Народные промыслы России. Камнерезные и косторезные промыслы
В школе на уроках «Истоки» мы изучаем традиции нашей страны, народные промыслы. Мы часто путешествуем в край русской старины, узнаем о старинных обычаях и праздниках.
Много раз мы видели очень красивые и яркие произведения народных мастеров - расписные чашки и ложки, веселые матрешки, забавные глиняные игрушки, фигурки из кости и камня, изделия из уральских самоцветов в Нижнетагильском музее изобразительных искусств.
В музее нам рассказывал, как и из чего были сделаны те или иные предметы народного искусства. Секрет мастерства их изготовления передавался из поколения в поколение. До сих пор иногда промыслом занимаются целые семейные династия, поэтому народное искусство и промыслы живут долгие века.
Особенно нас заинтересовали народные промыслы, связанные с резьбой по камню и по кости. Якутский и чукотский косторезные мастерские, камнерезые и ювелирные мастерские Урала и в наше время производят удивительные изделия.
В ходе изучения литературы и Интернет-сайтов о художественных промыслах мы многое узнали о жизни народов, населяющих Россию.
Якутский косторезный промысел
Впервые произведения этого промысла мы увидели на выставке «Добрых рук мастерство» в музее. В витрине находились фигурки людей и животных, которые были вырезаны из кости. И непросто из кости, а из бивня мамонта, этих древних животных, которые жили миллионы лет назад.
Из книг по косторезному промыслу мы узнали, что якутская резьба по кости зародилась еще в конце 17 века. Обилие мамонтовой кости, которая прекрасно сохранилась в толще вечной мерзлоты, способствовало развитию в Якутии косторезного промысла.
Кость имеет различные оттенки – от чисто белой до почти кремовой, наиболее часто встречаются разновидности кости с теплым желтоватым оттенком. Кость пластична, сравнительно легко подается резьбе и полировке.
Как известно, верования якутов, их представления о духах, населяющих окружающий мир, препятствовали развитию изображений человека в искусстве. Изображение человеческой фигуры в якутском народном искусстве появилось лишь после прихода русского населения. Для якутского искусства характерны символические изображения - мотив коня, женской фигуры, птицы.
В далекие времена, в 18-19 веках, покупателями изделий из кости были лишь богатые люди. Они заказывали мастерам-косторезам ларцы, шкатулки, гребни из кости. Якутские мастера до конца 19 века совмещали резьбу по кости с работой в различном материале. Косторез зачастую был и искусным резчиком по дереву, порой и ювелиром, то есть мастером на все руки. Искусство резьбы передавалось от отца к сыну, из поколения в поколение.
Косторезный промысел сохранился и дошел до наших дней. Многие произведения якутских мастеров хранятся в различных музеях страны, в том числе и в нашем городе Нижнем Тагиле. На выставке «Добрых рук мастерство» мы увидели «Сервиз для кумыса». Мы были поражены тонкой ажурной резьбой двух чоронов - сосудов для кумыса, они словно были сотканы из белого кружева. Сосуды возвышались на круглом подносе из капа-корня, по краю которого шел растительный узор в виде белых костяных пластинок-вставок. А сам сосуд-чорон стоял на трех ножках в виде конских ног с копытами. Интересно было узнать, что якутские мастера нередко используют этот мотив в своих произведениях, так как конь считается у якутов почитаемым животным. Ведь в прошлом якуты были кочевыми племенами, и конь играл в их жизни важную роль.
Интересны и выразительны работы мастеров-косторезов, в которых изображаются различные сцены национальных празднеств: приготовление кумыса, угощение гостя, сцены борьбы. Нередко мастера запечатлевают национальные якутские жилища, такие как зимняя бревенчатая юрта, имеющая форму усеченной пирамиды и летняя юрта-ураса. Фигурки людей и животных, вырезанные из кости, даны в различных движениях, словно живые.
Народные промыслы Чукотки. Уэленская косторезная мастерская
Самый северо-восточный населенный пункт России – чукотский поселок Уэлен. Отсюда начинается каждый новый день. Как свидетельствуют археологические раскопки, Уэлену не менее двух тысяч лет.
В начале нашей эры здесь уже существовало большое поселение охотников на моржей, тюленей, китов. На территории чукотского района неподалеку от села Инчоун на мысе Утен находится самое большое на Чукотке моржовое лежбище.
Бивни моржей – это отросшие до невообразимых размеров зубы. Они нужны для того, чтобы пробиваться сквозь лед и отражать нападения врагов. А еще для того, чтобы не захлебнуться во время сна: цепляясь бивнями за лед, моржи удерживают голову над водой.
Характерной особенностью Чукотского района являются морской зверобойный промысел, звероводство, резьба по кости. Морские охотники на китов, моржей, нерп, лахтака являются лучшими на Чукотке.
Появление эскимосов на северо-востоке Азии уходит в глубину тысячелетий. Постепенно здесь сложилась эскимосская культура охотников на морского зверя. Система представлений чукчей и эскимосов о мире, их духовная жизнь нашли наиболее яркое выражение в народном творчестве.
В конце XIX – начале ХХ века, в результате развития на Чукотке торговли с американскими и европейскими купцами, китобоями появляется много предметов сувенирного характера, предназначавшихся для сбыта.
Вещи утилитарного назначения, чуждые быту чукчей и эскимосов (фоторамки, спичечницы, портсигары, салфеточные кольца и др. ) украшались скульптурой и гравировкой.
Для начала ХХ века характерно появление моржовых клыков с гравированными изображениями на них. Произведения 1920-х годов выполнены с сохранением традиционных художественных приемов резьбы и гравировки по кости чукчей и эскимосов, с нарастанием в них повествовательности, усложненности композиции и декоративности.
В 1931 году в Уэлене была создана стационарная косторезная мастерская, которая объединила чукотских и эскимосских мастеров-косторезов, увлеченно занимающихся скульптурой или специализирующихся на украшении кости цветной гравировкой.
Уникальная техника цветной гравировки по клыку моржа и применяется только местными косторезами.
Цветная гравировка украшает карандашницы, письменные наборы, ножи для бумаги, женские украшения, брелоки.
Уникальные гравюры повествуют об исторических событиях, о суровой жизни в тундре, современных изменениях в жизни народов Чукотки.
Новые формы жизни постепенно изменяли отношение чукчей и эскимосов к окружающей действительности, что находило отражение в изобразительном искусстве. Скульптуры, выполненные в лаконичной и выразительной манере, представляют собой многофигурные композиции, изображающие сцены из жизни народов Севера – охоту, ловлю оленей, оленьи и собачьи упряжки.
Работы талантливых мастеров резьбы глубоко индивидуальны, в них лиризм сочетается с экспрессией, традиции – с современными тенденциями развития косторезного искусства.
Изделия косторезов Уэленской косторезной мастерской «Северные» сувениры им. Вуквола по-прежнему являются уникальными и ценятся не только у нас в стране, но и за рубежом.
Сегодня художники Уэленской косторезной мастерской под руководством Валерия Ныпевеги продолжают творить чудеса. Они, как и их предшественники, создают неповторимые по своей экспрессивности произведения искусства.
Валерий Ныпевеги, обработка
Руководитель Уэленской моржового косторезной мастерской клыка
Многие талантливые мастера-косторезы Уэлена удостоены почетного звания заслуженного художника Российской Федерации и являются лауреатами Государственной премии имени И. Е. Репина.
Ювелирное дело Урала. Ювелирный завод «Ювелиры Урала»
Ювелиры Урала начали делать украшения на гранильной фабрике в г. Екатеринбурге с 1726 года. Украшения делали из драгоценных и полудрагоценных камней. На Урале было найдено более 300 месторождений различных камней: изумрудов, горного хрусталя, рубинов, яшмы, сапфиров и других камней. Из них делали браслеты, различные фигурки, брелки, пуговицы, табакерки.
Получив «вольную», ремесленники начали трудиться на дому. В одном доме делали брелоки, в другом – пасхальные яйца, в третьем – спичечницы в форме башмака. Украшения делали в первую очередь из горного хрусталя и аметиста. Также ювелиры изготавливали брошки, браслеты, бусы, сережки, запонки из горного хрусталя, аметиста, яшмы.
Сначала ремесленники делали очень красивые работы. Со временем появились крупные заказчики их работ – богатые купцы, которые продавали их изделия на больших ярмарках. Изделия ремесленников на ярмарках продавались дорого, а покупались купцами совсем дешево. Ремесленники уже не старались сделать такие красивые работы, а старались делать больше изделий, но совсем не уделяли внимание их красоте и качеству. Вскоре мастеров, которые могли сделать по-настоящему красивые вещи, почти не осталось.
Среди всех кустарных предприятий существовала одна мастерская - минералогическая мастерская при музее Уральского общества любителей естествознания.
В эту мастерскую в 1941 году во время войны в Свердловск из города Киева приехал ювелирный завод с оборудованием, материалами и рабочими. Во время войны все делали по заказу фронта - пуговицы, знаки отличия, медали, часы, ещё реставрировали посуду и украшения, испорченные во время войны.
В 50-х годах на фабрику пришло новое поколение молодых рабочих, которые получили хорошее образование и подготовку в училище. В это же время в Якутии было открыто месторождение алмазов. Вскоре на нашей фабрике тоже научились обрабатывать алмазы.
В 60-х годах на фабрике стали делать украшения из полудрагоценных уральских камней. Это принесло фабрике большой успех и популярность. Коллекция колец, сделанных на фабрике, даже завоевала первое место на международной ювелирной выставке в Италии.
В 1992 году завод был переименован в ОАО «Ювелиры Урала». На заводе появился цех, который делал украшения только для продажи за границей. Художники завода постоянно участвуют в разных международных выставках. Завод стал одним из самых больших ювелирных предприятий в России. Особым украшением изделий завода являются уральские камни-самоцветы.
Современные работы уральских ювелиров.
В ходе написании данной темы, мы поняли, что без любви к своей Родине человек не может состояться, как мастер. В произведениях камнерезного и косторезного промыслов раскрывается народная память, старинные предания, заветы предков. В них живет дыхание любимой родной земли.
Верю я неколебимо
В дедовы слова:
- Без любви к земле родимой
Нету мастерства!
Лев Сорокин.
Комментарии