Национальная художественная картина мира удмуртов, татар и русских
Национальная художественная картина мира как культурный феномен
Для начала расшифруем понятие «картина мира». В культурологии под картиной мира понимается «более или менее целостная система образов, характеризующих устройство мироздания» Среди аналогов понятия «картина мира» – «образ мира», «модель мира», «модель универсума», «схема реальности» и др. Однако понятие «картина мира» стало сегодня наиболее употребительным.
Различают обыденную, научную (НКМ) и художественную картины мира (ХКМ). Первоначальная картина мира, которая формируется у людей, – это обыденная картина мира.
Что же такое национальная картина мира?
Национальная картина мира (НацКМ) – система жизненных представлений человека определенной этносоциальной группы, способы восприятия и овладения миром, с помощью которых жизненные впечатления трансформируются в упорядоченное знание о нем. Сюда входят исходные представления о следующих понятиях: пространство, время, число, мера; соотношение мужское – женское; низ – верх, вертикаль – горизонталь; часть – целое, что? – почему? – как? – зачем?; традиционный набор ценностей (жизнь, свет и т. д. ). .
Особую роль играет национальная картина мира в искусстве, где она становится национальной художественной картиной мира. Здесь наиболее ярко проявляются вышеизложенные характеристики, так как искусство, трактуемое как «код» и «самосознание» культуры (М. С. Каган), является хранителем этнического начала .
НацХКМ воссоздается художественными средствами, в которых выделяются образ, миф, символ и др. Каждая этнокультурная общность уникальна тем, что создает свою НацХКМ в рамках национального языка, поэтому воссоздание НацХКМ связано с образными, мотивными, сюжетными архаическими элементами . Они отражаются в тех образцах искусства, которые содержат типические черты традиционной культуры, обобщающие ценности рода, этноса – ценностные константы. Ключом к содержанию НацХКМ являются мифологические представления и обряды этноса.
Остановимся на выявлении традиционных образов-ценностей этносов нашего региона Удмуртии – удмуртов, татар, русских, запечатленных в национальных художественных картинах мира, т. е. в их национальном искусстве, в том числе музыке. Особую значимость для нас представляет сфера "Миропорядок", в которую входят такие явления как Бог-дьявол, гармония-дисгармония и сфера "Человек", в которой мы раскроем образы идеала человека у удмуртов, татар и русских. Нас заинтересовал вопрос: "Как образы божественного воплощаются в искусстве удмуртов, татар и русских, и в каких музыкальных жанрах они представлены ?" и др. Поэтому, мы конкретно проследим их особенности на примере музыкального искусства. Но прежде, рассмотрим окружающую природу, которая является не только первоосновой традиционных образов-ценностей заявленных этносов, но и той призмой, сквозь которую народ воспринимает мир.
Традиционные ценности в национальной художественной картине мира удмуртов
Наиболее характерной традиционной ценностью удмуртов является природа – объект поклонения, которая у народа отражается в строках удмуртского поэта Ф. Васильева: «Я язычник, и природа – это бог мой Инмар». Считалось, что природа и человек неотделимы. Среди наиболее изображаемых образов природы – лес, причём «в удмуртском фольклоре дерево является доминантой». Это объясняется тем, что лесная среда является первоосновой формирования и функционирования этноса, поэтому требует к себе особого уважения. Однако, сам термин «природа» у удмуртов отсутствовал, поскольку в нем не было необходимости, лишь позднее появилось слово «инкуазь» (от «ин» – «небо» + «куазь» – «погода») .
Среди старинных напевов удмуртов, обращенных к природе, Богу Инмару «Мелодия поисков небесной росы».
Традиционные ценности в национальной художественной картине мира татар
Наиболее характерной традиционной ценностью татар является окружающая булгаро-татар (предков татар) степная природа, которая казалась им одушевленной и населенной злыми и добрыми духами, олицетворявшими природные явления. Отсюда обоготворение матери-природы. Среди наиболее изображаемых образов природы – степь, причём популярные – растительные и цветочные. Так, мотив в татарской вышивке – мотив цветочного букета, восходит к понятию "древо жизни" с его древней символикой, несколько своеобразной у их предков булгаро-татар, ибо "древо жизни" в понимании азиатского кочевника – это степной куст (караганник), источник жизни скота и благополучия человека .
Среди любимых праздничных мелодий татар – «Сабантуе», инструментальные наигрыши на гармони, которые похожи своим витиеватым звучанием на восточный ковер.
Традиционные ценности в национальной художественной картине мира русских
Наиболее характерной традиционной ценностью русских является матушка-природа. У русских, окружающая их природа – поля, равнины и долины. Наверное, поэтому среди названий и строк любимых песен у русских – «Среди долины ровныя», «Поле, русское поле» и др.
Мы раскрываем отношения русских к природным силам и стихиям, которые представлялись русскому народу антропоморфно. Русский крестьянин наделял природные явления действиями, чувствами, присущим живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Древний земледелец исстари жил землей, которую называл по-разному: великая богиня земли, плодородия, Макошь – «мать хорошего урожая». Поэтому, на Руси издревле поклонялись матери-кормилице земле, солнцу. Люди жили в соответствии с неуклонным круговоротом природы, особо отмечая поворот с зимы на лето и наоборот. Среди наиболее изображаемых образов природы – узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках – это древо жизни, которое было символом растительных сил земли .
«Всякая национальная целостность есть Космо–Психо–Логос, то есть единство национальной природы, психики и мышления» (Г. Гачев) , поэтому каждый народ воспринимает мир сквозь призму национальной природы.
Воплощение образных сфер "Миропорядок" и "Человек" в национальных художественных картинах мира удмуртов, татар, русских
Изучая национальные художественные картины мира (НацХКМ) своего и иных народов мы узнали много интересного. Больше всего нам запомнились Боги у разных народов. Вначале истории у разных народов было много духов, и называлось это явление "полидемонизм", потом появился "политеизм". Постепенно из духов люди сделали их божествами. Но у каждого народа до появления мировых религий были свои национальные религии, в которые верили их представители. У удмуртов – Инмар, Кылдысин, Куазь, а предводителем нечистой силы был Шайтан. У татар Тенгри (Небо) и Умай (Земля) были божественной парой. У русских, как и у всех славян, был бог Перун (верховный бог), Мокошь – богиня женского начала, Велес – покровитель всех животных. Позже появляются мировые религии – у удмуртов и русских вера в триединство Бога, у татар – вера в Аллаха и пророка Магомета. Поэтому духовная музыка имеет свои жанры: у удмуртов – куриськон (молитва), у татар – мунаджаты (сокровенный разговор с Богом), азан (призыв к молитве), у русских – хоровой концерт.
Кроме того, самым интересным нам показались "Золотые правила" или заповеди удмуртов, татар, русских. У удмуртов – священная Великая книга – это доброе удмуртское слово. В далекие времена книга лежала на большем камне в дремучем лесу. Чудовище Палэсмурт украл ее и бросил в костер. Но удмуртов не покинула мудрость, т. к. она продолжила жизнь в языке народа. Идеалом удмуртов считается "Дунне Адями – вселенский человек по-хозяйски, с заботой, относящийся к природе", а заповедь удмуртов выражает коллективное сознание: «Будь как народ, в одном ряду с другими!".
У татар – кодекс личности мусульманина, например: "Нельзя назвать верующим того, кто не желает брату или сестре своему того же, чего желает себе". Идеалом татар считается воин-защитник ("настоящий джигит").
У русских – десять библейских заповедей, например: "Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой" и др. Идеалом русских считается богатырь-защитник, "добрый молодец", "красна девица".
Выводы. Все народы имеют единого Бога, но в разном обличье. Акценты в образах совершенной личности также неодинаковы у разных народов, но идеал человека един, он наделен высокими духовными качествами. Поэтому считаем, что разные народы взаимонеподменяемы, они дополняют друг друга, являются самоценными.
Сравнивая культуры своего и иных народов можно отметить, что все они непохожи друг на друга только на первый взгляд, в действительности в них много общего: у всех народов есть вера в единого бога, все верят в справедливость – добро победит зло, поэтому мы думаем, что каждая культура неповторима и интересна.
Таким образом, у любого человека как члена этноса складывается этнически детерминированная картина мира. Поэтому национальные художественные картины мира каждого народа раскрывают различное отношение к одним и тем же явлениям, создавая ансамбль национальных ценностей.
Комментарии