Творческий проект "Вязаный плед «Разноцветные окошки»"
Сшивание или связывание лоскутков (пэчворк) в том или ином виде присутствовали во всех культурах мира. Стёжка появилась несколько тысячелетий назад в странах Востока. Она служила для соединения нескольких слоев ткани при шитье одеял или халатов.
«Пэчворк» в переводе на русский язык означает «лоскутная работа», и в его истоках лежит штопка, лоскуты для которой брали из старой одежды. В этой технике шили одеяла, одежду, сумки, подушки, занавеси. Работы в стиле пэчворк можно встретить в Азии, Африке, Европе.
Если раньше лоскутные изделия были признаком простоты и бедности, то теперь пэчворк превратился в своеобразный вид искусства. Особенно красивые произведения – впечатляющие по оригинальности и разнообразию материалов, структур, форм и цветовых сочетаний – принято вешать на стены как картины или ковры.
Современное лоскутное шитье в значительной степени отличается от традиционного шитья из лоскутов в технической части. Сегодня существует много способов технического исполнения изделий из лоскута с применением различных приспособлений и инструментов, повышающих техническое качество изделий и облегчающих труд исполнителя. Причём эта техника стала широко использоваться не только в шитье, но и в вязании, когда при соединении трикотажных лоскутов используется не игла, а спицы или крючок.
В каждом доме найдутся старые вещи, которым можно дать вторую жизнь с помощью пэчворка. Так как моя мама очень любит вязать и делает это давно, то у нас скопилось множество разноцветных небольших клубочков различных вязальных ниток. Глядя на них, мне пришла в голову идея использовать эти остатки ниток, создав какое-нибудь изделие в стиле пэчворк. Основам вязания на спицах мама научила меня давно, а крючком я научилась вязать на уроках технологии, поэтому создать вещь в стиле пэчворк с помощью спиц и крючка для меня не представляет особой сложности.
Но что можно сделать из маленьких разноцветных квадратиков?
В настоящее время существуют различные журналы, книги и сайты по рукоделию, в которых можно прочитать и воплотить в жизнь различные творческие замыслы. Информация, полученная из этих источников, позволяет овладеть методикой подбора цветовой гаммы для изделия, его создания обработки. А также во время работы над проектом мне пригодятся знания и умения, полученные на уроках технологии.
Ручное вязание издавна присутствовало в одежде и в моде. Самые дорогие вещи – те, что связаны вручную. Вязание считается очень увлекательным и занимательным занятием. Но чтобы связать изделие в стиле пэчворк, требуется много времени, терпения и труда. Однако закончив работу и увидев результат, понимаешь, что оно того стоило. Так почему бы не порадовать себя и родных, сделав своими руками что-нибудь оригинальное, тем более связанное из того, что уже считалось не нужным.
Немного подумав, я решила изготовить вязаный плед из отдельных трикотажных лоскутков в стиле пэчворк. Так, холодными зимними вечерами мне будет очень приятно, сидя в мягком кресле и укутавшись в этот тёплый уютный плед, читать любимую книгу. Таким образом, у меня появится любимая вещь, сделанная своими руками.
Для успешного выполнения проекта я поставила перед собой цель и ряд задач:
✓ Рассмотреть художественные возможности трикотажных материалов для работы;
✓ Овладеть основами техники вязания на спицах и крючком;
✓ Освоить технологические приемы лоскутной пластики;
✓ При работе над экономическим обоснованием расширить свои знания в области математики и экономики.
Мотивация выбора
Я выбрала творческий проект на тему «Вязаный плед «Разноцветные окошки», так как лоскутное вязание очень необычное, интересное и увлекательное занятие, тренирующее усидчивость, терпение, а также прививающее эстетический вкус и развивающее дизайнерские способности. В результате кропотливого труда из небольших трикотажных лоскутков получается настоящее произведение искусства.
К моменту начала работы над проектом вязать на спицах и крючком я уже умела. Вязание спицами очень увлекательное занятие. Азам я научилась ещё в младших классах. У каждой техники вязания свои возможности и достоинства. Так, чулочное вязание спицами – самое простое и удобное, когда хочется чем-то украсить вещь: вышивкой, аппликацией или растительным орнаментом. Все зависит от фантазии.
Научиться вязать крючком для меня, было не очень сложно. В начале обучения на уроках технологии случалось, что крючок выскальзывал из рук, нитка не ложилась на палец, петли и столбики получались неровными. Однако мои настойчивость и внимание помогли достигнуть цели – я освоила основы техники вязания крючком.
Итак, я решила вспомнить те азы, которым меня научила мама, а также приёмы вязания на спицах и крючком, полученные на уроках технологии, и попробовать реализовать свои способности, сделав своими руками вязаный плед в стиле пэчворк. Передо мной стоит проблема – исследовать особенности изготовления вязаного пледа с помощью лоскутной пластики из трикотажных лоскутков.
Лоскутное вязание или пэчворк можно сравнить с живописью. Только краски нам заменяют трикотажные лоскутки, а кисть – крючок и нитка. И как по волшебству из-под легкой руки мастера выходит шедевр. Своеобразные лоскутные вещи преображают дом, добавляя тепла и уюта. Они применимы и для кухни – скатерти, салфетки, прихватки; и для гостиной – диванные подушки, декоративное панно; и для спальни – плед, покрывала, наволочки на подушки. Эти вещи сделаны своими руками, в них частичка души мастерицы. Они уникальны и других таких нет во всем мире.
Поэтому, красивый и тёплый плед, сделанный своими руками, не только согреет в холодный зимний вечер, но и украсит мою комнату, будет ярким пятном, поднимающим настроение.
Развитие идеи проекта
Когда мне сообщили, что я буду участвовать в городской олимпиаде по технологии и защищать честь моей школы, я с одной стороны очень обрадовалась, а с другой – почувствовала большую ответственность. Ведь мне предстоял нелёгкий выбор идеи проекта, так как лоскутное вязание – очень обширная тема. Первоначально я ознакомилась с историей вязания и лоскутного шитья (пэчворк).
Ещё летом, когда мне пришла идея использовать многочисленные остатки вязальных ниток, создав какое-нибудь покрывало или плед, я начала вязать на спицах одинаковые разноцветные лоскутки. К началу сентября у меня их накопился целый пакет. Но как их использовать дальше я ещё не знала.
Как только стало известно о моём участии в олимпиаде, я вспомнила свою летнюю идею и стала искать информацию о лоскутном вязании. Так на одном из сайтов по рукоделию Интернета я наткнулась на вязаный плед «Разноцветные окошки».
Вязаный плед «Разноцветные окошки»
Эта идея мне очень понравилась, хотя представленный вариант должен выполняться только крючком. Так как цветные лоскутки были уже связаны на спицах, я решила соединить их крючком в «окошки», а получившиеся «окошки» сшить между собой с помощью иглы. Таким образом, у меня получится плед, который я так хотела иметь, но техника исполнения его будет несколько иной.
Мне придётся сделать 35 одинаковых «окошек» для моего «домика», а затем сшить их между собой. Полученное изделие обвязать крючком для плотности края и плед будет готов.
Во время работы мне понадобятся крючок и вязальные нитки для обвязывания «окошек»: чёрного цвета – чтобы создать яркий контраст и вид оконных рам и зелёного цвета, так как он является нейтральным при большом многообразии цветов – чтобы соединить все детали между собой.
Этот яркий и многоцветный плед позволит «оживить» мою комнату.
Если я умею вязать, то это даёт мне возможность применить всю свою фантазию и вкус для создания чего-нибудь необыкновенного, ведь не всегда в магазине можно купить то, что хочется. Кроме того, я выиграю в денежном отношении.
Схема обдумывания
Для изготовления вязаного пледа в стиле пэчворк следует принять во внимание следующие факторы.
Основные параметры и ограничения
При выполнении задуманной идеи имеются определённые параметры и ограничения, которые необходимо учитывать при выполнении работ:
✓ Вязаный плед «Разноцветные окошки» должен быть красивым, а цветные «окошки» «домика» должны сочетаться друг с другом. С этой целью мною было изучено цветовое оформление и на этом основании подобран соответствующий рисунок пледа.
✓ Связанные спицами разноцветные лоскутки, из которых изготавливаются «окошки», и фон самого пледа должны гармонировать друг с другом по цветовой гамме и интерьером моей комнаты. Здесь я провела исследование по сочетанию различных цветов и выявила наиболее подходящие друг другу цвета.
✓ Все столбики и петли в рядах должны быть выполнены аккуратно, согласно техническим условиям.
✓ Изделие должно соответствовать задуманной идее.
✓ Изделие должно быть прочным, удобным и безопасным в использовании.
✓ При изготовлении должны строго соблюдаться санитарные требования и требования техники безопасности.
✓ Вязаный плед должен быть недорогим по себестоимости.
Материалы
В качестве основного материала для работы над проектом необходимы шерстяные и полушерстяные вязальные нитки различных цветов.
Вязальные нитки, необходимые в работе, состоят из волокон.
Волокно → Вязальные нитки
Для работы над вязаным пледом в стиле пэчворк мною использовались остатки вязальных ниток шерстяных и полушерстяных. Практически все используемые нитки состоят из натуральных волокон животного происхождения и являются экологически чистыми. Все они имеют стойкую окраску и необходимую для таких ниток прочность.
Инструменты и приспособления
В работе над проектом я использовала следующие инструменты и приспособления:
✓ Спицы вязальные. Они бывают прямые и круговые, различной толщины и обозначаются номерами. На сегодняшний день современная промышленность нам предоставила большой выбор спиц из различных материалов: из стали, алюминия, пластмассы, кости и бамбука. Для работы я использовала прямые бамбуковые спицы № 4.
✓ Крючок вязальный. Крючки изготавливают из металла, кости, дерева и пластмассы. Они, как и спицы, могут иметь различный диаметр, который обозначается соответствующими номерами. Я работала металлическим крючком № 3.
✓ Ножницы должны быть маленькие с загнутыми концами – для подрезания ниток.
✓ Утюг и утюжильная доска – используются для влажно-тепловой обработки изделия.
Требование к изделию
Название изделия Вязаный плед «Разноцветные окошки»
Функциональное назначение Выставочный экспонат, предмет моего гардероба
Пользователь Я
Единичное или массовое производство Единичное
Требование к материалам Соответствие физическим, технологическим и механическим, а также, эстетическим качествам
Метод изготовления Вязание спицами и крючком
Внешний вид, стиль Выглядит, как законченное полноценное изделие ручной работы, с использованием разных стилей
Требование с точки зрения безопасности использования Изделие безопасно в использовании
Экологические требования Изделие безвредно для окружающей среды, утилизируется без проблем для окружающей среды
Технологическая часть проекта
Технология изготовления вязаного пледа
Прежде чем приступить к изготовлению пледа в стиле лоскутного вязания я достаточно подробно изучила технику чулочного вязания на спицах и технику вязания крючком.
а) Схема вязаного пледа
По моему замыслу вязаный плед «Разноцветные окошки» состоит из лоскутков, выполненных в технике чулочного вязания на спицах. Так как готовой схемы вязания у меня не было, то мне пришлось определить расчётным путём исходя из средней толщины ниток количество петель и рядов для того чтобы получился лоскуток размером примерно 11 х 11 см. Для простоты дальнейшего вязания я составила схему.
Разноцветные лоскутки, связанные таким образом на спицах (Рисунок 6), вначале должны обвязываться крючком нитью чёрного цвета столбиками без накида, а затем соединяться по 4 вместе таким же способом. Полученные «окошки» необходимо обвязать зелёной нитью уже столбиками с накидом и квадрат с «окошком» готов. Такие квадраты соединяются между собой нитью зелёного цвета с помощью крючка (Рисунок 7).
б) Технологическая карта изготовления пледа
Последовательность изготовление вязаного пледа
1. Подготовить необходимые материалы и инструменты для работы. Организовать рабочее пространство.
2. Изготовить необходимое количество разноцветных квадратиков (140 штук) в технике чулочного вязания на спицах по схеме.
3. Формируя «окошко» обвязать полученные квадратики крючком, подбирая в одном «окошке» цвет квадратиков гармонирующих друг с другом по схеме.
4. Обвязать полученные «окошки» двумя рядами столбиков с накидом по схеме крючком.
5. Обвязать плед крючком один ряд столбиками без накида и один ряд «рачьего шага» с целью придания жёсткости краям.
6. Аккуратно отутюжить готовый плед.
Технологическая карта
Изготовление вязаного пледа
№ п/п Наименование операции Технические условия выполнения Зарисовка Необходимые инструменты, приспособления
1 Материалы и инструменты Нитки шерстяные, крючок, спицы.
2 Вывязывание «квадратиков» Вязание - чулочное, размер квадрата спицы
11X 11см. , 140 штук
3 Обвязывание квадратов черной Обвязывают черной нитью нитью столбиками без накида, соединяя крючок по четыре квадрата.
4 Обвязывание «окошка» Обвязать полученные «окошки»
двумя рядами столбиков с накидом, крючок по схеме, крючком.
5 Обвязывание пледа Обвязать плед крючком один ряд столбиками без накида и один ряд Вяжется столбик без накида слево направо. крючок
«рачьего шага» с целью придания жёсткости краям.
6 ВТО пледа
Аккуратно отутюжить готовый плед Утюг, гладильная доска.
через марлюна на мягкой подложке.
При ВТО вязаного пледа необходимо помнить и соблюдать следующие правила:
✓ Готовый плед утюжат с изнаночной стороны через влажную ткань.
✓ Чтобы плед оставался рельефным, утюжить следует на мягкой подложке.
✓ При выборе оптимальной температуры утюжки, которая зависит от состава используемой пряжи, ориентироваться следует на меньшую температуру.
После долгих часов кропотливой работы над изделием нередко устают глаза, поэтому мне пришлось изучить и применить на практике ряд упражнений для снятия усталости глаз.
Техника безопасности и самоконтроль
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ
1. Опасности в работе:
✓ порез никой;
✓ повреждение спицами или крючком;
✓ травма руки ножницами;
✓ травма глаз.
2. Что нужно сделать до начала работы:
✓ организовать рабочее пространство;
✓ положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.
3. Что нужно делать во время работы:
✓ быть внимательной;
✓ класть крючок в рабочую коробку или подальше от края стола;
✓ работать крючком или спицами аккуратно, не размахивая по сторонам;
✓ класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
✓ передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.
4. Что нужно сделать по окончании работы:
✓ поместить крючок или спицы в рабочую коробку;
✓ убрать рабочее место.
Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ
1. Опасности во время работы:
✓ возгорание шнура;
✓ ожоги: паром, о подошву утюга и от возгорания шнура;
✓ поражение электрическим током.
2. Что нужно сделать до начала работы:
✓ проверить целость шнура и чистоту подошвы утюга;
✓ приготовить проутюжильник и пульверизатор;
✓ проверить наличие резинового коврика под ногами.
3. Что нужно делать во время работы:
✓ выполнять влажно-тепловую обработку стоя на резиновом коврике;
✓ включать и выключать утюг сухими руками, браться при этом за корпус вилки, а не шнура;
✓ ставить утюг на специальную подставку;
✓ следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга, и утюг не перегревался;
✓ использовать для увлажнения ткани пульверизатор.
4. что нужно сделать по окончании работы:
✓ выключить утюг;
✓ поставить его на специальную подставку.
Состояние рабочего места
Рабочее место для выполнения вязальных работ должно быть удобным и просторным. Стол со всеми инструментами и приспособлениями должен стоять так, чтобы свет падал с левой стороны или спереди.
Санитарно – гигиенические требования
1. мыть руки до, и после работы;
2. делать перерывы в работе не реже чем через 1,5 часа, так при данном занятии утомляются глаза, устают пальцы;
3. хорошее освещение во время работы, желательно дневное и обязательно с левой стороны;
4. хорошее проветривание помещение при работе;
5. нельзя перекусывать нитку зубами; от этого портится эмаль зубов, кроме того, можно поранить губы и язык.
Самоконтроль
Во время вязания я следила за тем, чтобы количество петель и рядов совпадало со схемой, узор был связан с одинаковой плотностью, не торчали нитки на швах.
Контроль качества
Готовое изделие отвечает следующим требованиям:
1. соответствует стандартному размеру;
2. выполнено аккуратно и выглядит как законченное изделие;
3. отсутствие брака (нет торчащих ниток);
4. отсутствие неровных швов и петель;
5. в целом производит благоприятное впечатление.
Экономическое обоснование
Затраты на материалы
Экономический расчёт затраченных материалов при выполнении моего проекта представлен в таблице:
Наименование материалов Цена за одну штуку (метр) Расход материалов Стоимость (руб. )
Нитки полушерстяные чёрного цвета 25 руб. 1 моток 25 руб.
Нитки полушерстяные зелёного цвета25 руб. 4 мотка 100 руб.
Крючок металлический № 3 35 руб. 1 штука 35 руб.
Итого - - 160 руб.
Стоимость цветных ниток, необходимых для изготовления вязаного пледа «Разноцветные окошки» не учитывалась, так как они имелись у меня дома. Это накопившиеся в течение нескольких лет остатки неиспользованной пряжи. Спицы мне не пришлось покупать в связи с тем, что мама вяжет, и дома имеются спицы из различных материалов и практически всех номеров. Поэтому я легко подобрала то, что было нужно для работы.
Таким образом, общие затраты на материалы составили:
См= 160 рублей
Затраты на электроэнергию
Расход электроэнергии включает в себя работу с утюгом.
Я затратила на утюжильные работы примерно 1 час (Т1 = 1 час). Мощность утюга – 1,2 кВт/час. Цена 1 кВт/час – 1,4 руб.
Затраты на утюжильные работы составили:
Су = 1 × 1,2 × 1,4 руб. = 1 рублей 68 коп.
Работа выполнялась при дневном свете, поэтому затраты на освещение я не учитывала.
Итого общая стоимость:
Cобщ. = См + Су = 160 руб. +1,68 руб. = 161,68 руб.
Оплату труда вязальщицы и гладильщицы в расчёт стоимости затрат я не включила, так как все работы (и вязальные и утюжильные) я выполнила своими руками.
Стоимость аналогичного пледа (трикотажный машинной вязки) составляет примерно 1000 руб. При этом такой плед зачастую изготавливается однотонным или с минимумом орнамента и сделан машинным способом, а не ручным, хотя ручное вязание особенно крючком цениться намного дороже по стоимости, и является более качественным и оригинальным. Кроме того вещи, изготовленные своими руками, являются дизайнерскими, одомашнивают обстановку и создают уют. А также, работая над созданием моего пледа, я использовала те остатки пряжи, которым моя мама не могла найти применения. Следовательно, моя работа является ещё и экономичной.
Таким образом, экономический расчёт показал, что затраты являются минимальными, не включая расходы на оплату труда, что делает мой проект достаточно выгодным для изготовления. Себестоимость моего изделия намного ниже стоимости на аналогичные товары в магазинах или на базаре. Кроме того, подобных вещей не встретишь на прилавках магазинов, что делает их неповторимыми и эксклюзивными. Отсюда следует, что некоторые вещи лучше и экономичнее делать своими руками.
Экологическая оценка
Я считаю, что работа со спицами и крючком – совершенно экологически чистое, безотходное производство. При работе инструменты не выделяют никаких вредных веществ для организма человека и природы, так как изготовлены из экологически чистых материалов (бамбук, металл).
Ручное вязание изделий также экологически чистое производство:
1. практически безотходное производство, нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоёмы;
2. при работе с материалом (пряжой) не выделяются вредные вещества для организма человека;
3. нет затрат природной чистой воды на производственные нужды;
4. рациональное использование природных ресурсов, так как отходов вязальных ниток не бывает. При изготовлении вязаного пледа можно использовать остатки шерстяной и полушерстяной пряжи, а также использовать нитки изделий связанных вручную и уже бывших в употреблении, то есть можно дать старым вещам вторую жизнь.
Анализ процесса творчества
В процессе работы над своим проектом я постаралась над выполнением и практической, и теоретической части работы. Считаю, что работа выполнена качественно и изложена в доступной форме.
Вязание на спицах и крючком – очень увлекательное занятие. Здесь нужно проявить не только терпение, усидчивость и настойчивость, но и упорство в достижении цели. Изделие, изготовленное в результате моей работы, получилось качественное. Оно буде всегда согревать меня в холодные вечера. Я не только выполнила поставленные перед собой цель и задачи, но и узнала много нового из истории ручного вязания, насколько интересно, увлекательно создавать красивые вещи своими руками. Мама научила меня азам вязания на спицах, а я узнала много интересной и полезной информации о ручном вязании, усовершенствовала свои умения и навыки работы в этой технике. Кроме того, я научилась работать и в стиле пэчворк, с которым до работы над проектом я не сталкивалась.
Процесс проектирования и изготовления был достаточно интересен и на мой взгляд успешен. Процесс изготовления хорошо спланирован, правильно выбраны методы работы, материалы и инструменты.
В работе над проектом мною были использованы и усовершенствованы умения и навыки, полученные на уроках технологии.
Работа в технике пэчворк способствует развитию глазомера. Создавая различные узоры необходимо выдерживать ритм и композицию.
В таких работах, особенно когда используется различная техника изготовления (ручное вязание на спицах и крючком, пэчворк), отражается индивидуальность автора, развиваются творческие способности, повышается интерес к предмету «Технология».
Считаю, что любая мастерица сможет изготовить по моему проекту такую же модную вещицу для себя или близких, хотя, вряд ли, она захочет повторяться, ведь создавать и выдумывать модель самой гораздо интереснее, чем связать по уже готовому описанию из журнала, книги и. т. п.
Я довольна результатом своего труда и, думаю, он будет оценен по заслугам.
В дальнейшем я планирую продолжить своё занятие ручным вязанием и порадовать своих друзей и близких новыми работами.
История ручного вязания
Издавна, стараясь украсить свой быт, люди стремились использовать самые простые материалы для сочетания несложных форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства. Ручное вязание изначально появилось как простая утилитарная необходимость, в дальнейшем превратилось в настоящее искусство. Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины! Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься, прежде всего, женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, а приз - Золотой крючок - ему вручала лично Эсте Лаудер.
Вязаные изделия всегда ценились очень высоко. Например, в Европе их могли поначалу носить только очень состоятельные люди. Шелковые вязаные чулки были подарком даже для королей! Так, шведский король Эрик IV выписал себе пару шелковых чулок. А стоили они – годовое жалование королевского сапожника.
Очень сложно точно установить историю вязания, так как нити и трикотаж сохранить тяжело. Но все-таки некоторые свидетельства этого искусства дошли до нас в виде изображений. В одной из египетских гробниц (1900 год до н. э. ) сохранилось изображение женщины, надевающей носки. Отпечаток чулка обнаружен в застывшей лаве Помпеи в 79 году н. э. Детские чулки III-IV в. Н. э. найдены в Египте. Эти чулки уже учитывали форму обуви, сандалий с ремешком после большого пальца. У древних египтян при изготовлении носка большой палец вязался отдельно, как на варежках. Позже где-то в IX-XI веках некоторые искусные вязальщицы стали наносить даже тексты на носки. В музеях Детройта и Баделя хранятся такие образцы древнеегипетского вязания из хлопчатобумажных нитей с древнеарабским текстом.
В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе и превращается в домашнюю работу и в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты шляпки. Тогда же появился и стал традиционным для шотландцев головной убор – вязаный берет. Появились целые вязальные цеха в Европе уже в XVII веке. В те времена основными центрами производства тончайших вязаных изделий были монастыри Италии.
Кружево, вышивку и связанные крючком изделия называли Nun’s Work («сделанные монашками»), и стоили они очень дорого. Узоры основывались на рисунках, разработанных для вышивки по канве и плетения кружев на коклюшках, а в качестве ниток использовали тончайшую льняную пряжу.
Сёстры-послушницы постепенно передавали свои навыки жителям близлежащих деревень. В Ирландию это ремесло попало по церковным каналам. Церковь активно использовала вязаные изделия для облачений священников и декорирования алтарей. Преуспевающие небольшие фабрики были разбросаны по графствам Корк и Каррикмакрос. Там вязали крючком в техниках «айриш пойнт» (Irish point), «рельефная роза» (Raised rose), и «онитон» (honiton crochet). Рисунки этих тончайших кружев отражали окружающую мастеров природу: розы, листочки и характерные трилистники клевера.
В 1589 году помощник приходского священника Уильям Ли из Вулбриджа изобрел вязальный станок. Вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми артельщики уже конкурировать не смогли. Одно время существовало мнение, что машинное вязание вытеснит ручное, однако чем больше выпускалось изделий массового производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную.
Особенно это относилось к вязанию крючком. Потому что вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидна уникальность, единичность изделия.
И до сих пор нет вязальных машин, которые бы могли вязать полотно, похожее не связанное крючком.
В 1743 году Королевское общество Дублина учредило специальные призы для связанных крючком изделий, которые были бы сделаны совместно мужчиной и женщиной. В 1747 году неурожай картофеля привёл страну к экономическому кризису, и для очень многих продажа вязанных крючком изделий стала единственным средством к существованию. Некоторые мастера даже сумели скопить достаточно денег, чтобы оплатить переезд в Америку, где они мечтали начать новую жизнь. Тем же, кто остался, пришлось осваивать производство изысканных кружев, которые скупали владевшие мелкими поместьями дворяне. Они отвозили кружева в Лондон, где продавали в самые шикарные ателье. Ирландские кружевные изделия были очень популярны, и модники платили немалые деньги за экстравагантные воротники и манжеты.
Укреплялись торговые связи, в продаже стали появляться более прочные и яркие виды пряжи. Появились и новые рисунки. В те времена наибольшую известность приобрела книга «Справочник по рукоделию Биитона». Она неуёмно расточала похвалы: «Вязание крючком — это несложный вид рукоделия, а готовые изделия отличают прочность и высокая носкость. Это умение пригодится при самых различных ситуациях, учитывая, как много внимания уделяют ему женщины».
В начале XX века вязание крючком стало одним из наиболее популярных видов рукоделия. Белыми кружевами стали оторачивать женское нижнее бельё, брюки и кофты, верхнюю одежду, а кружевные перчатки, сумочки и зонтики стали неотъемлемыми атрибутами.
Вязанные крючком изделия использовали не только для украшения одежды, но и в домашнем хозяйстве — для отделки штор, постельного и столового белья, салфеток и накидок на стулья. Вещи, связанные из хлопчатобумажной пряжи, отличались прочностью и не портились после частых стирок и глажения. На прилавках магазинов появились руководства по вязанию и альбомы с узорами. Крючком вязали представительницы всех социальных групп. Характерные для Викторианской эпохи узоры с тщательно проработанными деталями уступили место рисункам в модернистском стиле, которые одинаково хорошо смотрелись и на одежде, и на предметах обихода.
Редакторы модных журналов убеждали, что необработанные края скатертей гораздо лучше, чем края с фестонами, а влияние ар-нуво выразилось, прежде всего, в более натуралистическом изображении цветов. Стало модным украшать чехлы для пижам и салфетки на подносы небольшими ажурными вставками.
Интерес к вязанию крючком стал уменьшаться в 30-х годах XX века. Правда, утилитарные изделия, вроде предметов одежды, салфеток и прихваток, продолжали вязать, но этот вид рукоделия пребывал в относительном забвении до 60-х годов. Позднее интерес к нему приобрёл несколько иной характер. Из пряжи очень яркой расцветки стали вязать мини-юбки, женские накидки и безрукавки. Геометрическими узорами в стиле «оп-арт» стали украшать покрывала, наволочки и коврики. Конечно, сейчас вещи в этом стиле выглядят немодными. Но художники изучают их в поисках забытых идей, стремясь приспособить классические приёмы к новым видам пряжи и капризам современной моды.
Со временем работы мастеров становятся искусством, вязаные изделия попадают в музеи. Например, две кофты XVII века хранятся в Швеции – в Северном музее в Стокгольме и в Историческом музее в Гетеборге. Обычно в Европе кофты вязали из однотонной пряжи, украшая изнаночными петлями лицевое полотно, а ведь арабы еще пару тысяч лет назад могли выполнять сложные многоцветные узоры.
И ещё хочется добавить к исторической справке такие размышления. Как говорил, точнее, писал Виктор Гюго в своем романе «Отверженные», про епископа монсеньера Бьенвеню, не любившем роскошь и богатство, что: «Ненависть к роскоши – это ненависть неразумная. Она влечёт за собой ненависть к искусству» И именно тем людям, стремившимся к богатству, а, также, любившим роскошь и, следовательно, любившим и искусство, стремившимся сделать из мусора конфетку, мы обязаны появлению такого прекрасного вида рукоделия, как вязание!
В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами. Для этого занятия требуются знания кройки и шитья по трикотажу, а в работе с крючком много общего с вышивкой и ткачеством. И все равно, ручное вязание выгодно отличается из других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, что исходный материал – пряжу - можно использовать несколько раз и без особых потерь. Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели. Возможности крючка позволяют сделать различные декоративные вещи, например, кружева, покрывала, одежду, игрушки, украшения. Действительно, в настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно.
Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий.
История лоскутного шитья (пэчворк)
Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.
Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др. , особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.
Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.
Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.
Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика».
С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира.
Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork.
Patchwork — лоскутная работа; сшитый из лоскута. Происходит от англ. patch — заплатка или кусочек материала, лоскут, пятно неправильной формы; work — работа.
Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием и многоцветном лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно). В качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет).
До последнего времени считалось, что лоскутное шитье (печворк или квилт) является самым «молодым» видом рукоделия. Тем не менее, самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н. э. была найдена в Египте. А в скифских курганах (100 год до н. э. —200 год н. э. ) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. А создаваемая с давних пор из кусочков меха и кожи изящная, красивая одежда народов Севера? Разве это не лоскутное шитье?
Россия до середины XVIII века была домотканой. Долгие зимние вечера оставляли много времени для рукоделия. Женщины коротали его за прялкой, ткацким станом, пяльцами. Сырьем для изготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть. Из волокна на домашнем стане женщины вручную ткали ткань. Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практически не оставалось отходов. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему.
В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья.
Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных.
Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество.
В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.
Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (пэчворк).
Цветовое оформление
Прежде чем приступить к выбору цветового решения обратимся к характеристике различных цветов, используемых в вышивке.
Хроматические
Ахроматические
Холодные
Склонность человека к тому или иному цвету зависит от времени суток, погоды, настроения человека и других факторов.
Швейцарский психолог Люшер считает, что по тому, как человек реагирует на цветовую гамму можно определить его характер.
Разные цвета могут создавать разное настроение:
Белый – создает ощущение пустоты, бездонного пространства, может раздражать и утомлять;
Серый – успокаивает, этот цвет является символом отречения от мирской суеты, символом духовной мудрости;
Черный – подавляет, страшит, угнетает, но в малом количестве помогает сосредоточиться; черный цвет символ утонченной элегантности;
Красный – вызывает сильные эмоциональные реакции, возбуждает, учащает пульс, повышает давление, изменяет ритм дыхания, стимулирует работу мозга, воодушевляет на сиюминутные действия, однако в большом количестве быстро утомляет, особенно глаза;
Розовый – возбуждает в меньшей степени, чем красный, способен стимулировать на реальные результаты;
Оранжевый – «опасный» цвет, он возбуждает, ускоряет пульсацию крови, в малых количествах согревает и одухотворяет, но нужна строгая его дозировка;
Желтый – самый «веселый» цвет, он поднимает настроение, стимулирует деятельность нервной системы, склоняет к фантазированию, мечтательности;
Зеленый – успокаивает, дает ощущение свежести, снижает чувствительность к шуму, сосредоточивает, понижает действие сильного солнца, регулирует давление, особенно глазное;
Синий – успокаивает, стабилизирует давление, дыхание, не утомляет, вызывает желание пофилософствовать, отдохнуть, погрустить, помечтать, снижает умственное напряжение;
Голубой – создает ощущение прохлады, настроение безмятежности, покоя, удовлетворения;
Фиолетовый – цвет печали и мистики, вызывает внутреннее возбуждение;
Коричневый – цвет уюта, комфорта, создает чувство защищенности, лучшее влияние оказывает при использовании в небольших количествах, при избытке – вызывает вялость, апатичность, инертность.
Исследование различных сочетаний цветов
Гармоничное сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов. Теплые тона выигрывают рядом с темными, а холодные – рядом со светлыми. Если надо заставить «заиграть» тот или иной цвет, его берут в окружении менее ярких. Ахроматические цвета хорошо сочетаются между собой и с другими цветами. Сочетаются цвета и оттенки с разной степенью насыщенности (розовый, красный, малиновый), цвета, расположенные рядом в цветовом круге (желтый и желто-зеленый), дополнительные цвета (контрастные).
Цвет Парный цвет Тройное сочетание Сочетание четырех цветов
Пурпурный Зеленый Желтый, сине -голубой оранжевый, зеленый, синий
Карминно - красный Голубо - зеленый Желто – зеленый, синий желтый, голубо – зеленый, голубо – фиолетовый
Киноварно - красный Сине - голубой Зеленый, голубо - фиолетовый Желто – зеленый, сине – голубой, пурпурно –
фиолетовый
Оранжевый Синий Голубо – зеленый, пурпурно - Зеленый, синий, пурпурный фиолетовый
Желтый Голубо - фиолетовый Сине – голубой, пурпурный Голубо – зеленый, голубо – фиолетовый, карминно -
красный
Желто - зеленый Пурпурно - фиолетовый Синий, карминно - красный Сине – голубой, пурпурно – фиолетовый, киноварно –
красный
Зеленый Пурпурный Голубо – фиолетовый, киноварно - Синий, пурпурный, оранжевый красный
Голубо - зеленый Карминно - красный Пурпурно – фиолетовый, оранжевый Голубо – фиолетовый, карминно – красный, желтый
Сине - голубой Киноварно - красный Пурпурный, желтый Пурпурно – фиолетовый, киноварно – красный, желто
– зеленый
Синий Оранжевый Карминно – красный, желто - зеленый Пурпурный, оранжевый, зеленый
Голубо - фиолетовый Желтый Киноварно – красный, зеленый Карминно – красный, желтый, голубо –зеленый
Пурпурно - фиолетовый Желто - зеленый оранжевый, голубо - зеленый Киноварно – красный, желто – зеленый, сине-
голубой
Образцы используемых материалов (описание)
Качество вязаного изделия зависит от правильно подобранной пряжи. Пряжа должна соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т. д. Сегодня в мире вязаной моды существует огромное количество разнообразной пряжи. Для вязания на спицах используют шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные, синтетические и другие нити.
Рисунок 2
Шерсть. По своим характеристикам шерстяная пряжа легче, чем растительная и более эластичная. Лучше удерживает тепло. Не так быстро намокает во влажной среде, как хлопок, но мене прочная. К недостаткам шерстяной пряжи можно отнести ее сваливаемость и образование на ней катышков при трении. Причем, чем слабее скручена пряжа, тем сильнее проявляются эти недостатки. Для того чтобы от них избавится, а также, чтобы придать пряже другие положительные характеристики, в шерстяную пряжу добавляют искусственное или растительное волокно. Стал уже классическим пример шерстяной пряжи и акрила. Причем, чаще всего, такая пряжа становится дешевле. Следует учитывать при стирке изделий из шерсти и такую ее особенность, как растяжение (особенно в мокром виде).
Мериносовая шерсть. Шерсть очень мягкая. В нее редко добавляют другие виды волокон, и если добавляют, то только для того, чтобы сделать шерсть дешевле, а не улучшить ее качество. Она является идеальной для детских вещей, т. к. не раздражает кожу. Мериносовая шерсть дороже, чем обыкновенная шерсть.
Мохер. Очень часто мохером называю любую пушистую пряжу, но это не так. Существует «мохер» из синтетических нитей. Оренбургские пуховые платки это и есть настоящий мохер. Мохеровая шерсть достаточно дорога, и ее чаще всего прядут с шерстяной или искусственной нитью. Мохер хорошо окрашивается. Легко очищается от грязи. Стирают мохер очень аккуратно, чтобы не потерять его «пушистости».
Ангора. Ангорскую шерсть получают от кроликов ангорской породы. В чистом виде эта шерсть практически не используется. Во-первых, потому что достаточно дорога, и, во-вторых, потому что совершенно не эластична. Но ангора просто идеальна в составе шерсти, мериносовой шерсти или акрила. Шерсть ангорского кролика очень пушистая, мягкая и теплая.
Верблюжья шерсть. Есть два вида верблюдов Бактрианский и Викуна. Шерсть Бактрианского верблюда ценится меньше чем его южноамериканского собрата, к тому же она немного хрупкая. Верблюжья шерсть практически не отбеливается и поэтому бывает либо естественного цвета, либо темного или черного цвета. Шерсть верблюда Викуна - это королева среди шерсти. Шерстяной покров Викуна, бывает готов к стрижке только один раз в год, когда его шерсть наиболее тонка. Шерсть этого верблюда не самая дорогая.
Кашемир. Пряжа очень легкая, теплая и мягкая, но она слишком восприимчива к трению и образованию катышков, поэтому чистого кашемира вы практически не найдете. Как правило, его смешивают с шерстяным волокном в разных пропорциях.
Альпак. Шерсть Альпаки ценится дороже. В настоящий момент шерсть ламы и альпака подразделяют на 22 цветовых оттенка. Начиная от чисто белого, далее бежевого, серебряного, коричневого и черного. Из-за того, что отдельные волокна шерсти длинные, шерсть альпака не сваливается и практически не образует катышков. Пряжа из этой шерсти более плотная, и поэтому в изделии полотно часто "висит". Есть одна особенность хранения шерсти альпака. Она не выносит нафталин. Поэтому, против моли использую природные средства, лаванду, табак или кедр. Пряжа альпака как правило, используется в чистом виде.
Методика и техника чулочного вязания на спицах
Существует несколько способов выполнения лицевой петли.
1-й способ: Классический, выполняется за переднюю стенку петли. После снятия кромочной петли введите конец правой спицы в следующую петлю слева направо, немного оттяните ее верхнюю часть и, захватив рабочую нить с указательного пальца, протяните ее в растянутую петлю, после чего сбросьте ее с левой спицы указательным пальцем правой руки. Новая петля окажется на правой спице. Так провяжите все петли первого ряда. Затем поверните вязание, снимите кромочную петлю и весь второй ряд провяжите, как первый.
2-й способ – «Бабушкина» петля. Пересняв кромочную петлю на правую спицу, введите ее конец в середину следующей петли справа налево так, чтобы передняя стенка петли оставалась на левой спице без изменения. Оттянув заднюю стенку петли, захватите рабочую нить с указательного пальца и протяните ее в петлю (рисунок 4). На правой спице образовалась новая петля. Старую, провязанную петлю, переведите на правую спицу. Так же вяжите все последующие ряды.
Полотна, связанные, лицевыми петлями, классическим способом и «бабушкиной» петлей (рисунок 6) выглядят по-разному:
Изнаночную петлю тоже можно вязать первым - классическим способом и вторым – «бабушкиным» способом.
1-й способ: Классический. Сняв кромочную петлю, перекиньте рабочую нить на левую спицу, введите правую спицу в первую петлю справа налево, обведите вокруг рабочей нити (рисунок 7 ) и протяните ее в петлю. Переведите новую петлю на правую спицу, а старую (провязанную) сбросьте с левой спицы. Эта петля соответствует лицевой, выполненной первым, классическим способом.
2-й способ: «Бабушкина» петля. Сняв кромочную петлю, положите рабочую нить перед первой петлей, введите правую спицу в первую петлю справа налево (рисунок 8), подхватите рабочую нить сверху вниз и протяните ее через петлю. Новую петлю переведите на правую спицу, а провязанную петлю сбросьте с левой спицы. Такая изнаночная петля соответствует лицевой «бабушкиной» петле.
Рисунок 8
Полотна, связанные 1- м классическим и 2-м способом – «бабушкиной» петлей (рисунок 10) провязывания изнаночной петли, также будут выглядеть по-разному:
Методика и техника вязания крючком
За основу вязания крючком принимают столбики без накида и с накидом.
Воздушная петля служит началом вязания, образуя цепочку из воздушных петель, которая является подготовительным рядом и применяется в вязании всех узоров.
Чтобы цепочка не стягивала вязаное полотно, ее можно выполнить более толстым крючком и утолщенными нитями. Крючок берут в правую руку, как карандаш, между большим и указательным пальцами, повернув бородку крючка к себе. Нитку от клубка кладут на указательный палец левой руки, концом к себе, придерживая ее большим пальцем. Крючок вводят справа налево под рабочую нить на указательном пальце левой руки, затем поворачивают крючок против часовой стрелки на 360 градусов и, не затягивая петлю, образовавшуюся на нем, движением от себя накидывают нить на крючок. Для этого головку крючка подводят слева направо под нить на указательном пальце, захватывают ее и вытаскивают к себе через петлю на крючке. Провязав первую петлю цепочки, накидывают нить на крючок и протягивают через петлю, находящуюся на нем. Так вяжут цепочку-основу нужной длины.
Приступая к выполнению первого ряда узора, делают несколько воздушных петель цепочки, которые называют петлями подъема. Они заменяют 1-й столбик нового ряда. Число петель подъема зависит от высоты столбика: чем выше столбик, тем больше петель подъема.
Теперь рассмотрим строение петли связанной крючком:
При вязании крючком петли провязанных столбиков закреплены и имеют форму косички, которая является основанием для провязывания следующего ряда. Петля косички состоит из задней и передней стенок. Петля, находящаяся на стержне крючка, называется ведущей петлей и в расчет петель она не входит. Если в описании 1-го ряда узора написано "вяжут столбик в 5-ю петлю цепочки", то это значит, что надо отсчитать от петли на крючке 4 петли цепочки и ввести крючок в следующую петлю.
Полустолбик (ему соответствует 1 петля подъема) Применяется при вязании края изделия, чтобы он был ровным и плотным, и при соединении фигур. Вяжут его так: крючок вводят в петлю предыдущего ряда, захватывают крючком рабочую нить и протягивают ее непосредственно через петлю ряда (цепочки) и петлю, лежащую на крючке.
Столбик без накида еще называют коротким столбиком (ему соответствуют 2 петли подъема). Крючок вводят в петлю предыдущего ряда или цепочки (тогда во 2-ю петлю, не считая петли на крючке), захватывают нитку и вытягивают петлю. На крючке образовались 2 петли. Опять захватывают нить и протягивают ее через 2 петли, лежащие на крючке.
Столбик с накидом (ему соответствуют 3 петли подъема). Накидывают нить на крючок от себя, вводят крючок в петлю предыдущего ряда или цепочки (тогда в 3-ю петлю от крючка, не считая петли на крючке), захватывают нитку и вытягивают петлю до уровня петли, лежащей на крючке. На крючке образовались 3 петли - вытянутая петля, накид и ведущая петля). Затем вновь накидывают на крючок нить и протягивают ее через 2 первые петли на крючке (вытянутая петля и накид), снова захватывают нить и протягивают ее через 2 последние петли на крючке. На крючке остается 1 ведущая петля.
Гимнастика для глаз
Глаза – одна из наиболее притягательных частей женщины. Своими очами женщина может разбить мужчине сердце. Однако очень часто им приходится несладко.
Во время работы за компьютером, вышивкой, шитьем, чтением мы подвергаем свои глаза сильной нагрузки. Они начинают болеть, становятся красными и воспаленными, ухудшается зрение.
Для восстановления зрения необходимо оставить глаза в покое, дать им отдохнуть. Чтобы снять усталость и воспаление глаз, необходимо воспользоваться подручными средствами:
✓ приложить на кожу под глазами кусочки льда или полотенце, смоченное холодной водой;
✓ смочить веки соком свежего огурца;
✓ приложить к глазам компресс из ромашки или обычного чая;
✓ попеременно накладывать горячие и холодные ватные тампоны, смоченные настоем шалфея (1 ч. л. на полстакана кипятка);
✓ просто хорошо выспаться!
Также есть ещё несколько простых упражнений, которые помогут снять усталость глаз во время работы над вышивкой:
1. «Бабочка». Часто-часто похлопайте ресничками, то есть поморгайте. Оказывается, перед монитором и во время работы над вышивкой наши глаза ленятся и перестают моргать, а это вредит нашему зрению.
2. «Вверх-вниз». Голову держите прямо, не запрокидывайте. Смотрите прямо перед собой. Медленно поднимите взгляд на потолок, задержите на пару секунд, затем также медленно опустите его на пол и тоже задержите. Голова во время выполнения упражнения остаётся неподвижной.
3. «Маятник». Голову держите прямо, смотрите перед собой. Посмотрите влево, затем медленно переведите взгляд вправо. Голова неподвижна, работайте только глазами. Во время выполнения упражнения следите за состоянием мышц глазных яблок, не перенапрягайте их!
4. «Восьмёрка». Голову держите прямо, смотрите перед собой. Мысленно представьте себе горизонтальную восьмёрку (или знак бесконечности) максимального размера в пределах вашего лица и плавно опишите её глазами. Повторите упражнение несколько раз в одну сторону, затем в другую. После этого часто-часто поморгайте.
5. «Циферблат». Пр5едставьте перед собой большой циферблат золотого цвета, (учёные считают, что именно этот цвет способствует восстановлению зрения). Выполняйте круговые движения глазными яблоками, оставляя при этом голову неподвижной.
6. «Карандаш». Возьмите карандаш в правую руку и вытяните её, подняв карандаш на уровне глаз. Смотрите на кончик карандаша и медленно отводите руку вправо, затем влево, провожая пишущий предмет глазами, но, не двигая головой.
7. «Прекрасное далёко». Подойдите к окну и посмотрите вдаль, затем на кончик носа – это тренирует глазную мышцу. Повторите упражнение несколько раз.
8. «С широко закрытыми глазами». Закройте глаза и попробуйте описать ими воображаемый круг, затем горизонтальную восьмёрку, потом крестик.
9. «Жмурки». Несколько раз сильно зажмурьтесь, потом просто закройте глаза и посидите 20 – 30 секунд.
10. «Массаж». На наших ушах находится огромное количество точек, через которые можно воздействовать на тот или ной орган. Так, стимулируя мочку, вы опосредованно влияете на зрение.
Комментарии