Классный час. <<Возращение романса>>
Звучит романс <<Под лаской плюшевого пледа>>
Быть старомодной не боюсь,
И, полной грусти тривиальной,
Романс я помню наизусть.
Как доносил мне эту грусть
Твой голос страстный и печальный
И память сердца ль виновата,
Иль память, слуха не пойму.
Но я покорствую ему.
И над Невой, как встарь когда-то,
Твой луч пурпурного заката
Горит скитанью моему.
(Наталья Крандиевская-Толстая)Грусть по романс. , В наше время супергромких песен и электронных усилителей - вдруг грусть по романсу тихому голосу ,поющему простые и старые как мир слова?
Старый романс. Как его только не честили! Сентиментальный, пошлый, мещанский, осмеянный, руганный романс, а потребность в нём все там же сильна, как желание любви. Глагол <<любить>>, которым рождено великое созвездие старых романсов, так и не состарился, так и остался живым и трепетным <<нервом>> романса.
Родиной романса является Испания. Там в XII-XIV веках и зародился новый песенный жанр в творчестве странствующих музыкантов, певцов, поэтов. Он соединил в себе элементы речитатива, мелодических напевов и мимического танца. Песни певцов трубадуров исполнялись на родном романском языке. Отсюда родилось и название - <<романс>>.
Со временем романс, сближались с народным искусством, обретал демократические черты, но сохранял в отличие от народной песни специфику жанра. Если песня могла быть исполнена как солистом, так и хором то, романс исполнялся одним или двумя певцами и обязательно с инструментальным сопровождением - в народе - испанская гитара.
Звучит романс. <<В лунном сиянии>>
В VIII веке жанр романса появился и в русской музыке. В его родословной сплелись многие корни: красота и распевность русских протяженных песен, глубина хоровой музыки, образность и яркость русской речи.
Первые романсы определили и основное направление жанра - любовную лирику.
<<Позабудь дни жизни сей
Как о мне вздыхала,
Выдь из памяти моей
Коль неверна стала>> Вместе с развитием русской поэзии и русской музыки совершенствовался и русский романс.
Романс Даргомыжского на стихи Пушкина <<Я вас любил>> написал более 150 лет назад, а и по сей день он звучит на концертах.
Если бы в пушкинскую эпоху проводился конкурс <<Лучшая песня 1827 - 1830>>, то первые места заняли бы алябьевский <<Соловей >> и варламовский <<Красный сарафан>>.
<<Не шей ты мне, матушка
Красный сарафан
Не входи родимушка,
Попусту в изъян
Рано мою косыньку
На две расплетать
Прикажи мне русую
В ленту убирать
Пущай, не покрытая
Шелковой фатой
Очи молодецкие
Веселит собой
То ли житье девичье,
Что его менять
Торопиться замужем
Охать да вздыхать.
Романс Варламова был очень знаменит, а между тем сам автор тщетно обивал пороги Певческой капеллы в Петербурге, умолял дать ему скромное место учителя пения: Я имею пять человек детей и пятый год питался этой надеждой поступить на службу, тем более, что я всё в совершенстве знаю по этой части. Не буду описывать о моём бедном семействе и ужасных обстоятельствах, которые с каждым часом всё хуже и хуже, но скажу только одно, что у меня в доме могила.
Александр Егорович Варламов нрав имел приветливый, дружелюбный, охотно откликался на приглашения, пел с радостью.
Любил приговаривать: не нужно мне сто рублей, дайте сто друзей.
Варламов был неутомимым: дадут ему новый текст, он уйдёт тихонько к фортепиано и вскоре возвращается с новым романсом.
<<Вдоль по улице метелица метёт>>,<<На заре ты её не буди >>,<<Белеет парус>> эти романсы и пела вся Москва. Однако в 1843 году он был уволен из театра, надвигалась нищета, однако композитор не унывал, был добрым, мечтательным и непрактичным. Продаст новый романс - и задаёт пир горой.
А в октябре 1848 году Александр Варламов умер, не оставив после себя ни денег ни состояния - только несчётное число (около 200) песен и романсов.
Бытовой романс - это документальная повесть, из которой можно узнать многое о жизни, интересах, мыслях людей нового поколения.
Среди мастеров бытового романса выделялся Пётр Петрович Булахов.
<<Гори, гори моя звезда
Гори, звезда приветная
Ты у меня одна заветная
Другой не будет никогда.>> Всю свою жизнь этот талантливый композитор, отягощённый острой нуждой и болезнями боролся за утверждение своего искусства. Под конец жизни его милости приютили Шереметевы в своей графской усадьбе Кусково, где он и скончался
А много ли мы знаем об Александре Гурилеве
<<Однозначно гремит колокольчик
И дорога пылиться слегка
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика>> Песни и романсы его любимы и сегодня, а вот сведения о его жизни чрезвычайно скудны. Отец его был крепостным композитором графа Владимира Орлов, и Александр, родившийся в августе 1803, так же был отдан в крепостные музыканты - его учили играть на скрипке. Ремесло скрипача он совмещал с лакейской службой - многие музыканты днём были конюхами, щорниками, огородниками и нередко бывали жестоко пороты за час до вечернего музицирования.
Граф Орлов не любил жестоких романсов, предпочитая им нежные и сентиментальные. После смерти графа Гурилев получил вольную, но оставался подневольным , бедным музыкантом, написал почти 90 песен - романсов, учил московских невест играть на фортепиано умер в 1858, в безызвестности, дущевнобольным.
Новый 1831 год, год своей женитьбы Пушкин встретил с цыганами со знаменитой певуньей Татьяной, Позднее, за несколько дней до свадьбы, Пушкин снова поехал к цыганам.
Таня запела.
<<Матушка! Что в поле пыльно
Сударыня моя, что там в поле пыльно
Кони разыгралися. А чьи то кони, чьи то кони?
Кони Александра Сергеевича. >> Как вдруг громко зарыдал Пушкин.
<<Ах, говорит, эта ее песня всю мне внутрь перевернула, она мне не радость, а большую потерю предвещает.>> Пушкин уехал, ни с кем не распростившись.
Цыгане казались племенем загадочным, роковым, наделенным чуть ли е колдовской силой.
В Москве цыгане увеселяли в Сокольниках, в Марьиной роще, Петербурге - за Нарвской заставой и с тех пор веселье в обеих столицах и с тех пор в обеих столицах Российской империи уже не могла обходиться без цыганской песни и пляски.
Цыганская манера исполнения преобразила, придала характер и новым романсам.
Звучит романс << Две розы>> Годы гражданской войны, а позже и нэпа вновь вернули на сцену забытой было цыганский и бытовой романс предреволюционной поры. Искреннее чувство, теплота мелодии, ненавязчивость образов, легкость в восприятии - всё это и привлекло слушателей.
<<Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью, в поздний час
Его пел голос неизвестный
И песня чудная лилась.
Да, то вальс, прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.>> В 1923 году в Москве открылся театр, художественных миниатюр <<Палас>> и первый московский мюзикл - холл. Здесь часто звучали романсы Александра Вертинского.
Он долгие годы был в разлуке с Родиной, объездил многие страны мира, исполняя свои романсы на русском языка, с постоянной думой о своей стране.
<<Все пальмы, все восходы, все закаты мира всю экзотику далёких стран, все, что я видел,. чем восхищался, - я отдаю за один, самый пасмурный, самый дождливый и заплаканный день у себя на родине>> Звучит романс <<Дорогой длинною>> Новый прилив творческого интереса к жанру романса в 1926 году был вызван своего рода душевным откликом на безвременную кончину одного из лирических поэтов России - Сергея Александровича Есенина.
А Есенин и сам любил петь русские песни и заставлять петь всех к нему приходивших.
<<Не жалею, не зову, не плачу
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданьем золотом охваченный
Я не буду больше молодым.>> Звучит романс <<Клён ты мой, опавший>> В конце 50-х годов началась творческая линия барда и известного поэта Булата Шалвовича Окуджавы. В 1942 году восемнадцатилетний он ушёл добровольцем на фронт и лишь после войны окончил Тбилисский государственный университет.
В его стихах переплелись элементы поэтических высказываний с интонациями разговорной речи, в музыке - романская традиция с песенным языком.
Звучит романс Б. Окуджавы
Современный музыкальный мир огромен, музыкальные волны стекаются из самых отдалённых уголков земного шара. Разобраться в этом стремительном потоке, остановиться и прислушаться к родным голосам помогает романс. Слушая произведения русского классического и современного романс, люди испытывают радость от общения с подлинно высоким искусством, с искренним строем стихов с излитыми из самого сердца правдивыми образцами музыки, сохраняющими самобытность и индивидуальнось.
Комментарии