Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Малые архитектурные формы и декоративная скульптура Астаны

В августе-октябре 2005 года в столице был проведен конкурс «Малые архитектурные формы и декоративная скульптура Астаны», организованный акиматом Алматинского района. Профессиональные скульпторы, архитекторы и дизайнеры представили на конкурс проекты ландшафтных объектов, призванных оживить и освежить лик столицы. В этом году многие из объектов-победителей были реализованы, и в самом центре Астаны появилось несколько художественных площадок под открытым небом.

Исполнителем проекта, а также одним из инициаторов и участников, выступила студия «ZhanART productions» и ее директор Жанат Елюбаева – в прошлом художник и менеджер авангардной галереи «Коксерек», - группы, известной своей творческой бескомпромиссностью. Будучи инсайдером в художественной среде, Ж. Елюбаева стремилась сделать это мероприятие предельно плюралистичным. Организаторы не задали жестких формальных и тематических рамок, и в конкурсе – на который было подано более 200 заявок – победили представители разных направлений. Что, кстати, вполне соответствует духу времени: ведь современный мир не знает доминирующего стиля, время «больших» эстетических систем миновало после второй мировой войны, - посему репрессия одного стиля в пользу другого - это практика неактуальная.

Конкурсный отбор проходил максимально демократично – экспертная комиссия в составе акима Астаны Умирзака Шукеева, его заместителя Марата Толибаева и главного архитектора Шокана Майтабекова определяла финалистов, не зная их имен и регалий. В результате победили как мэтры, так и неофиты, в числе коих значатся даже представители соседнего Кыргызстана.

Среди победителей, безусловно, наличествуют проекты, отличающиеся концептуальной свежестью, - и это позволяет говорить о несомненной удаче конкурса. Если и впредь центральные улицы наших городов будут заселять творения художников современного искусства - то это звучит как некий феерический идеал. Понимая это,администрация Астаны поддерживает подобные свежие инициативы.

Победившие проекты– за небольшим исключением – представляют собой попытки вывести формулу казахской национально-культурной идентичности, поиск некоего культурного первоэлемента, – но с использованием новых художественных языков. Визуальное выражение такой формулы – задача почти метафизическая, и каждый художник решает ее по-своему. И если, по словам Жанат Елюбаевой, метафорой кыргызской культурной самобытности могут служить войлочные изделия, узбекской – керамика и шелк, то для казахов такой культурной константой могут являться изделия из металла.

Действительно – тюрки еще на заре своего становления на Алтае приобрели славу знатоков выплавки металла. Проект Ж. Елюбаевой «Қыз жасауы» это трехметровые макеты ювелирных украшений XIX века, - на газонах Водно-Зеленого бульвара от площади «Ақ орда» до монумента «Астана-Байтерек» словно разбросаны серебряные украшения казахской красавицы – перстни, пуговица, браслеты (внутри последних помещена объемная карта Астаны – идея Бахыта Килибаева). Эту серию художница относит к стилю поп-арт: объекты на самом деле сделаны из пластика, – ведь сейчас из пластика сделан весь мир, это наиболее распространенный материал. Проект лишен патетизма и мифологического ореола, и вместе с тем очень позитивный.

У фасада Президент-отеля «Rixos» установлен один из самых удачных, на мой взгляд, объектов – «Археологические монеты» Нурбосына Орысулы. Это гранитный кувшин, из которого высыпаются монеты разных эпох (начиная примерно с VII в. ), найденные на территории Центральной Азии. Номинальная ценность этих дирхемов и динаров, чеканившихся в монетных дворах Хорезма и Отрара, ныне утрачена, зато многократно умножена ценность культурно-символическая. Проект реконструирует представления об исторической преемственности восточных цивилизаций. Причем реконструирует в форме чистой и лаконичной, – что собственно и называется точным высказыванием.

Перекликается с этим проектом и композиция «Кумыра» студии «ZhanART productions», расположенная на набережной реки Ак-Булак, – три огромных кувшина, полуутопленных в земле, - сосуды, словно только что обнаружены археологами. Некий клад,оставленный предками.

Возле «Столичного цирка» расположена 14-метровая башня «Зодиак» (она станет смысловой доминантой ныне возводимого обсерваторного комплекса «Заман», - проект известного архитектора Бека Ибраева). Это буквальная метафора связи времен: солнечные часы, выполненные в стиле хай-тек, с использованием современных технологий, сохраняют в своей основе древний принцип, когда время определялось тюрками по длине тени, отбрасываемой вертикальным шестом.

Серия же из 12 скульптур «Кочевники» молодых кыргызских авторов Жаныбека Баялиева и Руслана Нургазиева представляет ключевые для общетюркской культуры образы: страж, всадник с птицей, танцовщица, мудрец, баксы (шаман, играющий на кобызе) и др. Фундаментальность образов подчеркивает пластика скульптур – они напоминают обретшие объем петроглифы. Эти легкие, графичные фигуры «пронизывают» Водно-Зеленый бульвар по направлению от Байтерека к Круглой площади.

Проект Ербосына Мельдибекова – фонтан «Булақ», расположенный у Торгового дома «Есиль» по проспекту Республики. Вода здесь имеет не только декоративную функцию, но и обусловлена смыслом композиции: это родник, где остановились на водопой сайгаки. Скульптурные изображения животных нам привычны – как правило, это державные символы – барсы, беркуты. Здесь же мы видим собственно изображение уникального обитателя казахских степей, ныне почти истребленного. Впрочем, любой артефакт может быть прочтен как символ, - и сайгак воплощает свободный степной дух, ведь гордое существо не способно приносить потомство в неволе.

Скульптурная серия «Горожане», рассредоточенная в разных точках столицы, представляет своеобразные репортажи из жизни «обычных» людей. Здесь художники цитируют актуальные мировые тенденции нового – гуманистического – реализма, поэтизирующего повседневность. Девушка опаздывает на свидание, а на другой стороне улицы ее ожидает молодой человек, нетерпеливо поглядывающий на часы. Художница работает за мольбертом, велосипедист остановился взглянуть на башню Байтерека, – темой этой серии является уже не прошлое, а современность.

Самым же объемным проектом является «Галерея скульптур под открытым небом», разместившаяся в парке «Студенческий» рядом с Университетом им. Гумилева. Здесь представлены автономные объекты двенадцати авторов, среди которых как признанные – С. Смагулов, Т. Батанов, К. Ажибек, Т. Ермеков, К. Нурбатуров, М. Сыдыков, – так и перспективная молодежь. Проект демонстрирует широкий спектр стилей и творческих подходов, от реализма до абстракции и постмодернистского гротеска. Иллюстрация последнего – красная металлическая «Лошадь» Георгия Трякина-Бухарова, которая, кстати, очень полюбилась младшему поколению посетителей парка, и на ней часто «галопируют» юные всадники.

Проведенный конкурс – эксперимент, без сомнения, успешный, требующий дальнейшего развития и упрочения. Астана – город новый, становящийся, и очень важно, чтобы его облик формировали художники, мыслящие свободно и современно. Тем более что такие художники в Казахстане есть, и было бы странно не задействовать их творческую энергию. Молодая столица должна выглядеть молодо.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)