Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Он обошелся без славы. Слава не обойдется без него

• В феврале 2008 года в доме дружбы в г. Минске прошел вечер, посвященный фортепианному творчеству композитора Яна Тарасевича. Заслуженная артистка РБ Ирина Михайловна Шумилина рассказала о жизни и творчестве композитора и исполнила его произведения. Так я впервые узнала о творчестве композитора.

В январе 1994 года национальная театрально-концертное обьединение «Белорусская капелла» провело небольшой фестиваль музыки белорусских композиторов, которые волей судьбы оказались за границами своей родины.

На одном из этих концертов минчанка Лариса Николаевна Пилянкевич обратилась в Анне Корженевской с вопросом, не заинтересует ли музыкантов архив с произведениями композитора, который находится у ее двоюродного брата в Польше в городе Люблине. В этом архиве много произведений на белорусские тексты и целые белорусские темы. Имя этого композитора Ян Тарасевич.

Музыка Яна Тарасевича

Это имя еще несколько лет тому ничего не говорило даже в среде музыкальной общественности. Забытые имена. Сложные, запутанные судьбы. И только стараниями удивительных людей – наших современников из небытия восстают личности, которые составляют гордость нации.

Иван Тарасевич родился в обычной дворянской семье. Существует три версии даты его рождения: 1884, 1889 и 1893. Место рождения - Сокулка, что находилась между Гродно и Белостоком. Домашнее образование детей этого сословия включало обязательное изучение музыки. Для старшей сестры Анны был приглашен учитель музыки. Маленький Ян тихо присутствовал на этих занятиях и сумел запомнить расположение нот на клавиатуре, но не умел их записывать.

Из воспоминаний Яна, что когда в 7 лет его начали учить грамоте, то он уже умел играть на рояле. Через год ему родители пригласили учительницу по музыке.

Как всех детей потомственных военных, его на 10 году жизни отдали в кадетский корпус города Пскова. Позже, его перевели ближе к дому, в кадетский корпус в город Полоцк. В это время он начал писать музыку, но не знал нотной грамоты. Ему помогала записывать ноты учительница по музыке.

В 14 лет Ян остается сиротой, так как 5 марта умирает мать от рака, а 19 марта скоропостижно по дороге в Псков, где в это время жила семья, в городе Старая Русса умирает отец. Полковник Тарасевич был похоронен здесь же на городском кладбище.

Трое детей остались сиротами. Хороший знакомый семьи Тарасевичей отыскал в Петербурге встречную сестру матери Леокадию Улазовскую и ее мужа, коллежского советника, которые имели поместье Шиндель в сокульском повете гродненской губернии. Семья опекунов позаботилась о сиротской пенсии всем троим детям. Старший брат Степан стал военным, Анна училась в Николаевском сиротском институте в Санкт-Петербурге. Младший Ян продолжал получать образование и учился музыке. Успехи в музыке были столь значительны, что ему дали кличку «вундеркин». В 9-10 лет Ян выступал на концертах и исполнял вальсы Шопена и вторую рапсодию Листа.

Кадетский корпус города Полоцка имел богатые традиции и руководство лояльно относилось к художественному образованию кадетов.

Наводя порядок, дирекция сделала ставку на “смягчающее и облагораживающее влияние исскусства”. В корпусе устраивали литературные вечера, на которых присутствовали дамы и юные девушки. Под сводами старинных залов звучала музыка известной капэлы Д. Славянского, выступали гастролеры из театров Санкт-Петербурга.

Поддерживать боевой дух и традиции был призван рукописный кадетский журнал “Полоччанин”.

Воспитанником полоцкого кадетского корпуса был сын великого князя Константина Константиновича Романова Олег. Из 25 кадетских корпусов России был выбран именно Полоцк, который видимо тронул князя своей неповторимой историей. Князь был известен как лиричный поет, на слова которого писали музыку Чайковский и Рахманинов.

В такой среде юный Тарасевич учился очень успешно. В 17 лет юноша решил поступать на фортепианный факультет Петербургской консерватории. Однако для этого необходимо было согласие опекунов, которые долго не соглашались на невоенную карьеру.

Однако дав согласие приемные родители не пожалели денег на образование Яна и вскоре он учился в классе профессора М. Абрамычева. Теоретические занятия вел профессор А. Глазунов. После окончания первой ступени обучения профессор Быстров пригласил Яна Тарасевича преподавать в его частной школе. Это определило его дальнейшую судьбу - работе с детьми он посвятил свою жизнь. В 1912 году Ян Тарасевич закончил консерваторию по классу рояля и поступил на композиторское отделение.

Петербургская консерватория являлась тем центром, где начиналась жизнь многих национальных школ. Основы этого заложил Римский-Корсаков, учениками которого были: М. Лысенко (Украина), Я. Виталь (Латвия), А. Кап (Эстония), А. Сьпендзияров (Армения), М. Баланчавадзе (Грузия) и другие.

Белорусский фольклор издавна интересовал петербургских композиторов. Возможно причиной этого являласось мощное влияние авторитетных людей того времени как М. Глинка, В. Козловский, А. Абрамович. Учениками Михаила Андреевича Римского-Корсакова были музыканты белорусского происхождения как И. Стравинский, К. Галковский. Белорусский фольклор использовали в кружке Балакирева.

Тарасевич как пианист чаще всего выступал на благотворительных концертах, демонстрируя великолепные исполнительские способности. Многие сочинения Яна Тарасевича написаны на основе его детских впечатлений. В отцовском доме была "волшебная" шкатулка для сигарет: когда ее открывали, начинали звучать красивые мелодии. Если маленький Ян плакал и не унимался, ему давали в руки этот предмет. Мальчик тотчас же утихал, прислушиваясь к дивным звукам. Не случайно своим сюитам композитор давал подзаголовок: "Магазин пластинок для музыкальных шкатулок". Фортепианное творчество Тарасевича неразрывно связано с белорусским фольклором. В нотах есть ссылки на народные мелодии Гродненской губернии.

Заинтересованность педагогов Тарасевича белорусским фольклором проявилась у А. Глазунова. Записанный им в Друскениках белорусский танец он использовал в трио Первой симфонии. Тарасевич вспоминал, что поддавшись влиянию профессора кафедры композиции Петербургской консерватории Виталя Иосифа Ивановича углубился в «нашу национальную музыку».

Расширяется круг знакомых Тарасевича. Талант блестящего пианиста и композитора обратил на себя внимание крупнейших музыкальных деятелей таких как Сергей Рахманинов и Ян Сибелиус. Издательство Юргенсона печатает фортепианные произведения Тарасевича, из которых особенно впечатляет Прелюдия.

Молодой и талантливый музыкант, годы учебы которого пришлись на период революционного и национального подъема не мог не попасть в поле зрения белорусских национальных кругов в Петербурге. Об этом свидетельствует написание семи хоровых произведений на слова Якуба Колоса, белорусского поэта, творчество которого в то время было известно только в узких кругах.

В 1915 году Тарасевич был призван на военную службу и отправлен на фронт. Сын офицера сам имел военное образование. Он проявил себя храбрым воином, был ранен, награжден Георгиевским крестом. Выйдя из госпиталя, работал в Красном кресте, потом урядником в Сан-Петербурге. А потом пришел 1917 год.

Тарасевич возвращается в наследованное имение Шиндель, что под Сокулкой.

Весной 1920 года он получает письмо от ректора Минского педагогического института Вацлава Ивановского с предложением работать на должности профессора. Тарасевич дает согласие, но политические события не позволили осуществить эту деятельность. Тарасевич остался в Сокулке.

В это время он пишет музыку на стихи Максима Богдановича. Зарабатывает деньги частными уроками в Белостоке, Гродно, Сокулке. После подписания мирного договора 1921 года Тарасевич никуда не переезжая остается за пределами своей родины. Нужно было принять не простое решение, что делать. Высокообразованный человек, сын царского полковника, сам награжденный царскими наградами, дворянское происхождение. Что могло ожидать такого человека на Родине, где изменился политический строй. Тарасевич выбрал свой путь, он остался жить, где определила место судьба, но практически полностью перестал заниматься концертной деятельностью. Иногда участвовал в благотворительных концертах, на которых играл Бетховена, Листа, Грига, Шопена и других романтиков. Продолжал заниматься творчеством, сочинял музыку, но больше никто никогда его не печатал. Работал в стол.

Как и прежде демонстрирует огромные, практически безграничные исполнительские способности и технические возможности. Каждое произведение готовит к выступлению идеально, анализирует так, что при звучании каждая интонация, любая нота передает свой особенный смысл.

Его наведывают бывшие друзья в том числе С. Рахманинов. Тарасевич продолжает работать с детьми. В его произведениях звучит грусть и тоска по своему отечеству. Только где оно? Изгнанник в собственном краю. Он продолжал жить в своем имении, но уже не в Белоруссии, а в Польше. Только в названиях его произведений звучали ноты грусти “На белорусские темы”.

Перед войной по просьбе Белорусского общества Тарасевич ездил в окрестности Бельска-Подляского собирать белорусский фольклор. Собранные песни он обработал и издал отдельным сборником.

Наступил сентябрь 1939 года. С запада наступают немецкие войска, с востока-советские. Тарасевич через Гродно и Вильнюс уезжает в Латвию, где в это время жила его сестра Анна. В Латвии он занимается своим привычным делом – учит детей музыке. Денег на жизнь не хватает и он начинает еще рисовать. Рисованию Ян не учился, но рисовал, говорили, прекрасно. Любимой темой были портреты детей.

В 1941 году Тарасевич возвращается в Сокулку, но не находит своего дома, его разрушили. Пришлось из каких-то строительных остатков самому построить маленький домик и в нем он прожил до конца войны. После войны хотел перенести свой домик на место разрушенного имения, но землю у него власти забрали и строить не позволили.

Тарасевич решил переехать на место жительства в Белосток.

Жизнь нужно было начинать с начала. Поселился он в небольшом домике на улице Бема, где и прожил до конца жизни. Нужно было искать работу, но в послевоенной разрухе было мало желающих обучаться игре на фортепиано. Тарасевичу пришлось идти работать пианистом в ресторан. Только В 1947 году он снова вернулся к преподавательской деятельности. В музыкальных кругах авторитет его быстро рос. Однако по прежнему он не любил открытых публичных концертов. Предпочитал играть для своих друзей или на белостоцком радио. Однажды он сыграл концерт из собственных произведений.

Жизнь сложилась так, что прожил он ее одиноким. Семью не создал, но всю свою любовь отдавал своим ученикам. В это время в доме появились два мальчика, которым он посвятил много своих произведений - Анатолий Черепинский и Юрка Максимюк. Оба считали своего учителя не только выдающимся музыкантом, но и человеком, который имел определяющее значение в выборе их жизненного пути.

Черепинский впоследствии стал доктором искусствоведения, а потом доктором медицины и всегда поддерживал своего учителя. Юрка Максимюк – Ежи Максимюк стал дирижером с мировым именем, пианистом, композитором, гордостью современной Польши. И всегда Ежи говорил, что определяющее значение в его судьбе сыграл Ян Тарасевич.

17 июня 1961 года серде музыканта остановилось. По завещанию он был похоронен на православном кладбище в Сокулке рядом с дядькой Улазовским.

Музыкальное наследие Тарасевич завещал передать Беларуси.

Наследие Яна Тарасевича для Беларуси так же значимо, как творчество Рахманинова для россиян. Эти два великих музыканта были друзьями. Ян Тарасевич дожил до преклонных лет за границей и до самой смерти называл себя белорусским композитором. Воспитал четырех профессоров Варшавской академии музыки и самого знаменитого сегодня дирижера Польши Ежи Максимюка. Тарасевич был первым, кто написал музыку к стихам Франтишка Богушевича, Максима Богдановича, Якуба Коласа.

Наследие композитора разнообразно: хоровые произведения, романсы на стихи белорусских, русских и польских поэтов. Среди 110 сохранившихся произведений самое большое наследие – фортепианное.

Великий музыкант, композитор, преподаватель – почему его имя не было известно даже в Польше? Можно предположить, что из-за того, что он придерживался только классического, романтического направления в музыке, который был не моден в те годы. Польские композиторы стремились быть в авангарде музыкального поиска, а это никак не трогало Тарасевича. Он не пошел не по одному из новоявленных музыкальных течений и существовал как бы в параллельном мире. Он не публиковал своих произведений и музыкальная общественность не имела возможности познакомиться с его работами. И еще одно из возможных предположений, что он чувствовал себя белорусским композитором и не находил понимания у тех кто мог заниматься пропагандой его произведений. Игорь Оловников, который исследовал и исполнил некоторые произведения Яна Тарасевича высказал мнение, что такие произведения мог написать только выдающийся композитор. Пианисту средних способностей некоторые его произведения исполнить просто не возможно.

Впервые музыка Яна Тарасевича звучала на минских фестивалях "Возрождение белоруской капеллы" в исполнении коллектива “Белорусская капелла”, который занимается возрождением профессиональной музыкальной культуры белорусской земли. Композитор вернулся на Родину.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)