Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Якутские друзья

Наряду с выдающимися произведениями, вошедшими в золотой фонд мировой литературы, Алексей Максимович Горький оставил нам целую галерею замечательных литературных портретов своих современников. Скупыми, но в то же время теплыми, немеркнущими красками окрашены им портреты гениального вождя революции В. И. Ленина и русских писателей Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и Леонида Андреева, Н. А. Бугрова и Саввы Морозова, В. Г. Короленко и Сергея Есенина, И. И. Скворцова и Леонида Красина, бесстрашного Камо и Ивана Вольного – людей, столь разных по характеру,, взглядам, общественному положению. Они привлекли внимание писателя тем, что есмотря на кажущуюся разницу, у них есть нечто общее – убежденность, вера в человека, в его лучшие начала, влюбленность в жизнь, стремление сделать ее лучше, краше, непрерывные поиски своего места на земле, наконец, глубокий патриотизм, талантливость, разносторонность, неиссякаемая энергия, которая давала силы на преодоление любых препятствий.

В ряду этих портретов не последнее место занимает очерк «О единице», посвященный якутянину Алексею Алексеевичу Семенову. Написан он был в 1929 году.

К тому времени Горького уже связывала с Семеновым многолетняя дружба, так что появление на свет очерка «О единице» не было случайностью. Познакомились они за семнадцать лет до этого – в 1912 году на Капри при несколько необычных обстоятельствах. Алексей Алексеевич и Наталья Петровна Семеновы, путешествуя по Европе как туристы, узнали, что в Монте Карло находится на гастролях Ф. И. Шаляпин. Имя великого певца к тому времени уже гремело по всей России. И не послушать живого Шаляпина было бы непростительно. Поэтому Семеновы поспешили туда. На первом же концерте Шаляпин буквально покорил Наталью Петровну. Она была от его пения в восторге. Впоследствии Наталья Петровна и Федор Иванович стали большими друзьями.

В начале марта Семеновы прибыли на Капри. Сюда их привели две «достопримечательности» - Голубой грот и Горький. Правда, на встречу с Алексеем Максимовичем они не рассчитывались. Хотелось просто взглянуть на виллу, в которой он живет. Хотели убедиться насколько соответствуют действительности слухи. Мария Федоровна грустно улыбнулась: - Вот она, роскошная вилла, а вот и парк, - сказала Мария Федоровна, показывая на скромный домик и небольшой клочок земли, арендуемый у одного из местных жителей, и тут же пригласила их остаться у них пообедать.

Семеновы не отказались. Через час пришел Горький, работавший в другом домике. Сели за стол. Кроме хозяев, здесь оказались писатели М. М. Коцюбинский и С. Жеромский, директор-распорядитель издательства «Знание» К. П. Пятницкий.

Будучи отличным рассказчиком, Алексей Алексеевич оказался в центре внимания. По просьбе хозяина, Семенов рассказывал о далеком крае и о его людях, был удивлен, как много знает Алексей Максимович о Сибири вообще и о Якутии в частности. Оказалось, что он знаком со многими политическими ссыльными, которым просил кланяться. Семеновы хотели в тот же день вернуться в Неаполь, но гостеприимные хозяева их не отпустили. Лишь к вечеру следующего дня они покинули Капри. О чем только не переговорили за эти часы: о Сибири, Якутии, о ее больших перспективах, о грядущей революции, о необходимости иметь общесибирский литературный журнал с массой сотрудников.

Пятницкий записал тогда в дневнике, что Семенов рассказывал о богатстве края – золоте, каменной соли, рыбе; о необходимости иметь железную дорогу с выходом на Лену, о путях сообщения с Камчаткой и Амуром. Рассказал об организации музея и театра. В связи с этим вспомнил об извозчике Браиловском, изобретателе «вечного двигателя» Упрыжкине, Сабунаеве. Семенов произвел исключительно благоприятное впечатление не только на Горького, но и на его гостей. По свидетельству Алексея Максимовича, М. М. Коцюбинский, «говоря о Семенове, вспомнил Крашенинникова, Дежнева, Щапова и других северян». Даже Стефан Жеромский, который считал поляков самыми талантливыми людьми из славянских народов, признался, что он хотел бы иметь у себя в Польше людей, подобных Семенову.

После Капри, где состоялось знакомство с А. М. Горьким, Семеновы посетили Венецию. Затем на несколько дней остановились в Париже, чтобы осмотреть его достопримечательности. В пасхальную ночь. Хотя они и не были религиозными, Семеновы решили побывать в русской церкви. Пришли и глазам своим не поверили: Горький! Алексей Максимович познакомил их с Е. П. Пешковой, сыном Максимом, А. В. Луначарским, М. М. Литвиновым и другими впоследствии видными деятелями нашего государства. Расставаясь, договорились еще раз встретиться. Теперь уже на квартире у Екатерины Павловны.

Эти две встречи с Горьким – на Капри и в Париже – не только послужили основой для большой дружбы между великим писателем и якутянином, но и сыграли определенную роль в жизни А. А. Семенова. Для него Горький до конца дней оставался наставником. К нему Алексей Алексеевич обращался в минуты горя и радости, в случае необходимости просил содействия, делился своими планами. «У меня к людям, подобным Семенову, - писал он в известном очерке «О единице», - с юности горит, не угасая, чувство глубокого уважения и – не скрою – зависти. Хорошо они умеют жить. Это потому, что радостно и неутомимо умеют работать».

Родился Алекскй Алексеевич Семенов в Бурятской АССР, а жена его Наталья Петровна – в Китае. В пятнадцать лет Алексей Семенов окончил Троицкосавское четырехклассное городское училище. Был принят письмоводителем к мировому судье. Бросил работу в суде, переехал в глухую деревушку, чтобы учить грамоте крестьянских детей. Через пять лет ему предложили работать бухгалтером в Якутске. По инициативе Семенова была организована публичная библиотека, при клубе приказчиков был организован театральный коллектив, положивший начало создании в Якутске русского драматического театра. Он же был инициатором организации в Якутске телефонной и электрической станции. Даже первая футбольная команда в городе была создана Семеновым. Он является редактором газеты «Якутская окраина» и аккуратно посылал Горькому на Капри, то великий писатель был знаком со всеми новинками якутской литературы. А. А. Семенов первым познакомил А. М. Горького с устным народным творчеством якутов, с отдельными произведениями основоположника якутской советской литературы П. А. Ойунского, известного драматурга А. И. Софронова, организовал встречи с ним якутского поэта Петра Черных-Якутского. Алексей Алексеевич и Наталья Петровна Семеновы во всех отношениях были чрезвычайно интересными людьми. Их жизнь была весьма сложна, но зато интересна и ярка Не случайно А. М. Горький, бывший в курсе всех начинаний А. А. Семенова, настоятельно и неоднократно советовал ему писать автобиографию, считая, что подобные книги возбуждают трудовую активность масс. Обращался по этому вопросу к его жене, надеясь на ее воздействие. А. А. Семенов, занятый претворением в жизнь своих многочисленных проектов, из года в год откладывал это дело. В конце концов сообщил, что он наконец-то решил послушаться своего друга, перед которым он преклонялся , и уже начал писать. К сожалению, архивы А. А. Семенова после его смерти до сих пор не обнаружены. В их числе было около сорока писем А. М. Горького. Шесть из них публикуются в настоящем сборнике, два были утерены еще при жизни Семенова.

Работая над этой темой я узнала много нового о жизни и деятельности основоположника русско-советской литературы Максима Алексеевича Горького, о его связях с нашей родной Якутией через переписки с Алексеем Алексеевичем и Натальей Петровной Семеновыми.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)