Что посеешь, то и пожнешь
Воспитания на страницах русской художественной литературы 19 века
Свою исследовательскую работу я озаглавил так : « Что посеешь, то пожнёшь, или Тема воспитания на страницах русской художественной литературы 19 века». Эта тема заинтересовала меня, когда я читал 11 главу поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», в которой автор знакомит читателя с биографией главного героя Павла Ивановича Чичикова. Меня поразило то, какие наказы даёт сыну отец, чему он его учит.
Изучая литературу 19 века в девятом классе, я не обращал внимания на то, что почти в каждом произведении есть страницы, посвященные теме воспитания. И только в 1 О классе я вдруг заметил, что автор каждого произведения рассказывает о том, как воспитывал и своих детей литературные герои. Это мысль увлекла меня. И я решил понаблюдать. Для этого, во - первых, мне пришлось перелистать кое- что из изучённого. Во-вторых, стал внимательнее читать классику. В-третьих , захотелось сопоставлять, сравнивать, делать выводы. « Педагогика нужна всем», - писал замечательный советский педагог В. А. Сухомлинский. Вряд ли это утверждение удивит учителей, воспитателей, тренеров, наставников и всех тех, кто занимается воспитанием детей профессионально.
Но зачем педагогика нужна, скажем, водителю, продавцу, экономисту? Зачем педагогика нужна студенту технического вуза? А пенсионеру зачем? Эти вопросы резонно появились бы в моей голове еще совсем недавно, если бы я не заинтересовался проблемой: « Как воспитывали своих детей литературные герои». Читая про изведения школьной программы, я и не предполагал, что это тема могла волновать русских классиков! Изучая «Горе от ума» А. С. Грибоедов, на уроках мы долго искали ответ на вопрос: «За что и против чего борется Чацкий?». Далее на уроках мы узнали, что Евгений Онегин - «лишний человек», а Чичиков - «рыцарь копейки». Читая роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева, познакомились с нигилистом Базаровым, спорили о его необходимости для России. И совсем не задумывались над те м, в какой мереинтересо вала названных авторов педагогика.
Другое дело - Л. Н. Толстой. Одно время своим главным де лом он считал занятия с крестьянскими детьми вяснополянской школе, изучение вопросов народного образования, изд ание педагогического журнала, составление азбуки для начально й школы. Развитие человеческой личности, раскрытие ее духовного потенциала, проблемы семейного воспитания - все это глубоко волновало Толстого педагога. Поэтому в центре внимания Толстого-писател я всегда стоят вопросы самосовершенствования человека, моральные и нравственные проблемы. А ведь эти проблемы самые что ни на е сть педагогические. З начит воспитание - процесс как семейный , так и общественный , а педагогика- та сфера , к которой причастен каждый. Выходит, В. А. Сухомлинский абсолютно прав: «Педагогика нуж на всем». В том числе и писателям - «инженерам человеческих душ». Заинтере совавшись темой воспитания дворянских чад в конце 18 - начале 19 В. в. , захотел ось узнать, что вообще обозначает слово «воспитание», не изменилось ли з а 200 лет его значение, не утратило ли смысл? Открываю «Толковый словарь русского языка» С. и. Ожегова и Н. Ю. Шевцовой и читаю следующее: «Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни». Конечно, ничего нового я для себя не открыл. Примерное значение этого слова известно всем. Но как просто, понятно, ненавязчиво рассказывают нам о навыках поведения, привитых семьёй и средой, классики!
Для того что бы объяснить характер, поступки, поведение, стиль жизни героя, писатель показывает читателю те условия, которые оказали влияние на формирование взглядов и убеждений этого героя. В какой атмосфере рос герой, как его вос питывали, чему учили? Ответы на все эти вопросы я находил в произведениях, которые мы изучали.
В своей работе я попытался проанализировать опыт воспитания, описанный на страницах русской классики.
«Злонравия достойные плоды»
Невозможно, наверное, воспитать человека, если сердце его не умеет любить, если оно закрыто от сострадания, если оно равнодушно. Трудно представить себе родителей, которые сознательно растили бы ребенка черствым, злым, грубым, невежественным.
В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» именно мать учит сына хитрости, изворотливости, обману лести - всему, что пригодится в тот момент, когда нужно будет урвать для себя кусок. И не важно: кусок пирога со стола или кусок чужой земли. Невежественность, невоспитанность, непросвещенность - вот при чина гибели человека как личности. «Нас ничему не учили», - простодушно признается Простаков. Но учителей для Митрофана наняла. Потому как по указ у Петра Первого все дворянские сынки обязаны были иметь знания по закону Божию, грамматике, арифметике. Без этого они не имели права ни жениться, н и поступать на государственную службу. Неучей предписывалось отдавать в солдаты. И вот четыре года продолжается обучение, а Митрофанушка ни в од ной науке не продвинулся. Не знает частей речи, путается в простых арифметических действиях, не имеет представления о том, что изучает история и география. А все потому, что мать, присутствуя на уроках, дает сын у «ц енные» указания: «Не учись этой дурацкой науке. Не трудись п о пустому. ». Имея такую «поддержку» матери, Митрофанушка заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!»
Высокое чувство материнской любви давно переродилось у Простаковой в животный инстинкт: накормить и защитить свое потомство. А недоросль Митрофанушка растет грубым, ленивым, неблагодарным. Чудовищное воспитание превратило подро стка в жестокое существо, которое не имеет никаких моральных принципов. Отказывая в помощи матери в конце комедии, Митрофанушка показывает себя законченным негодяем. Очень точный вывод делает Стародум: «Невежда без д уши - зверь».
Обломовщина
Что сближает в плане воспитания семьи Простаковых и Обломовых? Воспитание они заменяют питанием. И эта не просто серьёзная, это роковая ошибка. Безумная любовь госпожи Пр остаковой к Митрофану, четы Обломовых к Илье слепа, чрезмерная опека губит любые желания, ограничивает самостоятельность.
Героя романа И. А. Гончарова Илюшу Обломова лелеют, как «экзотический цветок в теплице». По своей природе мал ьчик был крепким, живым, любознательным, активным. Ему хотелось, и сбегать в ближайший березняк, и заглянуть на самое дно страшного оврага. Но опасливые взгляды на жизнь родителей оказали на него пагубное влияние. Обломо вы не любили труд презирали и считали его уделом только крепостных. Подобное отношение они внушали и своему сыну. Вздумает И юша платок свой с пола поднять, а ему уже кричат: «А Ванька, а Захарка на что! ». Привык молодой Обломов пользоваться чужими услугами и пришёл к выводу , что так жить для него удобно. Другим обстоятельством, воспитывавшим лен ь в Обломове, были сказки «о неведомой стране, где никто ничего круглый го д не делает». Сказка в понимании героя смешалась с жизнью. И вот он грустит , что сказка не жизнь, а жизнь не сказка. Рассказы няни усыпляли сознание мальчика, усиливали в нём лень, пускали в характере Илюши глубокие корни. А кормили его так, что он весь наливался жиром, становился тучным, малоподвижным и апатичным.
Науку родители Обломова считали вредной для здоровья, поэтому искали различные предлог и, чтобы удержать сына дома, не пускать в школу. Зимой - холодно, летом - жарко, осенью слякоть ехать мешает, то вдруг кучер пьяным покажется. И все-таки Обломовы понимали внешнюю выгоду просвещения. Они воображали, что сын с тал советником в палате, губернатором, только не трудясь при этом, не учась до изнурения души и тела. Мечтали родители добыть каким-нибудь способо м аттестат, в котором было бы сказано, что Илюша прошел все науки. Боготворя ненаглядного сына своего, родители искалечили его жизнь. Началась история героя с неумения «надеть чулки, а закончилась неумением жить». Так по томственный дворянин Обломов превратился в потомственного бездельник а. Единственно, что осталось неразрушенным в герое, - «хрустальная, прозрачная душа». Добрый, патриархальный мир обломовского дома не испортил внутреннюю красоту Ильи Ильича Обломова. И в этом его отличие от недоросля Митрофана.
Береги честь смолоду
Петр Гринев, герой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», получает типичное для провинциального дворянина воспитание, очень схожее с Митрофанушкиным. Воспитывает Петрушку крепостной «дядька» Савельич, у которого подопечный выучился русской грамоте. Выписанный для обучения языкам и другим наукам мосье Бопре, бывший в своем отечестве парикмахером, оказался большим охотником до «прекрас ного полу » и «русской настойки».
Растет герой Пушкина недорослем. Но, в отличие от госпожи Простаковой, родитель Гринева, видевший в военной службе государственный долг, отправляет сына своего Петра не в гвардию в Петербург, где тот благодаря родственным связям мог бы быстро получить чин, а в глухую провинциальную крепость. Перед отъездом отец наставляет Петра: «Служи верно, кому присягаешь; с лушайся начальников; за их лаской не гонятся, и помни пословицу: «Береги п латьеснову, а честь смолоду». Как далеки по смыслу эти слова от унизитель ного совета П. А. Фамусова: «Поди-ка послужи!»
Гринев ни разу не отступил от наказа отца, авторитет которого очень высок для героя. Понятие чести, долга, достоинства являются для Петра Андреевича, как и для отца, основополагающими в жизни. Пушкин в произведении ставит проблему воспитания молодого поколения в духе патриотизма, истинного гражданства. Поэт ценит в старинном русском дворянстве со четание гордой независимости, верности долгу, чести и решительной отчаянности. Твердость убеждений отца помогает Петру Гриневу в тяжёлых жизненных испытаниях делать правильный выбор, принимать верные решения и оставаться человеком, не запятнавшим ни своей чести, ни чести отца, ни чести любимой девушки. Современный читатель должен гордиться тем, что нашими предками являются люди с таким и высокими нравственными качествами.
«Рыцарь копейки»
Отец другого литературного героя тоже даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который настолько западает отпрыску в душу, что предопреде лит будущую его судьбу. Выше всего на свете главный герой поэмы Н. В. Гогол я «Мёртвые души» Павел Иванович Чичиков ставит деньги и всю жизнь посвятит сколачиванию капитала. Следуя отцовскому завету «беречь копейку», Чичиков переступил через мораль и добродетель, приспосабливаясь к любым о бстоятельствам, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: «Всё сделаешь и все перешибешь на свете копейкой». Другие напутстви я сводились к тому, чтобы сын угождал учителям и начальству, водил дружбу с богатыми товарищами. Вся школьная жизнь Чичикова превратилась в непрерывное накопление. Он перепродаёт товарищам булки, выгодно сбывает дрессированную мышь и вылепленного из воску снегиря, экономит собственные деньги, отказываясь от необходимого. Из тихого, мало приметного, но практичного юнца вырастает удачливый и шустрый аферист. Его ум, изобретательны й и изворотливый, способен из всего извлечь выгоду. Все его усилия направ лены на личное обогащение. Он циник и лицемер, он «мошенник из мошенников », он великий артист-мистификатор. И всеми своими, пусть временными, от слу чая к случаю успехами и удачами он обязан отцу. А мы, читатели, обязаны Н. В. Гоголю за то, что он показал страшное лицо этих хищников, для которых деньги являются целью существования, средством для достижения влиятельног о положения в обществе.
Разговор о злой силе денег, о рабском преклонении перед ними, относится к вечным темам в литературе и к трудным вопросам семейного воспитания. Современные рыночные отношения, постоянный рост материальных возможностей, проблемы, связанные с деньгами, оказывают серьёзное влияние на воспитание личности. Деньги сами по себе не зло, а необхо димое условие для нормальной жизни человека, как в материальном, так и в м оральном плане. В педагогике считается, что денежные вопросы способству ют формированию в человеке таких качеств, как честность, обязательность , ответственность. Таким образом, тема денег непосредственно связана со всеми аспектами нравственного воспитания.
« Лишние люди»
Вследствие своего возраста, мне трудно рассуждать об удачах и просчётах в педагогике. Но мои литературные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что в деле семейного воспитания возможны серьёзные ошибки. Детей часто сравнивают с цветами. и если проводить параллель далее, то мы увидим, что рядом с культурными растениями на клумбе всходят и сорняки. Чтобы вырастить красивый, стойкий цветок, садовник должен приложить и усилия, И терпение, и любовь. Культурное растение требует создания определённых условий для роста, а также выполнения каких-то правил ухода.
Так и ребёнок в семье нуждается в любви, заботе, внимании взрослых. Родители обязаны вырастить ребёнка достойным членом общества, гражданином своей страны.
Делая вывод о воспитании Онегина и Печорина, можно с уверенностью сказать, что никто их в детстве не пестовал, не вкладывал в них душу и сердце, не предъявлял к ним разумных требований. Гувернер, воспитывавший Евгения Онегина,
Чтоб не изменилось дитя,
Учил, его всему шутя,
Не докучал моралью стро гой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
По натуре резвый ребёнок, одаренный от природы умом и разными способностями, был предоставлен, по сути, сам себе. Никто ни в чём не ограничивал его желаний и потребностей, ни материальных, ни нравственных. Эта неограниченная свобода развила в герое безудержную страсть наслаждений. И вот итог его молодой ещё жизни:
Нет: рано чувства в нём остыли;
Ему наскучил света шум.
Онегин задуман Пушкиным как противоречивый образ молодого человека, представителя 20-х годов 19 века. По своим индивидуальным чертам он превосходит светское общество, к которому принадлежит. Онумён, благороден, чувствителен, проницателен. Но, получив типичное для того времени воспитание, о н зависит от общественного мнения, несерьезно относится к любви, к дружбе, к человеческой жизни вообще. У него отсутствует привычка к труду. Он страдает от апатии и скуки, не находит цели в жизни, не может реализовать заложенный в нём потенциал. Он разочарован в жизни, в людях, ищет достойное занятие – и не находит. Характер, изображённый в романе А. С. Пушкиным, стал типическим в русской литературе. Вслед за Онегинымпоя вился лермонтовский Печорин. Героев объединяет то, что их силы, их ум, их способности оказались «лишними» для общества. Причина этого кроется не только в их собственной слабости. Виноват тот уклад жизни дворянского общества, который порождал «душевную пустоту», лишал деятельных молодых людей цели и смысла жизни. О том, какое образование и воспитание получил Печорин, можно только догадываться. В своём дневнике герой пишет: «Я готов бы л любить весь мир – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть, лучшие мои чувства. я хоронил в глубине сердца. Я сделался нравственным калекой. » Что остаётся герою? В борьбе с обществом Печорин теряет свою активность, становится сдержанным, холодным созерцателем, тайно страдающим человеком.
А вот ещё одно горькое признание П ечорина: «Да! такова моя участь с самого детства. Все читали на моём лице приз наки дурных свойств, которых не было; но их предполагали и они родились». В. П. Астафьев, желая объяснить поступки и характер взрослого человека, писал: «Все мы родом из детства». Оказывается, очень важную роль в воспитании играет то, что в ребенке предполагают увидеть взрослые, как они умеют читать душу ребёнка, его внутренние желания, устремления. Дети возвращают т о, что дают им родители. Если ребёнка за все укорять, он вырастет с чувством вины; если над ребёнком всегда иронизировать, он вырастет неуверенным в себе; если ребёнка без надобности жалеть, он вырастет слабым человеком. Лишние в родной семье, Онегин и Печорин становятся
«лишними» людьми в обществе.
Жестокие нравы
Неограниченная власть родителей, их произвол и деспотизм в воспитании рождают в ребенке трусость, подлость, лицемерие. Страх мешает детям отличать добро от зла. Страх заставляет приспосабливаться к разного рода обстоятельствам, подстраиваться под настроение находящихся рядом людей. Страх уродует душу, лишает человека уверенно сти в себе.
В драме «Гроза» А. Н. Островский изображает жестокие нравы в семье Кабан овых. Сама себе хозяйка, Марфа Игнатьевна управляет домом, опираясь на «Д омострой». Деспотичная, хитрая, она «поедом ест» домашних, да «всё под вид ом благочестия». Считая свои нормы жизни непогрешимыми, Кабаниха тверда , сурова и бесчеловечна по отношению, прежде всего к родным людям. Она никогда не сомневается в своей правоте, поэтому убеждена, что семейный поряд ок держится на страхе, на беспрекословном подчинении ей, как главе дома, во всём и всегда. Проявление своей воли кем-то из домочадце в считает грехом. Островский в произведении изображает такой уклад жизни в купеческой семье, где всеми верховодит тот, кто владеет деньгами. Взаимоотношения обитателей города Калинова в целом, членов одной семьи в частности, дают яркое представление о нормах и принципах поведения людей, которые существовали в русской жизни середины 19 века. Все герои п ьесы «Гроза» - взрослые люди. Но читателю нетрудно представить атмосферу детского мира в подобной семье. Основной метод воспитания - подавление личности ребёнка. Сын Кабановой Тихон с детства так привык во всём безропотно повиноваться матери, что, будучи взрослым, боится её ослушаться. Вот и мечется между суровыми требованиями матери и страданиями жены. Добрый и мягкий от природы, он от всей души желает облегчить её тяжёлое положение. Но человек он не только безвольный, но и ограниченный, простоватый. Душе вныймир Катерины, воспитанной совсем в другой атмосфере, для него высок и непонятен. Не может он быть ей защитой и опорой. Подавленный деспотизмом матери, Тихон ищет спасение в вине и разгуле, выражая тем самым протест против «неволю».
Лицемерно относясь к традиционному укладу жизни, по-ханжески понимая «благочестие», Кабанова доводит свою семью до полн ого развала. Но ни бегство дочери из опостылевшего дома, ни самоубийство невестки, которую она «сокрушила», ни бунт безвольного и бесхарактерного сына - ничто не способно поколебать уверенность её в правильности жизн енной философии.
Деспотизм в воспитании чреват тяжелыми последствиями для членов семьи, которые оказываются жертвами произвола. Будущего у них нет. А вокруг во в сём одна безысходность: духовная или физическая смерть.
По-родственному
Сколько детей должно быть в семье? Существует мнение, что если в семье один ребёнок, то он или излишне заласкан, или несамостоятелен, или эгоистичен, или цинично черств. А вот дети из многодетной семьи всегда коммуникабельны, отзывчивы, дружелюбны, ответственны и непретенциозны.
В силу своего возраста, мне трудно с огласиться с такой точкой зрения или опровергнуть её. Но, присматриваясь к друзьям, одноклассникам и знакомым, прихожу к выводу, что по своим поступкам, поведению, отношению к чему-либо единственные в семьях дети ничем существенно не отличаются от ребят из многодетных семей.
Вопрос о количестве детей в семье заинтересовал меня в связи с уточнением кое, каких деталей содержания романа «Господа Головлевы» великого сатирика М. Е. Салтыкова Щедрина. Это позднее и самое зрелое его произведение. Этот роман называют историей выморочной семьи, обречённой на гибель из-за поразившей её жажды наживы, утра ты человеческих связей между близкими людьми. У Арины Петровны Головлев ой четверо детей: один - любимчик, трое – «постылые». Всю жизнь слово «сем ья» не сходило у неё с языка, в конце же оказывается, что семьи у неё никогда не было. Страсть к накопительству господствовала над материнскими чувствами. Дети для Головлевой всегда были обузой. Они «не затрагивали ни од ной струны её внутреннего существа». Родительские чувства были уничтожены жаждой наживы. «В кого уродились такие изверги?» - спрашивала себя Арина Петровна, видя, как на глазах её рушится «твердыня», которую она создавала в течение всей своей жизни. Всё своё внимание, всё умение сосредоточила Арина Петровна на округлении своих владений, на увеличении своего состояния. Но для кого? Или для чего? Дом Головлевых напоминал тюрьму. Члены семьи враждовали между собой. Слова «балбес», «постылый», «мерзавец», «из верг», «подлец», «негодяй» были привычными для всех Головлевых. Молодые существа стремились прочь из этого логова смерти. Но, не подготовленные к разумной жизни, они преждевременно умирали. От главы к главе рисует Салтыков-Щедрин картины деградации героев и их умертвений представителем «выморочного рода» является Иудушка - кровопивушка, любимчик матери, самый отвратительный из «извергов». Эпизоды романа, рисующие детство Порфирия, раскрывают истоки формирования лицемерй - губителя. С малых лет прикидывался он ласковым сыном, заискивал перед матерью в расчёте получить л учший кусок. В детстве это был кусок со стола, впоследствии этим куском была лучшая часть наследства. Утратив родственные чувства, он овладеет поместьем брата, приберет к рукам капитал «друга маменьки», сделается хозяином всех Головлевских богатств. В стяжательстве и бессердечности Иудушка превзойдет свою мать. Без малейшего содрогания доведёт он до самоубийства одного сына, на позор и смерть в тюрьме обречёт другого, а третьего, « незаконнорожденного» отправит в воспитательный дом. Страшная педагоги ка. Действуя «по- родственному», «по-божески», «по закону», он подло и беспрепятственно удовлетворял все свои материальные, моральные и физические желания.
Перешагивая через своих детей, отказываяим в любви, внимании и помощи, мать, и сын развалили семью изнутри. Денежные отношения затмили родственные, семейные. Отцовская забота, материнская любовь, сыновний долг - для Головлёвых это пустые слова.
Воспитывать самоуважение можно только любовью. Чувствуя любовь к себе родителей, ребёнок постарается быть послушным, чтобы не огорчать взрослых, честным, чтобы не позорить се мью, порядочным, чтобы не подвести тех, кто дал ему жизнь.
Что такое настоящая жизнь
Семейной теме, одной из своих «любимых» тем, Л. Н. Толстой посвящает многие страницы романа «Война и мир». На примере семей Ростовых и Болконских писатель показывает свои взгляды на взаимоотношения. Близких людей. «Семейной хроникой» называет роман «Война и ми р». Н. Н. Страхов. «Именно, эта хроника двух семей: семейства Ростовых и семейства Болконских. Это - воспоминания и рассказы о всех важнейших случаях в жизни этих двух семейств и о том, как действовали на их жизнь современные им исторические события». Семьи Ростовых и Болконских разные, непохожие, но они не противопоставляются в романе друг другу, а дополняют общее представление Л. Н. Толстого об идеальной патриархальной семье, в которой в се члены объединены духовным родством.
Главным капиталом в семье Ростовых является доброта, отзывчивость, любовь друг к другу. В семье отсутствую т ханжество и лицемерие, поэтому дети безгранично любят родителей, доверяют им. А старшие, в свою очередь, уважают желания детей, их суждения по том у или иному вопросу. Илья Андреевич Ростов - гостеприимный хозяин, прекрасный семьянин, глубокой души человек. Он боготворит свою жену, обожает де тей, всегда и во всём поступает в соответствии со своими нравственными принципами. Граф очень благороден. собственная честь и честь детей для не го превыше всего. Несмотря на материальные трудности, он выплачивает дол г в сорок три тысячи, проигранный сыном Николаем, только уже потому, что любит сына, понимает его состояние. Как ни тяжело было Ростову отпустить младшего сына на войну, он сам хлопочет за него, чтобы тот попал не в штаб, а в действующую армию. В семье не говорят громких слов о чести и долге, просто живут честно, в ладу со своей совестью, растят подлинных патриотов. На под водах из Москвы не добро вывозят, а раненых защитников отечества. И это не смотря на то, что материальные дела их вконец расстраиваются. Семья разорена. Но граф плачет «счастливыми слезами» радости и гордости за дочь, которая приняла это решение и убедила в его правильности графиню.
Единственной заботой в жизни графин и Ростовой являются дети. Она ни на минуту не отвлекается от своей миссии: воспитания детей. Доверительные беседы, занятия музыкой, выезды в свет, подготовка Пети к университету, радушные вечера для молодёжи, поездки на природу, жизнь в деревне - всё это делалось для детей, с заботой об их будущем. Именно «голубушке» маме открывает душу Наташа, рассказывая о своей любви. Графиня гордится дружбой и доверием детей, балует их, волнуется за и х судьбы. Все Ростовы склонны к порыву, К большому открытому чувству любви. Внешняя жизнь у них очень богатая, полная. И они ценят эти чувства в друг их. Родители, любя и уважая друг друга, вырастили свои х детей искренними, отзывчивыми, бескорыстными людьми. Несмотря на потер и, они остались верны своим идеалам, тому прекрасному, ради чего стоит жить на земле.
Несколько иная семья Болконских. Они богаты внутренней жизнью, им свойственна сдержанность, гордость, решительность и категоричность. Старый кн язь Николай Андреевич
Болконский более всего ценит в людях «две добродетели: деятельность и ум». Обучением и воспитанием детей он занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому. Андрей высоко ценит аналитический ум отца, уважает его за твердость характера. Отец по отношению к детям строг и сдержан. Источником людских пороков он считает праздность и лень. Не желая того, что бы дочь походила на «глупых барышень», думая о ее будущем, отецзанимаетс я с нею алгеброй и геометрией. Авторитет отца играл для Андрея и Марьи огромную роль, он помогал формированию их взглядов и убеждений, способствовал становлению их характеров. Истинная любовь к Родине, сознание своего долга перед нею звучат в напутствии старого князя сыну: «Помни одно, княз ь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. А коли узнаю, что ты по вел себя не как сын Николая Болконского, мне будет. стыдно!» Он, близко знавший Кутузова, мог бы воспользоваться связями, знакомством, своим авторитетом и устроить сына в «выгодное» место. Старый князь гот ов принять боль утраты, но не пойти на сделку с совестью. В личном письме к фельдмаршалу он просит не держать сына в адъютантах. Высокие требованья к себе и к своим детям – вот основной метод воспитания князя Болконского.
Упрямый и властный старик гордится своими детьми: незаурядным умом, твердостью убеждений, целеустремлен ностью сына и богатым внутренним миром дочери. Жить в ладу с совестью, дум ать о судьбе Родины, быть честными, достойными людьми – вот чему непреклонно учит своих взрослых детей старый. суворовский солдат. Атмосфера той и другой семьи в романе Л. Н. Толстого определяется нравственными идеалами. И хотя Ростовы живут «умом сердца», а Болконские «умом ума», как верно заметил А. А. Фет, взаимоотношения в той и другой семье построены на «добре и правде».
Нет красоты там, где нет правды
С нескрываемой неприязнью рисует Л. Н. Толстой членов семьи Курагиных. Светский человек, карьерист и эгоист, князь Василий использует в се возможности, чтобы осуществить свои корыстные планы: сближается толь ко с теми, кто богат, кто по положению стоит на более высокой ступеньке власти. Прочных убеждений, твердых моральных принципов князь не имеет. Особенно метко и ярко Толстой показывает это в салоне Анны Павловны Шерер. По ведение и высказывания разоблачают бездушие, умственную ограниченность, хищническую натуру Курагина-отца. И эти характерные черты являются на следственными для его детей. Себя он считает образцовым отцом, делавшим все необходимое для своих детей. Но все его усилия сводятся к тому, что бы повыгоднее пристроить дочь и двух сыновей. Низость и подлость средств до стижения его не волнуют. Интриги, связи, карьера и богатство – вот круг интересов князя и его детей. Вот чем живет семья государственного чиновник а Курагина. Фальшь, лицемерие, актерство - привычное состояние любого из К урагиных. Нет ничего естественного в их поведении, одно позёрство. Если ложь, скрытность претит честным натурам Ростовых, то Курагины считают это нормой своего поведения. Если главной заботой князя Болконского является сохранение фамильных чести и достоинства, то Курагины легко, снисходительно относятся к разного рода неприятностям и безнравственным выходкам. Грубый отказ князя Болконского во время сватовства к Марье не оскорбит, не смутит Анатоля, неудачная попытка увезти Наташу вызовет лишь лёг кую досаду. Несмотря на постоянную смену любовников, Элен будет вести се бя цинично и невозмутимо во время объяснения с мужем.
Для «спокойного дурака» Ипполит а главное - это карьера, удачное место службы. Для щеголя Анатоля жизнь - эт о постоянные удовольствия и развлечения. Для расчётливой красавицы Элен важнее репутации будет покровительство влиятельных любовников. И все ми своими достижениями молодые Курагины «обязаны» своему отцу. «Трудности воспитания вытекают от того, пишет Л. Н. Толстой, - что родители не толь ко не исправляясь от своих недостатков, но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, не хотят видеть эти недостатки в детях». Душевную чёрствость, подлость всех Курагиных заклеймит честнейший и деликатнейший Пьер, потому и обвинение будет серьезным, как приговор: «Где вы, там разврат и зло!»
Преследование узких личных целей, ограниченность интересов, превосходство плоти над духом, порочность Кура гиных - все это чуждо писателю-гуманисту. Для него правда и красота - синонимы. Нет одного, не будет и другого. «Нет величая там, где нет просто ты добр а и правды», - утверждает Л. Н. Толстой.
«Каждый человек сам себя воспитать должен»
Главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» отвергает искусство и поэзию, лирику и романтику, не признаёт авторитеты, отрицает любовь и красоту природы. Но теория его рушится, когда он терпит поражение в любви. Только перед лицом смерти он понимает цену самой жизни и всех её про явлений: поэзии, любви, красоты. «Только когда реализуются все потенциальные возможности, подавленные или скрытые в его личности, Базароввпервы е действительно становится самим собой - во всём И до конца,» - считает В. М. Маркович. Что это за « подавленные или скрытые» возможности Евгения База рова?
В романе нет подробной биографии героя, но читателю ясно, что Базаров про шёл суровую, тяжёлую жизненную школу, которая закалила его. Он окончил университет, но на своё образование «копейки лишней» не взял у родителей. Своими обширными знаниями Базаров обязан себе. Вот почему он с гордостью заявляет: «Всякий человек сам себя воспитать должен. Евгений - единственный сын отставного штаб - лекаря, разночинца по происхождению, и «настоящей русской дворяночки прежнего времени». Родители боготворят своегосы на, верят, что ему суждена великая будущность. Старик Базаров живёт независимо, трудится бескорыстно, старается «не отстать от века». Он пытается блеснуть перед сыном и его товарищем своей начитанностью, интересом к науке, к общественному прогрессу. Отец безмерно любит своего сына, но чувствует, что их разделяет непреодолимая пропасть. И это является причиной его переживаний. Безумно любит своего ненаглядного «Енюшечку» и мать. Соблюдая старинные семейные традиции, она предстаёт перед читателем человеком душевной красоты и обаяния. Зная, что сын не любит «нежностей», они прячут свои чувства. Глубоко страдая от сдержанного отношения сына, они скрывают от него это, чтобы не обидеть ненароком. В нём вся их жизнь, вся их гордость. Несмотря на внешнюю суровость, Базаров нежно любит своих «старичков». Он говорит о них Одинцовой: «Таких людей, как они, в вашем большомсвете днём с огнём не сыскать».
Воспитание любовью, уважением, доверием, одобрением даёт всегда положительные результаты. И пример тому - Евгений Васильевич Базаров и его душевные родители.
Интерес к науке, занятие медициной, любовь к труду, независимость суждений, честность, благородство - разве не отцовское это наследство? Не назиданием, не нотацией, не наставлением воспитывали Базаровы сына, а только любовью во всех её проявлениях. Но любовь нигилист Базаров отвергал и, не нуждаясь в опеке родителей, считал, что воспитывает себя сам. Так, отказываясь от жизненного уклада предшествующих поколений, не желая копировать опыт «отцов», Базаров «рвёт связь времён», и это оборачивается невосполнимыми утратами. И тогда даже « любовь, святая, преданная любовь не всесильна».
Связь поколений
Проблема отцовства - одна из важнейших проблем романа «Отцы и дети», ведь дети принимают в наследство от «отцов» весь духовный опыт человечества.
Традиции и проверенные веками нормы жизни играют важную роль для деликатного и сердечного Николая Петровича Кирсанова. Его образ жизни, его судьба не поражают оригинальностью, у него все, как у всех. С первых же страниц романа Николай Петрович показан как примерный отец, исполняющий свой отцовский долг. Возле него спокойно и уютно, от него исходит душевная теплота. Заботы о воспитании сына дают ему силу после смерти жены. Герой тонко чувствует природу, зачитывается Пушкиным, любит музыку, играет на виолончели, интересуется всем, что происходит в мире. Николай Петрович свято от носится к отцовским обязанностям. устроив сына в Петербургский университет, он остался с ним в городе, сблизился с товарищами сына, читал книги, которыми увлекалась молодёжь. Он это делает потому, что его волновало духовноеразвитие сына. Он очень дорожит доверием Аркадия, гордится взаимо пониманием с ним, ценит дружбу с ним. Мудрый и любящий отец, Кирсанов прощает сыну его бестактность, старается понять его и боится оскорбить неуважительным отношением гостя, друга Аркадия. Сын с юности пытается « перевоспитать» отца в «нигилистическом духе» и часто делает больно родному человеку. Но Николай Петрович терпеливо и спокойно относится к временным заблуждениям сына.
В конце романа отец и сын сближаются, объединяясь для общего дела: совместно ведут хозяйство.
По мысли автора, такие люди, как Николай Петрович, осуществляют связь поколений. Они ведут естественную человеческую жизнь, прививая детям прост ые и мудрые истины.
Смена поколений - процесс сложный. Человек только тогда может надеяться на будущее, когда осознает свою связь с прошлым, примет опыт «отцов».
Проблема воспитания поднимается классиками практически в каждом произведении русской литературы. В одних произведениях эта проблема представлена наиболее ярко, в других появляется лишь в виде намека для раскрытия образа героя.
От своих родителей человек получает знания о жизни, об отношениях между людьми, поэтому от взаимоотношений в семье взрослых и детей зависит то, какие нравственные принципы изберет для себя ребенок, что для него будет самым главным и святым в жизни.
Проблема воспитания включает в себя целый ряд важных аспектов: образование, культуру поведения, отношение к людям, к событиям, к Родине. Каждый автор по-своему пытается показать и рас крыть эту проблему. В одних произведениях - это положительный опыт, в друг их - негативный. В одних произведениях дети принимают мораль родителей, в других - отвергают.
Целью моей работы являлось желание рассмотреть тему воспитания, отображенную в литературе, осмыслить значение воспитания героя для раскрытия идеи произведения. Работа над это й темой расширила мой читательский кругозор, обогатила духовно, во многом изменила мое отношение к собственным родителям. Постигая смысл исследуемой проблемы, я понял многие нравственные принципы воспитания, что пригодится мне в будущем.
Комментарии