История памятных мест станицы Ленинградской (Уманской)
Над степной рекой Сосыкой,
Где открыт простор Ветрам,
Смотрит солнце яснолико
На станичный божий храм.
Здесь когда - то на приволье
Вольных вод откинув синь,
Казаки облюбовали:
<<Добре мисто пид курень!>>
Помолившись, предки наши Распахали ковыли. С тех времён её нет краше
Обетованной земли.
С той поры в степи кубанской
Засияли всходы ржи,
Расцвели сады, как в сказке,
Хаты выросли в глуши!
Не крутым был дом казацкий-
В ход шли глина, камыши. Ныне ж гордость Ленинградской- Голубые этажи!
Строим выше! Глубже пашем!
Не скудеем добротой.
На щите станицы нашей
Хлебный колос золотой!
Пусть и впредь же величаво Всходит солнце по утрам Золотистыми лучами
Освещая новый храм!
Николай Залата.
Знание родного края - наша сила и величие Родины.
Ф. А. ЩербинаТема, заявленная в качестве исследовательской работы, сегодня представляет определённый интерес.
Историю страны невозможно изучить не зная истории отдельных её регионов. Через познание малой родины человек осознаёт сопричастность к стране, к её прошлому, настоящему и будущему. Часть территории, ограниченную географическими или административными границами обычно изучает краеведение. Краеведение - это то направление научно-творческой деятельности, где могут успешно работать и исследователи-любители. Историческое краеведение изучает далёкое и недавнее прошлое края, его экономическое и политическое развитие, культуру.
В своей исследовательской работе я хочу рассказать о памятных местах моей малой родины - станицы Ленинградской Краснодарского края. Станица расположена в северо-западной части Краснодарского края, в живописной степной зоне. По территории станицы протекает река Сосыка - приток реки Ея. Ея впадает в Азовское море. К северу-востоку от станицы протекает река Дон.
История станицы Ленинградской привлекательна и своим прошлым, и своим настоящим. В формировавшейся столетиями евразийской цивилизации Кубань, где и расположена станица, издавна была тем великим перекрёстком, где сходились исторические пути многих племён и народов, великих культур Востока и Запада.
Проблема упадка патриотизма в современном русском обществе встаёт перед нами во всей полноте. Воспитание молодого поколения в духе любви к Отечеству начинается с прививания уважения к истории России в общем и истории своей малой родины в частности. Популяризация отечественной исторической науки крайне важна сегодня для развития преемственности между поколениями русских людей. В процессе реализации краевой целевой программы <<70 - летие образования Краснодарского края и 215 - летия со дня освоения казаками кубанских земель>> на уроках кубановедения мы изучали памятные места станицы Ленинградской. Эта тема заинтересовала меня. Я решил узнать , какие памятные места связаны с <<родной стариной>> , а какие - с событиями 20 века.
Желание получить ответ на эти и многие другие вопросы послужило основанием для выбора данной темы: <<История памятных мест станицы Ленинградской (Уманской)>>.
Территория ст. Ленинградской в древности
Кубань издавна притягивала своей плодородной почвой, богатой флорой и фауной многие народы, в основном ведущие кочевой и полукочевой образ жизни. Этнически со времён неолита до эпохи Великого переселения народов они были индоевропейцами, и лишь с приходом гуннов началась эпоха тюрков. К сожалению, на территории ст. Ленинградской не осталось памятников древности, за исключением немногочисленных курганов. Это связано с отсутствием долговременного строительного материала. Группа курганов находится на северо-востоке и юге Ленинградского района. Один из них -
<< Луцева могила>> назван по имени бывшего владельца здешней округи - казака Луца. Другой - << Три Могилы>> относится к III веке до н. э. Курганы не исследованы. Первым известным истории племенем на севере Кубани ( т. е. в Ленинградском районе) стали киммерийцы. Они жили в X - VIII веке до н. э. и вели кочевой образ жизни. Киммерийцы хоронили своих умерших в курганах, совершали грабительские походы в Фригию, Лидию, греческие прибрежные колонии, пока не были ассимилированы скифами. В VIII веке до н. э. на территорию нашего района вторглись кочевники-скифы. Они жили на огромной территории от Кубани и Дона до Дуная. Скифы были очень воинственны и громили Мидию, Ассирию, государства передней Азии, а затем возвращались к своим кочевьям. Скифы в 514 - 512 г. до н. э. победили персидского царя, который вторгся в их земли. Они были язычниками и справляли культы под открытым небом. Раз в год скифы приносили в жертву пленников, отсекая им головы и правые руки, что соответствовало древним арийским обрядам, описанным в << Ведах>> и << Авесте>>. Скифы создали уникальную художественную культуру, так называемый << Скифский звериный стиль>>. Однако, уже к III веку н. э. их окончательно изгоняют готы. Осталась лишь малая часть этого народа, давшая начало аланам.
В VI - IV вв. до н. э. на территории района жили савроматы ( ирано-язычные кочевники, родственные скифам). Основной их рода были " амазонки" - легендарные женщины-воительницы. Плутарх считал, что их земли находились в двух днях пути к востоку от Танаиса ( Дона). В III веке до н. э. савроматы слились с родственными им сарматами. Сарматы пришли в IV веке до н. э. из Южного Приуралья. Одно из племён сарматов называлась сираками. Они и жили на территории ст. Ленинградской. Сираки поддерживали царя Понта Митридата Евпатора в его войнах с Римом. Своих умерших они хоронили в катакомбах. У них существовал культ зеркала: после смерти хозяина зеркало зашивали и бросали в могилу. При погребении сарматы совершали обряд тризны. К IV в. н. э. сарматов вытеснили гунны. Во II в. н. э. на территорию района пришли дандарии ( древнеиранское << камышовые арии). Их изгнали из пределов Боспорского царства сарматы и римские когорты. Кстати, в 46 - 49 гг. н. э. в пределах района мог находиться римский экспедиционный корпус Юлия Аквилы останавливался в трех днях пути от Танаиса.
К концу III века н. э. территория района находилась невдалеке от страны Готов ( раскинувшейся между Дунаем и Доном, << государством Германариха>>. Готы уничтожили скифов, г. Танаис, но и сами в середине IV века н. э. были изгнаны ордами гуннов. В первые века все земли нашего района находились невдалеке от Боспорского царства, вероятно, усилилась греческое культурное влияние. Район находился вблизи северной трассы Великого шёлкового пути, что также усиливало культурный облик между народами. Племена гуннов, вышедшие из глубин Азии, называли в страхе народы Европы << бичом Божьим>>. Они крушили царства и народы. Вместе с гуннами в VI веке н. э. пришли утигуры (тюрки) и вместе с родственным именем утигуров они совершали набеги на Балканы. В 558 г. н. э. их победили авары, которые позже через наши степи уходят к Дунаю. После аваров на территории района кочевали болгары. В 680 г. н. э. хан болгар Аспарух увёл часть их в Бессарабию.
С VIII века н. э. территория ст. Ленинградской входит в состав Хазарского каганата. Хазары пришли из Азии вместе с гуннами и были тюрками-кочевниками. Они к VIII веке н. э. захватывают огромные территории и создают могучую державу. Хазарию уничтожили русские дружины Святослава Игоревича в 965 г. В начале X в. н. э. через наши земли прошли племена мадьяр, идущие в Европу. Мадьяр вытеснили печенеги, а печенегов - половцы
( кочевники тюркской группы). В 1956 году в ст. Ленинградской при раскопках здания на месте настоящего центрального парка была обнаружена половецкая <<каменная баба>> - изваяние, ставившееся на курганах в ритуальных целях. Изваяние было передано в г. Ейск. Половцы хоронили в своих соплеменников преимущественно в старых курганах.
В VIII в. н. э. в наших степях появились монголо-татары. Часть половцев они уничтожили, а большинство их слилось с татарами. Татары, поделившись за века на множества племён, до XVIII в. кочевали у нас под именем ногайцев. С распадом Золотой Орды на рубеже XIV и XV в. н. э. из неё выделилась Ногайская Орда, по имени золотоордынского темника Ногая.
На территории ст. Ленинградской протекает река Сосыка, название тюркского происхождения - <<вонючая>>.
Исследуя разные источники, я делаю вывод, что территория Ленинградской станицы находилась в прошлом на пересечении важнейших дорог Евразии, по которым проходили пути миграции разных народов
Казачья старина
Станица Уманская (ныне Ленинградская) была основана выходцами из Уманского куреня Запорожского войска. В свою очередь курень в Запорожье был назван в честь г. Умань Черкассой области ( ныне республики Украины), и сёл у реки Уманки, жители которых составили его основу. В 1792-1793 гг. они прибыли на Кубань в составе Черноморского казачьего войска. По старинной запорожской традиции казаки бросили жребий, какому куреню, где иметь место. Уманцы получили её у реки Сосыка и принялись за обустройство. Уманцы основали Уманский курень, который с 1 июля 1842 г. стал называться станицей Уманской. Первым делом казаки стали строить всем миром деревянный храм. К сожалению, до наших дней он не сохранился, известно только, что находился он на Полковой площади, (раннее название Староцерковная площадь), где вели свои занятия казачьи полки.
С 1950 г. площадь называется Октябрьской. При обустройстве Октябрьской площади были найдены склепы, захоронения высокопоставленных лиц.
В начале XIX века деревянная церковь была освещена во имя трёх святителей - Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Строительство обошлось прихожанам в 11. 250 руб. серебра. Постройка церкви была наиглавнейшим делом для казаков, т. к. ни одно большое или малое событие человека, семьи или станицы не обходилось без участия церкви. Строили церковь всем миром, да << таку, якой ниде ныма>>. Первый священник - отец Фёдор Соколовский.
С 1 июля 1842 г. по 1869 г. Уманская станица становится центром Ейского округа. В станице создаются: окружное дежурство ( штаб), военно-судная комиссия, почтовое отделение.
Из казачьего населения станицы Уманской формировались 1,2,3 Уманские конные полки, а также 17 Кубанский пластуновский батальон. Уманские полки участвовали во многих войнах и имели следующие регалии:
1. Уманский полк:
1). Полковое знамя - Георгиевское. <<За отличие при покорении Западного Кавказа>>, пожалованное 20 июня 1865 года.
2). 112 Георгиевских серебряных труб << За защиту Зорского перевала 23 июня 1877 г.
3) Знаки отличия на головные уборы: << За отличие в 1854 г.>>, << За отличие при покорение Западного Кавказа в 1864 г.>>, << За героическую защиту Баязета с 6 по 28 июня 1877 г. , << За отличие в войну с Японией в 1904 - 1905 г.>>.
2. Уманский полк:
1). Знамя с надписью << За отличие в турецкую войну в 1829 г.>>.
3. Уманский полк:
1). Знамя с надписью << За отлично-усердную службу>> пожалованное 25 июня 1851 г..
1. Дмитриенко И. И. << Сборник исторических материалов по истории Кубанского казачьего войска">>т. 4 с. 279.
2. Фелицин Е. Д. , Щербина Ф. А. << Кубанское казачье войско>>. Воронеж 1888 г. с 428
Когда в 1864 году закончилась Кавказская война, многие воинские подразделения получили на хранение свои полковые знамёна. Некоторые из них поступили на хранение в станичные Кубанские церкви, что было знаком особой признательности со стороны Государя. Так, в Уманскую станичную деревянную церковь были сданы на хранение три полковых знамени. Знамёна пользовались большим уважением у станичников как атрибуты доблести, и их выносили, по крупным войсковым и церковным праздникам. При конфискации церковного имущества в 1933 г. неизвестные смелые люди смогли спасти знамёна и хранили их в тайне много лет. Это могло им стоить свободы, а то и жизни. После Великой отечественной войны знамёна были переданы на хранение в молитвенный дом ст. Ленинградской.
В справочнике по Ставропольской Епархии от 1911 года ( с 461 - 462) говорится о том, что 23 марта 1898 года деревянная церковь станицы Уманской сгорела. На станичном сборе, состоявшемся 3 мая 1898 г. был избран комитет по постройке Трёхсвятительского храма. Инициатором возведения храма являлись станичный атаман Григорий Кислый, урядники А. Дубинин, С. Костюк, казак Волошин, церковный урядник Ф. Кардаш. Одним из знаменитых личностей был в составе комитета по постройке церкви отставной генерал от кавалерии Стефан Александрович Венеровский. С. А. Венеровский - казак из дворян кавказского Линейного казачьего войска. Особо отличия в Крымскую войну. С 1878 года проживал в станице Уманской как атаман отдела. По выходу в отставку поселился насовсем как домовладелец. Имя Венеровского выгравировано в металл на медной пластине с витиевеватым текстом. Пластина эта - историческая ценность, была найдена в станице Уманской Председателем Марфо-мариинского духовно-просветительского общества милосердия Л. Д. Павлоградской. Она очистит медную пластину и увидит старинного слога текст на ней: << Во имя Отца и Сына и Святого Духа 1899 г. сентября 26 дня иждивением общества станицы Уманской, войска Кубанского, заложен сей храм во имя трёх святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, в царстве государя императора Николая II-го, при епископе Агафадоре, наказном атамане генерал-лейтенанте Малама, атамане отдела полковнике Кухаренко, станичном атамане Павлоградском, председателем комитета Венеровском, членах комитета: войсковом старшине Шрамко, священике Крутченском, казаках Волошине, М. Рева, С. Скрипка, купцах Н. Смыслове и В. Богомолове. Проектировал и строил архитектор Малама. Аминь>>. Пластинка эта - историческая ценность - и стала своеобразным ключиком для разгадки: кто они, эти российские граждане, казаки и купцы, чьи помыслы век назад были столь высоки и великородны, что заслуживают всякого внимания, равно как и понимания истекшего времени, сути благочестивого дела. Генерал Венеровский много потрудился на пользу строящейся церки: " он ездил лично в Петербург, выхлопотал для перевозки строительного материала 30 штук бесплатных и более ста штук вагонов по льготному тарифу, много хлопотал по заготовке камня в Пятигорске, по его инициативе за пожертвования построены две серебрянные ризы для местных икон.
Своим содействием по постройке церкви Венеровский принёс большую пользу, за что казаки в благодарность просили его принять на себя звание почётного казака станицы Уманской. Это была высокая честь, и её удостаивались немногие. А освящение большого каменного храма состоялось в 1906 году. Были освещены три престола - главный - во имя Святителя Николая. Церковь была огорожена железной оградой. Имела причтовой земли - 130 десятин. Располагался храм на Церковной площади ( в районе современного центрального парка). Ему принадлежал дом войскового атамана Шрамко и церковно-приходская школа. Храм обошёлся жителям станицы в 159 тыс. рублей. " По своему великолепию, обширности помещения храм станицы Уманской нисколько не уступал кафедральным соборам губернских городов, а некоторых даже лучше. В Кубанской и Тёрской областях нет ни одного храма, который бы мог соперничать с вновь выстроенным храмом станицы Уманской ". - засвидетельствуют священнослужители Ставропольской епархии. Храм был культурным и образовательным центром. Последняя дошедшая до нас
" клировая ведомость" Свято - Трёхсвятительского храма сообщает, что в 1915 году при храме были: две мужские двухклассные школы, женская одноклассная боготворительная, женская гимназия, две одноклассных школы ( мужская и женская) школы для иногородних. Отчёты подписал настоятель храма В. Г. Сперанский, выпускник Ставропольской духовной семинарии. Располагался храм на Церковной площади. Во время празднования - десятилетия Октябрьской революции, заезжий фотограф сфотографировал уникальный храм.
В годы репрессий (1934 - 1938 гг. ), обрушившихся на Уманскую, храм-красавец был разрушен. В конце XX века станичники приняли решение строить новый храм по переулку Базарному. Строительство уже начато, а пока богослужение проходит в доме бывшего священника Чернецкого, по улице Жлобы, где и находится медная пластина с фамилиями достойных людей станицы. Их нет, но о них в станице напоминают дома - памятники, взятые под охрану ЛРИКМ. На бывшем подворье генерала Венеровского купец Богомолов выстроил дом ( ныне Дом Совета ветеранов по улице Советов, а рядом - здание школы для иногородних - ныне здание музыкальной школы по улице Красной 162), эти здания соединяются подземным ходом.
На уже упомянутой нами выше пластине обозначено имя атамана Ейского отдела полковника позднее генерала-лейтенанта Александра Яковлевича Кухаренко. Сын последнего Наказного атамана, известного кубанского писателя Якова Герасимовича Кухаренко, он, по воспоминаниям М. И. Недабаевской, любил Уманскую, приобрёл в ней дом. Это его заслуга в том, чтобы управление Ейского отдела было переведено из Ейска в станицу, чтобы выгоды получала казачья Уманская. Охотно в кругу друзей читал он письма украинского Кобзаря к его отцу. Один - два раза в году созывал при управлении отделом совещания для станичных атаманов. Они проходили в здании штаба Ейского отдела Кубанского отдела казачьего войска ( ныне здание гимназии по улице Чернышевской). Станичникам запомнились его << званные вечера>>, где он любил общаться со способными, знатными казаками. А. Я. умер в чине генерала в Уманской в 1913 г. Его преемником на посту атамана Ейского отдела стал генерал Пётр Иванович Кокунько, в эмиграции - известный историограф Кубанского казачества, старинный особняк, где он проживал, до сих пор сохранился по улице Красной.
Рассказывая о Кухаренко А. Я. , нельзя не рассказать о Наказном атамане Черноморского войска, его отце, Якове Герасимовиче Кухаренко. Он был известным кубанским писателем середины XIX века, автором " Исторических записок", оригинальной пьесы " Черноморский быт". Сохранилась и переписка Якова Герасимовича с актёром Малого театра в Москве Михаилом Семёновичем Щепкиным с украинским кобзарем Тарасом Григорьевичем Шевченко. Т. Шевченко дорожил дружбой с Кухаренко. В 1847 г. написал он поэму " Солдатов колодец" с посвящением Я. Г. Кухаренко. Пять писем нашего земляка напечатано в 1897 году в журнале " Киевская старина".
" Моя резиденция в Уманской" - так писал Я. Г. Кухаренко своему другу Т. Г. Шевченко. Дом, в котором полтора века назад в течение восьми лет проживал писатель, историк, этнограф Я. Г. Кухаренко, сохранился до настоящего времени и находится по улице Красной, 154. Я пришел на встречу с домом. Надо же. Это сюда из Петербурга, Харькова, Екатеринодара, других дальних мест приезжал Яков Герасимович. Сидя, возможно, у крайнего окошка писал письма Тарасу Шевченко, Щепкину. Дом очень большой, комнаты просторные, потолки высоченные до 3,5 м, с лепными украшениями. А во дворе дома растёт старая шелковица. Толщина дерева 2 метра 75 см. " А может, под ним сам пан Кухаренко свои вирши писал и тутовниковыми сладкими ягодами лакомился?" - говорят нынешние хозяева дома. Ах, если бы дерево говорить умело! Как тут не согласиться с восточной мудростью: мир велик, что нет ничего, чего бы не было.
С историей дома, где жил Я. Г. Кухаренко, связано имя кубанского поэта, прозаика и драматурга, историка и мемуариста Василия Семёновича Мовы ( Лиманского). В станице Уманской при окружном училище для дворянских детей из казачьей среды создаётся пансион - учебное заведение, опекаемое атаманом Кубани генерал-лейтенантом Рашпилем. Я. Г. Кухаренко продаёт свой дом А. О. Бабченко - войсковому старшине, а тот, в свою очередь, соглашается продать его для размещения будущих воспитанников. В числе малолетних дворян, поступивших в пансион, был сын казака-сотника Василий Мова, который был отдан на воспитание по совету Я. Г. Кухаренко. Творчество Василия Мовы формировалось благодаря тесному общению с Я. Г. Кухаренко.
Василий Мова - значительный кубанский казачий писатель XIX столетия. Он автор произведений: пьесы << Старе гниздо, та молоди плахи>>, поэмы << В степи Твори>>, ряда стихов, публикаций. Свой богатейший литературный архив поэт оставил у атамана Ейского казачьего отдела генерал-лейтенанта П. Кокунько. В начале 1920 г. кубанское правительство поставило его во главе делегации из пяти человек по хранению войсковых регалий. После смерти В. Мовы - Лимановского, архив с его литературным наследием должен был забрать в эмиграцию П. Кокунько. Но не смог, оставил его на Кубани. Так и затерялись следы архива. А о том, что в станице жил знаменитый кубанский поэт, напоминает дом по улице Красной, 154.
Многие здания - особняки сохранились, хотя и были построены в прошлом веке. Они находятся под охраной ЛРИКМ.
Это особняк архитектора Архипенко - ул. 417 Дивизии, 26; дом по улице 417 Дивизии, 7; здание казачьей школы для девочек - ул. 417 Дивизии, 23.
Особняк купца Ставицкого - ул. Грузская, 42; особняки купцов Шпитули - ул. Жлобы, 68, 78, здание банка - ул. Кооперации, 177; особняк Макаренко - ул. Кооперации, 139; здание казачьей школы для мальчиков - ул. Кооперации, 177а; здание школы для иногородних - ул. Красная, 162; особняк Шрамко - ул. Ленина, 47; особняк сына купца Ставицкого - ул. Набережная, 88; дома - по ул. Набережной, 64, 88 а; здание начальной школы для казаков - ул. Новая, 60 б; особняк неизвестного офицера - угол улицы Чернышевской и Красноармейской; дом офицерского казачьего училища - ул. Чернышевского, 183; особняк армянского купца - ул. Чернышевского, 187; здание атамана Павлоградского Д. К. - ул. Красная, 16.
Перед празднованием 200-летия основания станицы Уманской ( Ленинградской) все эти здания в 1994 году были отреставрированы и радуют станичников своим великолепием.
Культурная жизнь станицы Уманской во II половине XIX века развивалась довольно медленно. В 80-е годы XIX века на Церковной площади было построено здание военного собрания, в котором проходили общественные мероприятия. << В 90-е годы, XIX века в просветительских целях для отвлечения людей от нужд, начинают ставиться спектакли для народа. в Уманской их инициатором был сын Я. Г. Кухаренко полковник А. Я. Кухаренко - командир 2-го льготного конного полка.
Казаки под руководством местной интеллигенции организовывали спектакли и концерты. Фотографию одного из них, на которой изображена труппа самостоятельных актёров в стилизованных запорожских костюмах можно и сегодня увидеть в экспозиции Краснодарского государственного историко-археологическогомузея-заповедника имени Е. Д. Фелицина.
В 1909 г. военное собрание переименовывается в Общественный Общесословный клуб, иначе, Народный дом. Здание принадлежало атаману и располагалось между нынешними зданиями ДЮСШ и кафе " Молодёжное". К сожалению время не сохранило этот дом. В общесословном доме продолжали ставиться спектакли и концерты. Выступали и именитые гости. Например, в 1915 г. , известный бандурист А. П. Чёрный командировался в ст. Уманскую в лагерь казаков запаса. " Здесь он регулярно и с большим успехом выступает с бандурой в Народном доме". У Антона Чёрного остались самые светлые воспоминания о встречах с любителями народных мелодий. Посетил он Уманскую вместе с другом Изотом Дибровой и в феврале 1918 года и вновь станичники восторженно встречали бандуриста.
Интересным памятным местом является здание электробиографа " Мираж" ( ныне кинотеатр " Горн" по ул. Советов, 49). Инициатором его постройки стали: купец Н. А. Смыслов и его сын, военный офицер, И. Н. Смыслов. Принимая участие в военных действиях на Кавказе И. Н. Смыслов увидел кинофильм по синематографу - который тогда только входил в культуру и быт россиян. Это и послужило толчком к созданию кинотеатра в Уманской - центре казачьего отдела.
Старый купец Смыслов поддержал смелое начинание сына и выделил средства, чтобы культурное заведение в станице отвечало эстетическим вкусам казачества, купечества и местной интеллигенции.
Внешняя лицевая часть здания, интерьер залов, в том числе и для просмотра фильмов, были изысканными. Это отметили первые посетители. Находился электробиограф << Мираж>> рядом с Народным домом. Фильмы доставлялись из Ростова, Екатеринодара, Таганрога, из-за границы. Кинокартины с участием знакомых актёров, киножурналов << Вокруг света>>, фотографии популярных артистов - вызывали неподдельный интерес у зрителей. Об электробиографе << Мираж>> заговорили в высоких кругах Екатеринодара. Ещё бы! Он был первым сельским на Кубани. Позже, в годы Советской власти, кинотеатр стал называться << Горном>>.
Рассказывая о памятных местах станицы, нельзя не сказать о Дубовой роще, которая находится на северо-восточных окраинах станицы, на берегу реки Сосыка.
Из поколения в поколения, передаётся то ли быль, то ли легенда о дубовой роще, посаженной переселенцами в Уманской в честь приезда генералиссимуса А. В. Суворова. Суворов имеет самое непосредственное отношение к формированию Черноморского казачьего войска. После шестой русско-турецкой войны граница с Османской Портой устанавливалась по реке Кубань Сюда и был направлен со своими соединениями для охраны новых рубежей и укрепления границы А. В. Суворов. Под его руководством были построены новые укрепления. Ставка А. В. Суворова находилась в Ейском укреплении, которое сооружено при непосредственном участии.
Именно великому русскому полковнику принадлежит идея переселения казаков на Кубань для охраны новой границы и освоения степного края, а значит и земель нашей станицы.
Наверное, поэтому в станице Ленинградской так бережно относятся к имени этого великого полководца. Во всяком случае, дубовая роща действительно существует на землях Ленинградского района и вот уже несколько поколений станичников твёрдо уверены в том, что эта роща действительно посажена нашими предками в честь Суворова. Своё продолжение эта уверенность нашла в том, что незадолго до празднования 200-летия станицы, в центральной части станицы, в сквере на углу улиц Набережной и Ленина, был установлен памятник генералиссимусу А. В. Суворову.
С Дубовой рощей связано и основание Уманского казачьего лагеря. В 1990 г. , под станицей Уманской, на северо-восточной окраине, где росла дубовая поросль на берегу реки Сосыка, на специальной выделенной из юртового надела земле, началось строительство казачьего учебного лагеря Ейского
отдела. В это же время продолжалась высадка дубков, которые со временем превратились в могучие дубы. Стройка лагеря велась под патронажем атамана отдела, казака станицы Каневской генерала В. И. Черника, так как он по традиции был и начальником лагерных сборов.
Черника вскоре сменил А. Я. Кухаренко. Главными планировщиками и руководителями в устройстве лагеря были подъесаул 17 Пластунского батальона Чеботаев, полковник С. И. Мазан, есаул М. И. Недбаевский. Древонасаждение вели казаки 2 Ейского и 2 Уманского полков, а также добровольные помощники из числа жителей станицы Уманской.
Лагерь казакам Ейского отдела был необходим для учебных сборов. В Уманском лагере проводились сборы небольших отрядов по родам войск. Это были теоретические занятия с офицерами, практическая стрельба, сторожевая служба в пешем и конном строю, конно-сапёрное дело и т. д. Жизнь в лагере шла по строго заведённому распорядку.
Уманский лагерь сыграл большую роль в деле воспитания казаков, обучения их военному делу. Именно в нём казачья молодёжь получала азы военной науки, с двадцатых годов лагерь активно использовался для обучения военному делу кавалеристов Красной Армии. И лишь после Великой Отечественной войны он утратил своё стратегическое значение и был расформирован. В наши дни дубовая роща, где он находился, место отдыха жителей станицы Ленинградской, и лишь окопы да воронки от снарядов напоминают нам о былых сражениях.
Листая материалы районного госархива, я с удивлением обнаружил материалы о визите Великого князя Михаила Николаевича в станицу Уманскую. Четвёртый сын императора Николая I Михаил родился 13 октября 1832 г. Пройдя обучение в военных учреждениях, князь уже в 30 лет становиться наместником Кавказа и командующим войсками Кавказского военного округа. После окончания военных действий наместник много внимания уделяет делу обустройства Кавказа и Предкавказья.
В 1867 году 18-18 мая ( по старому стилю) Великий князь посетил и станицу Уманскую. Цель визита была инспекционной, ведь только что окончилась Кавказская война, которая весьма серьёзно ударила по экономике края. Михаила Николаевича встречала депутация станичников во главе с атаманом, станичными судьями, почётными Георгиевскими кавалеристами, священнослужителями. Были построены казаки и офицеры для смотра.
Помимо казачьих офицеров присутствовали квартировавшие в ст. Уманской офицеры 74-го Ставропольского, 73-го пехотного Крымского, 155-го Кубанского полков Встречали Великого князя и представители Уманской интеллигенции. В частности, Ейский окружной коллежский асессор Мартынов Г. Г. , смотритель окружного училища коллежский асессор Приставо, и другие.
Казаки на показательных выступлениях удивили князя своим воинским искусством. В Уманской Свято-Трёхсвятительской церкви был отслужен торжественный молебен. Затем Михаил Николаевич осмотрел станичные учреждения и остался доволен увиденным.
Вечером местное офицерство и интеллигенция дали торжественный обед в честь высокого гостя. На том визит Великого князя Михаила Николаевича в Уманскую завершился. Это событие было освещено в областной кубанской прессе.
В начале XX века наблюдается рост населения станицы Уманской, появляются новые учреждения, торгово-промышленные заведения. Правительство России поручило нескольким обществам связать этот бурно развивающийся район Кубани с другими регионами. В 1911 году железнодорожное общество Ейской железной дороги открывает движение от Ейска до станции Сосыка Владикавказской железной дороги. На железнодорожной станции был построен очень красивый вокзал, к сожалению взорванный в 1942 году при отступлении советских войск.
В октябре 1917 года через железнодорожную станцию станицы Уманской транзитом из г. Петрограда в г. Ейск прошёл специальный поезд, перевозивший Петроградскую ссудную казну. Казна содержала золото в слитках, монеты, серебро, а также некоторые антикварные ценности. Например, знаменитую коллекцию монет Великого князя Георгия Михайловича, переданную владельцем Русскому музею. До музея коллекция не дошла, так как её в 1914 г. передали в Петроградскую ссудную казну. Среди нумизматического собрания Великого князя находился и знаменитый раритет-Константиновский рубль. Из г. Ейска в период гражданской войны Петроградскую ссудную казну вывезли в Королевство Сербов, Хорватов, Словенцев. Далее следы её потерялись. Но информация о Золотом транзите хранится в местном музее - ЛРИКМ.
Много памятных мест и событий связано с именем станицы Уманской. На въезде в станицу по улице Красной стоит обелиск. На нём - надпись: <<Запорожским казакам, пришедшим сюда из Умани, основавшим станицу и проложившим первую борозду по ковыльной кубанской степи два века тому назад от благодарных потомков>>.
Память о советской эпохе XX века
Тяжёлым испытанием стал XX век для жителей станицы Уманской. Гражданская война поломала судьбы многим казакам и их семьям.
После смерти А. Г. Корнилова и провала 1 Кубанского (Ледяного) похода основная часть добровольцев ушла на Дон. Но часть казаков армии Покровского осталась в ст. Уманской.
Уже к 10 марта 1918 года в данном населённом пункте насчитывалось до 50 генералов и полковников и до 200 офицеров среднего и младшего звена. Кроме того, имелось немало фронтовиков, приехавших в основном с Кавказского фронта и ещё не определившихся в своих политических пристрастиях. Казаки активно готовились к обороне против ожидаемого наступления большевиков: рыли окопы, выставляли дозоры, устанавливали орудия и пулемётные гнёзда. Красные не заставили себя долго ждать. Утром, 11 марта, по железной дороге к Уманской подъехал бронепоезд с отрядом Д. П. Жлобы. Ещё на подходе к станице в районе улицы Тоннельной из всех орудий бронированного эшелона был открыт огонь. Однако белые казаки укрепились в основном в центре, поскольку станица была большая, а ветка железной дороги подходила к окраине особого вреда артиллерийский огонь не принёс. Эффект был скорее психологический. Ведь гражданская война только начиналась, и редкие станицы испытали на себе артиллерийские обстрелы. Поэтому на часть казаков пальба из бронепоезда оказала серьёзное деморализующее влияние. Перед нападением на Уманскую Д. П. Жлоба встретился с местными большевиками во главе с батраком Арсением Жубрицким. Их ячейка была немногочисленной, но очень сплочённой. Она смогла разведать секреты, места расположения артиллерийских орудий и пулемётных гнёзд белых, а собранные разведданные довольно толково передать красным. За это спустя несколько месяцев А. Жубрицкого убили казаки Рыжиков и Белицкий. В честь А. Жубрицкого названа одна из улиц станицы.
Атака Красной Армии началась в 6 утра. Сразу же в двух местах - в двух уманских церквях забили в набат колокола, призывая казаков к сопротивлению. На Церковной площади ( ныне парк отдыха) шёл экстренный атаманский сбор, там же на подходах к ней был вырыт ряд окопов. Именно по Церковной площади красные и сосредоточили массированный артиллерийский огонь. Красные вошли в станицу с двух направлений: с востока и юго-востока.
Сопротивление белых было отчаянным. Оно длилось целый день и постепенно сформировалось два основных участка обороны: на Церковной и Староцерковной площадях. На Церковной площади Д. П. Жлобе удалось убедить казаков-фронтовиков сдать оружие. Многие из них пришли с I мировой войны уже под влиянием революционной пропаганды, однако долго сомневались, не будет ли сдача оружия предательством государственной присяги. Остался последний очаг обороны станицы Уманской- Староцерковная площадь - ныне Октябрьская, где остались около трёхсот белых казаков и офицеров. Однако и он уменьшался в размерах, пока не остался лишь один островок сопротивления: здание штаба Ейского отдела Кубанского казачьего войска ( ныне здание гимназии по улице Чернышевского, 183). Я. Саенко пишет: << Красные выкатили артиллерию на площадь и стали бить прямой наводкой по зданиям. Вскоре сопротивление белых офицеров было сломлено. В станице начались расправы красных над казаками и офицерами.
Где сегодня покоятся братские могилы погибших белогвардейцев, выяснить не удалось.
Практически все архивные данные погибли. После того, как на Староцерковной площади было сломлено сопротивление казаков, Д. П. Жлоба провозгласил в станице Уманской Советскую власть. В честь того события, улица, примыкавшая к церковной площади, была названа улицей Советов, а на здании Ленинградского районного историко-краеведческого музея (напротив церковной площади) была установлена мемориальная доска. Именем Д. П. Жлобы названа одна из улиц в центре станицы.
Советская власть продержалась в станице Уманской с 11 марта 1918 года около 4 месяцев. В последних числах июля 1918 года красные были выбиты из Уманской войсками генерала Деникина. Наступление было стремительным. Красная Армия отходила в южном направлении. Таким образом, наша станица из прифронтовой полосы оказалась в глубоком тылу белых.
На территории Кубанской области в то время была сильная инфляция. Население испытывало огромную нехватку денежных средств. В обращении их было недостаточно. Старые <<царские>> деньги пользовались большим доверием, и их старались припрятать на чёрный день. А новых << керенок>> не хватало. К тому же они обесценивались всё больше и больше.
Поэтому Кубанское Казачество приказало использовать для денежного обращения в качестве купюр пятипроцентные облигации Займа Свободы достоинством 100 рублей образца 1917 года. Их в наличии было изрядное количество. Для этого было организовано производство надпечаток Казначейства на данных облигациях.
Каков был объём эмиссии, кто делал надпечатки, в каком помещении? - выяснить, к сожалению не удалось. Уже к началу 1919 года эмиссия была прекращена, поскольку в Ростове - на Дону начался выпуск так называемых << донских >>денег. Они - то и заполнили нехватку денежной массы в обращении юга России.
Благодаря этому событию станица Уманская попала в престижные каталоги по бонистике ( науке о бумажных деньгах и суррогатах). Вот, например, два из них: П. Ф. Рябченко << Полный каталог бумажных денежных знаков и бон России, СССР и стран СНГ ) 1769 - 1994)>> - Киев 1995 г. и << Standard catalog of world paper money by Aldert Pick, Krause Publikations ( США).
Повторно. Советская власть в станице Уманской была провозглашена лишь в марте 1920 г. В августе 1920 г. Уманскую посетил будущий << всесоюзный староста>> М. И. Калинин с агитационно-инструкторским поездом ЦИК << Октябрьская революция>>, но агитация помогала мало, и казаки сопротивлялись новой власти с оружием в руках вплоть до 1933 г. В честь приезда М. И. Калинина в станице была установлена Мемориальная доска.
В 1925 году в станицу Уманскую приезжал С. М. Будённый - командир 1 Конной Армии. В станице он провёл боевую подготовку 69 кавалерийского полка. В Дубовой роще за станицей проходил смотр кавалеристов. Они участвовали в джигитовке, рубке лозы, преодолении препятствий. Позже в 1941 г. , в начале войны, С. М. Будённый приезжал в станицу Уманскую, чтобы ускорить и проконтролировать эвакуацию.
В память об этих событиях в 80-х годах XX века, в станице был установлен бюст маршалу Советского Союза С. М. Будённому.
В 1934 г. на станицу Уманскую обрушились сталинские репрессии. На Север и Казахстан было необоснованно выслано 1200 семей. В связи с переселением военнослужащих и их семей из Белорусского и Ленинградского военных округов, станицу Уманскую переименовали в Ленинградскую. ( Постановление ВЦИК от 20. 06. 1934 г. ). Так в станице появились новые жители. Это были иногородние семьи. И заселялись они в основном в центральной, и северо-восточной частях станицы, так как именно оттуда высылали наиболее зажиточные казачьи семьи. А весь край станицы от центра к югу назывался Голопузивским, так как здесь жили более бедные казаки и батраки.
30-е годы XX века вошли в историю как годы коллективизации. Крестьяне объединялись для совместного ведения крупных хозяйств. Примером умелого ведения хозяйств, при этом было немало. Один из них - тракторная бригада Ленинградской МТС А. Е. Волошина. Эта бригада в составе 10 человек за один сезон на вспашке зяби подняла 1671 гектар. Это было в четыре раза больше нормы. Это был рекорд всесоюзного значения, и все члены бригады были вызваны в г. Москву, где их наградили орденами медалями.
Мирную жизнь станичников прервала вторая мировая война. Многие станичники ушли на фронт. В память о станичниках-колхозниках на территории акционерного общества агрофирмы << Колос>> стоит обелиск << Воинам - колхозникам>>. В начале войны в дубовой роще станицы Ленинградской в течение двух месяцев формировалась 302-я стрелковая дивизия. Призывники из Ростовской, Сталинградской областей, Краснодарского и Ставропольского краёв, остатки авторот и полков, вышедшие из окружения, создавали силу, способны нанести мощный удар по врагу. 302 - я стрелковая дивизия участвовала во многих сражениях во время Великой Отечественной войны и закончила свой боевой путь в Праге. В честь Краснознамённой ордена Кутузова 302 - й стрелковой дивизии в станице Ленинградской названа одна из улиц райцентра ( бывшая Кооперативная), а в Дубовой роще установлен обелиск.
6. 08. 1942 г. - в станицу Ленинградскую вошли немецкие оккупанты и румыны. Уходя из Ленинградской, бойцы РККА сожгли архивы, взорвали телеграф, почту, железнодорожную станцию. Станице и главным её улицам вернули немцы исторические названия. Немцы вновь сформировали отделы, а бывший Ейский отдел переименовали в I Показательный Уманский. Были назначены атаманы отдела и станицы, был создан институт агрономов ( управляющих). В Уманской начала работать Тайная полевая полиция выискивая диверсантов, коммунистов и евреев. В период оккупации В Ленинградском районе действовали партизаны. Отряд из местных жителей назывался << Область Кубани>>. Небольшая подпольная организация занималась распространением сводок Совинформбюро, советских газет, листовок. К удачным акциям партизан можно отнести ликвидацию старосты, уничтожение расстрельных списков, спасение колхозного скота от вывоза в Германию и советских военнопленных у станицы Крыловской.
Тайная полевая полиция проводила политику массового террора по отношению к населению. Так 24 октября 1942 г. было расстреляно 22 человека. Всего в станице Уманской было уничтожено 47 человек. После войны в станице Ленинградской на месте бывшей Церковной площади был разбит Центральный парк. В нём был установлен обелиск << Жертвам фашизма, павшим в станице Ленинградской в период оккупации 1942-1943 гг.>> на месте гибели патриотов.
4 февраля 1943 г. части 417 - й стрелковой дивизии освободили наш районный центр от немецко-фашистских захватчиков. В честь воинов освободителей ленинградцы назвали одну из улиц станицы ( бывшую улицу Почтовую, по которой проходил Кущёвский тракт и возили почту). На центральной стороне особняка купца Богомолова находится Мемориальная доска в честь 417 Сивашской стрелковой дивизии.
Во время войны в станицу Уманскую было передислоцировано Черниговское военно-авиационное училище лётчиков. В память о лётчиках этого училища, погибших в годы войны, в станице Ленинградской установлен памятник - самолёт. Он расположен в северо-восточной части, на въезде в станицу.
В 1985 году на Октябрьской площади был установлен Мемориальный комплекс к празднованию 40-лет Победы. Здесь были перезахоронены останки наших земляков, погибших во время оккупации. На каменных плитах высечены имена воинов-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, а также воинов-интернационалистов, погибших в Афганистане, и воинов Российской Армии, погибших в Чечне. На площади горит Вечный огонь памяти и скорби.
В 1985 году к 10-ю Победы был установлен памятник маршалу Советского Союза Г. К. Жукову, который находился в сквере на пересечении улиц Красной и Ленина.
В конце XX века в станице Ленинградской были установлены памятники А. С. Пушкину, Н. В. Гоголю, бюст А. Н. Толстому.
В своей исследовательской работе я рассказал о длительном историческом пути развития станицы Ленинградской (Уманской). Это развитие при всём его экономическом и политическом разнообразии протекало в рамках единого исторического процесса, свойственного всему европейскому пространству со времён каменного века. Северные степи Кубани, частью которых позже стала и станица Уманская, издавна привлекали к себе цивилизованные народы Древнего Востока и античного мира, средневековой Европы, кочевников Азии, воинов и скотоводов, купцов и ремесленников. По территории Ленинградского района в древности прошли мощные племенные объединения, большие и малые племена. С XVI века, боясь с агрессией османской Турции и крымского ханства, народы Прикубанья устремляли свои взоры к северному соседу - России. В конце XVIII века Прикубанье вошло в состав Российской империи. Правобережье Кубани стало интенсивно заселяться черноморскими и линейными казаками. Развивалось скотоводство и земледелие, росли станицы и хутора. Освоение новых земель имело прогрессивное значение не только для Кубани, но и для России в целом.
История станицы Уманской начинается с освоения казаками степей Кубани. Так, в 1794 г. на реке Сосыка, был основан Уманский курень. Казаки занимались хозяйством, расширяли экономические и торговые связи.
С 1 июля 1842 года по 1869 год Уманская станица становится центром Ейского округа. Растёт население станицы, появляются иногородние, строятся церковь и школы, училища и больницы.
В 1916 году в станице функционировали 184 торгово-промышленных заведения, 10 хлебных ссыпок, 3 паровые вальцовые мельницы, 2 аптеки, 3 аптечных магазина, книжный магазин, электробиограф, 5 хлебопекарен, 8 столовых, 2 постоялых двора, 2 бани и др.
В станице проживало немало заслуженных воинов: Ф. Я. Гараган, полный Георгиевский кавалер; А. Бурко, Георгиевский кавалер, имевший 3 Георгиевских креста. Всего Георгиевскими крестами были награждены 19 казаков, а георгиевскими медалями - 20.
Трудным было становление Советской власти в станице Уманской. Казаки сопротивлялись новой власти с оружием в руках до 1933 года, пока Уманскую не переморили голодом и почти поголовно не выселили. Многие казаки погибли в эмиграции, а оставшиеся в станице стали налаживать новую жизнь. Так, в 1934 году, станица Уманская была переименована в станицу Ленинградскую. Благодаря самоотверженному труду, слава трактористов-волошинцев прокатилась в 1935 году по всей стране.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. тысячи наших земляков защищали Родину от врага, трудились на полях. Более 3 тысяч воинов награждены орденами и медалями за мужество и героизм, 6 из них удостоены высокого звания - Герой Советского Союза. Это - Н. Т. Воробьёв, Д. А. Лавренков, Н. А. Бельгин, М. С. Рогов, Н. А. Бокий, Г. С. Шмаровоз.
Тринадцать тружеников района - Герои Социалистического труда, из них Д. И. Гонтарь удостоен этого звания дважды. Те труженики района продолжали и преумножали славу своих предков.
В конце XX века в станице Ленинградской развивалось сельхозпроизводство, строились новые заводы по переработке сельхозпродукции, развернулось гражданское строительство.
В настоящее время станица - крупнейший производитель сельскохозяйственной и промышленной продукции, центр народной культуры.
В станице ленинградской функционируют школы, педагогический и агротехнический колледжи, филиалы Армавирского пединститута и Кубанского госуниверситета, музыкальная, художественная, спортивная школы, клубы, Дворцы культуры, музей, библиотеки.
В центре на видных местах установлены памятники и бюсты историческим личностям, писателям и полководцам. Создан мемориальный комплекс Памяти. На ряде зданий - памятные доски, свидетельствующие о важнейших героических событиях XX века.
В станице проживали писатели XIX века - Я. Г. Кухаренко, В. Мова, XX века - Б. Тумасов, Г. Радченко, А. Панфёров.
Станица Ленинградская стала неотъемлемой частью народнохозяйственной системы и культурного пространства Кубани и России.
Глубоко впитывая лучшие достижения российской экономики и культуры, станица Ленинградская, в свою очередь, вносила растущий с годами вклад в эти достижения, способствуя, дальнейшему развитию нашей великой Родины - России.
Результаты исследования : в результате проведенной работы по теме <<История памятных мест станицы Ленинградской (Уманской)>>, я смог ответить на ряд поставленных передо мной вопросов по истории моей малой родины станицы Ленинградской, а также попытался решить все задачи в ходе исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что мною самостоятельно разработаны и апробированы на практике сообщения, которые можно использовать для выступления на уроках кубановедения, классных часах и тематических вечерах (мероприятия, посвящённые 63 годовщине освобождения Ленинградского района от немецко - фашистских захватчиков - февраль 2006год, предметная неделя <<Ты, Кубань, ты наша Родина>> - декабрь 2006год, месячник военно - патриотического воспитания - февраль 2007год).
Материалы данного исследования использовались мною при разработке социального проекта <<Охрана и защита обелиска в честь основателей станицы Ленинградской>> акции <<Я - гражданин России>> с целью изучить историческую ценность памятника казачьей славы и привлечь внимание учащихся ,их родителей и жителей станицы Ленинградской к проблеме охраны и защиты исторических памятников.
В рамках социального проекта материалы данного исследования будут использованы для подготовки цикла передач <<Памятные места станицы Ленинградской>> местной телекомпанией <<Стимул>>.
Комментарии