Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Тюленев Иван Владимирович

Учащиеся нашей школы на протяжении многих лет ухаживают за сквером имени генерала армии Ивана Владимировича Тюленева. В 2002 г. поисковая группа нашей школы приняла решение собрать материал об этом человеке. С огромным трудом разыскали мемуары Тюленева «Через три войны» и «Крах операции «Эдельвейс», изданные еще в начале 70-х годов прошлого века и ставшие уже библиографической редкостью. Оказалось, что об этом замечательном человеке и блистательном полководце не написано ни одной книги, лишь несколько газетных статей, отражавших отдельные страницы жизни. Огромную помощь в сборе материала нам оказали дочь Ивана Владимировича Тюленева Наталья Ивановна Тюленева и член Всероссийского Совета ветеранов, журналист Валентин Кузьмич Саблин. Мы бесконечно благодарны этим людям. Воспоминания Натальи Ивановны Тюленевой и Валентина Кузьмича Саблина, документы, переданные нам, и мемуары Ивана Владимировича Тюленева и стали основными источником написания данной работы.

Как торжество справедливости восприняли мы выход в свет в 2005 г. первой изданной книги о знаменитом полководце - «Генерал армии Тюленев. Сборник документов и материалов», изданной Главархивом г. Москвы. Мы гордимся тем, что в книге помещена фотография некоторых членов нашей поисковой группы.

Начиная поисковую работу, мы и не предполагали насколько интересно изучать историю нашей Родины через судьбу отдельного человека. Когда в руках оказываются пожелтевшие страницы архивных материалов, старые фотографии, когда слушаешь воспоминания об исторических событиях, история словно оживает. От этого ощущения просто захватывает дух!

ТЮЛЕНЕВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ (1892-1978 гг. )

«На своем веку мне довелось знать немало людей, чьи имена вошли в историю и чьими делами можно гордиться. К таким людям относится и генерал армии Иван Владимирович Тюленев

Г. Жуков

«Слово о друге и его книге».

Иван Владимирович родился 1892 году в деревне Шатрашаны Симбирской губернии. «Семья у нас, Тюленевых, была большая: шесть человек своих ребят да четверо умершего дяди. Отцу с матерью приходилось трудиться не покладая рук, чтобы прокормить столько ртов. Лишения и невзгоды, голод и холод постоянно стучались в нашу дверь Моя мать, Агафья Максимовна, была трудолюбивая, добрая, отзывчивая к чужим горестям утра до поздней ночи хлопотала по хозяйству Отец мой, Владимир Евстигнеевич, участвовал в русско-турецкой войне. Вернулся с медалью, но я никогда не слышал, чтобы он кому-нибудь похвалился своей наградой. » - написал Иван Владимирович в своих мемуарах.

Свою трудовую деятельность он начал очень рано: начала помогал отцу плести рогожи, потом работал подмастерьем в сельской кузнице, а с конца1904 года в Симбирске чернорабочим крахмало-паточного завода «Никита Понизовкин и сыновья». Пять лет проплавал простым моряком на Каспии.

В 1913 г. Иван Тюленев был призван в армию и определен в 5-й Каргопольский драгунский полк. С 1914 по 1917 гг. участвовал в I Мировой войне в чине драгуна 5-го Каргопольского полка. За героизм награждён четырьмя георгиевскими крестами и произведен в унтер-офицеры. Выдающийся полководец К. К. Рокоссовский, служивший в годы первой мировой войны вместе с Тюленевым, написал в своих воспоминаниях: «В нашем Каргопольском полку были настоящие герои, такие, как Иван Тюленев, которые за бесстрашную удаль и необыкновенную воинскую предприимчивость получил полный бант Георгиевского кавалера. Под деревней Вулька, что в западной Польше, он принял на себя командование взводом, так как перетрусивший офицер ретировался в тыл, неожиданно увидев подразделение немецких улан. Тюленев повёл конников вперёд и в лихой сабельной схватке расправился с врагом, взяв трофеи и пленных. Отличился он и в бою под Паневежисом, когда благодаря его храбрости и находчивости была захвачена вражеская батарея ». В мемуарах Ивана Владимировича «Через три войны» тоже есть описание этого эпизода и комментарий, свидетельствующий о необычайной скромности автора: «А ведь геройства-то никакого и не было. »

Когда началась Февральская революция, Иван Владимирович находился на фронте. По призыву Временного правительства он сдал в фонд революции все свои награды.

В августе 1917 г. Тюленев был переведен в Сызрань, в запасной полк дивизии, а вскоре подал раппорт об отставке и вернулся в родную деревню. Однако мирная жизнь в стране, охваченной революцией, для деятельного И. В. Тюленева оказалась недолгой. После Октябрьской революции он принимал активное участие в формировании красногвардейских отрядов в Среднем Поволжье. В конце 1918 г. Тюленева отправили учиться в Военную академию в Москве, а в апреле 1919 г. – на фронт.

В годы Гражданской войны Иван Владимирович был Начальником разведки 1-й Конной Армии под командованием С. М. Буденного, затем командовал 2-й бригадой 4-й кавалерийской дивизии. В современной исторической науке гражданская война рассматривается как величайшая трагедия. Нет смысла искать правых и виноватых. «Красные» и «белые» по разному понимали, что есть благо для Отечества, но те и другие жертвовали жизнью во имя долга. За мужество и героизм Иван Владимирович награждён тремя орденами Боевого Красного Знамени. Маршал Советского Союза Г. К. Жуков впоследствии написал: «Три ордена Красного Знамени украсили грудь мужественного кавалериста. В то время такая высокая честь оказывалась только героям из героев».

Золотая шашка – подарок московских рабочих И. В. Тюленеву

Командиры Первой Конной армии С. К. Тимошенко, О. И. Городовиков, И. В. Тюленев, Т. Т. Шапкин, Н. И. Щелоков с С. М. Буденным и К. Е. Ворошиловым

И. В. Тюленев

1923 год

Группа командиров и комиссаров частей 10-й Майкопской дивизии. Сидят (слева направо): В. С. Голубовский, П. И. Лаухин, П. А. Белов,

Всю дальнейшую жизнь Иван Владимирович связал с армией. После учебы в Военной Академии РККА в 1924 г. его назначили командиром отдельной кавалерийской бригады Московского военного округа. Благодаря хорошим организаторским способностям, прочным теоретическим знаниям и боевому опыту И. В. Тюленев достаточно быстро продвигался по служебной лестнице. В 1925 г. он назначен командиром 14-й Майкопской дивизии, в 1927 г – командиром 2-й отдельной кавалерийской бригады Кавказской армии. В 1930 г. Ивана Владимировича перевели в Московский военный округ на должность командира 1-й отдельной особой кавалерийской бригады. В 1936 году он стал Заместителем Инспектора по кавалерии Красной Армии, а в 1938 год был назначен Командующим Закавказским Военным Округом.

Иван Владимирович избежал репрессий, хотя и над ним висел «дамоклов меч». Его обвиняли в «политической неграмотности», в общении с «врагами народа» К. И. Озолиным, К. К. Рокоссовским, Л. Г. Петровским, не всем нравилась его прямота и честность.

Среди воспоминаний Натальи Ивановны Тюленевой есть такой эпизод: «Ворошилов, хорошо знавший отца по службе в Первой Конной, вызвал его и сказал, что против него имеется уже более десяти показаний. Как быть?. Отец ответил: «Пусть будет даже сто показаний , я все равно от этого врагом не стану» Ворошилов развел руками Вскоре отца назначили в Тбилиси командующим Закавказским военным округом Что спасло Тюленева? Думаю, что все же на верху понимали – кому-то надо работать. И еще, отец никогда не рвался на чью то более высокую должность». Иван Владимирович не раз отстаивал своих подчиненных , ручался за них и, тем самым возможно, кого-то спас от репрессий.

В мае 1940 года в Красной Армии было введено звание генерал армии, следовавшее за генерал-полковником и только три военачальника были удостоены чести носить это звание: Г. К. Жуков, К. А. Мерецков, И. В. Тюленев.

Осенью 1940 г. Ивана Владимировича назначили командующим войсками Московского военного округа. Душа генерала принадлежала кавалерии, но он понимал, что в новых условиях необходимо пересмотреть многие положения военного искусства. В декабре 1940 г. на совещании высшего руководящего состава РККА И. В. Тюленев выступил с докладом «Характер современной оборонительной операции». Анализируя опыт, уже начавшейся, Второй мировой войны, в своем докладе он особое внимание уделяет использованию для обороны противотанковых, противовоздушных и артиллерийских средств обороны. Со всей присущей ему энергией Иван Владимирович занялся повышением боеготовности вверенных ему войск. Учения 1940-1941 гг. показали, что тактическая подготовка войск в Московском военном округе в целом улучшилась, стала более целеустремленной, отвечающей возросшим требованиям, обусловленным резким повышением уровня технической подготовки войск.

В качестве командующего МВО генерал армии И. В. Тюленев командовал военным парадом на Красной площади 7 ноября 1940 г и 1 мая 1941 г. На должности командующего МВО застала Ивана Владимировича война. Как представитель высшего военного руководства И. В. Тюленев имел доступ к донесениям разведки. Концентрация войск на границе вызывала тревогу, однако, по собственному его признанию заверения советского руководства, сообщения ТАСС о неукоснительном соблюдении Германией условий пакта о ненападении « привели к некоторой самоуспокоенности».

«В 3 часа ночи 22 июня меня разбудил телефонный звонок. Срочно вызвали в КремльСразу возникла мысль: «Война»- написал впоследствии в своих мемуарах «Через три войны» Иван Владимирович. Через несколько часов генерал армии Тюленев получил назначение на должность командующего войсками Южного фронта и вечером того же дня отправился на фронт. «Прибыли мы на командный пункт 24 июня, и я был страшно разочарован его неподготовленностью На командном пункте не было ни одного телефонного и телеграфного аппарата, ни одной радиостанции. Пришлось мобилизовать местные средства и с их помощью устанавливать связь с войсками, на что терялись драгоценные часы». За короткое время командующий фронтом сделал все, что мог, что бы замедлить продвижение превосходившего по силам противника. Начальник штаба Сухопутных войск Германии Гальдер написал в своём знаменитом дневнике 26 июня 1941 года: «На стороне противника, действующего на напротив группы армий «Юг», отмечается твердое и энергичное руководство». А 18 июля Гальдер, говоря о боях на этом направлении, отмечает «большое искусство, с каким противник выводит войска из окружаемых районов». Сам Иван Владимирович писал родным с фронта: «Работы очень много и я горжусь этой работой. » В конце августа 1941 года под Днепропетровском Иван Владимирович был тяжело ранен.

После лечения Иван Владимирович был направлен на Урал, формировать двадцать новых дивизий. Необходимо было за короткое время не просто сформировать дивизии, но и организовать их обучение, с тем, что бы в течение 2-х месяцев дивизии представляли собой вполне боеспособные единицы. Приказ ГКО был выполнен на месяц раньше установленного срока. 20 дивизий сформированных Тюленевым И. В. были переброшены к Москве. По словам маршала Василевского А. М. «эти дивизии сыграли решающую роль в разгроме фашистских войск под Москвой».

Мандат ГКО о полномочиях генерала армии И. В. Тюленева на формирование дивизий на территории Уральского округа.

В январе 1942 года Тюленева назначают заместителем Командующего Юго-Западным направлением. Но буквально через две недели он получил новое назначение – Командующим Закавказским Военным Округом, преобразованным вскоре в Закавказский фронт.

Летом 1942 года развернулись ожесточённые сражения на Северном Кавказе. В Директиве № 45 от 23 июля 1942 года Гитлер указывал, что ближайшая задача группы армий «А» состоит в окружении и уничтожении сил противника ушедших за Дон. Горным и егерским дивизиям предписывалось выйти на перевалы главного Кавказского хребта и через них в Закавказье. Ставка Верховного Командования приказала войскам Северо-Кавказского фронта под командованием маршала Будённого С. М и Закавказского фронта под командованием генерала Тюленева И. В. остановить врага. Войскам был зачитан приказ № 227 в котором подчёркивалась серьёзность положения на фронте. «Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге, у Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с нефтяными и другими богатствами Отступать дальше – значит загубить себя и вместе с тем нашу Родину». Иван Владимирович в своих воспоминаниях об этом периоде писал: « В тяжелую пору 1942 года, когда гитлеровские полчища ринулись к предгорьям Главного Кавказского хребта, стремясь овладеть нефтеносными источниками Грозного, Баку и через Закавказье проникнуть на Ближний Восток, перед войсками Закавказского Военного Округа, преобразованного позже в Закавказский фронт, была поставлена сложная и сугубо ответственная задача. Оказавшись в известной степени изолированным, фронт должен был организовывать боевые действия войск в условиях вражеского окружения: с севера и юга— фашистские оккупанты, с востока— Турция, Иран, со стороны Египта— фашистские войска генерала Э. Роммеля. Правда, Иран и Турция были нейтральными.

Однако это отнюдь не освобождало Закавказский фронт от надежной обороны со стороны Востока. К тому же имелись налицо факты безнаказанного нарушения турецкой границы фашистскими самолетами. Турецкое командование сосредоточило вблизи советской границы двадцать шесть дивизий. Все это свидетельствовало о том, что Турция при известных условиях может вступить в войну против Советского Союза Уже в Закавказье мне попал в руки июльский помер турецкого журнала «Бозкурт», где была опубликована карта «великой Турции» с включенными в нее Закавказьем и среднеазиатскими советскими республиками. Начав наступление на Кавказ, Гитлер рассчитывал внести раскол в семью народов Кавказа и настроить их против русского народаНо гитлеровцы просчитались. Угроза, нависшая над Кавказом, еще теснее сплотила его народы в единую братскую семью».

В августе 1942 года Закавказский фронт становится действующим. К тому времени на Кавказе сложилась тяжелая обстановка: «Наш сосед— Северо-Кавказский фронт к тому времени оказался серьезно ослабленным. Его дивизии после неудачных керченских боев сильно поредели и были очень растянуты. После падения Краснодара и Армавира на всем пространстве от рек Урух и Терек до Кубани, по сути дела, оставалась лишь небольшая группа войск генерал-лейтенанта Р. Я. Малиновского. Немцы получили возможность беспрепятственно наступать в направлениях Черкесск; Буденновск— Моздок; Буденновск— Георгиевск— Прохладный; Ворошиловск— Минеральные Воды— Пятигорск— Нальчик. Нависла угроза над богатейшими районами Северного Кавказа.

Наши войска отступали с равнинных степей Дона и Кубани к горам Кавказа. Но народ не падал духом, не терял веры в победу. Остановить врага, измотать его в оборонительных боях, выиграть время для сосредоточения резервов, а затем отбросить и разгромить— таков был приказ Родины защитникам Кавказа.

Для того чтобы выполнить эту задачу, нужно было в предельно сжатые сроки построить десятки тысяч огневых точек, ходов сообщения и траншей. Кавказский театр военных действий к началу боев не имел оборонительных сооружений, кроме устаревших и очень немногочисленных дзотов. ».

Немало страниц воспоминаний Ивана Владимировича посвящено героизму защитников Кавказа. Он приводит тысячи примеров мужества, героической самоотверженности бойцов Красной армии, гражданского населения. Есть среди них упоминания и о наших земляках: «8 августа передовые части 1-й танковой армии противника пытались с ходу форсировать реку Куму в районе Минеральных Вод, но встретили упорное сопротивление курсантов Новочеркасского училища. За два дня боев курсанты подбили 10 танков и уничтожили свыше 200 немецких автоматчиков. На этом участке враг не прошел. ».

«Курсанты Ростовского артиллерийского училища до 15 августа не давали гитлеровцам возможности форсировать реку Куму, при этом они подбили и сожгли 20 вражеских танковКубанские и донские казаки дрались с невиданным мужеством, наводили на врага ужас, обращали его в бегство». С какой теплотой вспоминает Иван Владимирович своих подчиненных! Именно им посвящены последние строки мемуаров: «За моими плечами три войны, свыше пятидесяти лет службы в рядах Советской Армии. Многое забылось за эти долгие годы, но никогда не сотрутся из памяти имена товарищей по оружию, с которыми мне довелось сражаться против врагов любимой Родины, имена тех, кто погиб, защищая наше правое дело».

А вот о собственном вкладе в великую Победу – ни слова, что еще раз подчеркивает скромность великого полководца.

После разгрома противника под Туапсе Черноморская и Северная группы войск Закавказского фронта перешли к наступательным боевым действиям.

Ожесточённые бои за Кавказ продолжались вплоть до сентября 1943 года. За оборону Кавказа Иван Владимирович был награждён орденом Кутузова I степени за номером 6.

О битве за Кавказ Иван Владимирович Тюленев написал книгу «Крах операции «Эдельвейс». В книге дана полная картина обороны Кавказа в годы Великой Отечественной войны.

В послевоенные годы Иван Владимирович продолжил службу в Министерстве Обороны в качестве генерального инспектора. Вместе с писателем С. С. Смирновым он восстановил истинную Брестскую эпопею, возвращал из забытья безвестных героев, вел интенсивную переписку с ветеранами, помогал решать жилищные проблемы инвалидов, укреплял дружбу ветеранов всех стран. Многие люди, знавшие Ивана Владимировича, вспоминают о нем с необычайной теплотой. «Есть люди, с которыми хочется увидеться не по долгу, не по обязанности, а так, по зову сердца. Встречи с ними не проходят бесследно, надолго остаются в памяти. К числу их относится Герой Советского Союза И. В. Тюленев. В нем все было привлекательно: среднего роста, коренастый, волнистые светло-каштановые волосы, добродушный и мудрый взгляд приветливых, чуть прищуренных глаз, постоянное незыблемое спокойствие , редкая наблюдательность, юмор и неизменное доброе отношение к людям независимо от их ранга и положения» - написал о своем командире ветеран Великой Отечественной войны И. Ф. Бобылев.

За заслуги перед Отечеством И. В. Тюленев был награждён множеством медалей , пятью орденами Красного Знамени, четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом Кутузова I степени, Золотой Звездой Героя Советского Союза. Правда, эту высокую награду Иван Владимирович получил лишь в 1978 г. , за пол года до смерти. Все свои награды Иван Владимирович подарил музею Закавказского военного округа в Тбилиси, а Государственному Историческому музею – золотую шашку с выгравированными сценами из жизни Первой Конной, подаренную московскими рабочими 23 февраля 1922 г.

Ивану Владимировичу Тюленину посвящена поэма Владимира Соловьёва «Долина Риони». В поэме автор рисует образ легендарного полководца:

Генерал с улыбкою лукавой,

Сквозь простодушие, искрящееся в глазах –

Седой боец, вкусивший горечь славы,

Клинком добытой, много лет назад.

На сотни вёрст кругом, по двум морям и суше

Стояли всех родов оружия полки,

Они стояли здесь – покорны и послушны

Его малейшему движению руки

И. В. Тюленев стал прототипом героя пьесы В. Соловьёва «Дни Победы»- генерала Симбирцева, впервые поставленной в 1945 г. в театре Вахтангова.

Умер Иван Владимирович в 1978 году.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 октября 1978 г. №842 «Об увековечении памяти генерала армии Тюленева» принято решение установить мемориальную доску на доме №11 по Большому Ржевскому переулку г. Москвы, где жил И. В. Тюленев и присвоить его имя одной из улиц г. Москвы.

Постановлением Ульяновского горисполкома от 23 ноября 1979 г. №1228/ 22 именем И. В. Тюленева назван проспект Заволжского района г. Ульяновска.

5 февраля 1982 г. была открыта мемориальная доска на стене дома №6 по улице Мачабели г. Тбилиси, где жил Тюленев.

В 1982 г. танкеру серии «Победа» было присвоено имя «Генерал Тюленев». Порт приписки танкера г. Новороссийск.

18 ноября 1987 решением горисполкома г. Ростова – на – Дону имя генерала армии И. В. Тюленева было присвоено скверу, расположенному на проспекте Стачки.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)