Тема семьи в сказках А. С. Пушкина
В сказках Александра Сергеевича Пушкина затронута тема взаимоотношений в семье. Это не удивительно, потому что и сам писатель мечтал, чтобы у него была большая дружная семья: много ребятишек, ласковая, тихая, любящая жена, чтобы в семье были лад и тепло. В своих сказках поэт хотел показать, какими должны быть отношения в семье и каких отношений в семье быть не должно.
У А. С. Пушкина есть три замечательные сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». В них наиболее ярко отображены семейные отношения между героями.
В сказке А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» главные герои – муж и жена - уже пожилые люди, у них нет детей. Дни их текут скучно и медленно. Жизнь прошла, они одиноки, им заботиться не о ком и о них позаботиться некому: изба покосилась, корыто разбито. В их небольшой семье главное место занимает старуха. Старик всегда повинуется своей жене, не перечит, что противоречит семейному укладу, ведь в семье главой должен быть муж - так всегда было на Руси, особенно в старые, добрые времена. Как - то раз старик поймал в море рыбку, которая оказалась не простой, а золотой. Рыбка заговорила человеческим голосом и попросила отпустить её, взамен предлагая всё, что он пожелает. Но старик отказался от выкупа и отпустил золотую рыбку в море, а вернувшись домой, рассказал старухе о чуде. Жена, услыхав это, разозлилась, начала бранить старика и оправила его обратно к рыбке - просить корыто. Исполнила рыбка первое желание старухи, появилось у неё корыто. Но старухе было этого мало. Каждый раз ненасытная старуха посылает старика к рыбке, просит чего-то большего, да ещё бранит старика. Его жене захотелось сначала новую избу, потом стать столбовой дворянкой, а затем – даже вольной царицей. Снова старик отправился к золотой рыбке, и в этот раз она выполнила капризы старухи. Но когда старухе вздумалось стать владычицей морской, рыбка не выполнила этого желания, вернув старикам старую землянку и разбитое корыто.
Так и осталась старуха снова с разбитым корытом. Она не оценила поступков мужа, который ради неё ходил каждый раз к морю и просил рыбку исполнить желание. Она проявила чёрную неблагодарность в ответ на заботу мужа о ней, да ещё и ругала его. Чем больше власти появлялось у старухи, тем хуже она относилась к старику, становилась злой, жадной, сварливой. В этом проявляется неуважение жены к мужу, чего не должно быть в семье:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
Но так как в сказках Пушкина добро побеждает зло, старуха оказалась наказанной. На этом примере Александр Сергеевич показывает нам такие семейные отношения, которых не было в Древней Руси и не должно быть в наше время.
В сказке «О царе Салтане» также затронута тема отношений между мужем и женой. Когда Салтан женился на девице, пообещавшей родить для него сына, он сразу вынужден был уехать на войну, оставив жену одну. Царевна родила сына. В окружении царевны были те, кто завидовал им. Ткачиха, повариха, со сватьей бабой Бабарихой отправили гонца к царю с известием о том, что царевна родила не то сына, не то дочь – «неведому зверюшку». Царь Салтан дал приказ дождаться его возвращения. Завистницы подменили письмо царя на другое, в котором говорится, что царицу с сыном Гвидон следует посадить в бочку и бросить в океан. Из - за того что царь Салтан был очень доверчивым и окружил свою семью ненадёжными людьми, он был наказан разлукой с семьёй, и разлука затянулась на долгие годы. Ведь, вернувшись с войны, царь не смог выяснить, куда подевались его любимая жена и ребёнок, не искал их, но и не женился, а тихо страдал. Пушкину было важно подчеркнуть эту мысль о доверии, верности и преданности, которые должны быть между супругами.
В сказке «О царе Салтане» показаны отношения не только между мужем и женой, но и между детьми и родителями. Дети относятся к своим родителям с большим уважением, почтением. Князь Гвидон обращается к матери со словами: «Государыня- царица». Пушкин словами царевны лебеди излагает требования к жениху, правила семейной жизни:
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнёшь,
Да за пояс не заткнёшь.
Пораздумай ты путём,
Не раскаяться б потом.
На что князь Гвидон даёт клятву жить в совете и любви. И ведёт невесту к матери просить благословения. Ведь раньше на Руси молодые люди не могли жениться без благословления отца и матери. И князь соблюдает эти традиции. В те времена отношение к браку было серьёзнее, жить вместе супруги обещали «пока смерть не разлучит». Такое отношение к браку объяснялось духовностью, набожностью людей в старые времена, а церковь тогда запрещала разводы, поэтому прежде чем сделать такой серьёзный шаг, нужно было всё обдумать. Отношения князя Гвидона и царевны лебеди являются примером настоящей любви, целомудрия.
Но Гвидон не может быть счастлив, если несчастна мать, которая в душе давно простила своего мужа и продолжает его любить. Сын, не открывая себя, как правитель своего государства, зовёт в гости своего батюшку – царя, вызывая любопытство к своему краю благодаря сказочным чудесам. И вот семья воссоединилась, царь увидев своих любимых жену и сына признаёт свою ошибку, просит прощения у своих родных, и всё заканчивается хорошо. Гармония во всём, что касается семьи, – вот одна из главных мыслей этой сказки. Любви и счастья достойны все – и дети, и родители.
В самом начале сказки «О мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин показывает идеальные отношения между мужем и женой. Царица, тихая, добрая, преданная, ждёт мужа, сидя у окна, с поля глаз она не сводит. Мы видим любовь и уважение к мужу. Ведёт она себя как простая русская женщина, жена. Но пришла беда: царица умирает от родов, и царь женится в другой раз. На этот раз «уж и впрямь была царица - горда, ломлива, своенравна и ревнива». Детей у неё не было, поэтому и не понять этой женщине, как тяжело её падчерице, как нуждается она в тёплом, добром отношении. Царицу интересовала только собственная внешняя красота. И растёт себе царевна сама по себе. Пушкин намеренно не рассказывает ничего об общении мачехи и падчерицы, вероятно, и не было вовсе этого общения. Но вот царевна подросла и «расцвела». Теперь – то мачеха её заметила, вспомнила о её существовании. Времени прошло много, но детей у царицы так и не было, наверное, боялась потерять свою красоту. Царица завидует своей падчерице, не может смириться с тем, что молодая царевна красивее, чем она, и отправляет девушку в лес на съедение волкам. Отец тужит по дочери, жених горюет. Но царевна не погибла, она попадает в дом к семи богатырям. Относится к ним с почтением:
«Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась»
Со временем богатыри стали для царевны как братья, и они полюбили её как сестру. Злая мачеха узнала, что царевна осталась жива и оправляет к ней чернавку с отравленным яблоком. Царевна откусила ядовитый плод и умерла. Богатыри были очень опечалены, когда увидели мертвую девушку, надеялись на то, что она оживёт, но царевна так и не восстала ото сна. Тогда молодцы похоронили свою сестрицу в высокой горе по всем церковным обычаям. Между тем Королевич Елисей ищет свою невесту по всему свету и не может найти. Но он не унывает и продолжает поиски. Спрашивает про царевну у солнца, месяца, ветра. Узнав от ветра, что молодая царевна умерла и лежит в горе в хрустальном гробу, Елисей отправился взглянуть ещё хоть раз на невесту. Увидев её, «Королевич зарыдал И о гроб невесты милой Он ударился всей силой». Гроб разбился, и царевна ожила. Молодые вернулись во дворец, злая мачеха, повстречав молодую царевну, сразу умерла от зависти и тоски. А царевна и Королевич Елисей сыграли свадьбу. Эта сказка послужила ещё одним предостережением в семейной жизни. Всё в жизни может случиться, но главное – в семье должны быть счастливы все: и родители, и дети. Не показывает нам поэт царя как родителя. Вероятно, мало он общался с дочерью и не интересовался, как ей живётся с неродной матерью. Потому и случилась такая беда с царевной, но любовь жениха к ней победила всё, даже смерть. И читатель верит, что молодые создадут крепкую семью, сохраняя народные традиции.
Сказки Пушкина раскрывали секреты семейного счастья, служили напоминанием для тех, кто забывал традиции семейной жизни. На примере своих героев Александр Сергеевич показал поведение членов семьи, будь то муж с женой, родители и дети. Сказки Александра Сергеевича Пушкина являются энциклопедией семейных отношений. Эти сказки учат нас строить семью на основе любви и взаимоуважения.
Почему всё так плохо у старика со старухой - скучная, безрадостная старость? Ответ напрашивается сам собой – старость не согрета теплом любви детей и внуков, мы не знаем, по какой причине они одиноки, но семья без детей не семья, поэтому в ней есть эгоизм, брань, злость.
Сначала рушится семья царя Салтана, но царица - мать старалась заменить сыну Гвидону отца, старалась дать сыну как можно больше материнской любви и сохранить в сыне любовь к отцу. Но даже взрослому ребёнку, уже женатому, нужна семья и любовь обоих родителей.
Счастлива была царская чета, но горе разлучило их. Царь женился на другой, но был ли он счастлив, мы не знаем, об этом поэт не рассказывает и не это ему важно показать. Пушкину хотелось обратить внимание на судьбу дочери, оставшейся без материнской любви. Мачеха не смогла заменить настоящую мать, окружить ребёнка любовью, заботой и теплом, а наоборот, решила со свету сжить падчерицу. Может, Пушкин хотел подчеркнуть, что лучше родной матери нет никого, а если так случилось, что матери не стало, то отец должен осторожно относиться к выбору другой жены, думать и о ребёнке тоже.
Разные судьбы взрослых и детей рассматриваются через призму материнской любви и заботы. Во всех трёх сказках тема семьи тесно переплетается с темой материнства. И именно материнской любовью и воспитанием движется и сохраняется жизнь, именно любовь матери делает мир органичным и гармоничным.
Комментарии