Ядерные последствия
Якутия
Подземная кладовая России. В Мирнинском районе, где мы живем, есть всё: алмазы, нефть, газ. Но всего лишь за полвека окружающая среда нашего региона потеряла первоначальный, девственный вид. Варварская добыча алмазов, нефти, газа, золота, угля привела к тому, что земля наших предков становится зоной экологического бедствия. Вырубили, затопили сотни гектаров леса, отравили десятки рек и озер, но наибольшую опасность для жителей Якутии и самый большой урон экосистеме нанесли подземные ядерные взрывы (ПЯВ). При их расчетах не принимали во внимание дальние последствия, то есть не учитывали экологический аспект, как и каким образом отразятся ядерные взрывы на окружающей среде и на здоровье людей, и будет ли этот отрицательный эффект сопоставим с той экономической эффективностью, которая была получена.
При подрыве ядерного заряда в скважине на глубине остаётся часть непрореагировавшего радиоактивного вещества.
Считается, что за счет высоких температур образуется остеклованная оболочка, в которой как бы законсервирован оставшийся после взрыва заряд. Но нет полной гарантии, что этот искусственный “могильник” не вскроется, и не начнутся процессы миграции радиоактивного вещества.
В дочернобыльский период – время безоглядной веры в “мирный” атом, на территории бывшего СССР “в интересах народного хозяйства” было произведено 115 подземных ядерных взрывов. 81 из них достался России. От этого количества доля Якутии составляет почти 15% (12 взрывов). Одиннадцать из них были произведены в бассейне реки Вилюй, а 9 из 11 достались нашему Мирнинскому району. Часть взрывов сопровождались выбросом радиоактивных газов на поверхность.
Одним из первых мест в России, где случилась подобная беда, стал бассейн реки Вилюй, село Таас-Юрях. В окрестностях Таас-Юряха было произведено “всего” 7 атомных взрывов! Из них 6 – с целью разведки месторождений нефти и газа, и один – чтобы построить хранилище для нефти.
Об этих взрывах местное население не информировали. Только через 16 лет о происшедшем стали говорить открыто.
В 1989 году в центральной, республиканской и местной прессе стали публиковаться материалы о неблагополучной радиационной обстановке в бассейне реки Вилюй. Были опубликованы страшные материалы о произведенных подземных ядерных взрывах и их последствиях.
Якутия – полигон ядерных испытаний
По следам операции “Кристалл”
Взрыв “Кристалл” произошел 2 октября 1974 года в 2,5 км от поселка Удачный-2.
Взрыв производили для того, чтобы насыпать плотину водохранилища обогатительной фабрики на ручье Улахан-Басытаах. Пробурили скважину глубиной 98 м, заложили атомную бомбу. Земная кора не смогла выдержать взрыва мощностью 1,7 килотонн. В результате на поверхности образовалась небольшая воронка, и произошел мощный выброс. В небе образовался смертоносный атомный гриб, превратившийся от соприкосновения с холодным воздухом в дождевое облако. Оно полетело на север, поливая землю отравленной влагой. Радиационная волна при этом поразила ближайший лес.
Этот термоядерный близкоповерхностный взрыв был предназначен для создания части плотины хвостохранилища обогатительного комплекса Удачнинского ГОКа.
Санкционированный ЦК КПСС и Советом Министров СССР, взрыв был первой в мире попыткой создания плотины ядерными взрывами. Главной его целью было получение научной информации, необходимой для расчетов механического, сейсмического и радиационного действия взрыва в условиях мерзлых известняков и оценка технической возможности, экономической целесообразности и радиационной безопасности его применения.
На первом этапе исследований в 1990 году экспедиция обнаружила на месте взрыва яму окружностью 60 м и глубиной 6 м, заполненную водой. Это был “кратер” атомного взрыва. Окружала его широкая полоса “мертвого” леса. На границе “мертвого” леса с зеленым мощность гамма-излучения достигала 50-60 мкр/час. Непосредственно в самой воронке на глубине 0,4 м доза излучения равнялась 200 мкр/час.
Зимой 1992 года была проведена “дезактивация” объекта “Кристалл” путем отсыпки пустой породой из карьера алмазной трубки “Удачная”. В настоящее время отсыпанный участок представляет собой холм из пустой породы (“саркофаг”) в виде усеченного конуса радиусом 150 м и высотой от 7 до 20 м, окруженный погибшим лесом. Радиационная земля с этого холма смывается снегом и дождем в ручей Улахан-Басытаах (левый приток реки Далдын), в Марху и дальше в Вилюй.
По данным исследований в пробах, отобранных в 1000 м от скважины, были обнаружены цезий – 137, плутоний – 239 и 240. Показатели по цезию превышали естественный фон в 211 раз, а по плутонию – в 53 раза. Исследования воды в истоках речки и под водой показали превышение нормы для этих радионуклидов от 4 до 16 раз.
По совокупности этих критериев, территорию взрыва “Кристалл” следует отнести к зоне бедствия. Характер и уровень загрязнения почв этого объекта наиболее близки к загрязнению почв Австралии в результате испытаний плутониевых зарядов. В эпицентре объекта максимальное превышение загрязнения почв плутонием над глобальным составляет 3500раз, минимальное – 6 раз. Уже тогда, в середине 70-х, американские исследователи со спутников по пятнам “рыжего” леса определили места и масштабы радиационного загрязнения России. Население пораженных радиацией районов даже не подозревало, что здесь больше нельзя собирать грибы и ягоды, нельзя бить зверя и птицу, нельзя пить воду.
“Кратон-3” – Якутская “Хиросима”.
Взрыв “Кратон-3” был произведен по заказу министерства геологии для сейсмического зондирования осадочного чехла земной коры. Случилось это четыре года спустя, на этот раз на расстоянии 38 км от знаменитого поселка алмазников Айхал, 60 км от Удачного и 160 м от самого крупного притока Вилюя – реки Марха.
на глубине 577 м был взорван заряд 19 килотонн, адекватный бомбе, сброшенной на Хиросиму в 1945 году. Через 5 минут после взрыва земля словно встала на дыбы. На поверхности прогремел мощный взрыв. Вслед за этим на высоте примерно 200 – 300 м возникло радиоактивное облако, медленно удалявшееся на северо-восток. Облако накрыло пульт дистанционного управления взрывом, буровую площадку, общежитие работников.
По данным поздних исследований в пробах, отобранных на протяжении 20 км по траектории следования облака, были обнаружены радиоактивные аэрозоли изотопов йод – 131, барий – 140, лантан – 140, церий – 141, рутений – 106, ниобий – 95, цирконий – 95, цезий – 137 и 134.
В это время на месте аварии присутствовало 70 человек. Каждый из них получил облучение в 10 бэр, что больше двух годовых норм. По рассказам очевидцев, у этих людей позже кусками слезала кожа. Сегодня в живых не остался никто.
Через 3 года провели работы по ликвидации последствий аварии. Была вырыта траншея глубиной 2,5 м и площадью 4000 м2, в которой захоронили всю использованную технику, загрязненный грунт, буровую вышку и оборудование.
Была создана экспедиция, задачей которой было исследовать местность взрыва “Кратон - 3”. Рядом со скважиной мощность излучения составляла 700 мкр/час. Отмечено было большое содержание цезия – 137.
Исследования показали, что уровень радиации снизился до 420 мкр/час. Активность цезия – 137 превышала естественный фон в 1900 раз. Экспедиция брала пробы с растений, ягеля, воды, лосиного помёта. Они пришли к выводу, что весь ягель в погибшем лесу можно сравнить с радиоактивной зоной на месте ядерного взрыва. В пробах воды, взятой на дне реки и у дамбы, концентрация плутония – 239, 240 оказалось выше фоновой в 1590 раз. Нашли там даже радиоактивный кобальт, что неоспоримо свидетельствует о выбросе из скважины с глубины около 600 м остатков металлической оболочки взрывного устройства. Экспедиция “Марха - 93” в 1993 году располагала доказательствами миграции плутония в приток Вилюя реку Марха.
Экспедиция “Марха - 93” по результатам своей работы выдвинула предложения:
- охватить население, проживающее в г. Удачный, долинах реки Марха и Вилюй медико-генетическим обследованием.
- рекомендовать местным властям запретить в этих зонах передвижение на любой технике, охоту и рыболовство.
В завершение экспедиция делает заключение:
« Полученные неоспоримые данные чрезвычайной ситуации на объектах ПЯВ “Кристалл” и “Кратон - 3” по радиационному загрязнению попадают под параметры “зон экологического бедствия” ».
Сейчас в местах проведения этих взрывов уровень радиации 30-40 мкр/час. Однако главная опасность заключается в том, что при движении подземных вод наблюдается дальнейшая миграция радиоактивных остатков. Большое количество радиоактивных частиц река Марха унесла на сотни километров от места взрыва, заражая все на своем пути.
Учитывая, что район объекта входит в зону деятельности Айхальского ГОКа и по результатам комплексной оценки прогнозных ресурсов алмазов является высокоперспективным на выявление коренных и рассыпных месторождений алмазов, необходимы мероприятия по реабилитации территории взрыва в случае освоения данного участка для обеспечения безопасности. Хотя в данный момент прямой угрозы жителям поселка Айхал от воздействия аварийного объекта
“Кратон- 3” не существует, но предупредительные меры, обеспечивающие полную радиационную безопасность окружающей среды необходимы.
Операция “Кратон - 4”.
В 9 часов 59 минут утра в 12 километрах от озера Нидгиили Кобяйского улуса прогремел подземный ядерный взрыв. Село Арыхтах находилось всего в 19 км от места взрыва.
Взрыв мощностью 22 килотонн был произведен на глубине 357 м. Он был самым мощным из всех 12, прогремевших в Якутии.
После нескольких минут взрыва начал меняться ландшафт местности. В радиусе 500-600 м от места взрыва образовался навал из мокрого песка. Примерно через час вода озера Нидгиили вышла из берегов и затопила все вокруг на 8-10 м. Земля покрылась трещинами. В ближайшем озере выступили из-под воды три земляных холма.
В результате исследования места взрыва учеными Якутского института геологии СОАН России был сделан вывод об опасности миграции искусственных радионуклидов вплоть до реки Лена.
Последствия этого взрыва ещё никем из специалистов не изучен.
Современное состояние объектов.
В течение 1998-99 гг. специалистами Якутского международного центра по развитию северных территорий института динамики геосфер РАН, центральной аэрологической обсерватории Росгидромета, Московского государственного университета, проводились научно – исследовательские работы по теме: “геолого-географические условия проведения подземных ядерных взрывов и их экологические последствия”. Эти работы показали, что ядерные взрывы с целью интенсификации добычи нефти и газа и создания нефтехранилища на Среднеботуобинском нефтегазоконденсатном месторождении в Якутии проводились без учета геолого-географических, мерзлотных условий.
Районы проведения ПЯВ характеризуются более сложным строением, чем предполагалось при производстве и проектировании ПЯВ. Возникли разрывные нарушения земной коры, что доказано бурением и сейсморазведкой.
В январе 1999 года Якутии посетила делегация из представителей Минатома и акционерной компании “Алмазы России - Саха”. Они побывали на объектах “Кристалл” и “Кратон - 3”.
После посещения города Мирного они отправились туда, где более 20 лет назад прогремели подземные атомные взрывы. Выводы этой комиссии: “Кристалл” в настоящее время считается неаварийным объектом, т. к. последствия опытного взрыва предусматривались проектом. Но сам объект и прилегающая к нему территория должны находиться под радиационным контролем специалистов и подлежат реабилитации путем дозасыпки загрязненных участков с последующим замораживанием слоёв.
В отличии от “Кристалла” объект “Кратон-3” по-настоящему аварийный, т. к. при проведении глубинного ядерного взрыва в целях поиска месторождений полезных ископаемых произошел незапланированный выброс грунта и запроектный выход радиоактивных продуктов. Но уже в 1991 году были проведены первые работы по рекультивации и дезактивации, в результате чего резко снизился уровень излучения, возникший после аварии.
С тех пор вот уже более 20 лет идет длительный этап наблюдений, которые позволяют сказать, что каких – либо угрожающих тенденций там нет. Вода в реке Марха абсолютно чистая, признаков радиоактивных продуктов не наблюдается.
Сотрудниками Всероссийского научно-исследовательского проектно-изыскательского института промтехнологий министерства РФ по атомной энергии ( г. Москва ) и Радиевого института имени В. Г. Хлопонина ( г. Санкт-Петербург ) под руководством начальника лаборатории радиационной безопасности В. В. Касаткина при технической и организационной поддержке Удачнинского ГОКа, были проведены полевые радиологические исследования на объектах подземных ядерных взрывов “Кратон-3” ( река Марха, 1978 год ) и “Кристалл” ( 1974 год ). Цель – уточнения имеющихся исходных данных для проведения реабилитационных работ по утвержденным проектам, а также получение современных данных в рамках продолжения радиационного мониторинга окружающей среды на территориях, загрязненных радионуклидами.
Ученые сделали вывод о том, что уровень излучения и характер распределения загрязнений на объектах “Кристалл” и “Кратон-3” в целом соответствует параметрам, принятым в проектах реабилитации, что максимальная мощность дозы гамма-излучения на объекте “Кристалл” соответствует радиационному фону. При этом контуры и протяженность участков загрязнения на следах, отмеченных в отчетах 1991, 1993, 1996 – 1997 годов и принятые для проектных решений, остаются неизменными.
Исходя из данных радиационного мониторинга, ученые, правительство Якутии и АК «Алроса» заключили тройственное соглашение о проведении реабилитационных работ и профилактических мероприятий, как того требует концепция закона о радиационной безопасности и действующие нормативные документы.
Эти мероприятия имеют профилактическую направленность и основная их цель – локализовать загрязненные участки, не допустить людей и животных до контакта с ними. Там категорически запрещены случайные, несанкционированные земляные, буровые работы, вторжение машин, техники, просто любопытных “копателей”.
Эти объекты представляют опасность, если начнут разрабатывать, бурить. Тогда только могут выноситься радиоактивные продукты, способные создавать дополнительное загрязнение среды. Но существование объектов как таковое не является непосредственной угрозой для местного населения или тех людей, которые сюда забредут.
На территории Якутии многочисленны и разнообразны источники радиоактивных загрязнений природной среды. Это и радиоактивные отвалы в местах разведки и добычи полезных ископаемых. На территории республики пролегают трассы запускаемых объектов и имеются участки падения отделяющихся частей ракет- носителей. Территории республики достигают загрязнения, поступающие из других регионов, в частности от Норильского горно-металлургического комбината и из района полигона ядерных испытаний на Новой Земле. При атмосферных испытаниях ядерных бомб на Новой Земле радиоактивный пепел обильно посыпал территорию Якутии.
Радиационный фон за последнее время незначительно изменился в сторону снижения, но отмечена миграция радионуклидов в речную систему.
Актуальной остается и проблема ликвидации последствий подземных ядерных взрывов в Мирнинском районе.
Институтом здоровья АНРС (Я) и министерством ЯГУ разработан проект программы “Мониторинг состояния здоровья населения в районах проведения мирных ядерных взрывов, добычи урансодержащих руд и ракетно-космической деятельности в республике Саха (Якутия)”.
В настоящее время объекты ядерных взрывов в Мирнинском районе находятся под контролем, чего нельзя сказать обо всей республике.
Комментарии