Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Формирование многонационального состава населения Западной Сибири на примере г. Юрги Кемеровской области

Краткая историческая справка

Первое упоминание о Юрге датируется 1886 годом. Название города – тюркского происхождения. Жители деревни Юрга занимались сельским хозяйством. Почти 100 лет назад, в 1906 году, когда в деревне построили вокзал, Юрга стала железнодорожным поселком.

В 1939 году в Москве было принято решение о строительстве машиностроительного завода в Юрге. Осенью 1941 сюда эвакуировали военные заводы из Сталинграда, Ленинграда и Краматорска. Всего через год завод заработал, как часы: на фронт поступали пушки, сделанные на юргинском машзаводе. Одновременно с эвакуацией заводов происходило переселение инженеров, музыкантов, художников, учителей, многие из которых потом остались здесь жить и оказали огромное влияние на культуру юргинцев.

В 1943 году Юргинский район и поселок были переданы из Новосибирской области в состав вновь образованной Кемеровской области. Статус города Юрга получила в 1949 году.

В 1949-1950 годах в Юрге проживало около 26 тысяч человек. Из них примерно треть населения составляли немцы-спецпереселенцы, вывезенные из Поволжья (об этом стоит упомянуть, так как немцы в послевоенные годы занимали второе место по численности после русских). Они жили не намного лучше, чем военнопленные немцы. Люди имели право работать только на стройках и нигде больше. Вплоть до 1955 года спецпереселенцам запрещено было отлучаться из зоны приписки без особого на то разрешения.

На сегодняшний день общая площадь городских земель Юрги составляет 4200 га. Население города около 85000 человек, из них около 20000 не достигли совершеннолетия (но это неточные данные, т. к. итоги переписи населения не обнародованы). Также Юрга является одним из самых многонациональных центров Сибири, что определенным образом влияет на ее развитие.

Сибирь – это издавна центр разнообразных поселений: ссыльных, репрессированных людей Также Кемеровская область является географическим центром России. Поэтому история достаточно многонационального населения очень интересна. Начав заниматься этим вопросом, я не смогла оторваться, тем более, что Юрга – один из многонациональных центров Сибири. В нашем городе существуют различные объединения, которые можно разделить на 3 группы: национальные, религиозно-национальные и религиозные. В работе отражены: история их создания, цели и задачи, участие всех официально зарегистрированных обществ в жизни и развитии города и многие другие интересные факты.

Для меня эта тема интересна тем, что я узнала о традициях и обычаях, праздниках различных национальностей. Мне кажется, что историю народов своего города (особенно, если состав неоднородный), должен знать каждый, ведь это частичка тебя самого.

Предыстория города

Древнейший период

Как известно, первые люди появились в Кузбассе в конце древнекаменного века – 30-35 тыс. лет назад. Это были охотники на северных оленей, лошадей, носорогов, но в первую очередь – на мамонтов. Охота на мамонтов составляла основу хозяйства верхнепалеолитического человека. Кстати, находки костей мамонтов и других вымерших животных не столь уж и редки на территории современного Юргинского района. Лет десять назад, к примеру, нечто подобное было обнаружено в районе села Проскоково при строительстве трассы Юрга – Томск.

Примерно 10 тыс. лет назад на Земле произошли весьма существенные природные изменения. Окончательно отступил ледник, вымерли мамонты, шерстистые носороги, бизоны и пещерные хищники. Не только животный мир, но и климатические условия приняли облик, очень близкий к современному. Окончательно сложились современные растительные зоны: степь, лесостепь, тайга. Вполне сформировалась речная система.

С началом новой эпохи, называемой неолитом (новокаменным веком), все сферы жизнедеятельности первобытного человека претерпели довольно существенные изменения. Повсеместное распространение получили лук и стрелы, в том числе стрелы с кремневыми наконечниками. Осваивались новые приёмы обработки камня: шлифовка, сверление, пиление. В итоге одним из основных орудий труда становится шлифованный каменный топор. Развивались рыболовство, собирательство. Появилась глиняная посуда. Была приручена собака. В те далекие времена сибирские охотники и рыболовы, в том числе и обитатели Притомья, селились отдельными родами, как правило, в землянках и в местах, богатых рыбой, зверем и дичью.

В Сибири эпоха неолита относится к IV-III тысячелетиям до н. э. По мнению известных ученых А. П. Окладникова и А. И. Мартынова, именно в неолитическое время в Притомье расцвела удивительная и во многом загадочная культура аборигенных народов, оставивших после себя знаменитые писаницы на притомских скалах

В настоящее время в районе Юрги известны две писаницы: Тутальская и недавно открытая Никольская. Обе расположены на правом берегу Томи, рядом с посёлком Рудник, на прибрежных скалах, именуемых в народе соответственно Змеиными и Никольскими горами.

Вопрос о датировке писаниц на Томи вообще и Тутальской писаницы в частности вызывает отнюдь не праздный интерес. А. П. Окладников и А. И. Мартынов относят все рисунки Тутальской писаницы к неолиту, причём большую их часть к самому началу неолита, т. е. приблизительно к VI-V тыс. до н. э. Они пишут: «Жившие на берегах Томи охотники ещё в конце палеолита, примерно за 15-12 тысяч лет до н. э. , нанесли первое изображение на гладкой поверхности Тутальской скалы. Она им продолжала служить и в раннем неолите. Фактически это древнейший из известных на Томи памятников первобытного искусства». Более того, говоря о расположенной у деревни Писаной Томской писанице, А. П. Окладников и А. И. Мартынов предполагают, что «к её подножию люди пришли уже тогда, когда вся поверхность Тутальской скалы была покрыта рисунками». Часть исследователей относит её к гораздо более поздним временам, вплоть до начала I тыс. до н. э.

Тутальская и Никольская писаницы, а равно и другие писаницы, известные на Томи, в течение нескольких тысячелетий составляли значительнейший культурно-художественный центр Западной Сибири и в таковом качестве просуществовали приблизительно до рубежа нашей эры. Впрочем, отдельные грубые и схематичные изображения на Томи известны и в I тысячелетии н. э. , но они уже не идут ни в какое сравнение с прежним высоким искусством. Наступала новая эпоха. Гунны привели в движение гигантский муравейник южных степных народов, и эти бесчисленные миграции и передвижения огромных масс людей не могли не отразиться на племенах северной, «лесной зоны». А. П. Окладников и А. И. Мартынов пишут, что «тревожная историческая обстановка в степях заставила лесных охотников уйти дальше в глубь своих лесов, а вместо них на южной кромке лесов стало жить население, которому уже чужды были писаницы на берегах Томи».

Древнее население Притомья, в том числе племена, очевидно, обитавшие когда-то в окрестностях нынешней Юрги, на протяжении тысячелетий испытывало несомненное влияние соседних культур (более того, по берегам Томи неоднократно проходили, смешиваясь с аборигенами или вытесняя последних, многие народы древности). Так, в период энеолита в низовьях Томи развивалась так называемая самусьская культура со своеобразной керамикой и высоким уровнем металлообработки. Самусьцы занимались традиционно охотой и рыбной ловлей, причём значение последней постоянно возрастало. Племена этой культуры обитали в полуземлянках и вели полуосёдлый образ жизни. В середине II тыс. до н. э. сюда проникают, перемешиваясь с местным населением, носители андроновской культуры, уже знавшие мотыжное земледелие и пастушеское скотоводство. Это были люди бронзового века. Примерно в XIII в. до н. э. андроновскую культуру сменила карасукская, влияние которой на томские охотничьи племена в течение всего I тыс. до н. э. было очень велико. В VII-VI вв. до н. э. в лесной зоне Верхнего Приобья и Притомья (от Алтая на юге и до нынешнего Томска на севере) возникает так называемая большереченская культура. Значение этой замечательной культуры для истории нашего региона трудно переоценить. В фундаментальном академическом издании «История Сибири» об осёдлых племенах большереченской культуры сказано следующее: «Население жило в укреплённых местах, в родовых поселениях, в полуземляночных жилищах прямоугольной формы, с открытым очагом, располагавшимся в середине жилища. Хозяйство большереченского населения было комплексным. Основными отраслями его являлись пастушеское скотоводство и примитивное мотыжное земледелие. Из домашних животных разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот. Мясо лошади употреблялось в пищу, использовалась она и в качестве транспортного животного, на что указывают находки роговых псалий. Мотыжное земледелие давало небольшое количество зерна, размол его производился на каменных зернотерках, части которых найдены в полуземлянках. Серьезным подспорьем в хозяйстве были рыболовство и охота. Орудием охоты служил лук. Костяные наконечники стрел в большом количестве найдены на большереченских поселениях. Охотились на лося, медведя косулю, марала, мясо которых шло в пищу. Практиковалась и охота на пушных зверей: бобра, зайца, соболя и других, шкурки которых шли для шитья одежды, а возможно, и на обмен. К числу домашних производств относились обработка кости и рога, гончарство, прядение и ткачество. Из кости и рога делались наконечники стрел, трепала для пряжи, гребни, рукоятки ножей и другие предметы. Глиняная посуда лепилась от руки. Большереченские племена выделывали ткани из шерсти и растительного волокна. При прядении использовались глиняные пряслица, украшенные резным орнаментом». Носители этой культуры знали металлургию. Причем железо у них вытеснило медь и бронзу только к III-II вв. до н. э. В целом хозяйство большереченцев носило натуральный характер. Важно подчеркнуть, что такой тип хозяйства с небольшими изменениями сохранялся у лесных народов Верхнего Приобья и Притомья до конца I тыс. до н. э. Лесные племена Притомья испытывали влияние и с востока, со стороны тагарской культуры (VII-I вв. до н. э. ) Примерно в V-III вв. до н. э. скотоводы-кочевники, носители этой культуры, начали проникать в зону большереченских племен (тагарские курганы ныне обнаружены даже на левом берегу Томи). Но проникновение тагарцев закончилось их постепенной ассимиляцией местным населением. В гуннскую эпоху, со II в. до н. э. , на смену тагарской культуре пришла таштыкская. Памятники этой культуры железного века широко представлены на северо-востоке Кузбасса.

К эпохе бронзы относится и кулайская культура, существовавшая с V в. до н. э. севернее низовий Томи, в районе Среднего Приобья. В конце I тыс. до н. э. по ряду причин природного и экономического характера носители этой типично лесной культуры – рыболовы и охотники – начали продвижение на юг.

Древний период

По некоторым оценкам, наиболее крупная волна миграции кулайцев пришлась на период I в. до н. э. – I-II вв. н. э. , продвигались они на юг, вплоть до предгорий Саяно-Алтая и Кузнецкого Алатау, не только по правобережью Оби и притокам Чулыма, но и по берегам Томи.

В археологическом плане Юргинский район относится к числу наименее изученных, но весьма перспективных районов. Местному населению, например, давно известны таинственные кургуны на речке Лебяжьей или огромные, прозванные ещё “богатырскими” курганы на Юргинском полигоне (наши военные не нашли ничего лучшего, как оборудовать на них разного рода пункты, цели и прочие замечательные приспособления для учений и стрельб). В отличие от “богатырских” курганы в старинном селе Зимник были малоизвестными. Местная молодёжь использовала это место в основном под футбольное поле. И вот в 1993 году были произведены первые профессиональные археологические раскопки. Ученые предполагали найти захоронения предков нынешних жителей села – татар-калмаков. А что же было найдено? Предоставим слово руководителям раскопок – А. С. Васютину и В. М. Кимееву:

“Курганный могильник “Зимник“ расположен в центре современного поселка Зимник, на южной оконечности мысовидной коренной террасы реки Искитим, в устье её левого притока – реки Кожановки. Расположение всех найденных предметов определённо свидетельствует о культурной принадлежности могильника. К этнокультурным особенностям этого памятника можно отнести также северо-восточную ориентацию мужского взрослого погребения и северо-западную ориентировку мужского детского погребения и их позу – трупоположение на спине. По многим признакам, наряду с расположением нескольких погребений под одной насыпью, этот памятник находит соответствия в материалах рубежа I – II тыс. н. э. из Барнаульского и Новосибирского Приобья. Специфической особенностью сросткинской культуры этого времени является как наличие трупоположений с северо-восточной ориентировкой, так и присутствие в комплексах этой культуры ряда черт более ранней, одинцовской культуры. Зимниковский могильник по своим культурным и палеоэтнографическим особенностям входит в круг памятников сросткинской этнокультурной общности Урало-Сибирского региона и отражает начавшийся в конце I тысячелетия процесс культурной трансформации и его особенности в лесостепных районах Западной Сибири, обусловленный крупными миграциями кимако-кыпчакских групп населения“.

Эта цитата достаточно важна, так как перед нами одно из самых крупных археологических открытий на территории Юргинского района, может быть, за все годы его существования.

В XIII веке н. э. новый импульс процессам тюркизации в Западной Сибири дали татаро-монгольские походы. Из малочисленных тюркоязычных народов Притомья, которые могли когда-то проживать в районе современной Юрги и её окрестностей, назовем, прежде всего, тюльберов. Касаясь истории этого маленького, но колоритного народа, В. М. Кимеев писал: «Вероятно, спасаясь от преследования монголов, тюльберы беспрепятственно освоили в XII – XVII веках слабозаселенную долину Томи от устья реки Нарык вплоть до земель нижнетомских татар-еуштинцев». Ив другом месте: « Известно, что расселялись они к приходу русских казаков в XVII веке в улусах по обоим берегам средней Томи, вниз от устья реки Ускат до кочевий притомских калмыков по реке Искитим». Следовательно, тюльберы вполне могли проживать в районе Юрги, но, к сожалению, следов их древних улусов в этих местах не обнаружено. Народа этого давно уже нет, к XX веку он был полностью ассимилирован русскими и татарами.

Когда русские появились в Нижнем Притомье, они встретили здесь только один-единственный народ, обитавший на берегах Томи – так называемых томских татар-эуштинцев. Известно, что именно «князец» этих татар Тоян Ермашетев пригласил и помог русским построить в своих землях г. Томск (1604). Поэтому многие ученые считают, что окрестности современной Юрги входили тогда в сферу влияния (или даже расселения) эуштинцев, но ни документальные, ни археологические источники пока не подтверждают этого смелого предположения.

Учитывая уникальность культуры томских татар-эуштинцев и её географическую близость к району Юрги, необходимо рассказать подробнее об этих аборигенах Нижнего Притомья. Касаясь этнической истории эуштинцев, Ф. Т. Валеев и Н. А. Томилов писали: «Относительно томских татар в последние десятилетия выдвинута и удерживается точка зрения, что это аборигенное самодийское (селькупское) население, испытавшее сильное влияние кочевников-тюрков. Степень тюркизации в данном случае остается не вполне ясной. Относительно эуштинцев было высказано мнение, что в своей основе это группа южных самодийцев». И далее: «Взгляд на томских татар в основном только как на аборигенов, подвергшихся лишь тюркизации в плане языковой и частично культурной ассимиляции, но не более, представляется несколько односторонним. Видимо, речь следует вести о сильном смешении на этой территории тюрков и самодийцев и о некотором оттеснении последних на север. О сложности этногенеза и в целом этнической истории томских татар свидетельствуют аналогии, выявленные при сравнении их орнаментов с узорами народов Сибири».

Таким образом, зная «коренных» жителей близлежащих территорий, можно говорить о формировании самой Юрги.

Формирование Юрги

Название города

Теперь перенесемся на сто километров вверх по Томи. Здесь на левом берегу, рядом с маленькой речкой Юргой, через триста лет после прихода русских возник поселок, а затем и город Юрга. Невооруженным глазом видно, что свое название город получил от этой небольшой, ничем не примечательной речушки. И тогда возникает вопрос: кто же и когда её так назвал? И что означает это странное слово Юрга?

Вопрос о происхождении гидронима «Юрга» имеет свою историю. Это непростой вопрос, к сожалению, не нашедший однозначного ответа. И. А. Воробьева отмечает, что «надежной этимологии этого названия пока нет». Тем не менее существует ряд толкований и расшифровок, и мы остановимся на них подробней. Очень много занимался этой проблемой юргинский краевед-энтузиаст И. Ф. Половинкин. Ему удалось показать несостоятельность распространенной версии о том, что Юрга – по-татарски, дескать, «яма ветров». Не в одном татарском словаре такого слова не нашлось.

Одно из самых популярных толкований: Юрга – конь-иноходец. У многих авторов оно звучит рефреном: «в переводе с тюркского Юрга – иноходец». И действительно, у башкир, например, этим термином обозначают лошадь, имеющую особый ход (иноходь, тропоту). Туркмены называют иноходца «ёрга». На языке алтайцев беговая лошадь – «иугурук». Наконец, по-татарски иноходец – «юргалау», «юргаат». Однако какое отношение все это имеет к безвестной, маленькой речушке, притоку Томи? Говорят, что здесь могли жить кочевники-коневоды. Но когда русские появились в этих местах, они не обнаружили никаких тюркских кочевий, тем более, поселений. Во всяком случае, документальные источники молчат об этом. Не было на Юргинке никакой тюркской деревни Иноходец, где могли бы – пусть гипотетически – разводить эту породу, как не было вокруг и других татарских деревень, на которые ныне любят ссылаться. Все татарские деревни современного Юргинского района возникли позднее, т. е. после прихода русских и даже благодаря русским. В те далекие и суровые времена тюркоязычные кочевники занимались, в основном, разбойными набегами на русские земледельческие поселения и крепости, в том числе и в районе современной Юрги. Так что версия о тюркских корнях гидронима «Юрга» маловероятна. Но легенда об иноходце, красивая легенда, живет, и юргинская поэтесса Т. Рубцова даже посвятила ей такие замечательные строки:

Как из малого лосенка

Вырастает кабарга,

Поднимался из поселка

Город нынешний – Юрга.

Состязался конным ходом

С быстрой речкой тюркский князь

И «илгою» – иноходцем

Томь назвал, оборотясь.

Из кибитки важно вышел

И на речку указал.

Русский те слова услышал

И по-своему сказал.

Есть иные переводы –

«Яма», «быстрая река».

Мне ж по нраву – иноходец,

Проскакавший сквозь века.

И теперь стране известно

Имя светлое – Юрга,

И звенит оно, как песни

Колокольная дуга

Следующая версия связывает происхождение гидронима «Юрга» с селькупами, коренным дотюркским населением Притомья. Ещё А. П. Дульзон отмечал, что для районов «проживания селькупов обычны названия рек и речек с окончанием «ка», «га», «джа». Эти окончания являются русской переделкой (морфологизацией) селькупских слов «кы», «гы», «ге» - в значении «река». Заинтересовавшись селькупским «следом», И. Ф. Половинкин написал письмо профессору Дульзону (перед этим в одной статье Дульзон упоминал о Юрге как селькупском топониме) и получил следующий ответ: «Для толкования названия Юрга точных данных пока не имеется. Ясно только, что город получил свое название по речке Юрга (Юргинка). Скорее всего, это – слово селькупского происхождения. В селькупском языке имеется слово «юр» - «жир», современное русское название возводится к селькупской форме юргы, что значит «речка с жирной водой, имеющей жировые пятна». Я не знаю, дает ли вода этой речки основание для такого толкования, если да – прошу сообщить мне. Так с легкой руки маститого томского ученого пошла гулять по страницам юргинских изданий селькупская «жирная река». Как отмечал И. Ф. Половинкин, говоря о «жирной» Юргинке: «Какой в ней жир, длины-то она всего каких-нибудь 5 километров» и летом почти пересыхает.

Ещё один вариант, связанный с аборигенным, дотюркским населением Притомья, предполагает обращение к кетско-ассанскому наречию. В этом наречии в качестве термина со значением «река» используется слово «ур». Гидроним «Юрга», следовательно, мог образоваться из кетско-ассанского «ур» («река») и уже знакомого нам селькупского «кы» («гы»). Получается: Юрга из Уркы (Ургы) в значении – «река-река».

Наконец, последнее толкование загадочного слова «Юрга», на котором хотелось бы остановиться. Именно к этой версии в итоге своих поисков пришел И. Ф. Половинкин, и она, пожалуй, представляется наиболее убедительной. Внимание юргинского краеведа привлекло появившееся в науке понятие алтайско-индоевропейской языковой общности и, в частности, работы В. Н. Поповой. Она, по его словам, писала о том, что гидроним «ир» (определение, относящееся к реке, воде) на санкскрите звучит как «ар», а вместе с суффиксом причастия («арпа») это уже означает «бурлящий, клубящийся, бушующий поток». Из «ар», по мнению исследовательницы, возникло иранское «ир» со значением «течь, устремляться». И. Ф. Половинкин подчеркивает, что это «корнеслово «ир», имеющее отношение к реке, воде. Усвоено во многих языках, но продолжало в течение веков изменяться. Это «ир» мы встречаем в Сибири в виде «ер», «юр», «ур», «эр». Но все эти корнеслова от «ар» и «ир» до «ур», «юр» и «эр» означают течение, движение, в гидронимах – бурное, стремительное ». Вот она, пожалуй, разгадка. Вот и решение проблемы. Памятуя о селькупском языке и селькупах, юргинский исследователь заключает, что «именно они прибавили к «юр» свое «гы», что означает «река», а русские, придя на Томь, преобразовали «гы», согласно законам речи, в «га» – стала Юрга. В основе, как мы убедились, - маленькая бурлящая речка, короче и яснее – быстрая речка». Итак, Юрга – Быстрая речка. И на этот раз название вполне отображает внутреннюю суть. Кому не известно, что по весне или в период дождей Юргинка и соседняя Бурлачиха, прорезающие высокий юр, «бегут говорливо, бойко».

Правда, при таком толковании гидронима «Юрга» все равно возникает неизбежный вопрос: от кого русские казаки-первопроходцы впервые услышали это название? Если рассуждать логически, то только от местного оседлого населения, жившего рядом с речкой. Вряд ли эуштинцы, селившиеся слишком далеко от этих мест, могли знать о небольшом притоке Томи (и соответственно его именовать). Ещё меньше это нужно было воинственным телеутам, беспрерывно кочевавшим на огромных территориях. Итак, логически рассуждая, русские первопроходцы должны были застать в районе Юргинки какие-то, пусть небольшие, группы коренного оседлого или полуоседлого населения. И если мы установили, что гидроним «Юрга» – наполовину селькупского происхождения, то логично предположить, что эти группы коренного населения являлись селькупами (или, во всяком случае, отюреченными селькупами). Но были ли здесь селькупы?

Вопрос о том, жили ли селькупы в районе современной Юрги, и если жили, то когда, не нов. К сожалению, он и по сей день остается не вполне проясненным. Ясно только, что до тюрков Нижнее Притомье действительно населяли самодийцы, предки селькупов. Это кажется общепризнанным. Жили самодийцы (селькупы) оседло, в землянках, которые обычно строились на крутых, обрывистых берегах реки и назывались «карамо». Жили патриархальными родами, носившими имена священных птиц или животных. Занятия этих притомских племен были традиционными: рыболовство, охота, собирательство; из звериных шкур они шили одежду, делали глиняную посуду без гончарного круга, даже производили крапивную пряжу. Затем, в эпоху начавшейся тюркизации, часть местных селькупов (самодийцев) была отюречена, часть – оттеснена на север.

По вопросу о том, застали ли русские первопроходцы аборигенов в районе Юргинки, у И. Ф. Половинкина сложилось вполне определенное мнение. Он считал, что не только застали, но и даже «устраивались близ становий аборигенного (местного) населения – селькупов, которые располагались, как правило, на берегах рек, где можно было заниматься рыбным промыслом». Правда, опять же это утверждение подано без ссылок, без доказательств. Впрочем, в одной из статей начала 1970-х гг. юргинский краевед попытался обосновать свою точку зрения ссылкой на «Окладные переписи ясачным жителям ведомства г. Томска». Из этих переписей видно, что в середине XVIII в. в ряде русских деревень правобережья Томи, в том числе и в Поломошном, насчитывалось несколько десятков плательщиков ясака. Но, во-первых, неизвестно, имелись ли в этих местах ясашные в более ранние времена, которые нас интересуют, скажем, в начале XVIIв. И, во-вторых, в переписях нигде не сказано, что это были именно остяки (селькупы). Впрочем, для И. Ф. Половинкина такие мелочи не в счет. Он уверен, что эти ясашные с правобережья, «по-видимому, селькупы, захоронения которых известны и на левом берегу, в районе речки Юрги». Прекрасно зная, что еще задолго до русских селькупы были вытеснены в районы севернее современного Томска, он тем не менее допускает, что какая-то «часть селькупов задержалась в наших местах». Затем начались ассимиляционные процессы с русским населением. Очень скоро, подчеркивает юргинский исследователь, «следы селькупов, отчасти и местных татар останутся только в говоре местных жителей и их внешнем облике, например, в Поломошном». Насчет антропологических особенностей поломошенцев нам трудно судить: в сибиряках, как известно, многое намешано. Но, в принципе, никто не спорит. Русские в районе Юрги действительно могли ассимилировать какие-то очень небольшие группы местных аборигенов. Такую вероятность глупо отрицать. Однако вряд ли это могли быть собственно селькупы. Повторюсь, речь может идти только о местном самодийском населении, уже в значительной степени отюреченном. Не стоит забывать, что к началу русской колонизации сложнейшие процессы тюркизации в Притомье длились почти тысячу лет.

Образование поселения

Такова предыстория нашего города, и именно так им образом расселялись люди на территории Юрги в древние времена. Русское государство крепло и развивалось, но о Сибири мало кто знал.

XVI - конец XIX вв.

Русские, как известно, появились в Нижнем Притомье в начале XVIIв. В 1601 г. район будущего Томска был «проведан» дипломатическим посольством из Москвы, а уже в 1604 г. здесь отстроили Томский острог. Правда, «в первых сибирских летописях присутствует другая дата появления и обоснования русских на месте будущего Томска – 1594 год. Исследователи допускают, что в результате стихийной народной колонизации Сибири вольные поселения могли появиться здесь раньше «постановления государевых городов». Как бы там ни было, освоение нового края Россией началось. Из Томска были организованы первые походы казаков и служилых «татар» (эуштинцев и чатов) в верховья Томи, «в Кузнецы». И. Ф. Половинкин цитирует известный документ – отписку томских воевод Василия Волынского и Михаила Новосильцева в Москву о зимнем походе 1608 г. В отписке воеводы сообщали царю: «До кузнецких, государь, до ближайших волостей ходу 7 недель, а идти, государь, все до них пусто. И многие, государь, служивые люди и томские татарове, которые ходят в подводах, помирают на дороге с голоду». Этот документ красноречиво свидетельствует о малонаселенности Притомья в начале XVIIв. На десятки километров тянулось безлюдное заснеженное побережье. И, возможно, такая же унылая картина открылась казакам и в районе будущей Юрги. Чтобы закрепиться в более богатой и заселенной «Кузнецкой земле», жители которой к тому же производили оружие и военное снаряжение, в 1618 г. был поставлен на Кондоме Кузнецкий острог. Между двумя русскими острогами поддерживалась постоянная связь. Появились первые поселенцы. Но возникновению и росту русских деревень в XVII в. препятствовали непрекращающиеся нападения воинственных кочевников. Кочевья телеутов и джунгар (с юго-запада) и енисейских киргизов (с востока) начинались уже в 400-500 верстах от Томска. Чтобы обезопасить первые казачьи заимки и крестьянские распашки от разорительных набегов, русские власти строили между Томским и Кузнецким острогами новые крепости. В частности, в 1657 г. был возведен Сосновский острог, в 1665 г. – Верхнетомский. Район будущей Юрги, оказавшийся между ними, находился под преимущественной защитой (и управлением) Сосновского острога. В плане административно-территориальной принадлежности земли в окрестностях Юргинки и Искитима относились к Томскому уезду, который, в свою очередь, входил в состав так называемого Сибирского царства, охватывавшего всю территорию Сибири и управлявшегося из Москвы Казанским дворцом. После переименования последнего томские территории официально входили в состав Томского разряда Сибирского Приказа.

Прежде чем рассказать о первых русских поселениях в Притомье, необходимо разобраться с той хронологической путаницей, которая за последние десятилетия возникла в юргинском краеведении. Речь пойдет о датах основания некоторых деревень Юргинского района. По традиции, все эти даты берутся из одного источника – из материалов переписи населенных пунктов Сибкрая, проводившейся одновременно со Всесоюзной переписью населения в 1926 году. Однако к этому источнику надо относиться очень осторожно, так как перепись проводилась со слов местных жителей, и даты были взяты с потолка. Если даже признать всю эту цифирь за чистую монету, все равно остается непонятным, как и кем столь невероятные даты могли быть зафиксированы в XIV – XVI вв. Ведь русские первопроходцы появились в Нижнем Притомье лишь в начале XVII в. До них цивилизованный мир и не подозревал о существовании этих мест. Кроме того, до прихода русских коренное население Западной Сибири (даже в Сибирском ханстве) письменности не знало, как не знало долговременных и точных систем отсчета времени.

К. Пустозеров в статье «Русские поселения на Томи» (1982) убедительно со ссылкой на архивные источники, показал, что русские деревни в Юргинском районе появились только в XVII в. В XV и XVI вв. , доказывает исследователь, «русских в этих местах ещё не было. Они стали селиться после основания Томской крепости, с 1604 года. Местное же население (татары) в те времена вело кочевой образ жизни, и постоянных поселений у них не было». Впрочем, и К. Пустозеров допускает ошибку, считая, что Зимник был основан в 1520 году, Большой Искитим (ныне Улус) – в 1574 г. , Старый Шалай – в 1609 году. И даже во время юбилейных торжеств по случаю 60-летия образования Юргинского района в 1995 году были официально повторены, почти слово в слово, и, стало быть, подтверждены все три «даты основания». Достоверно известно, что калмаки появились на Искитиме лишь во второй половине XVII в. , после русских, а эуштинцы, как мы знаем, обитали слишком далеко от этих мест, и, разумеется, никаких эуштинских поселений на Искитиме науке не известно.

Первым русским поселением в окрестностях современной Юрги было старинное село Поломошное. Это кажется общепризнанным фактом, но когда речь заходит о деталях, начинаются расхождения и разногласия. В первую очередь перед исследователем встают опять же проблемы хронологического порядка. В самом деле, когда было основано село Поломошное? Существует несколько мнений: Т. Капранова – 1600 г. , В. Микриков – 1620 г. , В. Паничкин – 1673 г. , - но официально признанная поломошенцами дата – 1650 год. Когда оперируют с этой датой, нередко ссылаются на некие «данные Томского областного архива». На самом же деле она позаимствована, как и все предыдущие, из материалов переписи населенных пунктов 1926 года и уже поэтому нуждается в документальном обосновании и уточнении. Поиск в этом направлении в московских архивах был бы наиболее перспективным. Но что бы там ни было, а Поломошное играет очень важную роль в основании Юрги. На вопрос об основателе этого села существует множество ответов, но ясно одно – что им был Поломошнов, а вот какой именно – решайте сами, так как на этот вопрос должны ответить новые архивные изыскания.

В литературе не раз отмечалось, что «первыми русскими поселениями не военного типа, возникшими на территории Притомья, были заимки, создаваемые служилыми людьми (казаками) вблизи построенных острогов. На заимках они имели избы, содержали рабочий скот, косили сено, по мере сил и средств занимались хлебопашеством». Причем занятие земледелием было по силам лишь зажиточной группе служилых людей, в том числе и значительной части конных и пеших казаков.

Следует также заметить, что Поломошное было основано на земле Сосновского стана, земледельческого района, образовавшегося при Сосновском остроге, и место, которое выбрал Поломошнов было очень выгодным, так как основным средством передвижения была река. Река давала и добавочный продукт питания – рыбу. Постепенно рядом с Поломошновым стали селиться и другие поселенцы, которые искали лучшей жизни, убегая от кабалы бояр из центральных районов России. Так появилась рядом с домом Поломошновых постройка Кузнецовых. В Поломошном до сих пор сохранился дом, срубленный прадедом семидесятилетней жительницы села Кузнецовой Пелагеи Мефодьевны. Этот дом построен 200 лет назад. Рублен топором, тес на крыше дран и прикрыт коньком без единого гвоздя. В нем сохранились прорезы окошек для прохода дыма, так как дом отапливался по-черному. В окнах сохранились проруби, на которых натягивалась брюшина, заменявшая стекло. Сейчас этот дом находится в Новосибирском Академгородке, в этнографическом музее.

Шло время. Российская Академия наук организовала Великую Северную экспедицию, в составе которой был известный профессор Г. Ф. Миллер и его ученик – студент С. П. Крашенинников. Он вел по заданию Миллера скрупулезную запись всех замеченных им по обоим берегам реки населенных пунктов. Итогом кропотливой работы молодого ученого явился «Реестр деревням от Кузнецка вниз по Томи до Томска, с указанием поверстного расстояния между ними». Проплывая мимо тех мест, где река делает резкий поворот на север и где через 200 с лишним лет поднялся прекрасный современный город Юрга, С. П. Крашенинников записал следующее:

«Микольская речка на правой стороне, от Попиной деревни в 5 верстах.

Искитимская деревня на левой стороне, от Микольской речки в 5 верстах. Под ней.

Искитим речка в Томь впала.

Поломошна деревня на правой стороне, от Искитимской в 4 верстах. Под ней.

Поломошна речка в Томь впала.

Юрга речка на левой стороне, от Поломошной деревни в 1 версте.

Тала деревня на той же стороне, от Юрги речки в 4 верстах. Посреди деревни течет в Томь Тала речка».

Не правда ли, все знакомо? И названия очень мало изменились. Перед нами первый исторический документ, содержащий прямое упоминание о Юрге. Пока еще только о речке Юрге, но тем не менее. Именно с этих пор слово «Юрга» появляется в лексиконе ее величества Истории – в письменных источниках и литературе по истории Сибири.

Считается, что как населенный пункт Юрга возник в 1886 г. В многочисленных публикациях стало общим местом упоминание этой даты с непременной ссылкой на некие «данные Томского областного архива» (хотя никто до сих пор не потрудился эти «данные» конкретно назвать). На самом деле дата – 1886 г. – позаимствована из хорошо знакомых нам материалов демографической переписи 1926 г. и уже поэтому нуждается в документальной проверке. То, что она не совсем верна, доказывают и воспоминания старожилов: Евдокия Петровна Тарабыкина в числе первых поселенцев Юрги называет своего свекра Петра Семеновича Тарабыкина, умершего в 1948 г. на 81-м году жизни. По её словам, его семья переехала на левый берег Томи, когда ему было 8-9 лет, примерно в 1875-1876 гг. До этого на месте Старой Юрги стояла в березовом лесу одна покосившаяся избушка, в которой жил одинокий старик. Имени и отчества его никто не помнит. За нелюдимость же его считали колдуном. Другие источники говорят, что с 1861 г. на месте нынешнего пристанционного поселка существовали разрозненные землянки татар, переселившихся сюда из Казанской губернии.

Н. Е. Гладков, занимавшийся этим вопросом, в 1967 году писал, что первыми поселенцами были «семьи Тарабыкиных, Безносовых, Чишковых, Севостьяновых, Постниковых, Бычковых, Гордеевых, Добрыниных, Березовских, Дорониных. К ним присоединилась и семья Белишевых, переселенцев с запада». Перечисляя эти фамилии, он основывался на воспоминаниях некоторых старожилов, с которыми лично беседовал.

XX век

Надо сказать, что интерес к ранней истории Юрги не ослабевает до сих пор. Несколько лет назад был впервые опубликован датированный 1901 г. «Именной список выселок Юрга Поломошинского сельского общества». Всего в Юрге в 1901 г. проживал 31 человек, 15 мужских душ и 16 женских, годных работников тех и других – по семь человек. Этот документ имел и другие варианты. В Томском областном архиве, в фонде бывшего губернского управления, среди материалов, относящихся к 1901г. , есть ещё два именных списка выселка Юрги, подписанных, как это было принято в то время, поломошенским сельским старостой Тарабыкиным и писарем Ульяновым.

Важно подчеркнуть, что выселок Юрга во всех именных списках проходит как «старожильское селение». Но уже в 1901 г. здесь осели первые переселенцы из более дальних мест. Дело в том, что к одному из именных списков Юрги, обнаруженных Н. В. Галкиным в Томском областном архиве, был приложен оформленный по всем правилам «Список для непричисленных переселенцев, проживающих в старожильческих селениях». Из этого документа видно, что вместе с поломошенцами в выселке Юрга обосновались ещё две крестьянские семьи: в1900 г. – Савостьянов Андрей Васильевич (из Каинского уезда) и в 1901 г. - Брюшенков Никита Лаврентьевич (из Тамбовской губернии). Всего 12 человек, в том числе 7 "душ мужского пола" и 5 женского. Из них «годных работников» соответственно 5 и 4 человек. Таким образом, точного ответа на вопрос о первых поселенцах Юрги нет.

Бывают исторические события переломного характера, составляющие рубеж в развитии страны или её отдельного региона. Именно такой, качественно новый этап в истории Юрги и других окрестных селений начался со строительством в этих местах Великой Сибирской железнодорожной магистрали. Новая эпоха властно вступала в свои права. Транссиб, как известно, дал могучий, можно сказать, революционный толчок развитию передовых капиталистических отношений в Сибири, и в Кузбассе – в первую очередь. Закипела, забурлила новая жизнь и в районе Юрги и Поломошного. Уже летом 1891 г. здесь побывал замечательный писатель и талантливый инженер-путеец Н. Г. Гарин-Михайловский.

Писатель нарисовал несколько ярких типов тальских мужиков времен строительства Транссиба. Для нас представляют интерес суждения этих крестьян о своих соседях. Например, один из персонажей говорит автору очерка следующее: «Наша деревня Тальская – охотники возить, на тракту живем – завсегды заработок. А вот Поломошная, к примеру, всего в пяти верстах, а за рекой, негде взять копейку: колотятся». Местное население относилось к будущей железной дороге по-разному, и это хорошо показано в очерке, но в целом, преобладало здоровое любопытство и неподдельный интерес к невиданному «чуду техники». В результате летних изысканий, произведенных Гариным-Михайлоским в районе Талой и выселка Юрги, железная дорога пролегла именно там, где она сегодня и проходит, и кроме того, было определено оптимальное местоположение будущего железнодорожного моста через Томь.

Строительные работы на этом участке начались летом 1893 г. , а уже в феврале 1897 г. открылось временное движение от Оби до Красноярска, в следующем году по Средне-Сибирской магистрали началось регулярное движение поездов. Надо сказать, что состав строителей был достаточно пестрый, вплоть до заключенных. И само собой разумеется, местное население приняло активнейшее участие в строительстве. Мужики из Поломошного, Талой, Старой Юрги, из калмацких сел на Искитиме получили постоянную работу на несколько лет. Как грибы росли железнодорожные блок-посты и будки. Не успели еще вполне сформироваться первые отряды рабочего класса, занятого на стройке, как уже разгорелись старейшие классовые конфликты на экономической почве. Уже в мае – первой половине июня 1893 г. полторы тысячи землекопов, работавших у подрядчика Табурно в районе Проскоково –Поломошная, стали уходить по 20-30 человек в Томск с жалобами на плохое питание и невыдачу денег. И, надо сказать, первоначально их снабжение было улучшено, но все последующие выступления железнодорожных строителей оказались менее успешными.

Особую роль, как и везде, играла торговля хлебом. В связи с прибытием все новых и новых переселенцев и расширением вследствие этого посевных площадей неуклонно возрастал и сбор зерновых. Осенью, когда заканчивалась уборка урожая, деревни вдоль Транссиба буквально наводнялись агентами хлеботорговцев. Крестьяне, нуждавшиеся в деньгах, продавали им хлеб за полцены.

Краевед В. Микриков, много занимавшийся историей Яшкинского района, отмечал, что «после 1910 года сельское хозяйство вставало на капиталистический путь развития. На базарах и ярмарках в Паче, Поломошном появилось много хлеба, мяса, меда, масла. Торговый центр из Пачи, в основном, перемещается в Поломошное, ближе к железной дороге». В связи с этим с 1911 г. в Поломошном начинает регулярно проводиться двухнедельная Никольская ярмарка.

В течение многих лет после официального ввода в эксплуатацию Сибирской железной дороги продолжались работы по её дальнейшему обустройству и развитию. Рядом с железнодорожным полотном вырастали пристанционные поселения, депо и другие производственные сооружения. Появились даже своеобразные «базы отдыха» железнодорожников.

Работы по обустройству территории, прилегающей к магистрали в районе Старой Юрги, привели, как известно, к созданию здесь железнодорожной станции или, скорее, полустанка Юрга (впоследствии – Юрга-I) и пристанционного поселка. Когда же произошло столь знаменательное событие? В литературе встречается достаточно спорное утверждение, что Юрга «возникла как железнодорожная станция в конце XIX века». Другие авторы относят появление станции и поселка к 1913 г. , имея в виду, скорее всего, начало строительства Кузбасской железнодорожной ветки и закладку нового вокзала в Юрге. Как бы там ни было, наиболее употребляемая на сегодня дата – 1906 год. Но эта дата, как и все предыдущие, позаимствована опять же из материалов переписи 1926 г. Вывод здесь может быть только один: необходимо уточнение даты основания станции Юрга по архивным материалам.

Впрочем, существует хорошо знакомая юргинцам фотография пристанционного поселка Юрга, датируемая началом XX века. Касаясь истории её появления, журналистка Н. Сенн писала, что «фотография была сделана примерно в 1907 году (по другим данным – в 1914 г. )Снимок этот хранился у военного человека, который со временем перебрался в Алтайский край, в город Барнаул. Его сыну тогда было шесть лет. И уже шестидесятилетним человеком он привез это фото в Юргу и передал в архив».

Годы становления железнодорожной станции Юрга совпали с проведением Столыпинской реформы и подъемом переселенческого движения в Сибирь. Большое количество переселенцев оседало в непосредственной близости от железной дороги. В качестве примера отметим появление рядом с Юргой небольшой живописной деревеньки под названием Сар-Саз, что в переводе с татарского означает «желтое болото». Название это становится понятным, если учесть, что деревушка расположилась прямо в долине речки Юргинки (это можно утверждать, основываясь на одном из толкований гидронима «Юрга»). Сар-Саз был основан в 1908-1909 г. г. группой уфимских татар-переселенцев. Л. А. Карамышева, много занимавшаяся историей Юргинского района, писала, что в дореволюционный период «население села занималось земледелием и животноводством, а зимой – охотой. Землю обрабатывали деревянной сохой. Урожай убирали вручную серпами. Молотили деревянными палками (собагач). Сено косили вручную косами, копнили деревянными вилами. Около пруда построили водяную мельницу. Приходилось стоять несколько дней в очереди, чтобы смолоть пшеницу на муку. Мельница принадлежала середняку Г. Халимову, за что тот и был в свое время раскулачен, а потом сослан в Болотнинский район». Так появились и жили первые татары на территории Юрги.

Следующий этап – 19 октября 1912 г. – прокладка ветки на Кольчугино с ответвлением на Кемерово. Угольный поток из Кузбасса должен был хлынуть на Транссиб, и Юрга в этом случае становилась транспортными воротами Кузбасса. В 1913 году началась стройка 186-верстной дороги от Юрги до Кольчугина с веткой от станции Топки до Кемерова. В сентябре 1915 года началось временное грузовое движение, а в декабре временное пассажирское сообщение от Кольчугина и Кемерова. В эти годы в Юргу хлынул поток людей, поэтому Юрга особенно быстро расширялась. По обе стороны железнодорожного полотна строились деревянные дома, многие из которых сохранились до наших дней и даже представляют историческую ценность.

Примерно с 1913 г. , в связи с изменением роли и значения железнодорожной станции Юрга, здесь начали останавливаться пассажирские поезда. В эти же годы на станции появилось железнодорожное депо. Численность рабочих значительно увеличилась.

Советское время

Революция!. Вскоре, в январе 1918 года, был создан первый Совдеп. Его председателем выбрали А. Г. Говорова. Политическая активность людей, проживавших на территории Юрги, постепенно сдвигалась с нулевой отметки вверх. Но все-таки следует признать, что в истории гражданской войны в Кузбассе много белых пятен, а воспоминания её участников зачастую субъективны, противоречивы и неполны. Для установления истины необходимы критический подход и сопоставление всех точек зрения. Влияние политики всегда является одним из важных моментов развития страны и её отдельных городов, поэтому следует рассказать еще об одном событии – создании первой политической ячейки. В некоторых источниках говорится, что она появилась в январе 1920 года. Также Юрга, по данным демографической переписи 1920 г. , представляла собой в ту пору довольно небольшой пристанционный поселок, имевший статус волостного центра. На самой станции проживало 1690 человек и насчитывалось 293 двора. В соседней Старой Юрге числилось 33 двора и 204 жителя. Одной из важнейших задач Советской власти являлось успешное проведение продразверстки, но крестьянство к тому времени уже накопило усталость от такой политики, поэтому с 8 по 28 ноября 1920 года продразверстка была проведена. В результате было зарегистрировано 22 ячейки во всех крупных селах.

В середине двадцатых годов начались очередные административно-территориальные преобразования. Что же представляла Юрга в результате этих преобразований в тридцатые годы перед войной? По данным учета объектов обложения, в Юрге тридцатых годов проживало 1149 человек, имелось два предприятия: паровая мельница, находившаяся в ведении Сибулона (Сибирского управления лагерей особого назначения) и производившая муку, и небольшой гончарный заводик, принадлежавший местной артели инвалидов. Также на железнодорожной станции Юрга-I имелось свое учреждение научно-исследовательского профиля – метеорологическая станция КРАЙЗУ.

Приближались годы войны. Кстати, на картах, составленных небезызвестным обществом «Мемориал», Юрга числилась пересыльным пунктом и местом расстрелов во второй половине тридцатых годов.

Военное время

Наступил роковой 1941 год! Именно в этом году началась закладка основного предприятия города – Юргинского машиностроительного завода. Материальной основой для закладки Юргинского машзавода послужили станки и оборудование, поступившие в 1941 году из Ленинграда и Краматорска. 27 декабря прибыл последний эшелон из Краматорска. А 28 декабря в Юргу приехала группа руководящих работников Ленинградского металлического завода. Срочно строилось здание завода. Сроки были очень малы, поэтому к строительству привлекались и заключенные (в окрестностях Юрги, в районе было немало ГУЛАГов, так как в годы ежовщины район был местом ссылки репрессированных по политическим статьям). Также привлекали к строительным работам и военнопленных, и прибывших по распределению людей. Эвакуированные семьи некуда было селить, поэтому люди сами выбирали место и строили себе землянки. Чаще всего этим местом становился лог Бурлачиха (до войны этот лог назывался несколько иначе: по данным Н. Е. Гладкова, «там, где сейчас водная станция, был хутор Бурлиха. Лог Бурлиха был назван так из-за бурного потока по нему вешних вод. И только в годы войны это название трансформировалось, благодаря эвакуированным жителям, в лог Бурлачиха»). О том, как и где жили юргинцы военных лет, мне рассказала Зайковская Ольга Романовна, член немецкого общества: «С 1942 года всех немцев отправляли в Сибирь – это были первые поселения Мои родители приехали в Юргу в 1946 году. До приезда в Юргу моя мама жила сначала в Шапитовке (до 14 лет), потом, в 1939 году, через их село прошла граница, поэтому часть родственников оказалась в Польше (их в дальнейшем отправили в Германию), а другие – в России. Всю мамину семью отправили в Доннбас, но скоро пришли немцы, и ее отца забрали на фронт, откуда он не вернулся. В то же время всю семью отправили в Польшу, где они жили и работали на хозяина (работали все, даже дети. Не работали только самые маленькие: дети 5 и 2 лет). Питались все очень плохо, то есть только тем, что приносили с полей. Семья моего отца была вывезена из Житомера в 1924 году. В 1942 году его и бабушку отвезли в Германию. (Папину сестру отправили в Архангельск, где она потом и умерла. Моего деда (отца папы) расстреляли в 1939 году. Дедушку звали Рейнгольд, кроме этого я ничего о нем не знаю. ) Папу отправили в Тювингию. Там он учился и работал конюхом на хозяина. Бабушка тоже работала на хозяина в хлебопекарной. Жили они в разных местах. Моему папе было тогда 16 лет. В 1945 году он был призван в «учебку». К ученикам в этом заведении относились очень жестоко, поэтому однажды мой отец сбежал оттуда вместе с другом во Францию, в Лион, где находились до конца войны. По окончании войны папу вывезли в Брест. Там же оказалась моя мама: ее вывезли из Польши. После войны Брест был чем-то вроде эвакопункта, где распределяли людей. Мои родители попали в один эшелон, там они встретились и познакомились. В Юргу они приехали в декабре 1946 года; все вещи, которые они привезли, были летние, в то время, как на улице был мороз –50 (C; поэтому все платья приезжие меняли на лоскуты и подшитые валенки, картофельную кожуру. Высадили их в районе нынешнего машзавода. Там был приготовлен лес. Из этого леса люди сколачивали бараки на снегу. Моего отца, ему было 20 лет, назначили бригадиром, поэтому он стал руководить немцами. Вообще немцев, которые приехали, не брали на завод. Все руководители были русскими, а остальные направлялись в строительные бригады: мой отец был бригадиром, мать – каменщиком, затем дорожным рабочим. Потом начали образовываться управления: СУ-1, СУ-2, СУ-3, СУ-4. Папу определили в СУ-1, а маму перевели в СУ-4 (Управление организацией). Недалеко от бараков было кладбище. Сейчас – это территория мичуринских возле ЮМЗ. На этом кладбище хоронили тех, кто умер от тифа. Умерших хоронили только ночью. Даже если человек умирал днем, то его просто убирали за барак. Когда там накапливалось несколько трупов, рыли братские могилы и хоронили их. Также там хоронили военнопленных. Вообще немцы селились в районе «Бурлачиха». Его так называли, потому что он располагался вдоль реки Бурлачиха. Они там рыли землянки, собирали глазки от картошки, заводили огороды Пережив тяжелую зиму 1946, мои родители получили весной, как мы его называли, бункер. Ранее в нем жили военнопленные немцы. Бункер был под землей (засыпан сверху огромным валом земли) и были маленькие окошки 15*15 см. Когда военнопленных оттуда выселили, бункер дали моему отцу как бригадиру. Вся наша семья там поселилась. Тогда же мои родители поженились (маме было 18, папе – 22). В бункере было три камеры: одну занимали мои родители, другую – бабушка с тетей Леной и Александром, и третью – мамин брат с женой, вывезенной из Рязани (они также познакомились в эшелоне). У них уже родился сын, который жил вместе с ними. Ещё было 3 кладовки. Одна кладовка была занята, а две другие – свободны, поэтому мы там играли. Родители откопали землю, и окошечки стали побольше (примерно 20*30 см. ). В этом бараке родились мои первые брат и сестра, которые не смогли вынести такого микроклимата: топили 3 печки – одна в длинном коридоре и две в камерах, но тепла не хватало – было очень холодно и сыро (когда было теплее, вода бежала по стенам). Летом на стенах была плесень, зимой – лед. Там и умерли мои старший брат Виктор (1949) и старшая сестра Валентина (1948). Когда двое детей умерло, мои родители задумались. Вскоре мама была беременна мною, поэтому папа сам построил насыпной дом чуть выше в сторону ЮЖБК. Там тоже были немецкие поселения. У нас был насыпной дом: кухня, комнатка и спальня, небольшая верандочка. Дом был шикарный. Когда я родилась, то год прожила в бункере, а затем мы переехали в этот дом. Кстати, вся мебель в этом доме была сделана его руками. У нас был комод, диван, потом мы купили железную кровать, сделали буфет. Мама пыталась украсить его кружевом, красиво поставить посуду. Прожили мы в доме 6 лет, до 1958 года. Дом этот находился на улице Сибирской, и сожгли его лет 10 назад. А до этого времени в нем жили люди, потому что мы купили дом на улице Никитина и переехали. Как раз тогда стали появляться первые панельные дома. В них жили немцы. Потом строились двухэтажные дома, в них заселялись рабочие машзавода. Постепенно дома на 40 домиков опустели.

В то время вся семья была под контролем. Вообще все немцы, репрессированные находились под контролем (наблюдением). Все немцы, прибывшие в Юргу, ходили в спецкомендатуру отмечаться и жили в отдельных спецпоселениях. Я родилась в 1951 году и сразу была записана переселенкой. Соответственно я тоже должна была ходить отмечаться. Ходили мы в сторону нынешнего базара возле Бурлачихи. Район возле этого озера называли "квартал М". Летом там купались дети. Купание в этом месте было запрещено, но все равно детей было много.

Вскоре стали давать новые комнаты, и моей тете дали комнату, как тогда говорили, ВСО (военно-строительный отряд, сейчас 40 домиков). К ней мы ходили через кладбище. Кладбище было большим, кресты – огромны. Сейчас в память о людях, похороненных там, поставлен памятник. Инициатором этого был сэр Иосиф, сейчас – гражданин Германии.

Что касается моего воспитания, то могу сказать, что меня воспитывала бабушка. Мой отец потерялся с бабушкой в Германии, и в 1951 году он подал во Всесоюзный розыск. Ее нашли в Душанбе. Она меня воспитывала, не понимая по-русски, поэтому в детстве я говорила по-немецки лучше, чем по-русски. О родителях могу сказать, что у папы была всего одна запись в трудовой книжке. Он был дважды посвящен в почетных граждан г. Юрги, причем в разное время.

Говоря о праздниках, расскажу о двух днях, которых мы с нетерпением ждали. Это были пасха и рождество по немецкому календарю, конечно. Афишировать эти праздники было нельзя. Поэтому ночью на рождество (с 24 на 25 число) мы собирались всей семьей, дарили подарки и потихоньку пели песни». Вот такой была жизнь немцев в Юрге в военные и послевоенные годы.

В дальнейшем число немцев не уменьшалось, поэтому в конце восьмидесятых появилось немецкое общество, которое существует и поныне. Много раз оно меняло свое название. Сейчас в Юрге три общества (в 1999 году произошло разделение общества на две части, а в 2003 году появилось третье). Все немецкие автономии имеют разные названия: “Общество немцев «Видергебурт»” (в переводе с немецкого означает возрождение) – самое крупное; второе, также созданное в 1999 году – «Центр немецкой культуры». Эти два общества работают сообща: у них существует воскресная школа, клуб для пожилых людей и молодежи. Также члены общества занимаются изучением традиций и обычаев, языка и культуры, а молодежь отдыхает в лингвистических лагерях. И третье общество, созданное в 2003 году – “Немецкий культурный центр «Отчизна»”. В перспективе – объединение всех трех обществ в одно, но на данный момент их три. Вообще все общественные объединения Юрги можно разделить на три группы: национальные, религиозно-национальные и религиозные. Так вот немецкие общества относятся к национальным. К религиозно-национальным можно отнести татарскую общину, иудейскую религиозную организацию, еврейскую общину и духовное управление мусульман. Начнем, пожалуй, с самого «пожилого» общества – татарской общины.

Религиозно-национальные общества

Томские татары называют свои селения улусами. В качестве жилищ в XVII веке бытовали землянки. Срубные жилища в XVII-XVIII веках были низкие, имели небольшие двери. Центральное место в обстановке большинства жилищ занимали нары, покрытые коврами, уставленные по краям сундуками и постельными принадлежностями. Нары заменяли всю необходимую мебель. В Юрге первым поселением татар был поселок Сар-Саз, о котором говорилось ранее.

Одежда мусульман так же как и у других делится на мужскую и женскую, повседневную и праздничную. Самыми популярными для изготовления повседневной одежды были недорогие хлопчатобумажные ткани. Для праздничного костюма выбирали среднеазиатский шелк, парчу и бархат. Для украшения одежды используется тесьма, ленты, шелковые шнурки, бисер. Детская одежда повторяет взрослую, но имеет свои элементы. В дни религиозных праздников женщины надевали распашной халат – чапан, шитый из шелка. Покрой был туникообразный с боковыми клиньями, с прямым длинным рукавом. Мужская одежда татар гораздо скромнее женской, но мало чем отличается по крою. В мужском костюме присутствует косоворотка кудмек и штаны нижние и верхние. Мужской головной убор – тюбетейка. Праздничные тюбетейки отличаются роскошной вышивкой бисером.

Мусульманские праздники – неотделимая часть исламских обрядов. У мусульманских праздников нет определенного месяца или времени года. Они могут быть зимой или летом, весной или осенью. Например, Новый год – месяц мухамар, может быть в любое время года. Праздник Ураза-байрам отмечается в месяц рамазан (в этом году его отмечали 14 ноября), Курбан-байрам – в месяц шавваль (обычно он совпадает с пасхой) и Сабан-Туй – праздник плуга (в этом году он проходил 20 июня). Все торжества, имеющие отношение к Исламу, отмечаются по мусульманскому лунному календарю.

Пытаясь понять татарские обряды и обычаи, я обратилась к Терещенко Рашиде Низамовне, она мне рассказала о татарском обществе, его целях и задачах, а также многое другое: « Сама я приезжая, но знаю, что общество сформировалось в конце восьмидесятых – начале девяностых. Изначально татары жили в деревне Сар-Саз, сейчас, с 2003 года, там открыта мечеть. Вообще культура расселения татар очень запутана, но все-таки в Юрге расположен крупнейший центр татарской культуры во всем Кузбассе, чему мы очень рады (подробно о расселении татар можно узнать у Файзулиной Галии Рашидовны, так как она руководила исследованиями, и они выиграли конкурс, отправив результаты в Москву). Я приехала в Юргу в 1992 году, с тех пор я активно участвую в проведении все праздников. На данный момент мы добились определенных результатов: впервые за всю историю в окрестностях Юрги в 2003 году был проведен областной праздник Сабан-Туй. В этом грандиозном празднике приняли участие делегации из 20 территорий Кемеровской области. Прежде всего мы уделяем внимание религии и культуре. Сейчас я не являюсь председателем татарской общины, но все равно все собрания и праздники проходят у меня в кафе. Раньше, когда я руководила общиной, для меня стояли на первом месте этические проблемы, развитие культуры, сохранение обычаев и объединение наций. Мы делаем все возможное для этого. Также мы отмечаем Курбан-байрам и Ураза-байрам, проводим дни национальной кухни, что способствует объединению. Вообще обычаи схожи с русскими: мы также отмечаем рождение и свадьбу, и многие другие важные моменты нашей жизни. Самым первым названием нашего общества было «Дуслык», наш ансамбль назывался также. Сейчас татарской общины как таковой не существует (официально), потому что возникли разногласия с администрацией города, занимающейся национальными объединениями. Но мы решили объединиться с еврейской и немецкой общинами, и официально зарегистрированы как “Кемеровский региональный центр духовного и физического возрождения «Древо жизни»”. Теперь все праздники мы отмечаем вместе. Предполагаем, что вскоре будем проводить декадники национальных культур, где будут обращать большее внимание на религию, культуру и кухню. Ну а пока у нас есть воскресная школа, где занимаются дети; «Театр для всех», где работают со всеми категориями людей; «Дни семьи», в которых участвуют национальные и многонациональные семьи. Статистику мы не ведем. В основном все люди, состоящие в нашем обществе – творческие, поэтому нам всегда весело и интересно вместе».

Помимо слов Рашиды Низамовны, я нашла достаточно интересные данные об обрядах татар: одним из мусульманских праздников является Ураза. Это праздник очищения – пост. Он длится тридцать дней. Как родится месяц Рамазан, так и начинается пост. Когда приходит следующий месяц шавваль, Ураза щаканчивается. Так посредством поста в месяц рамазан, мусульмане искупают свои грехи, совершенные в течение года. Через два месяца и десять дней после Уразы наступает праздник жертвоприношения – Курбан-байрам. В эти дни обязательно едят барана. Особенно интересным обрядом является свадьба. Сначала происходит сватовство. Во время сватовства жених с невестой не сидят за столом, а находятся в другой комнате. Затем старики дарят молодым подарки. Это венчание называется Никах. Назначается день свадьбы. Символ свадьбы – чак-чак, который можно сравнить с русскими блинами. Вечером перед свадьбой родня с обеих сторон стряпают чак-чак. Свадьбу играют два дня. Также особое место в жизни татар занимает рождение ребенка. Это праздничное событие. Раньше роды принимали на дому, сейчас это не соблюдается. Сразу же после родов мужчины совершали священное омовение: родившемуся ребенку мазали губы смесью масла и меда. Иногда накидывали на мальчика рубаху отца, на девочку – платье матери. Считается, что это помогает в будущем стать богатым и счастливым. В день рождения старались не показывать младенца посторонним людям, боясь сглаза. Некоторые не пускали к новорожденному даже родственников в течение сорока дней. В семье воцаряла торжественная праздничная атмосфера. Затем совершается обряд перекладывания ребенка в колыбель, но этот обряд и раньше соблюдался не во всех семьях, а сейчас и подавно. Этим праздником заканчивался цикл обрядов, связанных с рождением ребенка. Обычая отмечать дни рождения по годам у татар не было, но все-таки многие из юргинских татар это делают. От погребального, последнего в жизни каждого, обряда осталась только вторая часть: поминки проходят на третий день после смерти, также на седьмой, сороковой и пятьдесят второй дни в годовщину смерти. Таковы обычаи местных, юргинских татар.

Также существует «Духовное управление мусульман азиатской части России», куда входят приезжие и люди с временной пропиской. Недавно они открыли воскресную школу.

Еврейское общество

Очень активно участвуют в жизни города члены еврейской общины. Официально это объединение называется “Еврейская городская община «Шалом»”. Её председателем является Михаил Иосифович Каплан. На данный момент он находится в Израиле, поэтому поговорить с ним лично не получилось, но мне все-таки удалось узнать некоторые интересные факты. Еврейская община «Шалом» образовалась в 1999 году и вошла в состав федерации еврейских общин России. «Шалом» реализует задачи по сохранению традиций, изучению еврейских праздников, языка. Осуществляет помощь малоимущим людям. При ней работают семейный и молодежный клубы, библиотека. Община организует отдых детей в еврейских лагерях Новосибирска и Омска. «Шалом» поддерживает широкие связи с учеными и представителями религии из Израиля. На национальные праздники в Юргу приезжают раввины из Америки, Франции, Израиля. Последний раз такой приезд был весной нынешнего года. Для некоторых юргинцев это было некой экзотикой, но все же большинство не забыло предпоследнего приезда, поэтому не очень удивились. Как упоминалось ранее, сейчас еврейская община также входит в состав «Древа жизни». Из рассказа Рашиды Низамовны, стало ясно, что татары и евреи являются постоянными гостями на всех праздниках друг у друга, что еще раз доказывает стремление к объединению наций.

Также в нашем городе действует еще одно религиозно-национальное общество, которое менее активно проявляет участие в общественной жизни горожан, но все-таки существует: «Иудейская религиозная организация г. Юрга».

Последней группой общественных объединений являются религиозные.

Вознесся в небо храм святыми куполами,

Как будто человек в спасительной мольбе

Вверх устремив главу, с воздетыми руками,

Со славой на устах, о, Господи, тебе.

Войдите люди в храм, прощенья попросите.

Покайтеся в грехах, очиститесь душой.

И с верой во Христа в бессмертие шагните.

Да будет в вашем сердце и радость, и покой.

Виктор Рябовой.

11 февраля 1990 года по благословению митрополита Гедеона благочинный протоиерей Алексий Курлюта освятил закладной камень и установил крест на месте будущего храма Рождества Иоанна Предтечи. Строительством храма занимался настоятель протоиерей Владимир Андреевич Почаев. С декабря 1995 года в храме уже совершались богослужения. В ноябре 1996 года Предтеченский храм был освящен малым чином протоиереем Владимиром. С 1990 года действует воскресная школа, с 1994 года – библиотека, которой пользуются люди, имеющая также с недавнего времени страничку в еженедельной городской «Новой газете». В 2001 году настоятелем прихода назначен священник Константин Добровольский. Под его началом в привокзальной части города начато строительство нового храма в честь святых 14000 младенцев, от Ирода в Вифлиеме избиенных. Икона с частицами мощей святых младенцев, а также обновляющая икона Божией матери «Тихвинская» являются святынями храма Рождества Иоанна Предтечи. 14 октября 2003 года отмечено знаменательным событием в жизни православной общины города – храм был освящен Архиепископом Кемеровским и Новокузнецким Софронием.

Официально же православная община называется так: «Приход церкви Рождества Иоанна Предтечи г. Юрга Кемеровской и Новокузнецкой епархии русской православной церкви». Руководителем является благочинный церквей юргинского округа протоиерей Константин (в миру Добровольский). И, как уже было сказано, они действуют сообща с общиной «Приход мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлиеме избиенных от г. Юрги Кемеровской и Новокузнецкой епархии русской православной церкви».

Также в городе есть “Церковь христианства веры иевангилиевской «Источник спасения»” и “ Церковь иевангилиевского христианства в духе Апостола «Живая вода»”. Раньше такие общества называли «пятидесятники», из чего становятся понятными цели и задачи этих обществ.

И последней религиозной общиной является «Приход Святого Духа «Римская католическая церковь» в г. Юрга Кемеровской области». Это общество недавно построило здание в районе «43 домика».

В моей работе перечислены основные организации, которые официально зарегистрированы к настоящему моменту (в июне 2003 года был создан отдел по работе с политическими партиями и общественными объединениями: руководителем отдела является Боровик Г. В. , его заместитель – Евдокимов А. Г. – где хранятся все официальные записи общественных объединений), но в городе существует также множество незарегестрированных обществ, которые я просто не затрагиваю, из чего можно сделать вывод, что Юрга – многонациональный город, имеющий огромное значение в сохранении и развитии древних народов и культур.

И все-таки, кто же ещё есть в нашем городе? Увеличилось или уменьшилось количество людей в Юрге? На эти и многие другие вопросы мне помогли ответить в ЗАГСе и администрации города.

По данным переписей 1959, 1970, 1979 и 1989 годов, в Юрге было

Национальность 1959 г. 1970г. 1979 г. 1989 г.

Русские 38654 54853 68661 84924

Украинцы 896 1064 1228 1502

Белорусы 480 493 539

Мордва 147 207 214 220

Татары 1631 1919 2241 2553

Удмурты 65 61

Чуваши 57 109 131 148

Алтайцы 2 2 2

Евреи 61 59

Шорцы 4 6 18 57

Немцы 4211 2954 2971 2955

Прочие 954 498 486 892

Всего 46556 62092 76571 93911

За последние 50 лет численность города увеличилась. Основной причиной роста численности населения является миграция. Большинство людей приехали в город по распределению после окончания высших учебных заведений, другие – воссоединились с родственниками (это огромная радость для тех, кто потерялся в военные годы, а также давно искал друг друга). Коренные народы и представители различных национальностей тоже объединяются для сохранения традиций и обычаев, что также увеличивает количество людей в нашем городе. Если рассматривать каждую национальность отдельно, то можно сказать, что численность стабильно увеличивается среди русских (в тысячах), украинцев и татар (в сотнях), белорусов, мордвы, чувашей и шорцев (в единицах). Однако не все национальности укрепляют свое положение в Юрге: например, алтайцы исчезли в результате естественной смерти. Некоторые народы по этой же причине незначительно уменьшают свою численность: удмурты и евреи. Численность немцев уменьшается за счет возвращения людей на родину и получения ими гражданства в Германии.

Так как итоги переписи 2002 года нашего города еще не известны, то в моей работе нет анализа численности населения за последнее десятилетие.

В моей работе отражены результаты исследования особенностей большинства национальностей нашего города, виды национальных объединений, их цели и задачи, а также традиции и обычаи, которые они хранят. Выявлены причины увеличения или уменьшения численности каких-либо народов. Представлен национальный состав города по десятилетиям, кроме последнего по указанной выше причине, начиная с 1959 года. Эта работа помогает каждому из нас быстро и просто изучить малоизвестные факты, сравнить историю всех обществ одновременно.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)