Герб литературных героев: Пугачёвой, Мироновой, Лариной и Мцыри
Проблема: читая исторические романы или романы о рыцарях, мы заинтересовались различием их в гербах не только по содержанию, но и по форме. И увидев герб нашей страны, мы подумали, почему же на нём изображён орёл, да ещё и двуглавый? Почему на гербе одной страны изображён лев? А на гербе другой – ещё кто-то? Что это? Зашифрованная информация? Разрешение этой проблемы совпало с уроком по литературе, на котором подводился итог знакомству с героями повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. Так возникла идея создания гербов главных героев этого произведения.
Гипотеза: поскольку литературный герой - это живой человек, личность со своими чертами характера, судьбой, то есть, похож на реально существующих людей (недаром его называют типическим героем), значит и для него можно создать герб, причём каждому герою – свой.
Цель нашей работы – выражение существенных фактов биографии и сторон личности через геральдику.
Задачи:
1. Познакомиться с основными требованиями к созданию герба;
2. Выделить существенные факты биографии, черты характера и склонности главных героев следующих произведений: “Капитанская дочка” и “Евгений Онегин” А. С. Пушкина, “Мцыри” М. Ю. Лермонтова и “Юшка” А. П. Платонова;
3. Создать герб каждого из героев, а именно Емельяна Пугачёва, Петра Андреича Гринёва, Марьи Ивановны Мироновой, Алексея Ивановича Швабрина, Татьяны Лариной, Мцыри и Юшки.
Объектом нашей работы стали гербы и правила их создания, а также главные литературные персонажи следующих произведений: “Капитанская дочка” и “Евгений Онегин” А. С. Пушкина, “Мцыри” М. Ю. Лермонтова и “Юшка” А. П. Платонова, а именно Емельян Пугачёв, Пётр Андреич Гринёв, Марья Ивановна Миронова, Алексей Иванович Швабрин, Татьяна Ларина, Мцыри и Юшка.
Предметом стали судьбы героев, их характеры, склонности, а также символы для их передачи через геральдику.
Методы, которыми мы пользовались, – это анализ, наблюдение, синтез, обобщение, идеализация, то есть абстрагирование и формализация.
Для того чтобы создать гербы литературных героев, мы сохранили и использовали уже имеющиеся в геральдике параметры:
Форма герба
Цветовая гамма
Использование символических фигур
Девиз
Соответствие герба характерам героев
Общее впечатление
Свои дополнения и предложения
Актуальность этой работы мы видим в том, что она помогла нам подвести итог в понимании образа героя, созданного автором, и позволила сделать это необычно и творчески.
Основная часть
Из истории создания гербов
Появление эмблем, т. е. условных символических изображений, каких-либо понятий, идей, относится к глубокой древности. Они зародились в странах античного мира и первоначально олицетворяли отвлечённые понятия, например, сова — мудрость. Затем стали знаками — символами древнегреческих городов, государств и их колоний. Например, Афины — сова, Коринф — пегас, Мирмекий — муравей. Их стали помещать на монетах, печатях и других предметах, но они ещё не являлись гербами. Различные отличительные знаки получили наследственный характер, т. е. превратились в гербы в узком значении слова в ХI - ХII веках в сердце западноевропейского рыцарства. Основной причиной появления гербов были особенности средневекового военного доспеха, скрывавшего лицо воина. Другой причиной являлись рыцарские турниры, очень популярные в средневековой Западной Европе военные состязания, которые привели к появлению на щитах рыцарей различных отличительных изображений. Также вследствие этого возникла новая специальная должность. Людей, состоявших в этой должности, называли геральдами, а в их обязанности входило описание гербов и определение их принадлежности.
Главной частью герба является щит. Различают несколько видов геральдических щитов: французский щит (четырёхугольной формы с заострением внизу в центре), итальянский щит (овальной формы), испанский щит (четырёхугольной формы с плавно закруглённой нижней частью), варяжский щит (треугольной формы с плавно изгибающимися боковыми сторонами) и германский щит (вычурно вырезанной формы). (См. далее: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЩИТОВ)
Кроме них существовали круглые, косоугольные, квадратные щиты и д. р. В русской геральдике самой употребительной стала французская форма герба.
Как правило, гербы были рельефными, но могли быть и плоскостными, цветными. Они составлялись из металлов, эмалей и мехов. Из металлов употреблялись только драгоценные: золото и серебро. Причем, если на гербе используются золото вместе с серебром, значит, этот герб относится к королевской власти, семье. Использовалась финифть пяти цветов — красного, голубого или лазоревого, зелёного, пурпурного и чёрного. Над щитами часто помещался шлем; над и под ним — корона. Щиты могли быть одноцветными или многоцветными. В последнем случае они разделялись на части, передававшиеся различными цветами. Щит, разделенный пополам по вертикали, называется рассеченным, разделённый пополам по горизонтали — пересечённым, разделённый на две части из угла в угол – скошенным справа налево. Щит, разделённый одновременно по вертикали и по горизонтали, является одновременно рассечённым и пересечённым.
Негеральдические фигуры делятся на естественные, искусственные и легендарные. К естественным фигурам относятся изображение живых существ и стихий, например, человека, зверей и птиц, огня и воды. К искусственным фигурам относятся изображения неодушевлённых предметов, например, башен и мечей. А к легендарным – изображение существ, не имеющих аналогов в природе, например, дракона, двуглавого орла, единорога, гидры, Пегаса, птицы Феникс и др.
Ещё на гербе помещается девиз — краткое изречение, характеризующее цели и принципы жизни, поведение, убеждения владельца герба.
Обычно при создании гербов используется только главная его часть — щит, на котором представлены символы героя. Все остальные части герба являются необязательными.
Гербы литературных героев и их описания
Герб Емельяна Пугачёва
Описание герба Емельяна Пугачёва
Герб Емельяна Пугачёва представляет собой германский щит, вычурно вырезанной формы. (Германия ассоциируется со словами “фриц” и “фашист”, что в некотором смысле подходит Емельяну как к личности, если судить по некоторым его поступкам и действиям).
Щит является пересечённым и рассечённым одновременно, причём рассечена только верхняя его суть. Жёлтый фон, на котором размещён данный щит, ассоциируется с печалью, скорбью и унынием.
Левая верхняя часть окаймлена голубым цветом и окрашена в тот же цвет, что подразумевает мечты и желания Пугачёва. Изображены на ней птица на дереве, что символизирует свободную жизнь, ведь птица — это свобода, а дерево — жизнь.
Правая верхняя часть щита окаймлена чёрным цветом, что означает суровую реальность. Изображена там разрушенная горящая Белогорская крепость, что говорит само за себя.
А нижняя часть этого щита окаймлена красным цветом и окрашена в тот же цвет, что означает пролитую за свободу кровь, а изображена там гильотина, означающая смерть Пугачёва.
Девиз Пугачёва: «Смерть за свободу» — это главная цель его жизни.
Герб Петра Андреича Гринёва
Описание герба Петра Андреича Гринёва
Герб Петра Андреича Гринёва представляет собой итальянско-французский щит. (Верхняя часть его закруглена, а нижняя — заострена, что означает целеустремлённость). Увенчан этот щит большим красным сердцем, что означает любовь к жизни, родине, семьи и Марьи Мироновой.
Зелёный фон, на котором размещён этот щит, символизирует жизнь. Края щита обвиты двумя зелёными стеблями, на конце которых находятся два листа того же цвета, что также ассоциируется с жизнью.
В центре щита — две перекрещенные шпаги – символ отваги и чести.
А в нижней части — дом, означающий семейный уют, к чему и стремился Пётр Андреич Гринёв.
Его девиз: «Любовь, отвага, честь – мои достоинства не перечесть» — это преобладающие лучшие качества Петра Андреича Гринёва.
Герб Марьи Ивановны Мироновой
Описание герба Марьи Ивановны Мироновой
Герб Марьи Ивановны Мироновой представляет собой итальянский щит овальной формы. (Италия — страна любви и страсти, что так подходит Мироновой).
Жёлтый фон, на котором размещён данный щит, ассоциируется с печалью, скорбью и унынием. Фон же самого щита с верху вниз переходит от светло розового до черного и красного, что показывает зарождающееся чувство, трудную судьбу, и настоящую любовь.
Раскрывающийся бутон розы розового цвета, вверху щита, на светлом фоне, показывает зарождающееся чувство Марьи к Гринёву. А большое красное сердце внизу щита олицетворяет большую светлую любовь.
Девиз Марьи Мироновой: «Любить я буду до могилы души твоей!. », что говорит о её бесконечной любви к своему избраннику.
Герб Алексея Ивановича Швабрина
Описание герба Алексея Ивановича Швабрина
Герб Алексея Ивановича Швабрина представляет собой варяжский щит, треугольной формы с плавно закругляющимся нижним углом. (Варяги — народ кочевой, жестокий; это описание вполне подходит для образа Алексея Ивановича Швабрина). Также такая форма щита напоминает голову змеи.
И даже щит обвивает кобра – одна из самых ядовитых змей. Это — означает, что его душу обвивает змея предательства и лжи.
Увенчан этот щит маленьким чёрным сердцем, что соответствует реальности, т. к. его сердце действительно было таковым.
Серый фон, на котором размещён данный щит, ассоциируется с аурой, окружающей его, и поступками, которые он совершил. А белый (прозрачный) цвет самого щита указывает на то, что без сильного союзника он – ничто и никто.
Сломанная шпага показывает то, что он лишился чести и достоинств.
А привязанная к чёрному сердцу петля — плата за содеянное, произведённая через повешение.
Девиз Швабрина: «Личная выгода – превыше всего» — это его сущность.
Герб Татьяны Лариной
Описание герба Татьяны Лариной
Герб Татьяны Лариной представляет собой итальянский щит, овальной формы. (Италия – страна любви и страсти, что так подходит Лариной).
Насыщенно зелёный фон, на котором расположен данный щит, ассоциируется с бурной, полной страсти жизнью Лариной.
Щит окаймлён и окрашен голубым цветом, что подразумевает невинность и чистоту её помыслов.
В середине герба изображён единорог – символ благородства, доброты и нежности.
Также там изображены две красные розы. Одна из них (верхняя) – это князь Вяземский, её муж, а другая (нижняя) – это Евгений Онегин.
И всё что там изображено, напополам рассекает жёлтая молния. Это означает то, что князь и Евгений раньше были хорошими знакомыми, а теперь стали соперниками. А ещё то, что Татьяна разрывается между “любовью” к князю и любовью к Онегину.
Ну а девиз Лариной: «Но я другому отдана и буду век ему верна», говорит о том, что она всё ещё не решилась сделать выбор, но в связи со сложившимися обстоятельствами она вынуждена расстаться с Онегиным, так как стала женой князя Вяземского.
Герб Мцыри
Описание герба Мцыри
Герб Мцыри представляет собой испанский щит, прямоугольной формы с закруглённой нижней частью. (Испания – страна коррид; а жизнь Мцыри напоминает вечную корриду жизни и смерти).
Фон красного цвета, на котором размещён данный щит, ассоциируется со страстью, жаждой крови. В общем, красный – это цвет настоящего горячего, пылкого и страстного кавказца, каковым и является Мцыри.
Данный щит – пересечённый. Он увенчан парящем орлом, а орёл символизирует свободу – то, к чему так стремился Мцыри.
Нижняя часть щита окаймлена чёрным цветом, а окрашена в серый, что подразумевает неволю, грусть, печаль, тоску, уныние.
Изображены на ней монастырь и выходящий из его дверей снежный барс. Это говорит само за себя, ведь Мцыри томился в неволе в монастыре и вырос там одиноким, чуждым людям, но яростным зверем.
Верхняя часть щита окаймлена голубым цветом, а изображены там кавказские горы, восходящее солнце и голубое небо, что подразумевает то, о чём мечтал Мцыри, а мечтал он попасть на родину – на Кавказ.
Но частично верхнюю часть перекрывает решётка, идущая от купола монастыря. Это означает, что Мцыри так и не смог полностью добиться осуществления главной цели своей жизни, ведь стремясь на свободу, Мцыри всё равно снова оказался в так ненавистном ему монастыре, где и умер от того, что его желание неосуществимо, а отчасти от того, что был серьёзно ранен снежным барсом.
Девиз Мцыри: «И дым Отечества мне сладок и приятен» – это его мечты, которые он унёс с собой в могилу.
Герб Юшки
Описание герба Юшки
Герб Юшки представляет собой испанский щит, прямоугольной формы с закруглённой нижней частью. (Испания – страна коррид, жестокости, несправедливости; а жизнь Юшки напоминает вечную корриду: он претерпевает обиды, оскорбления и унижения, на него «нападают»).
Жёлтый фон, на котором размещён данный щит, ассоциируется с печалью, скорбью и унынием.
Щит является пересечённым. Верхняя часть его окаймлена и окрашена фиолетовым цветом, что подразумевает всё плохое, что в буквальном смысле свалилось Юшке на голову.
В этой части щита изображены две тоже фиолетовые тучи, из которых льётся дождь и падает снег, и насыщенно жёлтый разряд молнии, который хоть немного, но разрывает границу между верхней и нижней частями щита, что символизирует все удары судьбы, которые так и сыплются на Юшку.
Нижняя часть щита окаймлена и окрашена голубым цветом, что подразумевает всё хорошее, что исходит от сердца, из глубины души его.
Изображён на ней цветок, самый обыкновенный, но самый прекрасный на всём белом свете, каковым и является Юшка.
Его девиз: «Несчастен я, но нужен людям» – это то, во что он верил до конца своей жизни.
Заключение
Мы думаем, что через эти гербы мы сумели представить характеры и судьбы литературных героев. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Действительно, можно создать герб литературного героя, причём каждому герою – свой.
Комментарии