Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Музыкальное просветительство Россиив 19 веке

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО РОССИИ В 19 ВЕКЕ

При подготовке к конкурсу по музыкальной литературе мы обратили внимание интересную тему – музыкальное просветительство в России. Мы не нашли ни одной книги или статьи, где эта тема была бы раскрыта, ни одной работы обобщающего характера. Только в отдельных главах серьёзных трудов по истории музыки. Свою работу представляю как главу школьного учебника по музыкальной литературе, описываю в ней формы музыкально-просветительской деятельности в XIX веке, выявляю их значение и роль.

Первая половина XIX века

Среди форм музыкального просветительства первой половины XIX века преобладает концертное просветительство, распространяющееся благодаря кружкам и салонам музыкантов-любителей и музыкальным просветительским организациям.

Образование первого крупнейшего музыкального салона относится к 1816 году. Это салон братьев Матвея и Михаила Виельгорских, существовавший в их имении Луизино. Этот кружок Берлиоз назвал «маленьким министерством изящных искусств». В салоне постоянно звучала музыка, а приезжие музыканты-гастролёры испытывали здесь свои силы, прежде чем появиться на большой эстраде перед русской публикой. В концертах у Виельгорских принимали участие любители из среды местного дворянства и крепостные музыканты.

Кружок рода Львовых. Столь же серьёзными программами отличались концерты, устраиваемые в доме А. Ф. Львова, известного скрипача-виртуоза, занимавшего пост директора Придворной певческой капеллы. В его доме проходили еженедельные квартетные вечера.

И Виельгорские и Львовы в большой мере содействовали объединению музыкантов-любителей в различные общества, преследовавшие определённые просветительские и воспитательные цели. Таким явилось Общество любителей музыки, основанное в 1828 году. Основная цель состояла в том, «чтоб, проводя досужее время, укоренить в здешней публике вкус к музыке». Подобное общество возникло и в Москве в 1834 году, оно называлось «Московское музыкальное собрание».

Почти одновременно с Обществом любителей музыки в Петербурге в 1828 году возникла Музыкальная академия. Основателем её стал Ф. П. Львов. Концерты всех этих организаций носили просветительский характер и были одобрены прессой в лице Ф. Одоевского.

Новой формой «театрализованных концертов» были «живые картины», сопровождаемые музыкой. Нашли эти формы и заинтересовали ими публику организаторы концертов дирекции императорских петербургских театров. Впервые они были показаны художником-декоратором А. Роллером. Сюжеты картин и музыкальных программ отличались разнообразием, к ним привлекались лучшие исполнители.

Во многих домах собирались кружки любителей бытового музицирования: у В. Ф. Одоевского, А. С. Грибоедова.

В развитии музыкальной жизни Москвы важная роль принадлежала Московскому университету. При нём существовали театр, оркестр, музыкальные классы. В «Московских университетских кружках» исполняли собственные романсы и песни А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилёв, А. Н. Верстовский. Особой популярностью неизменно пользовался знаменитый «Соловей». Постепенно на концертной эстраде завоёвывала своё место русская музыка.

Новая перспектива возникла с деятельностью открывшегося в Петербурге Филармонического общества, сыгравшего огромную просветительскую роль в развитии музыкальной жизни России. Основанное в 1802 году, оно стало первым официальным музыкальным учреждением, имеющим государственную поддержку. Оно было создано прежде всего с благотворительной целью. Основу общества составили придворные музыканты, создавшие фонды для оказания помощи семьям умерших своих коллег и выплаты ежегодных пособий их вдовам и сиротам. Капитал общества составляли не только сборы с концертов, но и частные пожертвования в его пользу. Основой репертуара концертов являлись хоровые произведения: кантаты, оратории. Постоянным дирижёром был А. Парис.

Концертная жизнь в первой половине XIX века протекала в русле установившихся традиций предшествующих лет. Наиболее интенсивной она оставалась в Петербурге и Москве. Сюда стекались наиболее профессиональные силы. Характерный тип концертного исполнительства определился в России ещё в конце XVIII века: это был «смешанный» концерт, в котором участвовали исполнители на самых различных инструментах, иногда – хор и оркестр. Нередко вместе с профессионалами выступали дилетанты. Такая традиция преобладала на протяжении и первой четверти XIX века. Основным концертным сезоном по-прежнему оставался великий пост. Постоянно устраивала концерты Придворная певческая капелла, руководителем которой был тогда Д. С. Бортнянский.

В концертной жизни Петербурга наметились определённые направления: благотворительные концерты, устраиваемые Филармоническим обществом и любителями музыки, публичные и частные концерты, объявленные отдельными артистами. Лишь к началу 50-х годов наиболее полно развёртывается просветительская деятельность первых в России специальных концертных организациях (Филармонического общества, Университетских концертов, Симфонического общества), преследующих цель пропаганды высокого искусства.

В Петербурге концертировали известные музыканты, завоевавшие славу не только исполнителей, но и педагогов – воспитателей русских талантов. Это были пианисты Ф. Шоберлехнер, К. Мейер, А. Герке, композитор, дирижёр, скрипач Л. Маурер, скрипач Ф. Беем. Большой успех имели концерты известных музыкантов-гастролёров: М. Шимановской, Т. Штейн, П. Виардо.

Заметно расширились международные музыкальные связи России в этот период. В 1840-х годах русская публика рукоплескала великим мастерам, ярким представителям романтизма – Листу, Шуману, Берлиозу. Существенно обогатился репертуар русских концертов, в который прочно входили произведения Бетховена, Мендельсона, Баха, Шуберта, Шопена.

Всё большее внимание уделяется просветительскому назначению концертов.

Вторая половина XIX века

В 60-80-е годы XIX столетия можно говорить уже о сложившейся системе музыкально- концертного и музыкально-образовательного просветительства в России, которая явилась детищем демократических процессов в обществе и культуре того времени.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Очень долго, фактически до середины XIX века, Россия оставалась крупной европейской страной, в которой не было ни одного специального музыкально-образовательного учреждения. Главными пенатами подготовки музыкантов были классы Придворной певческой капеллы, театральных училищ Петербурга и Москвы, женских привилегированных институтов, частные школы отдельных педагогов – певцов и пианистов.

России «грозил разрыв между. композиторской интеллигенцией и весьма пёстрыми, по своим вкусам, слушателями среды русской демократии», считал Б. В. Асафьев, предлагая выход из сложившейся ситуации – «Надлежало создать образованный слой слушателей, а также своих русских постоянных исполнителей на место заезжих иностранных виртуозов. Нужны были русские певцы и певицы; нужны были инструменталисты-оркестранты. Но вопрос стоял также и в отношении метода образования композиторов». К этому времени имели успех композиторская школа, оперное исполнительство, неуклонный рост концертной жизни и музыкально-критической мысли. Отсутствие музыкальных учебных заведений было громадной тормозящей силой в этой ситуации. Первыми это осознали передовые деятели культуры, затем более широкий круг интеллигенции.

Всё больший интерес к вопросам музыкального образования в 50-х годах проявляют газеты, как столичные, так и провинциальные. В них публикуются отчёты и рецензии о музыке на вечерах и концертах в гимназиях г. г. Ставрополя и Харькова, девичьем институте (г. Иркутск), Мариинском институте благородных девиц Нижнего Новгорода, губернское училище г. Костромы, частном пансионе Чулковой в Казани. Всё чаще впрямую высказываются пожелания организации специальных учебных заведений. Газеты и журналы часто размещают материалы о работе консерваторий Парижа, Милана, Тулузы, Флоренции, Музыкального института в Варшаве. Сам М. И. Глинка высказывал мнение о возможности открытия консерватории в Киеве. А. Г. Рубинштейн предлагал открыть Музыкальный институт при Академии художеств. Кстати, Академия художеств в России появилась на целое столетие раньше, чем консерватория, поэтому «музыка в стране отстала в своём развитии от других видов искусства» - утверждал автор одной из статей.

1859год – момент основания РМО, целью которого было «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов». По инициативе РМО было принято решение об открытии подготовительных курсов. В 1860 году открылись классы видных педагогов: Г. Ниссен-Саломан, А. П. Лодия и Л. Пиччоли (пение), О. И. Дютша (элементарная теория), позже Ф. О. Лешетицкого (фортепиано), К. Б. Шуберта (виолончель), Г. И. Венявского (скрипка), Н. И. Зарембы (теория композиции). Все они стали профессорами консерватории, а возглавил её А. Г. Рубинштейн. Успешно окончившим курс обучения присваивалось звание «свободного художника». Первый диплом на звание «свободного художника» был присуждён самому А. Г. Рубинштейну, который пожелал подвергнуться экзаменационной процедуре.

Открытие Петербургской консерватории состоялось 8 сентября 1862 года. Поступило 179 учащихся. Состав студентов был неоднородным: «мы представляли пёструю толпу» - писал Г. А. Ларош в своих воспоминаниях – «Был тут и отставной чиновник таможенного ведомства Кросс, и сын придворного певчего Рыбасов, и бывший помощник судебного следователя при черниговской уголовной палате Рубец, и старший столоначальник департамента Министерства юстиции Чайковский, и дерптский студент Тирон, и грузин Саванелли, и военный инженер Мирецкий, и адвокат Баранецкий, и поручик лейб-гвардии Семёновского полка фон Цур-Мюлен, и приехавший из Нью-Кастля конторист пароходного общества петербургский англичанин Люджер, и сын младшего преподавателя французского языка при Третьей петербургской гимназии Ларош».

Первая русская консерватория учла опыт западноевропейских музыкально-образовательных учреждений и синтезировала его. За рубежом в университетах концентрировались музыковедческие силы, а музыкальные – в консерваториях. В рамках одного учебного заведения объединилась подготовка музыкантов-исполнителей, композиторов и теоретиков музыки. Это осталось традицией и особенностью отечественного музыкального образования до сегодняшнего дня.

С одной стороны все музыканты-консерваторцы участвовали в хорах РМО, в том числе и композиторы, что сближало их с живой практикой, с другой – имели высокий уровень музыкально-теоретической подготовки. Русские консерватории того времени в этом отношении были сильнее некоторых западноевропейских. Специфически отечественной особенностью стало преподавание предметов общеобразовательного цикла. С самого начала работали классы русского, немецкого, итальянского языков, истории, географии и математики.

Первый выпуск – 7 дипломов на звание «свободного художника», среди них – П. И. Чайковский. Другие закончили без дипломов, сдав экзамены только по специальности.

В состав профессоров Петербургской консерватории вошли выдающиеся музыканты-педагоги.

Фёдор Осипович Лешетицкий

Антон Августович Герке

Генрик Венявский

Карл Юльевич Давыдов

Генриетта Ниссен-Саломан

Николай Иванович Заремба

В том же 1862 году открылась Бесплатная музыкальная школа (организаторы и руководители её на общественных началах М. А. Балакирев и хормейстер Г. Я. Ломакин). Первое учреждение общего музыкального образования было близко по направленности воскресным общеобразовательным школам 60-х г. г. XIX века. БМШ было призвано давать музыкальное образование представителям средних и низших слоёв населения. Занятия в БМШ проводились по теории музыки, сольфеджио, хоровому пению с целью подготовки учителей хорового пения в сельских школах. Балакирев увидел в этом учреждении возможность пропаганды русской музыки посредством концертов, Ломакин мечтал учить пению, музыкальной грамоте, воспитывать хоровых дирижёров. Хоровая музыка занимала значительное место в программах концертов. В них широко звучали хоры из русских опер – Глинки, Даргомыжского, Кюи, опер западноевропейских композиторов – Глюка, Моцарта, Вебера.

Широко популярные концерты оркестра и хора БМШ явились центром пропаганды русской музыки, а также творчества зарубежных композиторов классической и романтической эпохи. Они сыграли громадную роль в развитии отечественного хорового исполнительства, формировании национальной школы.

Нужна ли стране вторая консерватория? Когда-то в этом сомневались лучшие « умы» России.

Открытие Московской консерватории состоялось 1 сентября 1866 года.

В первый год обучения было принято 150 человек. Социальный и возрастной состав студентов был таким же разнообразным, как и в С-Петербургской консерватории. Также были совмещены разные звенья обучения, также проходились общеобразовательные («научные») дисциплины. Ещё более последовательно преодолевался дилетантизм, обучение одной только специальности, высоко ценилось общее музыкальное развитие.

Событием стала постановка на консерваторской сцене оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки (1869 г. ). Преподаватели:

Н. Г. Рубинштейн

А. Д. Александрова-Кочетова

П. И. Чайковский

Другие русские города значительно отставали от Петербурга и Москвы в развитии профессионального образования, в них преобладали «допрофессиональные» формы образования, в провинции эти процессы протекали дольше.

С момента открытия Петербургской и Московской консерваторий началось формирование системы высшего профессионального музыкального образования в России.

КОНЦЕРТНАЯ ЖИЗНЬ

Общественный подъём 50-х-60-х годов вызвал новые взаимоотношения всё более широкого круга людей с музыкой. В музыкальной практике произошёл настоящий перелом: от сборного концерта, к концерту виртуоза, от него к концерту интерпретатора, и наконец, к концерту композитора; от сочинений второстепенных авторов – к шедеврам; от преобладания зарубежных музыкантов – к регулярным выступлениям музыкантов русских.

Самым популярным в это время был «концерт артиста», не только выдающегося, но и среднего, или какого-либо вундеркинда, а «Бетховен и Глюк даются в прибавку, как польки и вальсы в антрактах пьес Александринского театра». Постепенно такой тип концерта уходил в прошлое.

Концертная жизнь Петербурга 1850-х годов – это работа регулярная и разнообразная существовавших концертных организаций. Например, Университетские концерты. Музыканты давали по 10 концертов в сезон. Они исполняли оркестровые произведения лучших западноевропейских (все симфонии Бетховена, многие – Гайдна, Моцарта, Мендельсона, Шуберта), а со временем и русских композиторов (увертюра к «Руслану и Людмиле», увертюры Балакирева, «Океан» Рубинштейна). Дирижёр К. Б. Шуберт проводил концерты без репетиций. Поэтому важнейшим смыслом был факт исполнения, а интерпретация оставляла желать лучшего. Постепенно недорогие Университетские концерты прекратили существование.

Концертное общество возглавил А. Ф. Львов, ставший его учредителем в 1850 году. Не имея особой репертуарной линии, оно каждый сезон давало три концерта в зале Придворной певческой капеллы, которые Серов называл «аристократическими» за их высокую цель: «благодетельное влияние на развитие в петербургском обществе просвещённого вкуса к истинной, высшей музыке». В. Стасов высоко отозвался о вечерах Концертного общества, пропагандирующих на его взгляд, только первоклассную музыку и отметил изменившиеся вкусы прогрессивной части публики. Критика вторила ему, утверждая, «что цель учреждения вполне достигнута».

Филармоническое общество, основанное в 1802 году, к сожалению, в эти годы играло малозаметную роль. Два концерта в год: один – с участием итальянских звёзд, другой – с классической программой. По-прежнему, сборы предназначались для помощи семьям артистов-музыкантов. В 1863 году по инициативе Филармонического общества в Россию приехал Рихард Вагнер.

Концерты дирекции императорских театров – с 1816 года. Дирижёр – К. Шуберт. Исполнялась музыка Моцарта, Бетховена, отрывки из опер Вагнера, «Арагонская хота» Глинки. В концертах принимали участие до 150 оркестровых музыкантов и до 175 артистов хора.

Концерты хоровой капеллы графа Шереметева давались ежегодно для немногочисленных приглашённых. Певчие выступали с исполнением духовных жанров и со светским репертуаром. В репертуаре хора – старинная музыка Палестрины, Баха. В. В. Стасов находясь в Риме (1852-53 г. г. ) познакомился с коллекцией аббата Сантини и заказал копии многих хранившихся в ней произведений. Стасов гордился, что «древняя музыка, созданная колоссами, нашла себе уголок в России и нашла себе исполнителей таких, на которых светло порадовались бы сами создатели тех великих творений». Шереметевской капеллой восхищались Лист, Берлиоз, Виардо. Много лет этим хором руководил Г. Я. Ломакин. Ломакин – бывший крепостной графа Шереметева, получивший вольную. Сначала он пел в капелле графа, затем руководил ею. После роспуска капеллы возглавлял мужской хор С. Д. Шереметева. Преподавал одновременно в Придворной певческой капелле, Театральном училище, Училище правоведения, позже его деятельность была связана с Бесплатной музыкальной школой. Он первым в России издал учебно-методические пособия по пению.

Музыкальная пресса 50-х-60-х годов 19 столетия печатает еженедельные и ежемесячные обозрения А. Н. Серова, Ф. М. Толстого, анонимных критиков, которые подробно описывают концертные сезоны, характеризуют солистов. Один из таких критиков предложил различать два рода концертов – «для италоманов и для любителей серьёзной музыки». Концерты итальянских певцов вызывали ажиотаж, залы были переполнены слушателями, «было слушано и переслушано и прежде, по тысяче раз: как же не поспешить послушать в тысяча первый!»

Интерес к итальянской опере не ослабевал и в последующие десятилетия. Концерты серьёзной музыки зачастую проходили в полупустых залах. Но не все. Об одном из таких концертов, который дал И. Промбергер, были в прессе отзывы Ц. А. Кюи (отрицательный) и А. Н. Серова (положительный). Но дело не в разноречивости оценки. Этот концерт носил научно-просветительный характер. Были составлены и напечатаны аннотации к исполняемым произведениям, артист драматической труппы прочитал текст вслух. Публика прерывала его много раз. Новшество не понравилось, тем не менее, постепенно укрепилось. В наше время аудитория спокойно, с интересом, воспринимает словесные пояснения ведущих концерта.

Кто из солистов с успехом концертировал в эти годы? Бельгийский и французский скрипач А. Вьетан, пианист Т. Лешетицкий, виолончелист К. Ю. Давыдов, скрипач Г. Венявский.

Первой просветительской организацией 60-х г. г. стало Русское Музыкальное Общество (РМО), основанное в 1859 году по инициативе А. Г. Рубинштейна. В уставе было написано, что цель РМО «содействовать распространению музыкального образования в России, способствовать развитию всех отраслей музыкального искусства и поощрять способных русских художников (сочинителей и исполнителей) и преподавателей музыкальных предметов». В первом параграфе было записано, что главной заботой Общества будет «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов». Во главе РМО стоял комитет директоров, куда входили: А. Г. Рубинштейн, Матвей Ю. Виельгорский, Д. В. Стасов и др. С 1869 года РМО находилось под покровительством царствующего дома и именовалось Императорским. Концерты стали проводиться регулярно, была выработана репертуарная политика, традиции, которые позже воспроизводились в провинции. Денежные средства складывались из взносов по подписным листам и из ежегодной платы вступивших в члены РМО: почётные члены вносили по 100 рублей, члены-посетители – по 15, члены-исполнители - участники хора по 5 рублей. В первый же сезон насчитывалось более 500 членов нового музыкального общества.

Первый концерт состоялся 23 ноября 1859 года в зале Благородного собрания. Первым номером прозвучала увертюра к «Руслану и Людмиле» Глинки. В каждом концерте исполнялась хотя бы одна пьеса русского автора. Последних было очень мало: Глинка, Даргомыжский, Рубинштейн, Мусоргский, Кюи, Давыдов. Зато западноевропейских композиторов намного больше: на первом месте стоял Бетховен, затем, Моцарт, Гайдн, Гендель, И. С. Бах, Ф. Э. Бах, Керубини, Спонтини. , композиторы-романтики – Шуман, Мендельсон, Лист, Шуберт, Берлиоз, Вагнер.

Параллельно с концертами начались квартетные собрания и вечера камерной музыки, которые стали ещё большим новшеством в жизни Петербурга, а со временем и показателем успехов музыкального просвещения. Репертуар состоял из ансамблей (квинтетов, квартетов, трио, сонат) Гайдна, Керубини, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шуберта. Опять же русских композиторов – чрезвычайно мало. Лишь к середине 70-х годов члены «Могучей кучки» обратились к сочинению камерных ансамблей. Постепенно, благодаря вечерам РМО, была взращена привычка и потребность в камерной музыке. Эти концерты были стимулом для русских композиторов: стало больше создаваться камерно-инструментальных произведений.

Тем не менее, русский симфонический и камерно-ансамблевый репертуар был ограничен, и в адрес РМО постоянно звучали обвинения в преобладании немецкой музыки.

Значимым явлением в деятельности РМО было привлечение широкого круга любителей к участию в исполнении хоров. Уже на самом первом заседании Комитета директоров было напечатано приглашение петь в хоре, являться на репетиции в Михайловский дворец. Были также организованы занятия по обучению пению и, что немаловажно, бесплатно. В 1869 году открылись приготовительные классы хорового пения.

8 лет А. Г. Рубинштейн был директором РМО. Период его правления был отмечен планомерной просветительской работой, в одном лице он совмещал руководителя консерватории и дирижёра концертов РМО

Председателем дирекции в 1867 – 1869 годы стал А. Даргомыжский. Большинство симфонических собраний шло под управлением Балакирева. Облик концертов быстро изменился: уже во втором из них преобладали сочинения русских композиторов. Благодаря Балакиреву, его усилиям по пропаганде новинок русской музыки, росла и набирала силы русская композиторская школа, активно пополнялся симфонический репертуар. К сожалению, ему дали продирижировать концертами всего в двух сезонах.

На его место был приглашён Э. Ф. Направник, при котором концерты РМО приняли более академический характер.

Вслед за Петербургом в 1860 году открылось отделение РМО в Москве, а затем в городах Поволжья, Урала, Сибири, Украины и в Тбилиси. В Москве большой популярностью пользовались концерты духовной музыки. Лучшими духовными хорами были чудовский, синодальный, семинарский, князя Ю. Н. Голицына; всего в конце 60-х годов насчитывалось около 20 хоровых коллективов. В репертуаре сочинения С. Давыдова, Д. Бортнянского, М. Березовского. В отношении хоровой культуры Москва шла впереди: именно здесь в конце 70-х годов возникло Русское хоровое общество.

Московское РМО возглавлял Н. Г. Рубинштейн, пианист, дирижёр. Ещё в большей степени приверженец новейшего направления в музыке, чем его брат. Как пианист выступал с концертами в России и за рубежом (на Всемирной выставке в Париже в 1877 году), представляя отечественное композиторское творчество. Его выступления блестяще послужили пропаганде русской музыки за рубежом.

Подведём итоги работы РМО.

Деятельность РМО охватывала две сферы музыкального просветительства: музыкально-образовательную и концертную. В области музыкального образования РМО выступило организатором музыкальных классов, из которых впоследствии выросли музыкальные училища, а затем и консерватории. Некоторые из консерваторий были открыты ещё до 1917 года: помимо Петербургской и Московской – Саратовская, Одесская, Харьковская, Тбилисская.

Целью РМО было «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики» (В. Стасов). Для этого ежегодно в Петербурге и Москве давалось по 10-12 абонементных симфонических концертов, а также «экстренных» (с участием знаменитостей); дирижёрами приглашались А. Г. Рубинштейн, М. А. Балакирев, Н. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, Г. Малер. Постепенно удалось обновить репертуар (это постоянно служило предметом критики) за счёт произведений «кучкистов» и П. И. Чайковского.

Музыкальные деятели этого периода могут быть названы просветителями универсального типа: каждый из них оставил след во многих областях культуры.

Например:

А. Г. Рубинштейн – выдающийся пианист второй половины XIX, инициатор открытия РМО и Петербургской консерватории, автор проекта организации в России всеобщего музыкального воспитания, создатель оперы «Демон», фортепианных концертов.

В. В. Стасов – глава музыкально-критического «цеха» эпохи. Энциклопедическая эрудиция позволила ему стать высоко квалифицированным советчиком своих друзей-композиторов: снабжал литературными и музыкальными материалами из Публичной библиотеки; подсказывал им сюжеты будущих произведений. В. В. Стасов – автор фундаментальных работ: «25 лет русского искусства», «Искусство XX века», «25-летие Бесплатной музыкальной школы», а также статей «Митрофан Петрович Беляев», «Радость безмерная» (о Ф. И. Шаляпине), о творчестве композиторов».

МУЗЫКАЛЬНО – КРИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

«Никогда раньше так много не писали о музыке, столько не спорили по-поводу оперной премьеры или последней новинки, исполненной в очередном концерте»

В это время ещё не было специальной музыкальной прессы. Событиям музыкальной жизни уделяли внимание газеты и журналы общего типа.

Крупнейшая столичная газета «Санкт-Петербургские ведомости» откликалась на все заметные концерты и оперные постановки.

С 1825 года Ф. В. Булгариным издаётся Большая еженедельная газета «Северная пчела». На страницах её газет появляются статьи прогрессивных деятелей русской музыкальной критики. Начиная с 30-40-х годов литературные журналы («Библиотека для чтения», «Отечественные записки», позже «Современник») систематически печатали обзоры театральной и музыкальной жизни.

Авторитет музыкальной критики повышается и влияет на широкие слушательские круги. В этот период деятельность многих музыкальных критиков носит просветительский характер: «они стремились не только оценивать произведения, но и разъяснять их значение и смысл, развивать и воспитывать вкус аудитории, поднимать её до подлинных высот искусства».

С середины 20-х годов в России начинается период формирования музыкальной критики. Первым опытом в этой новой области деятельности А. Д. Улыбышев считал свою статью о «Волшебном стрелке», напечатанную в 1825 году. Но известно, что ещё раньше были опубликованы материалы В. Ф. Одоевского.

Кроме Одоевского и Улыбышева во второй четверти 19 века следует назвать Н. А. Мельгунова, Д. Ю. Струйского, М. Д. Резвого, В. П. Боткина.

В 40-50-х годах появляются первые статьи о музыке В. В. Стасова и А. Н. Серова.

В 1854 году вышли статьи Ф. М. Толстого с подробным разбором оперы Глинки «Иван Сусанин».

Для большинства представителей музыкальной критики последняя не являлась основной профессией: «Это были высокопросвещённые люди, обладавшие разносторонними культурными интересами, в сферу которых музыка входила на равных правах с другими областями их духовной жизни» - читаем в 5 томе ИРМ под ред. Ю. В. Келдыша.

Замечательная личность в русской музыкальной критике первой половины 19 века – В. Ф. Одоевский. Он всегда живо откликался на всё новое и талантливое. Главная тема его критического творчества – пути отечественного музыкального искусства. Период русской музыки для Одоевского начался с оперы Глинки «Иван Сусанин». «Письмо к любителю музыки об опере г. Глинки «Жизнь за царя» - так называлась статья, которой он откликнулся на премьеру. Её основные мысли стали крылатыми выражениями: «русская мелодия, естественно, то заунывная, то весёлая, то удалая, может быть возвышена до трагического стиля», «нет ни одной фразы, которая бы ни была родною русскому слуху», «начинается в истории (искусства) новый период: период русской музыки».

Одоевский неустанно пропагандировал творчество Глинки, с симпатией отнёсся к молодому Чайковскому.

Музыкальные критики видели свою задачу в том, чтобы разъяснять слушательской аудитории значение музыкальных шедевров и способствовать пониманию их внутреннего смысла.

Развитие музыкально-просветительского процесса в России испытывало определённые сложности и противоречия. Но в целом, XIX век – век подъёма музыкально-просветительского движения: наблюдается расширение форм его реализации, содержательной стороны, конкретизация на различные слои общества.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)