использовали для переписки или даже деловых документов (берестяные грамоты). На бересте народные мастера вырезали тончайшие узоры, которые можно сравнить с кружевами.

У коми-пермяцкого народа имеются давно сложившиеся традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Коллекция из дерева и бересты, хранящаяся в Коми-Пермяцком окружном краеведческом музее, насчитывает более 1400 предметов. Они дают полное представление об одном из направлений традиционного искусства, связанного с художественной обработкой дерева и бересты. С целью подготовки художественных мастеров в Кудымкаре в 1918 году П. И. Субботиным-Пермяком были организованы художественно-производственные мастерские с 5-годичным курсом обучения со специальными мастерскими: декоративно-театральная, графическая, художественное литьё, ткацкая, роговая, столярная, скульптурная, гончарная и плетения. Для личного пользования мастера изготовляли различную деревянную посуду и утварь: резную – чашки, ложки, сшивные – лубяные короба, бондарные – бочки, лагуны, подойники, жбаны, квашонки, маслобойницы. Их делали с вставным дном, на ножках с крышками и носиками для слива. Для изготовления долбленой посуды использовалась текстура древесины, не нуждающаяся в дополнительном украшении. Такая посуда была надёжна и удобна в обиходе.

В связи с социально - экономическими преобразованиями, произошедшими в нашей стране, необходимость во многих традиционных предметах отпала. Например, стеклянная, фарфоровая, эмалированная посуда почти полностью заменила некогда универсальный крестьянский сосуд – берестяной туесок. Но именно теперь особенно чувствуется высокие художественные качества этого сосуда, красота его пропорций, умелый подбор материала по цвету и фактуре. Сегодня мы особенно ценим его рукотворное изящество и неповторимость. В работах современных мастеров сохраняется преемственность традиций в приёмах и способах изготовления изделий. Выполняют мастера чаще те предметы, которые делали когда-то ещё их деды и отцы (туеса, солонки, лапти, короба, лукошки и т. д. ) строго соблюдая приёмы изготовления (народные мастера В. Ф. Хозяшев из Кудымкара, А. Г. Шипицин из д. Архипово Кудымкарского района). Например, мастер-педагог ПУ№4 Попова Людмила Ивановна и её ученики выполняют из бересты самые разные предметы: декоративные панно, шкатулки разного размера и украшения – бусы, браслеты, заколки, кулоны.

Изделия из бересты можно купить в окружном Центре национальной культуры (ОЦНК). Круглый год работает в выставочном зале ОЦНК выставка продажа изделий декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Чарующее многоцветье», которая является огромной поддержкой в рекламе и реализации изделий мастеров и художественных произведений художников. В Центре зарегистрировано 162 мастера, в том числе 48 мастеров по обработке дерева во всех районах округа.

Татьяна Николаевна Надымова, заведующая сектором народных промысел и ремёсел этого центра, проводит семинары – практикумы и кружки для желающих попробовать свои силы в этом виде искусства. У молодых талантливых мастеров – профессионалов в работе возникает много нового и неповторимого. Изделия из бересты пользуются большим спросом, как у местных жителей, так и многочисленных гостей окружного центра.

Петухова Валентина Егоровна, Зубов Сергей Иванович педагоги дополнительного образования Центра детского творчества «Радуга» г. Кудымкара передают свой опыт по изготовлению изделий из бересты подрастающему поколению.

Технология работы с берестой описана Михаилом Степановичем Кочевым в книге «Секреты бересты» (Сыктывкар 2000г. ), Финягиным Владимиром Васильевичем в книге «Изделия из бересты» (АСТ «Астрель» Москва 2001), Барадулиным Василием Алексеевичем в книге «Сельскому учителю о народных промыслах» («Просвещение» 1979г).

Проанализировав имеющуюся информацию, можно сделать вывод: технология обработки бересты не забыта. Секреты народных умельцев передаются молодому поколению.

• В настоящее время изготовляют как традиционные изделия, так и новые изделия, разрабатывая новые технологии изготовления изделий из бересты.

• Для придания товарного вида изделию применяют современные материалы: лак, клей «Момент», гвозди, саморезы, фанеру. С одной стороны это упрощает технологию изготовления изделия, с другой стороны ухудшает экологические свойства изделий.

• Изделия, пользующиеся спросом у потребителей, мастерами неоднократно повторяются, выпускаются малыми партиями. Реализуют изделия на выставках, как в Коми – округе, так и за его пределами.

Маркетинговые исследования

Цель: проанализировать рынок города Кудымкара, с целью выявления конкурентов по продаже изделий из бересты, потенциальных покупателей, ассортимента и цены продажи.

Объект исследования: рынок города Кудымкара.

Предмет исследования: конкуренты, цена и спрос потребителей на изделия из бересты.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, интервью, статистика.

Выявление потенциальных конкурентов.

Изделия из бересты продают в магазине «Елизавета», Центре национальной культуры и Окружном музее имени Субботина – Пермяка. Продают изделия и сами мастера. Приведены данные о данных предприятиях, реализующих изделия из бересты, проанализированы их положительные и отрицательные стороны.

Поступления нерегулярны

Мастера города Г. Кудымкар Малый ассортимент. Объём продаж Сам мастер Прямые продажи, цены Нет рекламы,

Кудымкара разный. ниже, чем в музее, но Потребитель не знает ненамного 5-10%. куда обратиться.

Преобладает ручной Преобладает ручной труд, труд, что тормозит производительность труда.

Анализируя таблицу, мы видим, что у конкурентов есть как сильные, так и слабые стороны.

• Работы мастеров дорогие. Недорогих сувениров в продаже нет. Опрос потребителей показал, что они не удовлетворены разнообразием ассортимента и ценами изделий из бересты.

• Непрочные, некачественные изделия стоят относительно дёшево. Изделия из города Кирова только стилизованы под изделия из бересты. Нарушена технология изготовления туеса. Качество желает оставлять лучшего.

• Данные предприятия в рекламе не замечены. Потребители не знают, где можно приобрести изделия из бересты.

• Ассортимент изделий невелик. Продают туеса, цветы из бересты, украшения (кулоны, бусы), корзинки, панно.

• Мастера оригинальные, высокохудожественные и трудоёмкие изделия из бересты стараются реализовывать за пределами округа, так как покупательская способность населения округа невелика. Например: люльки для младенцев из бересты продают в Москве. (Мастер Петухова В. Е. )

Сегментирование рынка

Потребителями данной продукции являются женщины – домохозяйки, а так же члены их семей, туристы. Уровень дохода средний и выше среднего. Жилищные условия – частный дом, квартира. Поводом для покупки может быть обыденный, так и особый случай - день рождение, юбилей, свадьба, новоселье, праздник и т. д.

• Искомые выгоды при покупке изделий из бересты: функциональность, качество, эстетичность, оригинальность, экономичность. Последний критерий достигается прочностью, долговечностью материала. Самый важный фактор – экология. Производство, использование, утилизация изделий из бересты экологически безопасно.

• Из бересты можно изготовить: украшения, чехлы для сотовых телефонов, ключей, сосуды для хранения жидкостей (туеса, бутылки) и сыпучих продуктов, хлебницы, самовар, корзинки, люльки для младенцев, подставки под горячее, шкатулки, обувь (лапти), тарелки, солонки, панно для украшения интерьера и т. д.

• Мною разработаны различные варианты изделий из бересты.

• Проведён опрос потребителей. Демонстрировались эскизы изделий, и задавался 1 вопрос: «Какие из предложенных изделий из бересты Вы хотели приобрести?». Каждое изделие нашло своего покупателя. Из 20 опрошенных 15 человек купили бы более 2-х изделий, 9 человек приобрели бы панно и шкатулку, 8 человек – украшения, корзину, 3 человека куклу, хлебницу, конфетницу, 1 человек – оберег. Один человек ответил, что данные изделия его не привлекают.

• Семь человек просили разработать комплект для кухни. В него должны входить ёмкости для сыпучих продуктов.

• Вывод: Изделия из бересты пользуются спросом. Для того чтобы их покупали, они должны быть:

1. функциональными

2. красивыми

3. оригинальными

4. качественными

5. прочными

Целесообразно открытие специализированного магазина. Магазин по продаже изделий ДПИ, картин художников не будет убыточным, т. к. магазина такого профиля в городе Кудымкаре нет вообще. Магазин может работать по каталогам, на заказ.

На учёте в Центре национальной культуры состоит 162 мастера, в округе много талантливых художников. Они могли бы поставлять свои изделия для продажи. В этом магазине можно продавать все вспомогательные материалы для занятия разными видами декоративно-прикладного творчества, рисования.

Необходимо продумать продвижение товара на рынок. Реклама может быть опубликована в местных печатных изданиях, на местном телевидении. Участие в ярмарках, выставках – продажах, рассылка каталогов будет способствовать знакомству потребителей со свойствами продукции, её достоинствами.

• Необходимо расширить ассортимент изделий из бересты.

Заготовка и хранение бересты

Береста, или берёсто, - это верхний слой берёзовой коры, прочный, гибкий, мало поддающийся гниению материал. Берёзовая кора состоит из множества легко отделяемых друг от друга тонких эластичных, гладких, прочных слоёв, не пропускающих влагу и воздух и практически не поддающихся гниению. Ежегодно эти слои прирастают, и кора становится толще. Наружные слои бородавчатой берёзы обычно имеют белую окраску и отличаются лишь оттенками цвета. Внутренние слои, обращённые к лубу, бывают различных оттенков: от жёлтого до тёмно-коричневого цвета. Именно эти внутренние слои берёзы, как наиболее прочные, красивые используются у мастеров при изготовлении изделий как лицевая сторона. Наружные шелушащиеся слои называют изнаночной стороной, и практического значения не имеют.

Кроме цвета, особую привлекательность бересте придают чечевики – небольшие узкие полоски чёрного или коричневого цвета. Летом они раскрыты и через них осуществляется газообмен, иногда их называют форточками. На зиму чечевички закрываются, заполняясь особым веществом. Лучшая береста для всех видов изделий – широкопластная, слоистая, ровная, тонкая с небольшими чечевичками, тёплая и бархатистая на ощупь, растяжимая, жёлтого, золотисто-жёлтого цвета или жёлто-зелёного цветов.

Сроки заготовки бересты могут меняться в зависимости от географической зоны, места произрастания берёзы, времени наступления и характера весны. Лучше использовать бересту, заготовленную в весенне-летний период (май – июнь). Возраст берёзы для снятия бересты 20-40 лет.

Из интервью с мастерами, мы узнали, что бересту в Коми - округе можно купить, 1 тонну продают за 10000 рублей.

Для сшивания деталей из бересты и отделки изделия часто применяется корень сосны, ели или ивы. Корень можно добывать в тёплое время года. Корни ищут в окружности 3-6 метров около пня на глубине 10-20 см. Не следует собирать корни, лежащие на поверхности, поскольку они недостаточно гибки и плохо расщепляются на ленты. Глубоко залегающие корни вытаскивают крюком. Вытаскиваемый корень за собой поднимает корни, поперёк его лежащие. Длиной они достигают 10-15 метров. Необходимы корни 3-6 мм. Перед работой их распаривают, очищают от коры с помощью тыльной стороны ножа, расщепляют на 2-3 части, строгают ножом до нужной толщины ленты. Заготовку ведут на лесосеках и в карьерах.

Инструменты для заготовки бересты: пила, топор, сочалка или проволока, нож. Сочалка представляет штыковидный инструмент длиной до 55 см. Бересту с деревьев снимают различными способами в зависимости от назначения: узкими лентами, листами или пластинами, сколотнями. Сколотни – береста, снятая со ствола целиком, используют для изготовления туесов. Технология заготовки бересты подробно описана в литературе. С одного дерева можно снять до 20 и более сколотней разных величин.

Хранение бересты. Если береста заготавливается впрок, её необходимо поместить в сухое прохладное помещение, избегая попадания прямых, солнечных лучей (сарай, чердак и др. ). Куски пластовой бересты укладывают на деревянный щит или в небольшие стопки и прослаивают листом фанеры. Сверху уложенную бересту накрывают деревянным щитом, на котором размещают груз. Рулоны лучше хранить на полках. Берестяную ленту хранят в клубках или рулонах, а подсушенные сколотни – вставленными друг в друга. Береста хранится несколько лет, но при этом она значительно теряет свои качества. Поэтому заготавливать бересту надо не более того, что сможете использовать.

Вывод: природа создала уникальный по своим качествам, доступный материал. Ни один искусственно созданный материал не повторяет по своим качествам бересту. При заготовке бересты нельзя наносить вред окружающей среде.

• Помните, что снимать бересту можно только с поваленных деревьев, там, где проводится их плановая рубка, и, разумеется, с разрешения работников леса.

Художественная обработка бересты

Плетение

Понятие плетения уходит в далёкое прошлое, известен принцип плетения рыболовных сетей, изгороди и утвари из ивовых прутьев. Плетение из берестяных лент напоминает набор полотна из ниток на ткацких станках.

Для берестяных изделий объёмных форм основанием является полотно-коврик, состоящее из взаимопоперечных лент. Каждая лента попеременно проходит то сверху то снизу поперечных, образуя переплетение в виде квадратов или клеток, сходное с рисунком шахматной доски.

В изделиях ленты в переплетенном виде могут располагаться относительно плоскости стола под прямым углом – прямое переплетение или косым (45 градусов) углом – называется косым переплетением.

Таким способом можно изготовить: корзинку, солонку, короба, лотки, конфетницы, хлебницы, сухарницы, шкатулки, детские игрушки, футляр для очков, пестерь или заплечный кузов, лапти и т. д.

Изготовление изделий из пластовой берёзы.

Изделия из цельного куска бересты несколько примитивны. Они просты по форме и не столь сложны в изготовлении. Из куска бересты изготовляли стельки для обуви, черпаки, ковшики, лукошки, заплечники для грибов и ягод. Для изделий из цельного куска бересты лучше использовать бересту не расслаиваемую, эластичную, с небольшими чечевичками, не с болотистых мест.

Сшивные изделия – изделия сложной конструкции, состоящие из нескольких отдельных элементов, соединённые в виде замков различного типа или сшитые шовным материалом. К ним относятся туеса, шкатулка, короба различные и т. д.

Туес – уникальный сосуд для хранения как сыпучих, так и жидких продуктов. За счёт бактерицидных свойств бересты и низкой теплопроводности в нём долго хранится продукт, не киснет молоко, прохладным остаётся напиток. Не случайно туес называют термосом. Содержат в нём ягоды, лечебные травы, рыбу и мясо, при хранении муки не заводятся жучки. Туеса изготавливают от самых маленьких до 3-4 вёдер (бураки)

Декорирование берестяных изделий

Выскабливание

В чём суть этой уникальной древней техники? Заготавливается береста ранней весной (апрель, май) или осенью (сентябрь), когда верхний слой имеет коричневый цвет. На поверхность внутреннего слоя заготовки, предварительно смоченной в горячей воде или подкопченной, от руки простым ножом наносят контуры исключительно местных узоров. Это коми-пермяцкий орнамент, состоящий из крестиков, квадратиков и прямоугольников. Затем выскабливается сам узор, получающийся светлым на тёмно-коричневом фоне. Узор бывает и орнаментальным, и сюжетным, зачастую изображаются стилизованные животные. Этим видом оформления люди занимались давно, т. к. он не требовал других материалов и красок, а также специальных приспособлений. Достаточно было иметь нож, долото и исходные от них инструменты- царапки, ложки, косари, зубчатки.

Тиснение

Тиснение – один из видов украшений берестяных изделий. Широко была распространена техника нанесения рисунка на бересту с помощью штампиков или чеканов. Подобно набойке на ткани тиснение узора на бересте позволяет достигать большого разнообразия композиционных решений. При своей простоте тиснение позволяет достигать высокого художественного качества, обогащая своеобразную поверхность бересты рельефным рисунком. Он представляет собой простейшие геометрические фигуры – круги, полоски, гребешки, равномерно расположенные на украшаемой поверхности.

Инструменты для тиснения – набор штампиков-чеканов, вырезанных из твёрдых пород дерева (берёзы, дуба, вяза), или выкованных из металла, которые представляют собой прямоугольные, квадратные, ромбовидные или круглые бруски, а так же пустотелые трубки длиной 7-13 см. На торцовой стороне брусков вырезан или выгравирован какой-нибудь элемент орнамента: ромб, ребристая полоска или полоски с рядами бусинок между ними, полукруг, цветочная многолепестковая розетка, кустик и т. д. Металлические чеканы состоят из двух частей – вытянутой рукояти и нижней расширенной части с рисунком на её торце.

Резьба

Резьбу по бересте русские мастера применяли довольно широко наряду с другими способами её украшения – гравировкой и тиснением. Применяют бересту, предварительно очищенную и сверху и снизу, после чего она может быть до 2 мм толщиной. В качестве инструментов используют нож-резак, хорошо заточенный на одну сторону, шильце, притуплённое и отшлифованное. Для разметки рисунка необходима линейка, угольник, циркуль. Для разметки заготовок подготавливают специальные шаблоны – прямоугольные, квадратные, восьмигранные и т. п. в соответствии с формой и размерами изделия. Резьбу выполняют на ровной, хорошо отфугованной дощечке. Сначала режут орнамент каймы, потом – центрального поля. Крупные детали вырезаются по нанесённому рисунку, а мелкие – листья обычно режутся на глаз. После того как будет закончен весь рисунок, основные его мотивы гравируются шильцем и мелкой порезкой: становятся ажурными серединки ягодок, на листочках появляются моделирующие их форму параллельные полоски, напоминающие рисунок прожилок. Для приклеивания бересты применяют столярный клей. Можно использовать не оставляющий следов и грязных затёков поливинилацетатный клей.

Роспись по бересте

Расписная береста – одна из самобытных видов народного творчества. В разных районах сложились особые способы росписи берестяных изделий. Чаще всего расписывали берестяные туески или бураки. Обычно поверхность бурака окрашивали каким – либо ярким цветом, чаще это были оранжево-красные, золотисто-охристые, реже тёпло-зелёные, голубые, коричневые или синие тона. Форма и конструкция туеска определяли композицию росписи. Пояски и крышку выделяли контрастной к цвету фона краской: синей к оранжевому, тёмно-красной к жёлто-оранжевому. Замочный шов, соединяющий края наружного слоя туеска, обрамляли рядами небольших растительных мотивов. На передней стороне туеска размещали цветок, букет, изображение птиц. Так же как в росписи по дереву, здесь применяются небольшое количество красок. Активную роль играет цвет фона, от которого зависит цветистость и яркость росписи. По закону цветового контраста на тёплых тонах холодные цвета кажутся ярче и наоборот. Этот простой, и мудрый принцип широко использовали народные мастера, применяя в основном неяркие красители местного происхождения – цветные глины, дополняя их отдельными готовыми красками.

Аппликация. Мозаика. Бархатистая, с сеткой тонких прожилок поверхность бересты красива уже сама по себе, без росписи и резьбы. Характерные для естественной окраски бересты оттенки золотисто-медовых, приглушённых красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют друг с другом. Эту особенность бересты можно использовать для различных выполнения различных картин и панно: пейзажей, портретов и забавных бытовых сценок. Инструментом для выполнения мозаичных работ служит плоский нож-резак, как и для резьбы. Немаловажное значение для мозаичной картины служит выбор рисунка. Он не должен состоять из большого количества деталей, так как возможности текстуры и размер рисунка ограничены. Кроме того, важен и размер рисунка. Он не должен быть грубоватым – и не должен быть слишком маленьким - это сделает его невыразительным и трудноисполнимым. Выбранный рисунок по частям переносят на бересту определённой текстуры, при этом учитывается направление полосок и цвет. Затем кусочки бересты наклеиваются на бумагу и только после этого вырезаются. При вырезании нужно совмещать сопредельные части рисунка, для того чтобы соблюсти точность. После того как все части рисунка вырезаны, их раскладывают на соответствующее рисунку место и ещё раз проверяют правильность вырезания, а также подбор по цвету и рисунку текстуры. Если всё сделано правильно, можно наклеивать бересту на основу. Вырезанные из бересты фигурки, отдельные сценки из жизни и охоты, орнаменты можно наклеивать на различные берестяные изделия или какой либо фон, например дерево, картон или фанеру.

Проанализировав изделия современных мастеров, мы видим, что они используют в декорировании бересты резьбу, тиснение, роспись.

• Для тиснения используют элементы геометрического коми – пермяцкого орнамента, растительного орнамента, элементы пермского звериного стиля.

• Современные мастера бережно хранят традиции, применяют разнообразные приёмы декорирования. Сегодня мастера расписывают изделия из бересты Городецкой, Хохломской, урало-сибирской росписью.

Разработка вариантов изделий из бересты и выбор оптимального варианта

На кухне висели старые часы, белый пластмассовый корпус со временем пожелтел. Возникла идея изготовить корпус часов декорированных берестой. Используем механизм старых часов с пластмассовым корпусом.

Требования, предъявляемые к будущему изделию.

Наименование изделия: настенные часы с корпусом, декорированным берестой

1 Функциональное Ориентация во времени, корпус – декоративный элемент.

назначение.

2 Рынок сбыта. Данное изделие предназначено для подарка. Можно реализовывать жителям

Пермского края, а так же туристам, гостям, приезжим.

3 Кто может купить? Люди со средним достатком и выше.

Конечный пользователь. Члены их семьи.

4 Единичный экземпляр, партия или массовое производство? Единичный экземпляр.

5 Размеры. Пропорциональные, подходящие к механизму и размеру комнаты.

6 Требования к материалам. Доступные, экологически безопасные, пластичные, лёгкие в обработке.

(Дерево, береста)

7 Методы изготовления. Механизм – штамповка (используем механизм старых часов). Корпус – ручная работа.

8 Внешний вид, стиль. Часы должны гармонично вписываться в интерьер кухни. Необходимо использовать различные приёмы декорирования бересты.

9 Требования с точки зрения безопасности использования. Хорошо крепятся на стену, видны стрелки и цифры, легко чистятся

(моются). Безопасны при использовании.

10 Качество. Корпус должен быть выполнен качественно, гарантия использования не менее

11 Экологические требования. Корпус должен производиться из экологически чистого сырья, технология должна быть безопасна для человека и окружающей среды. Возможна вторичная переработка или утилизация без отрицательных последствий для окружающей среды.

12 Себестоимость Себестоимость изделия должна быть невысокой, т. к. использованы доступные природные материалы. Цена изделия должна быть доступной для людей со средним достатком.

В соответствии с требованиями к будущему изделию и моими возможностями, используя метод ассоциаций, я разработала различные варианты корпуса часов из бересты.

Для изготовления я выбрала модель №6 «Теремок», т. к. данный корпус оригинален, гармонично впишется в интерьер и я смогу его изготовить.

Описание модели часов

Настенные часы с кварцевым электронным механизмом. Корпус в форме домика, декорирован берестой разного цвета. Использована аппликация, резьба по бересте, тиснение. Состоит из основания корпуса, вырезанного из фанеры. На основании из фанеры наклеивается береста золотисто-жёлтого цвета, повторяющая контур фанеры. Поверх основания наклеивается крыша светло-коричневого цвета. На крыше причелина (на верхней части крыши – по наклонным сторонам). Нижняя деталь тёмно-коричневого цвета, верхняя детали жёлтого цвета. Предварительно на этих деталях делается резьба и тиснение.

По бокам брёвнышки. Циферблат из 3 деталей, вырезанных из бересты разного цвета. Края циферблата декорированы резьбой и тиснением.

На циферблате цифры 3,6,9,12 и кружочки из бересты, обозначающие другие цифры циферблата. Часы функциональны, оригинальны, красивы.

Комплект для кухни из бересты.

Требования, предъявляемые к комплекту для кухни

1Функциональное назначениеЕмкости – предназначены для хранения сыпучих продуктов. Поднос должен быть многофункциональным: может быть использован как хлебница, как тарелка, как поднос. Салфетница должна хорошо держать салфетки.
2Рынок сбытаПредназначено для подарка, комплект может продаваться на территории Пермского края: жителям, гостям, туристам
3Конечный потребительДомохозяйка, члены семьи.
4Единичный экземпляр, партия, массовое производствоЕдиничный экземпляр
6Требования к материаламДолжны соответствовать заданным функциям, доступны, легки в обработке, с низкой себестоимостью. (Береста, дерево)
7Методы изготовленияВ основном ручная работа с использованием приспособлений малой механизации, Электролобзик, степлер мебельный.
8Внешний вид, стильКомплект должен гармонично вписываться в интерьер кухни. В декорировании должен быть использован коми-пермяцкий орнамент. Все изделия комплекта должны быть выдержаны в одном стиле, цвет изделия должен соответствовать цвету используемого материала.
9Требования с точки зрения безопасностиДанный комплект должен быть безопасным в эксплуатации использования.
10КачествоКомплект должен быть качественно выполненным, гарантийный срок эксплуатации не менее 3 лет. Уход за изделием не должен составлять большого труда. Салфетница должна быть устойчивой, хорошо удерживать салфетки.
11Экологические требованияИзготовление (производство) комплекта не должно наносить вред окружающей среде, как при заготовке сырья, обработке, изготовлении, эксплуатации комплекта так и при его утилизации.
12СебестоимостьСебестоимость изготовления должна быть невысокой, цена продажи должна быть доступна для людей со средним достатком и выше.
13УтилизацияУтилизация изделия не составит большого труда, т. к. береста органична с окружающей средой.

В соответствии с требованиями к будущему изделию, мною разработаны различные варианты комплектов из бересты. Выбран комплект под № 3.

• Данный комплект декорирован коми-пермяцким орнаментом. Использованы элементы «цедилка», «заячьи уши».

Комплект красив, оригинален, я смогу его изготовить.

Описание комплекта для кухни «Коми – пермяцкий». Комплект для кухни из бересты состоит из подноса овальной формы, с невысокими бортами (стенками). Поднос может быть использован в качестве хлебницы, блюда для выпечки. На подносе стоят две разные по объёму ёмкости для сыпучих продуктов с крышками. На стенках сосудов выполнен коми-пермяцкий орнамент. Использован метод тиснения. На крышках круглые ручки выточены из дерева.

В комплект входит салфетница с фигурными краями, по фигурному краю салфетница украшена цветочками из бересты.

Разработана технология изготовления данных изделий: часов и комплекта для кухни. Подобран материал, инструменты, разработана технологическая карта изготовления данных изделий. Изделия изготовлены.

Экономическая оценка изготовления изделий из бересты

Расчёт стоимости материалов для изготовления корпуса часов, подноса, ёмкости для сыпучих продуктов, салфетницы.

Таблица 4

Наименование Цена за метр, штуку, пачку, метр, Расход материалов за метр, штуку, Стоимость материалов кг. ( в руб. ) кг. (в руб. ) материалов.

(в руб. )

Мебельная ручка 10 – 00 2 20-00

Наждачная бумага№19 25-00 1/5 пачки 5-00

Саморезы 0-40 6 2-40

Гвозди штапиковые (длиной 18 мм. ) 50- 00 4шт. 0 – 50

Скобы 25-00 1/5 5-00

Фанера толщиной 6 мм. 250х150 300-00 1/10 30-00

Клей «Момент» 47-00 1/2 23-50

Береста 15-00 0,5 7-50

Морилка 0,5 литра -50-00 0,1 5-00

Итого: 98-90

Для изготовления часов использовали кварцевый механизм, в стоимость его не включили, так как использовали механизм, бывший в употреблении.

Если производить данный комплект на продажу, то к сумме 98 рублей 90 копеек необходимо прибавить стоимость механизма – 200 рублей. Стоимость материалов с новым механизмом для часов составит 298 рублей 90 копеек.

• Расчёт себестоимости будем производить по формуле Мз + Ао + Роп, где Ао – амортизационные отчисления, Мз – материальные затраты, Роп – расходы на оплату труда.

• Мз = См + Цэ, где См – себестоимость материалов, Цэ – цена электроэнергии. См = 98 рублей 90 копеек (смотри таблицу).

Цэ за 1 кВт = 1рубль 24 копейки. Расход электроэнергии минимален. Работа велась в основном в дневное время. Использовались в основном ручные инструменты. Электролобзик необходим для выпиливания корпуса часов из фанеры, дна и крышки ёмкости, дна подноса. Затраты на электроэнергию составили 13 копеек.

Мз = 298-90 + 0-13 = 299 рублей 03 копейки.

Ао = Со Х Но : 100, где Со – стоимость оборудования, Но – норма амортизационных отчислений в %. В нашем случае 10 %. Стоимость лобзика 700 рублей, мебельного степлера 200 рублей.

Ао = (200-00 + 700 – 00) Х 10% : 100 = 90 (рублей в год) : 12 = 7 рублей 50 копеек в месяц.

На работу потрачено 25 часов. Стоимость одного часа составляет 50 рублей. Роп = 25Х50 = 1250(руб. ) При повышении мастерства - увеличиться производительности труда. Следовательно, расходы на оплату труда уменьшаться.

• С (себестоимость продукции) = 299-03 + 7,50 + 1250 =1556, 53.

Предполагаемая минимальная цена продажи часов от 900 рублей и выше, комплект для кухни от 1000 и выше. Минимальный доход – 343 рубля, 47 копеек.

Разработанный и изготовленный комплект для кухни, и часы были представлены потенциальным потребителям, женщинам – домохозяйкам и членам их семей. Всего 23 человека. Они провели испытание данных изделий.

Им предлагался оценочный лист с вопросами и возможными оценками изготовленных изделий: часы, комплект для кухни.

Оценочный лист

Назовите изделие:. Таблица 5

Вопросы Оценки5(отлично) 4(хорошо) 3(удовл. ) 2(неуд. ) 1(очень плохо)

1. Легко ли их использовать? 19 4

2. Качественно ли они сделано? 18 5

3. Хорошо ли выполняют свои функции? 21 2

4. Хорошо ли они выглядит? 22 1

5. Хотели бы вы иметь данные изделия? 21 2

ИТОГО: 557 баллов

Так же задавался вопрос: «Что можно улучшить в данном изделии?»

Итоги опроса:

Максимальное количество баллов, которое мог поставить 1 человек – 25. Минимальное количество баллов – 5. Пятнадцать человек поставили наивысший балл – 25; 4 человека – 24 балла, и по одному человеку поставили 23, 22 балла. Всего баллов – 557 из 575 возможных. Снизили оценки по одному баллу за крышку (неплотно сидела) и за ручки на крышке. Данный дефект был устранён.

Один человек, хотел бы видеть комплект для кухни более ярким. Ещё один человек написал, что он равнодушен к таким вещам. Это молодые люди в возрасте 16-18 лет. Респонденты старшего возраста, от 30 лет и выше, просили организовать торговлю и спрашивали: «Где можно приобрести данный комплект? Сколько он стоит?». Подавляющее большинство с ценой соглашались, при этом говорили, что это ручная работа и комплект не может стоить дешевле. Два человека (пенсионеры), очень хотели бы приобрести данные изделия, но их не устраивала цена, попросили уменьшить цену комплекта. Часы предлагались за 950 рублей, поднос с ёмкостями для сыпучих продуктов и салфетницей за 1150 рублей.

• Комплект «Коми – пермяцкий» (поднос, емкости для сыпучих продуктов, салфетница) для кухни, часы «Теремок» будут востребованы на рынке. Производство не будет убыточным.

• Декорировать можно не только тиснением, но и росписью, резьбой. С росписью комплект будет ярче, но со временем роспись может и потрескаться, осыпаться. Поэтому, при выборе оптимального варианта это было учтено и в предлагаемых изделиях использованы другие способы декорирования изделий.

• Часы отличаются оригинальным корпусом.

Для людей с низким достатком, желающим приобрести данный товар, можно организовать продажу в кредит. Им можно рекомендовать посещать ярмарки – продажи, где мастера сами представляют свою продукцию. Для данной категории покупателей могут быть предусмотрены скидки.

Мною разработана реклама предприятия «Берёзка», товарный знак, упаковка для товара.

Экологическая экспертиза изделий из бересты

Для производства комплекта для кухни, корпуса часов была использована береста - верхний слой берёзовой коры. Берёза ресурс возобновляемый, экологически безопасный (+). Так же использовалась фанера, и обрезная доска из ели. Ель так же ресурс возобновляемый(+).

Производство фанеры сопряжено с выделением вредных веществ и испарений от клея, которым проклеивают слои фанеры. Для работника фанерного комбината – это вредное производство. (-) Используем очень малое количество (+). Для соединения деталей были применены саморезы, гвозди и скобы. Сырьём для производства металла служит железная руда, ресурс не возобновляемый (-). Используем малое количество (+).

Для склеивания деталей использовали клей «Момент». Он горюч, необходимо работать вдали от источника огня, в хорошо проветриваемом помещении. В состав клея входят фенолформальдегидные смолы, ацетон, что также неблагоприятно влияет на человека, использующего клей. (-) Клей применяется только для часов и салфетницы. В ёмкостях для хранения сыпучих продуктов и подносе его не используют. (+)

Транспортировка изделия должна производится в плотных коробках из картона. Для производства картона используют целлюлозу древесины. Ресурс возобновляемый (+).

Изготовление комплекта потребует от человека хорошего глазомера, развитой моторики рук, усидчивости, терпения.

Уход за изделием не труден. Часы можно протирать влажной тряпочкой, удаляя пыль. Поднос, ёмкости и салфетницу можно мыть в тёплой воде с моющим средством.

Утилизация комплекта тоже не составит особого труда, т. к. береста, упаковка из картона органичны с окружающей средой.

Цели и задачи, которые я ставила перед собой, достигнуты.

• Выгодно производить изделия из бересты качественные, оригинальные, нестандартные, имеющие функциональное назначение. Потребность населения в красивых, экологически безопасных, функциональных изделиях не удовлетворена. Именно функциональных изделий, так как музей из изделий декоративно – прикладного творчества, дома устраивать никто не будет.

• Производство изделий из бересты может быть как основным, так и дополнительным заработком для населения. Сырьё для производства изделий используется местное. Большая часть изделий может быть экспортирована за пределы коми – округа. Пользуются спросом хлебницы, люльки для малышей (экспорт за пределы Коми-округа), игрушки, ёмкости для хранения продуктов, украшения (обереги, талисманы) из бересты.

• Специализированный магазин, по продаже разных видов изделий декоративно – прикладного искусства, работ местных художников и мастеров в городе Кудымкаре не будет убыточным. Кроме основной функции – удовлетворение потребностей покупателей в изделиях декоративно – прикладного искусства, он будет нести дополнительную функцию – пропаганду и поддержку национальной культуры.

• Сопутствующими товарами в магазине могут быть материалы, инструменты, приспособления необходимые для изготовления декоративно - прикладных изделий, картин.

• Работая над данной темой, я ещё больше узнала о бересте, её свойствах, усовершенствовала навыки работы с берестой. Разработала требования к будущим изделиям и различные варианты изделий из бересты, корпуса часов, подносов, салфетниц и ёмкостей для сыпучих продуктов. Выбрала оптимальный вариант, разработала технологические карты изготовления данных изделий, подобрала материал, инструменты и приспособления. Изготовила шаблоны. Выкроила детали из бересты и изготовила комплект для кухни «Коми – пермяцкий», часы «Теремок».

• Маркетинговые исследования показали, что данный комплект для кухни и часы будут пользоваться спросом у потребителей.

• Разработала рекламу, товарный знак, упаковку предприятия «Берёзка».

• Выполнила экологическую и экономическую оценку изделий.

Выполняя исследовательскую работу, я попробовала быть дизайнером, экологом, технологом, экономистом и бухгалтером, маркетологом, социологом. Изделия из бересты несут тепло моих рук, радуют всю мою семью, особенно маму и бабушку.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)