Поэтический взгляд на мир, отраженный в сонетах Вильяма Шекспира
то, что происходит в душе одного человека, каким-то образом оказывается связанным со всем состоянием мира.
А. А. Аникст
Сэмюэл Тэйлор Кольридж в лекциях о Шекспире, читанных им 1810-1811 годах, утверждал, что в Шекспире следует, прежде всего видеть поэта. Драматургия Шекспира значительна именно своей поэтичностью. «Шекспир, - по словам Кольриджа, - обладал если не всеми, то главными признаками поэта – глубиной чувства и утонченным пониманием красоты как в ее внешних формах, доступных зрению, так и в сладкозвучной мелодичности, воспринимаемой слухом».
Воображение Шекспира – воображение поэта. Поэтический взгляд на мир, способность в обыденном видеть поэтическое, мыслить поэтически, создавать поэтические образы – важнейшая особенность всего его творчества.
Лирическая исповедь Шекспира-поэта, глубина его представлений о мире нашли отражение в сложной сонетной форме. Здесь он, как и в драмах, предстает как поэт, видящий мир в сложных поединках добра и зла и выражающий чувства и мысли в цепочке плавящихся и перетекающих друг в друга, как облака, метафорических образах. Но лирика в отличие от драмы предоставляет поэту право быть самим собой, отказаться от посредников в разговоре с читателем – героев пьесы, актерских масок и предстать в волненье собственных чувств и впечатлений жизни. Однако сонеты кажутся толкователям Шекспира самой таинственной частью его наследия. Быть может, это происходит потому, что исследователи хотят видеть в этом большом цикле маленьких стихотворений реальную драму трех персонажей: самого поэта, его прекрасного друга и «смуглой леди», которая заставляет Шекспира испытать все восторги и страдания страсти и изменяет поэту, уловив в свои сети его друга. Да, в сонетах, разумеется, есть этот сюжет и отголоски реальных событий. Сонеты написаны между 1592 и 1598 годами и связаны с жизнью этих лет. Но внимательному читателю ясно, что и друг, и возлюбленная – образы собирательные и вряд ли посвящены одним и тем же лицам. Друг – это и утонченный граф Саутгемптон, и наслаждающийся своей популярностью юный актер. «Смуглая леди» предстает то простолюдинкой, в которой все обыденно, но прелестно в своей естественности, то капризной дамой, о которой всечасно судачит молва. Не надо задаваться целью распутать этот многовековой давности детектив, в котором время стерло отчетливые контуры лиц и событий. Ведь лирика рисует жизнь обобщенно, в таинственной связи души с вечным, а конкретные обстоятельства оставляет туманными, чтобы всякий читатель мог вписать в раму стихотворения свой портрет. И героями сонетов оказывается не столько друг Шекспира и «смуглая леди», сколько вечные сущности жизни: человек и время, любовь, искусство и природа в их поединках и сопряжениях. Сонет не описывает события, а выражает чувства, размышления, настроение лирического героя. Противоречивость чувств, глубина философских размышлений, особый взгляд на мир передаются через сравнения и противопоставления, через метафоры, через традиционные поэтические образы и через образы их повседневной жизни. Особенность шекспировских сонетов состоит в том, что Шекспир в сжатой нормированной форме сонета сумел выразить не только личные чувства любви и дружбы, но и свое представление о многообразии мира, о различных сторонах человеческого бытия, мире природы.
Большое место в сонетах Шекспира принадлежит сравнениям. С первых же стихотворений, составляющих шекспировский цикл, мы сталкиваемся с этой особенностью поэзии Шекспира. Их тема проста – поэт уговаривает друга жениться, чтобы его красота не исчезла из мира, а перешла его потомству. В 1 сонете красота друга уподоблена богатому урожаю, а его нежелание жениться сравнивается с голодом среди изобилия. Во 2 сонете старость сравнивается с зимой, в 3- новый образ, образ крестьянина, который не желает возделывать свое поле
Сонеты посвящены глубоко личным переживаниям. Однако через метафоры, сравнения в сонеты входит многообразный мир, в котором живет поэт. Интимная исповедь сочетается с размышлениями о смысле жизни (сонеты 59, 60).
С темами красоты, любви неразрывно связан мотив Времени, его быстротечности и во многом губительности для человека. Движение времени Шекспир показывает с помощью сравнений из мира природы. Природа присутствует во многих его сонетах. Она, как правило, олицетворяется, явления природы помогают понять внутренний мир лирического героя. Время – хищный зверь (сонет 19). Мгновения в природе (набегающая на камень волна гибнет) сравнивается с мгновениями жизни, которые приближают старость, губят красоту (сонет 60). Ход времени аналогичен взволнованному морю (64), достоинства любимого человека сравниваются с морем, а сам поэт с пловцом, отважно пустившимся через океан (80). Любовь – звезда, освещающая путь человеку (116) и т. д. Шекспир неоднократно прибегает к сравнениям, связанным со сменой времен года: юность воспринимается как летний день (сонет 18), в 97 сонете лирический герой ощущает веяние зимы Сравнения перерастают в зарисовки природы и передают ее поэтическое восприятие Шекспиром. Лирический герой сонетов одинок и опустошен, как деревья в позднюю пору года (сонет 73), когда «на деревах по нескольку листов Лишь бьется, но и те уж щиплет непогода». Поэт сравнивает себя с потухающим костром, а иногда с ласточкой(29), в других случаях – с орлом (сонет 51) В сонетах, где затрагивается тема Времени, больше всего раскрываются философские взгляды Шекспира. Человек бессилен в борьбе против Времени. Но если ему не дано физического личного бессмертия, есть все же две возможности победить Время. Одна (сонеты 1 – 17) – иметь потомство, которое продолжит род. Другая возможность – искусство, поэзия. Тема искусства – одна из важных тем сонетного наследия Шекспира. Из области искусства он черпает сравнения, с его помощью утверждает свой идеал. Искусство, по его мнению, бессмертно и способно дать человеку бессмертие. Сам поэт уверен, что будет «жить в стихах своих душою» (сонет 107). Стихи запечатлевают не только внешнюю красоту, но и духовную (77). Поэт глубоко верит, что его стих «переживет столетия» (сонет 60).
В мир сонетов Шекспира входит театр, живопись, музыка (сонеты 23, 128). Образ начинающего актера, забывшего свою роль, помогает поэту передать состояние влюбленного, которому трудно выразить словами силу чувств (сонет 23). Звуки, извлекаемые игрой любимой (сонет 128), чаруют его слух и пробуждают восторг. Поэт завидует клавишам, к которым прикасаются пальцы возлюбленной, он сам готов стать клавишами, чтобы целовать ее руки.
Через сравнения поэт выражает свое отношение к общественной и политической жизни того времени (сонеты 25, 91, 96, 124, 134, 143 и др. ). Лирическому герою чужды те, кто кичится богатством, нарядами, сворой собак Выше, чем «рожденье», он ценит любовь, взор близкого человека ему дороже «пурпурных одежд». Любовь сравнивается с сокровищем (сонет 48), поэт с богачом, владеющий им (сонет 52), со скупцом – обладателем казны (сонет 75).
Некоторые сонеты Шекспира, славящие любовь, напоминают монологи его героя Ромео, в которых слышна крылатая стремительность любви и сознание того, что без любви нет жизни. Вне любви она теряет и обаяние, и смысл (сонеты 50, 51). В 57-м сонете Шекспир безропотно сносит муки любви, как Ромео, влюбленный в Розалину. Но поэт не подобие героя. Шекспир в любви гуманнее Ромео, он не так категоричен, как его персонаж. Смерть, по убеждению поэта, не должна омрачать любви. Однако для Шекспира любовь не мирная идиллия. Любовь и покой – «две вещи несовместные», хотя любовь не нуждается в переменах (75 – 76). «Морщин не знает вечная любовь» (108, но раны ее невыносимы и горечь мыслей для нее яд (118), а разлука несет оцепенение зимы (97).
Для художественного мира шекспировского сонета постоянны контрасты света (солнце, рассвет, день, доброта, любовь, дружба, искусство) и тьмы (ночь, мгла, измена, несправедливость, клевета).
Сонеты Шекспира – гимн человеку, который может быть грешен, но способен стать самым совершенным творением природы, если сохранит верность себе, красоте и правде и будет одушевлена любовью.
Пусть факты, послужившие толчком для возникновения «Сонетов», почти полностью скрыты от нас, но зато нам открывается поистине великая душа их творца. Сколько у него ликов, сколько настроений. Сонеты Шекспира – богатство раскрытия человеческой души. Как все истинно великое в искусстве, «Сонеты» Шекспира неисчерпаемы. Мы уверены, что тот, кто вдумчиво будет читать «Сонеты», тот разовьет в себе способность восприятия прекрасного. Ведь «в искусстве постижения красоты Шекспир – один из лучших наставников. Он вводит нас в самую прекрасную область жизни – в мир духовной красоты человека» (Аникст А. А. )
Комментарии